ПОЧЕМУ БОГ ВЗЯЛ ПРОРОКА ИЛИЮ НА НЕБЕСА?




Однажды попросили меня провести урок в нашей приходской воскресной школе. Ну урок и урок, чего ж… Дело вроде знакомое, не впервой. Одно только меня смущало – тема. Дело в том, что для старшей группы батюшка составил тематическую программу на каждое занятие. И неуклонно следовал ей весь год. В тот раз нужно было ему куда-то срочно уехать по делам. Вот меня и попросили его подменить. Посмотрел я программу, а там в одной из тем урока написано примерно следующее: «Пророк Илия и преподобный Серафим Саровский – святые одной Церкви». Видимо, был у батюшки заготовлен интересный рассказ как раз к нынешним, рядышком стоящим в календаре праздникам двух великих угодников Божьих. Только я-то ведь его не знал, рассказа этого, батюшкиного. А свой вариант – ну никак не складывался, хоть тресни. Святые, они, хотя и называются этим общим словом – «святые», а все равно у каждого свой характер, свой темперамент, свои особенности поведения. И вот никак у меня не получалось объединить жития пророка Илии и преподобного Серафима в общий контекст урока. Слишком уж в разные исторические эпохи они жили, слишком разительные отличия виделись мне в их личном подвиге и праведности. Думал-думал, да так ничего и не придумал. Решил, пойду на урок, а там уж – что Бог на душу положит, то и скажу. И вот, на занятии доходит дело до этой «неудобной» темы. Помолчал я немного, помолился про себя обоим святым, да и выдал: – Ребята, вы все хорошо знаете историю пророка Илии. И историю преподобного Серафима тоже знаете. Пророк Илия жил почти за тысячу лет до пришествия на землю Иисуса Христа. Он любил Бога так сильно, что ради Его почитания в своем народе собственноручно перерезал четыреста пятьдесят языческих жрецов. Преподобный Серафим жил почти через две тысячи лет после пришествия Иисуса Христа. Он так любил Бога, что когда на него в лесу напали разбойники, он отдал им свой топор и сказал: «Делайте, что задумали». Оба этих святых очень высоко почитаются нашей Церковью, их иконы расположены на стенах наших храмов по соседству, как и дни их памяти в нашем церковном календаре. И вот, если со времен грозного пророка Илии люди научились видеть святость и в кротком Серафиме, значит, не бесплодной оказалась проповедь Евангелия для всего человечества. Тут и урок закончился. До сих пор не знаю, совпала ли моя трактовка этой темы с батюшкиной. Сразу тогда не спросил, а сейчас ему уж и не вспомнить, наверное, – без малого двадцать лет прошло. Зато недавно прочел «Слово о пророке Илие» святителя Иоанна Златоуста. И подумал, как жаль, что не было у меня двадцать лет назад под рукой этого текста. Прочитать бы тогда ребятам эти удивительные слова о причинах вознесения пророка Илии на небеса. Думаю, куда лучше раскрыли бы они мысль, которую я неумело пытался выразить на том уроке. Впрочем, судите сами: «…Что же тогда Бог? Видя Илию не проникающимся человеколюбием к наказуемым, Он удаляет пророка от сожительства с грешниками. Я, говорит, о, Илия, знаю твою ревность, признаю твои требования, но Я милую и грешников, как скоро они наказываются сверх меры. Ты строгий судья благочестия, а род людской постоянно грешит. Остается, значит, разлучить вас друг с другом. Иди хотя на небо, раз не можешь выносить грешников, а Я переселюсь на землю. Если ты и на дальнейшее время останешься с грешниками, то весь род человеческий истребится, постоянно подвергаясь от тебя наказаниям. Что же? Иди хотя на небеса, о, Илия! Не может огонь обитать вместе с тростником. Я дам тебе в сожители безгрешных, Я поселю тебя с ликами ангелов. Переселяйся на небеса, а Я поселюсь с грешниками, Я могу носить на плечах Своих заблудшую овцу и всех грешников, призывая: придите ко Мне все труждающиеся и обремененные…».

Иерей Андрей Чиженко

Какой урок из Жития пророка Илии может извлечь
для себя православный христианин XXI века?

Урок первый: чревоугодие и беды, связанные с ним… В период жизнедеятельности святого пророка Ильи (IX век до Рождества Христова) Израильским царством правил нечестивый царь Ахав, который совершил поступок, прямо противоречащий религиозному закону евреев, преподанному им Богом в Пятикнижии Моисеевом. Он взял себе в жены женщину Иезавель из языческого народа филистимлян, враждебного евреям. Мало того, что она была язычницей по происхождению, так еще и убежденной последовательницей язычества – жрицей культа Ваала. Данный культ она ревностно стала насаждать в Израиле. Религия Ваала приобрела государственный статус в Израиле. И в этот момент к израильтянам Господь посылает своего великого пророка Илью Фесвитянина. Мы часто плачемся, что нам не хватает денег. Но у нас так много светлых огромных супермаркетов с изобильными витринами, на которых колбасы, напитки, тортики десятков видов. У нас так много компьютеров, айподов, планшетов, прекрасных «умных» машин, облегчающих наш быт и приносящих комфорт. Плюс поп-культура, культивирующая эгоизм и служение плотским удовольствиям – идолам нашего времени. Разрядился аккумулятор у мобильного, день без него – и начинается паника! Свет выключили, час нет Интернета – жизнь остановилась! И не стали ли и мы рыхлыми истонченными гедонистами, тешащими себя любимых? И когда придет время выбирать истощенного, исстрадавшегося, одетого во власяницу да рубище Илию или комфортную сытую Иезавель, кого мы предпочтем? Хватит ли нам сил с Божьей помощью смирить – «урезать» сытого себя?.. Урок второй: борьба с собой… Жизнь как бескровное мученичество. В этом суть подвига святого пророка Илии. В пророчествах святой Пророк Предтеча и Креститель Господень Иоанн часто сравнивается со святым пророком Илией. А в книге пророка Малахии Иоанн прямо назван Илией: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал. 4:5, 6). Святой пророк Илья фактически был первым монахом. Он являлся первым ветхозаветным девственником. Был сугубым постником. Ходил босой, в грубой милоти (плаще из верблюжьего волоса), очень жестком и неудобным, раздражающем кожу, напоминающем власяницу. Подобно православному монаху, он носил кожаный пояс на чреслах и, подобно архиерею, ходил с посохом в руке – знаком особенной духовной власти. Разумные молитва и пост отгонят от нас диавола и призовут в наши сердечные храмы благодать Святого Духа… Урок третий: дела милосердия… За совершенные грехи израильтян вместе с окрестными народами постигают бедствия и катаклизмы. Заключено было небо на три года. Началась страшная засуха. Пустыня в людских душах и сердцах сотворила и пустыню на земле – в материальном мире. Вот какую удивительную взаимосвязь мы видим между душою человеческою и природой. Но были люди, способные еще чувствовать правду Божию и творить дела Божии. Спаситель сказал: «Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую» (Лк. 4:25, 26). Попытаемся посмотреть вглубь сердца женщины: она понимает, что это последняя еда, без нее – ей и детям грозит голодная смерть. Но находит в себе силы накормить еще и страждущего ближнего, отдав ему свои последние две лепты. И за это Господь через пророка Своего награждает ее обильными дарами. Она и дети больше не знали голода. По молитве Илии дом вдовы никогда не оскудевал хлебом. Они выжили в это голодное время. И мало того – благодатью Божьей святой пророк воскрешает через некоторое время сына сарептской вдовы. И вот всем нам урок: любящее и милосердное сердце, которое изливает свою любовь в добрых делах к ближним – ко всем людям, призывает на себя благодать Божью и воскресает во Христе. И это истина на все времена… Урок четвертый: Господь всегда знает, что Он делает, и все, что ни происходит с нами, Он обращает для нашего блага… …Вера безоговорочная святого пророка Ильи – чистая, детская и пламенная! Он велел поливать свой жертвенник водой, так что ров вокруг него ею наполнился. И все равно Божественный огонь ниспал и попалил жертву пророка. Истинная вера восторжествовала в Израиле! Люди поверили и обратились к Богу. Нам кажется, что такое страшное «ваалово» язычество далеко от нас, оно глубоко и бесследно кануло в прошлое. Но это не так. Посмотрите, каким массовым явлением в нашей стране и во всем мире стали аборты. Ведь это узаконенное убийство. Отцы и матери приносят жертву идолу блуда и сладострастия, убивая собственных еще не рожденных, но уже живых детей. Вопрос: чем общество, узаконившее подобное ужасное явление абортов, лучше Вааловых жертвоприношений? Ответ: наверное, ничем. Но поговорим о другом. В чем была основа жертвоприношения Илии? В безоговорочной вере своему Богу; в вере, что Он придет, поможет и спасет. Так и мы должны поступать. Не отчаиваться в любой ситуации, но понимать, что Господь нас в жизни, как деточек Своих, несет на руках. И если мы будем призывать Его, то Он обязательно поможет. Сколько бы воды ни лили на наш душевный жертвенник скорби, болезни, горести и бедствия, если мы будем молиться Всевышнему и уповать на Него, небесный огонь снизойдет и согреет нас своим теплом… Урок пятый: жизнь – это борьба с грехом до самой смерти, но внутри этой борьбы – радость и утешение Господне… Так часто происходит и с нами. Мы падаем под тяжестью жизненных обстоятельствах, унываем, ропщем. Нам кажется, что жизнь нас загнала в угол. Но это не так. В скорбях и горестях, смиряющих нашу душу, горделивую и страстную, нам в веянии тихого и ласкового ветерка является Господь. Ведь «претерпевший же до конца спасется» (Мф. 24:13) и «сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12:9)…

Михаил Лермонтов

Пророк

С тех пор как Вечный Судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока.   Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья.   Посыпал пеплом я главу, Из городов бежал я нищий, И вот в пустыне я живу, Как птицы, даром Божьей пищи;   Завет Предвечного храня, Мне тварь покорна там земная И звезды слушают меня, Лучами радостно играя.   Когда же через шумный град Я пробираюсь торопливо, То старцы детям говорят С улыбкою самолюбивой:   «Смотрите: вот пример для вас! Он горд был, не ужился с нами: Глупец, хотел уверить нас, Что Бог гласит его устами!   Смотрите ж, дети, на него: Как он угрюм и худ, и бледен! Смотрите, как он наг и беден, Как презирают все его!».


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: