Метапредметные результаты. 1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями




Метапредметные результаты освоения основной образователь- ной программы, формируемые при изучении обществознания:

1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями

Базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки соци- альных явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации соци- альных фактов, основания для их обобщения и сравнения, кри- терии проводимого анализа;

с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюде- ниях;

предлагать критерии для выявления закономерностей и про- тиворечий;

выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении явле- ний и процессов; <…>

делать выводы с использованием дедуктивных и индуктив- ных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулиро- вать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реаль- ным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоя- тельно устанавливать искомое и данное;

формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

проводить по самостоятельно составленному плану <…> не- большое исследование по установлению особенностей объекта

 

16 Примерная рабочая программа


изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объ- ектов между собой;

оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования <…>;

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по ре- зультатам проведённого наблюдения, <…> исследования, вла- деть инструментами оценки достоверности полученных выво- дов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуа- циях, выдвигать предположения об их развитии в новых усло- виях и контекстах.

Работа с информацией:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учё- том предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпрети- ровать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опро- вергающие одну и ту же идею, версию) в различных информа-

ционных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представле- ния информации <…>;

оценивать надёжность информации по критериям, предло- женным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями

Общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;

выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

распознавать невербальные средства общения, понимать значе- ние социальных знаков, знать и распознавать предпосылки кон- фликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отно- шение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по суще- ству обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

 

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 6—9 классы 17


сопоставлять свои суждения с суждениями других участни- ков диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты выполненного <…> ис- следования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учётом за- дач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

Совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной и инди- видуальной работы при решении конкретной проблемы, обо- сновывать необходимость применения групповых форм взаимо- действия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно стро- ить действия по её достижению: распределять роли, договари- ваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готов- ность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участ- ников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсужде- ния, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);

выполнять свою часть работы, достигать качественного ре- зультата по своему направлению и координировать свои дей- ствия с другими членами команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по кри- териям, самостоятельно сформулированным участниками вза- имодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, раз- делять сферу ответственности и проявлять готовность к предо- ставлению отчёта перед группой.

 

3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями

Самоорганизация:

выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие реше- ний в группе);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом

 

18 Примерная рабочая программа


имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументи- ровать предлагаемые варианты решений;

составлять план действий (план реализации намеченного ал- горитма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;

делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль:

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлек- сии;

давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её из- менения;

учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать реше- ние к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь на- ходить позитивное в произошедшей ситуации;

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоя- тельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, воз- никших трудностей;

оценивать соответствие результата цели и условиям.

Эмоциональный интеллект:

различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций;

ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;

регулировать способ выражения эмоций.

Принятие себя и других:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;

открытость себе и другим;

осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

Предметные результаты

Предметные результаты освоения рабочей программы по предмету «Обществознание» (6—9 классы):

1) освоение и применение системы знаний о социальных свойствах человека, особенностях его взаимодействия с други- ми людьми, важности семьи как базового социального инсти- тута; характерных чертах общества; содержании и значении

 

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 6—9 классы 19


социальных норм, регулирующих общественные отношения, включая правовые нормы, регулирующие типичные для несо- вершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения (в том числе нормы гражданского, трудового и семейного пра- ва, основы налогового законодательства); процессах и явлени- ях в экономической (в области макро- и микроэкономики), со- циальной, духовной и политической сферах жизни общества; основах конституционного строя и организации государствен- ной власти в Российской Федерации, правовом статусе гражда- нина Российской Федерации (в том числе несовершеннолетне- го); системе образования в Российской Федерации; основах государственной бюджетной и денежно-кредитной, социальной политики, политики в сфере культуры и образования, противо- действии коррупции в Российской Федерации, обеспечении безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма;

2) умение характеризовать традиционные российские духов- но-нравственные ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, слу- жение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность исто- рии нашей Родины); государство как социальный институт;

3) умение приводить примеры (в том числе моделировать си- туации) деятельности людей, социальных объектов, явлений, процессов определённого типа в различных сферах обществен- ной жизни, их структурных элементов и проявлений основных функций; разного типа социальных отношений; ситуаций, ре- гулируемых различными видами социальных норм, в том чис- ле связанных с правонарушениями и наступлением юридиче- ской ответственности; связи политических потрясений и соци- ально-экономического кризиса в государстве;

4) умение классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный признак классификации) социальные объекты, явления, процессы, относящиеся к раз- личным сферам общественной жизни, их существенные при- знаки, элементы и основные функции;

5) умение сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) деятельность людей, социальные объекты, яв- ления, процессы в различных сферах общественной жизни, их элементы и основные функции;

6) умение устанавливать и объяснять взаимосвязи социаль- ных объектов, явлений, процессов в различных сферах обще-

 

20 Примерная рабочая программа


ственной жизни, их элементов и основных функций, включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства; связи политических потрясений и социально-экономических кризи- сов в государстве;

7) умение использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности, взаимосвязей явлений, про- цессов социальной действительности, в том числе для аргумен- тированного объяснения роли информации и информационных технологий в современном мире; социальной и личной значи- мости здорового образа жизни, роли непрерывного образова- ния, опасности наркомании и алкоголизма для человека и об- щества; необходимости правомерного налогового поведения, противодействия коррупции; проведения в отношении нашей страны международной политики «сдерживания»; для осмыс- ления личного социального опыта при исполнении типичных для несовершеннолетнего социальных ролей;

8) умение с опорой на обществоведческие знания, факты об- щественной жизни и личный социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и норм своё отношение к явлениям, процессам социальной действи- тельности;

9) умение решать в рамках изученного материала познава- тельные и практические задачи, отражающие выполнение ти- пичных для несовершеннолетнего социальных ролей, типичные социальные взаимодействия в различных сферах общественной жизни, в том числе процессы формирования, накопления и ин- вестирования сбережений;

10) овладение смысловым чтением текстов обществоведче- ской тематики, в том числе извлечений из Конституции Рос- сийской Федерации и других нормативных правовых актов; умение составлять на их основе план, преобразовывать тексто- вую информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему) и пре- образовывать предложенные модели в текст;

11) овладение приёмами поиска и извлечения социальной информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) по за- данной теме из различных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций средств массовой ин- формации (далее — СМИ) с соблюдением правил информаци- онной безопасности при работе в Интернете;

12) умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную инфор-

 

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 6—9 классы 21


мацию, включая экономико-статистическую, из адаптирован- ных источников (в том числе учебных материалов) и публика- ций СМИ, соотносить её с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека, личным соци- альным опытом; используя обществоведческие знания, форму- лировать выводы, подкрепляя их аргументами;

13) умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия моральным, пра- вовым и иным видам социальных норм, экономической рацио- нальности (включая вопросы, связанные с личными финанса- ми и предпринимательской деятельностью, для оценки рисков осуществления финансовых махинаций, применения недобро- совестных практик); осознание неприемлемости всех форм ан- тиобщественного поведения;

14) приобретение опыта использования полученных знаний, включая основы финансовой грамотности, в практической (включая выполнение проектов индивидуально и в группе) де- ятельности, в повседневной жизни для реализации и защиты прав человека и гражданина, прав потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг) и осознанного выполнения гражданских обязанностей; для анализа потребления домаш- него хозяйства; составления личного финансового плана; для выбора профессии и оценки собственных перспектив в профес- сиональной сфере; а также опыта публичного представления результатов своей деятельности в соответствии с темой и ситу- ацией общения, особенностями аудитории и регламентом;

15) приобретение опыта самостоятельного заполнения фор- мы (в том числе электронной) и составления простейших до- кументов (заявления, обращения, декларации, доверенности, личного финансового плана, резюме);

16) приобретение опыта осуществления совместной, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценно- стей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; осознание ценности культуры и традиций народов России3.

 
 

3 Далее в примерной программе предметные результаты конкрети- зируются по годам обучения. В разделе программы «Тематическое планирование» каждый из предметных результатов содержит но- мер конкретизируемого обобщённого результата, представленного в данном перечне.

 

22 Примерная рабочая программа


КЛАСС

Человек и его социальное окружение

осваивать и применять знания о социальных свойствах че- ловека, формировании личности, деятельности человека и её видах, образовании, правах и обязанностях учащихся, общении и его правилах, особенностях взаимодействия че- ловека с другими людьми;

характеризовать традиционные российские духовно-нрав- ственные ценности на примерах семьи, семейных традиций; характеризовать основные потребности человека, показы- вать их индивидуальный характер; особенности личностно- го становления и социальной позиции людей с ограничен- ными возможностями здоровья; деятельность человека; об- разование и его значение для человека и общества;

приводить примеры деятельности людей, её различных мо- тивов и особенностей в современных условиях; малых групп, положения человека в группе; конфликтных ситуаций в ма- лой группе и конструктивных разрешений конфликтов; про- явлений лидерства, соперничества и сотрудничества людей в группах;

классифицировать по разным признакам виды деятельности человека, потребности людей;

сравнивать понятия «индивид», «индивидуальность», «лич- ность»; свойства человека и животных; виды деятельности (игра, труд, учение);

устанавливать и объяснять взаимосвязи людей в малых группах; целей, способов и результатов деятельности, целей и средств общения;

использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности общения как социального явления, познания человеком мира и самого себя как вида деятель- ности, роли непрерывного образования, значения личного социального опыта при осуществлении образовательной дея- тельности и общения в школе, семье, группе сверстников;

определять и аргументировать с опорой на обществоведче- ские знания и личный социальный опыт своё отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, к раз- личным способам выражения личной индивидуальности, к различным формам неформального общения подростков;

решать познавательные и практические задачи, касающиеся прав и обязанностей учащегося; отражающие особенности отношений в семье, со сверстниками, старшими и младшими;

 

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 6—9 классы 23


овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, в том числе извлечений из Закона «Об образова- нии в Российской Федерации»; составлять на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему;

искать и извлекать информацию о связи поколений в нашем обществе, об особенностях подросткового возраста, о правах и обязанностях учащегося из разных адаптированных ис- точников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;

анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать со- циальную информацию о человеке и его социальном окру- жении из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций в СМИ;

оценивать собственные поступки и поведение других людей в ходе общения, в ситуациях взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья; оценивать своё отношение к учёбе как важному виду деятельности;

приобретать опыт использования полученных знаний в практической деятельности, в повседневной жизни для вы- страивания отношений с представителями старших поколе- ний, со сверстниками и младшими по возрасту, активного участия в жизни школы и класса;

приобретать опыт совместной деятельности, включая взаи- модействие с людьми другой культуры, национальной и ре- лигиозной принадлежности на основе гуманистических цен- ностей, взаимопонимания между людьми разных культур.

 

Общество, в котором мы живём

осваивать и применять знания об обществе и природе, по- ложении человека в обществе; процессах и явлениях в эко- номической жизни общества; явлениях в политической жиз- ни общества, о народах России, о государственной власти в Российской Федерации; культуре и духовной жизни; типах общества, глобальных проблемах;

характеризовать устройство общества, российское государ- ство, высшие органы государственной власти в Российской Федерации, традиционные российские духовно-нравствен- ные ценности, особенности информационного общества;

приводить примеры разного положения людей в обществе, видов экономической деятельности, глобальных проблем;

 

24 Примерная рабочая программа


классифицировать социальные общности и группы;

сравнивать социальные общности и группы, положение в об- ществе различных людей; различные формы хозяйствования;

устанавливать взаимодействия общества и природы, чело- века и общества, деятельности основных участников эконо- мики;

использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) влияния природы на общество и общества на природу сущности и взаимосвязей явлений, процессов соци- альной действительности;

— определять и аргументировать с опорой на обществоведче- ские знания, факты общественной жизни и личный социаль- ный опыт своё отношение к проблемам взаимодействия че- ловека и природы, сохранению духовных ценностей россий- ского народа;

решать познавательные и практические задачи (в том числе задачи, отражающие возможности юного гражданина вне- сти свой вклад в решение экологической проблемы);

овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, касающихся отношений человека и природы, уст- ройства общественной жизни, основных сфер жизни обще- ства;

извлекать информацию из разных источников о человеке и обществе, включая информацию о народах России;

анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать со- циальную информацию, включая экономико-статистиче- скую, из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций в СМИ; используя обществовед- ческие знания, формулировать выводы;

оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия духовным традициям обще- ства;

использовать полученные знания, включая основы финан- совой грамотности, в практической деятельности, направ- ленной на охрану природы; защиту прав потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг), на соблюдение тра- диций общества, в котором мы живём;

осуществлять совместную деятельность, включая взаимо- действие с людьми другой культуры, национальной и рели- гиозной принадлежности на основе взаимопонимания между людьми разных культур; осознавать ценность культуры и традиций народов России.

 

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 6—9 классы 25


КЛАСС

Социальные ценности и нормы

осваивать и применять знания о социальных ценностях; о содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные отношения;

характеризовать традиционные российские духовно-нрав- ственные ценности (в том числе защита человеческой жиз- ни, прав и свобод человека, гуманизм, милосердие); мораль- ные нормы и их роль в жизни общества;

приводить примеры гражданственности и патриотизма; си- туаций морального выбора; ситуаций, регулируемых раз- личными видами социальных норм;

классифицировать социальные нормы, их существенные признаки и элементы;

сравнивать отдельные виды социальных норм;

устанавливать и объяснять влияние социальных норм на общество и человека;

использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности социальных норм;

определять и аргументировать с опорой на обществоведче- ские знания, факты общественной жизни и личный социаль- ный опыт своё отношение к явлениям социальной действи- тельности с точки зрения социальных ценностей; к социаль- ным нормам как регуляторам общественной жизни и поведения человека в обществе;

решать познавательные и практические задачи, отражаю- щие действие социальных норм как регуляторов обществен- ной жизни и поведения человека;

овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, касающихся гуманизма, гражданственности, па- триотизма;

извлекать информацию из разных источников о принципах и нормах морали, проблеме морального выбора;

анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций в СМИ, соотносить её с собственными знаниями о моральном и пра- вовом регулировании поведения человека;

оценивать собственные поступки, поведение людей с точки зрения их соответствия нормам морали;

использовать полученные знания о социальных нормах в по- вседневной жизни;

 

26 Примерная рабочая программа


— самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять простейший документ (заявление);

осуществлять совместную деятельность, включая взаимо- действие с людьми другой культуры, национальной и ре- лигиозной принадлежности на основе гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных куль- тур.

Человек как участник правовых отношений

осваивать и применять знания о сущности права, о право- отношении как социальном и юридическом явлении; право- вых нормах, регулирующих типичные для несовершенно- летнего и членов его семьи общественные отношения; право- вом статусе гражданина Российской Федерации (в том числе несовершеннолетнего); правонарушениях и их опасности для личности и общества;

характеризовать право как регулятор общественных отно- шений, конституционные права и обязанности гражданина Российской Федерации, права ребёнка в Российской Феде- рации;

приводить примеры и моделировать ситуации, в которых возникают правоотношения, и ситуации, связанные с право- нарушениями и наступлением юридической ответственно- сти; способы защиты прав ребёнка в Российской Федерации; примеры, поясняющие опасность правонарушений для лич- ности и общества;

классифицировать по разным признакам (в том числе уста- навливать существенный признак классификации) нормы права, выделяя существенные признаки;

сравнивать (в том числе устанавливать основания для срав- нения) проступок и преступление, дееспособность малолет- них в возрасте от 6 до 14 лет и несовершеннолетних в воз- расте от 14 до 18 лет;

устанавливать и объяснять взаимосвязи, включая взаимо- действия гражданина и государства, между правовым пове- дением и культурой личности; между особенностями дееспо- собности несовершеннолетнего и его юридической ответ- ственностью;

использовать полученные знания для объяснения сущности права, роли права в обществе, необходимости правомерного поведения, включая налоговое поведение и противодей- ствие коррупции, различий между правомерным и противо-

 

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 6—9 классы 27


правным поведением, проступком и преступлением; для осмысления личного социального опыта при исполнении типичных для несовершеннолетнего социальных ролей (члена семьи, учащегося, члена ученической общественной организации);

определять и аргументировать с опорой на обществоведче- ские знания, факты общественной жизни и личный социаль- ный опыт своё отношение к роли правовых норм как регу- ляторов общественной жизни и поведения человека;

решать познавательные и практические задачи, отражаю- щие действие правовых норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека, анализировать жизненные си- туации и принимать решения, связанные с исполнением ти- пичных для несовершеннолетнего социальных ролей (члена семьи, учащегося, члена ученической общественной органи- зации);

овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: отбирать информацию из фрагментов Конститу- ции Российской Федерации и других нормативных право- вых актов, из предложенных учителем источников о правах и обязанностях граждан, гарантиях и защите прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, о правах ребёнка и способах их защиты и составлять на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему;

искать и извлекать информацию о сущности права и значе- нии правовых норм, о правовой культуре, о гарантиях и за- щите прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, выявлять соответствующие факты из разных адаптированных источников (в том числе учебных материа- лов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информаци- онной безопасности при работе в Интернете;

анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать со- циальную информацию из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соот- носить её с собственными знаниями о правовом регулирова- нии поведения человека, личным социальным опытом; ис- пользуя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;

оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия правовым нормам: выражать свою точку зрения, участвовать в дискуссии;

 

28 Примерная рабочая программа


использовать полученные знания о праве и правовых нор- мах в практической деятельности (выполнять проблемные задания, индивидуальные и групповые проекты), в повсед- невной жизни для осознанного выполнения гражданских обязанностей (для реализации и защиты прав человека и гражданина, прав потребителя, выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере с учётом приобретённых представлений о профессиях в сфере права, включая деятельность правоохранительных органов); пу- блично представлять результаты своей деятельности (в рам- ках изученного материала, включая проектную деятель- ность), в соответствии с темой и ситуацией общения, особен- ностями аудитории и регламентом;

самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять простейший документ при получении паспорта гражданина Российской Федерации;

осуществлять совместную деятельность, включая взаимо- действие с людьми другой культуры, национальной и рели- гиозной принадлежности на основе национальных ценно- стей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонима- ния между народами, людьми разных культур.

Основы российского права

осваивать и применять знания о Конституции Российской Федерации, других нормативных правовых актах, содержа- нии и значении правовых норм, об отраслях права, о право- вых нормах, регулирующих типичные для несовершенно- летнего и членов его семьи общественные отношения (в гражданском, трудовом и семейном, административном, уголовном праве); о защите прав несовершеннолетних; о юридической ответственности (гражданско-правовой, дис- циплинарной, административной, уголовной); о правоохра- нительных органах; об обеспечении безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экс- тремизма;

характеризовать роль Конституции Российской Федерации в системе российского права; правоохранительных органов в защите правопорядка, обеспечении социальной стабильно- сти и справедливости; гражданско-правовые отношения, сущность семейных правоотношений; способы защиты инте- ресов и прав детей, оставшихся без попечения родителей;

 

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 6—9 классы 29


содержание трудового договора, виды правонарушений и виды наказаний;

приводить примеры законов и подзаконных актов и моде- лировать ситуации, регулируемые нормами гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного пра- ва, в том числе связанные с применением санкций за совер- шённые правонарушения;

классифицировать по разным признакам виды норматив- ных правовых актов, виды правонарушений и юридической ответственности по отраслям права (в том числе устанавли- вать существенный признак классификации);

сравнивать (в том числе устанавливать основания для срав- нения) сферы регулирования различных отраслей права (гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного), права и обязанности работника и работодате- ля, имущественные и личные неимущественные отношения;

устанавливать и объяснять взаимосвязи прав и обязанно- стей работника и работодателя, прав и обязанностей членов семьи; традиционных российских ценностей и личных не- имущественных отношений в семье;

использовать полученные знания об отраслях права в реше- нии учебных задач: для объяснения взаимосвязи граждан- ской правоспособности и дееспособности; значения семьи в жизни человека, общества и государства; социальной опас- ности и неприемлемости уголовных и административных правонарушений, экстремизма, терроризма, коррупции и необходимости противостоять им;

определять и аргументировать своё отношение к защите прав участников трудовых отношений с опорой на знания в области трудового права, к правонарушениям, формулиро- вать аргументированные выводы о недопустимости наруше- ния правовых норм;

решать познавательные и практические задачи, отражаю- щие типичные взаимодействия, регулируемые нормами гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права;

овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: отбирать информацию из фрагментов норматив- ных правовых актов (Гражданский кодекс Российской Феде- рации, Семейный кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федера- ции об административных правонарушениях, Уголовный ко-

 

30 Примерная рабочая программа


декс Российской Федерации), из предложенных учителем источников о правовых нормах, правоотношениях и специ- фике их регулирования, преобразовывать текстовую инфор- мацию в таблицу, схему;

искать и извлекать информацию по правовой тематике в сфере гражданского, трудового, семейного, административ- ного и уголовного права: выявлять соответствующие факты из разных адаптированных источников (в том числе учеб- ных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;

анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соот- носить её с собственными знаниями об отраслях права (граж- данского, трудового, семейного, административного и уго- ловного) и личным социальным опытом; используя обще- ствоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами, о применении санкций за совершённые правонарушения, о юридической ответственности несовер- шеннолетних;

оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия нормам гражданского, тру- дового, семейного, административного и уголовного права;

использовать полученные знания о нормах гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного пра- ва в практической деятельности (выполнять проблемные за- дания, индивидуальные и групповые проекты), в повседнев- ной жизни для осознанного выполнения обязанностей, пра- вомерного поведения, реализации и защиты своих прав; публично представлять результаты своей деятельности (в рамках изученного материала, включая проектную дея- тельность), в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом;

самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять простейший документ (заявление о приёме на работу);



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: