ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 
 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Обществознание играет ведущую роль в выполнении школой функции интеграции молодёжи в современное общество: учеб- ный предмет позволяет последовательно раскрывать учащимся подросткового возраста особенности современного общества, различные аспекты взаимодействия в современных условиях людей друг с другом, с основными институтами государства и гражданского общества, регулирующие эти взаимодействия со- циальные нормы.

Изучение курса «Обществознание», включающего знания о российском обществе и направлениях его развития в современ- ных условиях, об основах конституционного строя нашей стра- ны, правах и обязанностях человека и гражданина, способству- ет воспитанию российской гражданской идентичности, готов- ности к служению Отечеству, приверженности национальным ценностям.

Привлечение при изучении курса различных источников со- циальной информации, включая СМИ и Интернет, помогает школьникам освоить язык современной культурной, социаль- но-экономической и политической коммуникации, вносит свой вклад в формирование метапредметных умений извлекать не-

 
 

1 Концепция преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации, реализу- ющих основные общеобразовательные программы / Банк докумен- тов. Министерство просвещения Российской Федерации. https:// docs.edu.gov.ru/document/9906056a57059c4266eaa78bff1f0bbe

2 О примерной программе воспитания / Апробация и внедрение примерной программы воспитания. Институт стратегий развития образования РАО. https://form.instrao.ru

 

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 6—9 классы 3


обходимые сведения, осмысливать, преобразовывать и приме- нять их.

Изучение учебного курса «Обществознание» содействует вхождению обучающихся в мир культуры и общественных цен- ностей и в то же время открытию и утверждению собственного

«Я», формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего места в обществе.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Целями обществоведческого образования в основной школе являются:

— воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, приверженности базовым ценностям нашего народа;

— развитие у обучающихся понимания приоритетности обще- национальных интересов, приверженности правовым прин- ципам, закреплённым в Конституции Российской Федера- ции и законодательстве Российской Федерации;

— развитие личности на исключительно важном этапе её социализации — в подростковом возрасте, становление её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; развитие интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; способности к личному самоопре- делению, самореализации, самоконтролю; мотивации к вы- сокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности;

— формирование у обучающихся целостной картины обще- ства, адекватной современному уровню знаний и доступной по содержанию для школьников подросткового возраста; ос- воение учащимися знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах, регулирую- щих общественные отношения, необходимые для взаимо- действия с социальной средой и выполнения типичных со- циальных ролей человека и гражданина;

— овладение умениями функционально грамотного человека: получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоение способов по- знавательной, коммуникативной, практической деятельно- сти, необходимых для участия в жизни гражданского обще- ства и государства;

 

4 Примерная рабочая программа


— создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансово-экономическими и другими социаль- ными институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся российском обще- стве;

— формирование опыта применения полученных знаний и уме- ний для выстраивания отношений между людьми различ- ных национальностей и вероисповеданий в общеграждан- ской и в семейно-бытовой сферах; для соотнесения своих действий и действий других людей с нравственными цен- ностями и нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите пра- вопорядка в обществе.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с учебным планом обществознание изучается с 6 по 9 класс. Общее количество времени на четыре года обу- чения составляет 136 часов. Общая недельная нагрузка в каж- дом году обучения составляет 1 час.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

 
 

 

КЛАСС

Человек и его социальное окружение

Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различия человека и животного. Потребности человека (био- логические, социальные, духовные). Способности человека.

Индивид, индивидуальность, личность. Возрастные периоды жизни человека и формирование личности. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста.

Люди с ограниченными возможностями здоровья, их особые потребности и социальная позиция.

Цели и мотивы деятельности. Виды деятельности (игра, труд, учение). Познание человеком мира и самого себя как вид деятельности.

Право человека на образование. Школьное образование. Пра- ва и обязанности учащегося.

Общение. Цели и средства общения. Особенности общения подростков. Общение в современных условиях.

Отношения в малых группах. Групповые нормы и правила. Лидерство в группе. Межличностные отношения (деловые, личные).

Отношения в семье. Роль семьи в жизни человека и обще- ства. Семейные традиции. Семейный досуг. Свободное время подростка.

Отношения с друзьями и сверстниками. Конфликты в меж- личностных отношениях.

Общество, в котором мы живём

Что такое общество. Связь общества и природы. Устройство общественной жизни. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие.

Социальные общности и группы. Положение человека в об- ществе.

Что такое экономика. Взаимосвязь жизни общества и его экономического развития. Виды экономической деятельности. Ресурсы и возможности экономики нашей страны.

Политическая жизнь общества. Россия — многонациональ- ное государство. Государственная власть в нашей стране. Госу- дарственный Герб, Государственный Флаг, Государственный

 

6 Примерная рабочая программа


Гимн Российской Федерации. Наша страна в начале XXI века. Место нашей Родины среди современных государств.

Культурная жизнь. Духовные ценности, традиционные цен- ности российского народа.

Развитие общества. Усиление взаимосвязей стран и народов в условиях современного общества.

Глобальные проблемы современности и возможности их ре- шения усилиями международного сообщества и международ- ных организаций.

 

КЛАСС

Социальные ценности и нормы

Общественные ценности. Свобода и ответственность гражда- нина. Гражданственность и патриотизм. Гуманизм.

Социальные нормы как регуляторы общественной жизни и поведения человека в обществе. Виды социальных норм. Тра- диции и обычаи.

Принципы и нормы морали. Добро и зло. Нравственные чув- ства человека. Совесть и стыд.

Моральный выбор. Моральная оценка поведения людей и собственного поведения. Влияние моральных норм на общество и человека.

Право и его роль в жизни общества. Право и мораль.

Человек как участник правовых отношений

Правоотношения и их особенности. Правовая норма. Участ- ники правоотношений. Правоспособность и дееспособность. Правовая оценка поступков и деятельности человека. Право- мерное поведение. Правовая культура личности.

Правонарушение и юридическая ответственность. Проступок и преступление. Опасность правонарушений для личности и общества.

Права и свободы человека и гражданина Российской Феде- рации. Гарантия и защита прав и свобод человека и граждани- на в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Права ребёнка и возмож- ности их защиты.

Основы российского права

Конституция Российской Федерации — основной закон. За- коны и подзаконные акты. Отрасли права.

 

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 6—9 классы 7


Основы гражданского права. Физические и юридические ли- ца в гражданском праве. Право собственности, защита прав собственности.

Основные виды гражданско-правовых договоров. Договор купли-продажи. Права потребителей и возможности их защи- ты. Несовершеннолетние как участники гражданско-правовых отношений.

Основы семейного права. Важность семьи в жизни человека, общества и государства. Условия заключения брака в Россий- ской Федерации. Права и обязанности детей и родителей. За- щита прав и интересов детей, оставшихся без попечения роди- телей.

Основы трудового права. Стороны трудовых отношений, их права и обязанности. Трудовой договор. Заключение и прекра- щение трудового договора. Рабочее время и время отдыха. Осо- бенности правового статуса несовершеннолетних при осущест- влении трудовой деятельности.

Виды юридической ответственности. Гражданско-правовые проступки и гражданско-правовая ответственность. Админи- стративные проступки и административная ответственность. Дисциплинарные проступки и дисциплинарная ответствен- ность. Преступления и уголовная ответственность. Особенности юридической ответственности несовершеннолетних.

Правоохранительные органы в Российской Федерации. Структура правоохранительных органов Российской Федера- ции. Функции правоохранительных органов.

 

КЛАСС

Человек в экономических отношениях

Экономическая жизнь общества. Потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов. Экономический выбор.

Экономическая система и её функции. Собственность.

Производство — источник экономических благ. Факторы производства. Трудовая деятельность. Производительность труда. Разделение труда.

Предпринимательство. Виды и формы предпринимательской деятельности.

Обмен. Деньги и их функции. Торговля и её формы. Рыночная экономика. Конкуренция. Спрос и предложение.

Рыночное равновесие. Невидимая рука рынка. Многообразие рынков.

 

8 Примерная рабочая программа


Предприятие в экономике. Издержки, выручка и прибыль.

