ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Обществознание играет ведущую роль в выполнении школой функции интеграции молодёжи в современное общество: учеб- ный предмет позволяет последовательно раскрывать учащимся подросткового возраста особенности современного общества, различные аспекты взаимодействия в современных условиях людей друг с другом, с основными институтами государства и гражданского общества, регулирующие эти взаимодействия со- циальные нормы.
Изучение курса «Обществознание», включающего знания о российском обществе и направлениях его развития в современ- ных условиях, об основах конституционного строя нашей стра- ны, правах и обязанностях человека и гражданина, способству- ет воспитанию российской гражданской идентичности, готов- ности к служению Отечеству, приверженности национальным ценностям.
Привлечение при изучении курса различных источников со- циальной информации, включая СМИ и Интернет, помогает школьникам освоить язык современной культурной, социаль- но-экономической и политической коммуникации, вносит свой вклад в формирование метапредметных умений извлекать не-
1 Концепция преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации, реализу- ющих основные общеобразовательные программы / Банк докумен- тов. Министерство просвещения Российской Федерации. https:// docs.edu.gov.ru/document/9906056a57059c4266eaa78bff1f0bbe
2 О примерной программе воспитания / Апробация и внедрение примерной программы воспитания. Институт стратегий развития образования РАО. https://form.instrao.ru
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 6—9 классы 3
|
обходимые сведения, осмысливать, преобразовывать и приме- нять их.
Изучение учебного курса «Обществознание» содействует вхождению обучающихся в мир культуры и общественных цен- ностей и в то же время открытию и утверждению собственного
«Я», формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего места в обществе.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Целями обществоведческого образования в основной школе являются:
— воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, приверженности базовым ценностям нашего народа;
— развитие у обучающихся понимания приоритетности обще- национальных интересов, приверженности правовым прин- ципам, закреплённым в Конституции Российской Федера- ции и законодательстве Российской Федерации;
— развитие личности на исключительно важном этапе её социализации — в подростковом возрасте, становление её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; развитие интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; способности к личному самоопре- делению, самореализации, самоконтролю; мотивации к вы- сокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности;
— формирование у обучающихся целостной картины обще- ства, адекватной современному уровню знаний и доступной по содержанию для школьников подросткового возраста; ос- воение учащимися знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах, регулирую- щих общественные отношения, необходимые для взаимо- действия с социальной средой и выполнения типичных со- циальных ролей человека и гражданина;
|
— овладение умениями функционально грамотного человека: получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоение способов по- знавательной, коммуникативной, практической деятельно- сти, необходимых для участия в жизни гражданского обще- ства и государства;
4 Примерная рабочая программа
— создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансово-экономическими и другими социаль- ными институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся российском обще- стве;
— формирование опыта применения полученных знаний и уме- ний для выстраивания отношений между людьми различ- ных национальностей и вероисповеданий в общеграждан- ской и в семейно-бытовой сферах; для соотнесения своих действий и действий других людей с нравственными цен- ностями и нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите пра- вопорядка в обществе.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом обществознание изучается с 6 по 9 класс. Общее количество времени на четыре года обу- чения составляет 136 часов. Общая недельная нагрузка в каж- дом году обучения составляет 1 час.
|
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
КЛАСС
Человек и его социальное окружение
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различия человека и животного. Потребности человека (био- логические, социальные, духовные). Способности человека.
Индивид, индивидуальность, личность. Возрастные периоды жизни человека и формирование личности. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста.
Люди с ограниченными возможностями здоровья, их особые потребности и социальная позиция.
Цели и мотивы деятельности. Виды деятельности (игра, труд, учение). Познание человеком мира и самого себя как вид деятельности.
Право человека на образование. Школьное образование. Пра- ва и обязанности учащегося.
Общение. Цели и средства общения. Особенности общения подростков. Общение в современных условиях.
Отношения в малых группах. Групповые нормы и правила. Лидерство в группе. Межличностные отношения (деловые, личные).
Отношения в семье. Роль семьи в жизни человека и обще- ства. Семейные традиции. Семейный досуг. Свободное время подростка.
Отношения с друзьями и сверстниками. Конфликты в меж- личностных отношениях.
Общество, в котором мы живём
Что такое общество. Связь общества и природы. Устройство общественной жизни. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие.
Социальные общности и группы. Положение человека в об- ществе.
Что такое экономика. Взаимосвязь жизни общества и его экономического развития. Виды экономической деятельности. Ресурсы и возможности экономики нашей страны.
Политическая жизнь общества. Россия — многонациональ- ное государство. Государственная власть в нашей стране. Госу- дарственный Герб, Государственный Флаг, Государственный
6 Примерная рабочая программа
Гимн Российской Федерации. Наша страна в начале XXI века. Место нашей Родины среди современных государств.
Культурная жизнь. Духовные ценности, традиционные цен- ности российского народа.
Развитие общества. Усиление взаимосвязей стран и народов в условиях современного общества.
Глобальные проблемы современности и возможности их ре- шения усилиями международного сообщества и международ- ных организаций.
КЛАСС
Социальные ценности и нормы
Общественные ценности. Свобода и ответственность гражда- нина. Гражданственность и патриотизм. Гуманизм.
Социальные нормы как регуляторы общественной жизни и поведения человека в обществе. Виды социальных норм. Тра- диции и обычаи.
Принципы и нормы морали. Добро и зло. Нравственные чув- ства человека. Совесть и стыд.
Моральный выбор. Моральная оценка поведения людей и собственного поведения. Влияние моральных норм на общество и человека.
Право и его роль в жизни общества. Право и мораль.
Человек как участник правовых отношений
Правоотношения и их особенности. Правовая норма. Участ- ники правоотношений. Правоспособность и дееспособность. Правовая оценка поступков и деятельности человека. Право- мерное поведение. Правовая культура личности.
Правонарушение и юридическая ответственность. Проступок и преступление. Опасность правонарушений для личности и общества.
Права и свободы человека и гражданина Российской Феде- рации. Гарантия и защита прав и свобод человека и граждани- на в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Права ребёнка и возмож- ности их защиты.
Основы российского права
Конституция Российской Федерации — основной закон. За- коны и подзаконные акты. Отрасли права.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 6—9 классы 7
Основы гражданского права. Физические и юридические ли- ца в гражданском праве. Право собственности, защита прав собственности.
Основные виды гражданско-правовых договоров. Договор купли-продажи. Права потребителей и возможности их защи- ты. Несовершеннолетние как участники гражданско-правовых отношений.
Основы семейного права. Важность семьи в жизни человека, общества и государства. Условия заключения брака в Россий- ской Федерации. Права и обязанности детей и родителей. За- щита прав и интересов детей, оставшихся без попечения роди- телей.
Основы трудового права. Стороны трудовых отношений, их права и обязанности. Трудовой договор. Заключение и прекра- щение трудового договора. Рабочее время и время отдыха. Осо- бенности правового статуса несовершеннолетних при осущест- влении трудовой деятельности.
Виды юридической ответственности. Гражданско-правовые проступки и гражданско-правовая ответственность. Админи- стративные проступки и административная ответственность. Дисциплинарные проступки и дисциплинарная ответствен- ность. Преступления и уголовная ответственность. Особенности юридической ответственности несовершеннолетних.
Правоохранительные органы в Российской Федерации. Структура правоохранительных органов Российской Федера- ции. Функции правоохранительных органов.
КЛАСС
Человек в экономических отношениях
Экономическая жизнь общества. Потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов. Экономический выбор.
Экономическая система и её функции. Собственность.
Производство — источник экономических благ. Факторы производства. Трудовая деятельность. Производительность труда. Разделение труда.
Предпринимательство. Виды и формы предпринимательской деятельности.
Обмен. Деньги и их функции. Торговля и её формы. Рыночная экономика. Конкуренция. Спрос и предложение.
Рыночное равновесие. Невидимая рука рынка. Многообразие рынков.
8 Примерная рабочая программа
Предприятие в экономике. Издержки, выручка и прибыль.
Как повысить эффективность производства.
Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и без- работица.
Финансовый рынок и посредники (банки, страховые компа- нии, кредитные союзы, участники фондового рынка). Услуги финансовых посредников.
Основные типы финансовых инструментов: акции и обли- гации.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам (депозит, кредит, платёжная карта, денежные переводы, обмен валюты). Дистанционное банковское обслуживание. Страховые услуги. Защита прав потребителя финансовых услуг.
Экономические функции домохозяйств. Потребление до- машних хозяйств. Потребительские товары и товары длитель- ного пользования. Источники доходов и расходов семьи. Се- мейный бюджет. Личный финансовый план. Способы и формы сбережений.
Экономические цели и функции государства. Налоги. Дохо- ды и расходы государства. Государственный бюджет. Государ- ственная бюджетная и денежно-кредитная политика Россий- ской Федерации. Государственная политика по развитию кон- куренции.
Человек в мире культуры
Культура, её многообразие и формы. Влияние духовной культуры на формирование личности. Современная молодёж- ная культура.
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Роль науки в развитии общества.
Образование. Личностная и общественная значимость обра- зования в современном обществе. Образование в Российской Федерации. Самообразование.
Политика в сфере культуры и образования в Российской Фе- дерации.
Понятие религии. Роль религии в жизни человека и обще- ства. Свобода совести и свобода вероисповедания. Националь- ные и мировые религии. Религии и религиозные объединения в Российской Федерации.
Что такое искусство. Виды искусств. Роль искусства в жизни человека и общества.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 6—9 классы 9
Роль информации и информационных технологий в совре- менном мире. Информационная культура и информационная безопасность. Правила безопасного поведения в Интернете.
КЛАСС
Человек в политическом измерении
Политика и политическая власть. Государство — политиче- ская организация общества. Признаки государства. Внутрен- няя и внешняя политика.
Форма государства. Монархия и республика — основные формы правления. Унитарное и федеративное государственно- территориальное устройство.
Политический режим и его виды.
Демократия, демократические ценности. Правовое государ- ство и гражданское общество.
Участие граждан в политике. Выборы, референдум. Политические партии, их роль в демократическом обществе.
Общественно-политические организации.
Гражданин и государство
Основы конституционного строя Российской Федерации. Россия — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Россия — социальное государство. Основные направления и приоритеты социальной политики российского государства. Россия — светское государ- ство.
Законодательные, исполнительные и судебные органы госу- дарственной власти в Российской Федерации. Президент — глава государства Российская Федерация. Федеральное Собра- ние Российской Федерации: Государственная Дума и Совет Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система в Российской Федерации. Конституционный Суд Рос- сийской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации.
Государственное управление. Противодействие коррупции в Российской Федерации.
Государственно-территориальное устройство Российской Фе- дерации. Субъекты Российской Федерации: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, ав- тономный округ. Конституционный статус субъектов Россий- ской Федерации.
Местное самоуправление.
10 Примерная рабочая программа
Конституция Российской Федерации о правовом статусе че- ловека и гражданина. Гражданство Российской Федерации. Взаимосвязь конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации.
Человек в системе социальных отношений
Социальная структура общества. Многообразие социальных общностей и групп.
Социальная мобильность.
Социальный статус человека в обществе. Социальные роли.
Ролевой набор подростка. Социализация личности.
Роль семьи в социализации личности. Функции семьи. Се- мейные ценности. Основные роли членов семьи.
Этнос и нация. Россия — многонациональное государство.
Этносы и нации в диалоге культур.
Социальная политика Российского государства. Социальные конфликты и пути их разрешения. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкого-
лизма для человека и общества. Профилактика негативных от- клонений поведения. Социальная и личная значимость здоро- вого образа жизни.
Человек в современном изменяющемся мире
Информационное общество. Сущность глобализации. Причи- ны, проявления и последствия глобализации, её противоречия. Глобальные проблемы и возможности их решения. Экологиче- ская ситуация и способы её улучшения.
Молодёжь — активный участник общественной жизни. Во- лонтёрское движение.
Профессии настоящего и будущего. Непрерывное образова- ние и карьера.
Здоровый образ жизни. Социальная и личная значимость здорового образа жизни. Мода и спорт.
Современные формы связи и коммуникации: как они изме- нили мир. Особенности общения в виртуальном пространстве.
Перспективы развития общества.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания обществознания в основной школе.
Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета распределены по годам обучения с учётом входящих в курс содержательных модулей (разделов) и требований к резуль- татам освоения основной образовательной программы, представ- ленных в Федеральном государственном образовательном стан- дарте основного общего образования, а также с учётом Пример- ной программы воспитания. Содержательные модули (разделы) охватывают знания об обществе и человеке в целом, знания всех основных сфер жизни общества и знание основ российского пра- ва. Представленный в программе вариант распределения моду- лей (разделов) по годам обучения является одним из возможных. Научным сообществом и представителями высшей школы предлагается такое распределение содержания, при котором модуль (раздел) «Основы российского права» замыкает изуче-
ние курса в основной школе.
Личностные результаты
Личностные результаты освоения Примерной рабочей про- граммы по обществознанию для основного общего образования (6—9 классы).
Личностные результаты воплощают традиционные россий- ские социокультурные и духовно-нравственные ценности, при- нятые в обществе нормы поведения, отражают готовность обу- чающихся руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных решений. Они достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельно- сти в процессе развития у обучающихся установки на решение практических задач социальной направленности и опыта кон- структивного социального поведения по основным направлени- ям воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реали- зации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образователь- ной организации, местного сообщества, родного края, страны;
12 Примерная рабочая программа
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понима- ние роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обще- стве; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной деятельности, стрем- ление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гумани- тарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждаю- щимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поли- культурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Рос- сийской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государ- ственным праздникам; историческому, природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нрав- ственных и правовых норм с учётом осознания последствий по- ступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционально- го воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; по- нимание ценности отечественного и мирового искусства, этни- ческих культурных традиций и народного творчества; стремле- ние к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни <...>; осознание
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 6—9 классы 13
последствий и неприятие вредных привычек (употребление ал- коголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физиче- ского и психического здоровья; соблюдение правил безопасно- сти, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меня- ющимся социальным, информационным и природным усло- виям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая
дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая; <…> сформированность навыков рефлексии, признание своего
права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических за- дач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способ- ность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе при- менения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессио- нальной деятельности и развитие необходимых умений для это- го; <…> уважение к труду и результатам трудовой деятельно- сти; осознанный выбор и построение индивидуальной траекто- рии образования и жизненных планов с учётом личных и обще- ственных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и есте- ственных наук для решения задач в области окружающей сре- ды, планирования поступков и оценка возможных последствий своих действий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное непри- ятие действий, приносящих вред окружающей среде; осозна- ние своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологиче- ской направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития челове- ка, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской
14 Примерная рабочая программа
культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности; установка на ос- мысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совер- шенствовать пути достижения индивидуального и коллектив- ного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обуча- ющегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных соци- альных ролей, соответствующих ведущей деятельности возрас- та, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сфор- мированные по профессиональной деятельности, а также в рам- ках социального взаимодействия с людьми из другой культур- ной среды;
способность обучающихся во взаимодействии в условиях не- определённости, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, откры- тость опыту и знаниям других, повышать уровень своей компе- тентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей; осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность форми- рования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по ха- рактерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкре- тизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее — оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окру- жающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, воз- можных глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; воспри- нимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 6—9 классы 15
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые ре- шения и действия; формулировать и оценивать риски и послед- ствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произо- шедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие га- рантий успеха.