Как повысить эффективность производства.

Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и без- работица.

Финансовый рынок и посредники (банки, страховые компа- нии, кредитные союзы, участники фондового рынка). Услуги финансовых посредников.

Основные типы финансовых инструментов: акции и обли- гации.

Банковские услуги, предоставляемые гражданам (депозит, кредит, платёжная карта, денежные переводы, обмен валюты). Дистанционное банковское обслуживание. Страховые услуги. Защита прав потребителя финансовых услуг.

Экономические функции домохозяйств. Потребление до- машних хозяйств. Потребительские товары и товары длитель- ного пользования. Источники доходов и расходов семьи. Се- мейный бюджет. Личный финансовый план. Способы и формы сбережений.

Экономические цели и функции государства. Налоги. Дохо- ды и расходы государства. Государственный бюджет. Государ- ственная бюджетная и денежно-кредитная политика Россий- ской Федерации. Государственная политика по развитию кон- куренции.

 

Человек в мире культуры

Культура, её многообразие и формы. Влияние духовной культуры на формирование личности. Современная молодёж- ная культура.

Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Роль науки в развитии общества.

Образование. Личностная и общественная значимость обра- зования в современном обществе. Образование в Российской Федерации. Самообразование.

Политика в сфере культуры и образования в Российской Фе- дерации.

Понятие религии. Роль религии в жизни человека и обще- ства. Свобода совести и свобода вероисповедания. Националь- ные и мировые религии. Религии и религиозные объединения в Российской Федерации.

Что такое искусство. Виды искусств. Роль искусства в жизни человека и общества.

 

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 6—9 классы 9


Роль информации и информационных технологий в совре- менном мире. Информационная культура и информационная безопасность. Правила безопасного поведения в Интернете.

 

КЛАСС

Человек в политическом измерении

Политика и политическая власть. Государство — политиче- ская организация общества. Признаки государства. Внутрен- няя и внешняя политика.

Форма государства. Монархия и республика — основные формы правления. Унитарное и федеративное государственно- территориальное устройство.

Политический режим и его виды.

Демократия, демократические ценности. Правовое государ- ство и гражданское общество.

Участие граждан в политике. Выборы, референдум. Политические партии, их роль в демократическом обществе.

Общественно-политические организации.

Гражданин и государство

Основы конституционного строя Российской Федерации. Россия — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Россия — социальное государство. Основные направления и приоритеты социальной политики российского государства. Россия — светское государ- ство.

Законодательные, исполнительные и судебные органы госу- дарственной власти в Российской Федерации. Президент — глава государства Российская Федерация. Федеральное Собра- ние Российской Федерации: Государственная Дума и Совет Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система в Российской Федерации. Конституционный Суд Рос- сийской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации.

Государственное управление. Противодействие коррупции в Российской Федерации.

Государственно-территориальное устройство Российской Фе- дерации. Субъекты Российской Федерации: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, ав- тономный округ. Конституционный статус субъектов Россий- ской Федерации.

Местное самоуправление.

 

10 Примерная рабочая программа


Конституция Российской Федерации о правовом статусе че- ловека и гражданина. Гражданство Российской Федерации. Взаимосвязь конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации.

Человек в системе социальных отношений

Социальная структура общества. Многообразие социальных общностей и групп.

Социальная мобильность.

Социальный статус человека в обществе. Социальные роли.

Ролевой набор подростка. Социализация личности.

Роль семьи в социализации личности. Функции семьи. Се- мейные ценности. Основные роли членов семьи.

Этнос и нация. Россия — многонациональное государство.

Этносы и нации в диалоге культур.

Социальная политика Российского государства. Социальные конфликты и пути их разрешения. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкого-

лизма для человека и общества. Профилактика негативных от- клонений поведения. Социальная и личная значимость здоро- вого образа жизни.

Человек в современном изменяющемся мире

Информационное общество. Сущность глобализации. Причи- ны, проявления и последствия глобализации, её противоречия. Глобальные проблемы и возможности их решения. Экологиче- ская ситуация и способы её улучшения.

Молодёжь — активный участник общественной жизни. Во- лонтёрское движение.

Профессии настоящего и будущего. Непрерывное образова- ние и карьера.

Здоровый образ жизни. Социальная и личная значимость здорового образа жизни. Мода и спорт.

Современные формы связи и коммуникации: как они изме- нили мир. Особенности общения в виртуальном пространстве.

Перспективы развития общества.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 
 

Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания обществознания в основной школе.

Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета распределены по годам обучения с учётом входящих в курс содержательных модулей (разделов) и требований к резуль- татам освоения основной образовательной программы, представ- ленных в Федеральном государственном образовательном стан- дарте основного общего образования, а также с учётом Пример- ной программы воспитания. Содержательные модули (разделы) охватывают знания об обществе и человеке в целом, знания всех основных сфер жизни общества и знание основ российского пра- ва. Представленный в программе вариант распределения моду- лей (разделов) по годам обучения является одним из возможных. Научным сообществом и представителями высшей школы предлагается такое распределение содержания, при котором модуль (раздел) «Основы российского права» замыкает изуче-

ние курса в основной школе.

Личностные результаты

Личностные результаты освоения Примерной рабочей про- граммы по обществознанию для основного общего образования (6—9 классы).

Личностные результаты воплощают традиционные россий- ские социокультурные и духовно-нравственные ценности, при- нятые в обществе нормы поведения, отражают готовность обу- чающихся руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных решений. Они достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельно- сти в процессе развития у обучающихся установки на решение практических задач социальной направленности и опыта кон- структивного социального поведения по основным направлени- ям воспитательной деятельности, в том числе в части:

Гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реали- зации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образователь- ной организации, местного сообщества, родного края, страны;

 

12 Примерная рабочая программа


неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понима- ние роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обще- стве; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной деятельности, стрем- ление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гумани- тарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждаю- щимся в ней).

Патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поли- культурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Рос- сийской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государ- ственным праздникам; историческому, природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

Духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нрав- ственных и правовых норм с учётом осознания последствий по- ступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

Эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционально- го воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; по- нимание ценности отечественного и мирового искусства, этни- ческих культурных традиций и народного творчества; стремле- ние к самовыражению в разных видах искусства.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни <...>; осознание

 

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 6—9 классы 13


последствий и неприятие вредных привычек (употребление ал- коголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физиче- ского и психического здоровья; соблюдение правил безопасно- сти, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меня- ющимся социальным, информационным и природным усло- виям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая

дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая; <…> сформированность навыков рефлексии, признание своего

права на ошибку и такого же права другого человека.

Трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических за- дач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способ- ность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе при- менения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессио- нальной деятельности и развитие необходимых умений для это- го; <…> уважение к труду и результатам трудовой деятельно- сти; осознанный выбор и построение индивидуальной траекто- рии образования и жизненных планов с учётом личных и обще- ственных интересов и потребностей.

Экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из социальных и есте- ственных наук для решения задач в области окружающей сре- ды, планирования поступков и оценка возможных последствий своих действий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное непри- ятие действий, приносящих вред окружающей среде; осозна- ние своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологиче- ской направленности.

Ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития челове- ка, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской

 

14 Примерная рабочая программа


культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности; установка на ос- мысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совер- шенствовать пути достижения индивидуального и коллектив- ного благополучия.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обуча- ющегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных соци- альных ролей, соответствующих ведущей деятельности возрас- та, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сфор- мированные по профессиональной деятельности, а также в рам- ках социального взаимодействия с людьми из другой культур- ной среды;

способность обучающихся во взаимодействии в условиях не- определённости, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределённости, откры- тость опыту и знаниям других, повышать уровень своей компе- тентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей; осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность форми- рования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;

умение распознавать конкретные примеры понятия по ха- рактерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкре- тизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее — оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;

умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;

умение оценивать свои действия с учётом влияния на окру- жающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, воз- можных глобальных последствий;

способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; воспри- нимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

 

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 6—9 классы 15


оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые ре- шения и действия; формулировать и оценивать риски и послед- ствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произо- шедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие га- рантий успеха.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: