Групповая агрессия.
Американские ученые Бэрон Р., Керр Н., Миллер Н., в книге «Социальная психология группы: процессы, решения, действия» выделяют три фактора, которые влияют на возникновение агрессии между индивидами. Это возбуждение, ситуационные факторы и влияние моделей.
Основной причиной агрессии они считают возбуждение, которое обычно сопровождает фрустрацию или гнев. В толпе возбуждение нарастает. Человек, испытывающий сильное эмоциональное возбуждение, перестает мыслить логически.
Причинами раздражения человека по отношению к другим людям, и как следствие, разрушительное поведение усиливается вследствие таких физических характеристик, как теснота, жара, холод, духота, неприятные запахи, шум, вызывающие физический дискомфорт. При отвлечении на другие стимулы и занятия, несовместимые с агрессией, гневливость не проявляется. Личность же, не склонная переживать чувство враждебности, на дискомфортные условия реагирует подавленностью и снижением агрессивности
Модели поведения других людей (лидеров толпы) производят на человека сильный эффект и создают впечатление, что данное поведение является хорошим и адекватным. Групповая агрессия, практически без исключений, вызывает сильные эмоции как у участников, так и у свидетелей. Даже простое присутствие других людей уже может быть возбуждающим фактором. Групповое взаимодействие может не только усиливать агрессивные импульсы, но и снимать запреты на их проявление. Происходит процесс утраты индивидуальности, который называется деиндивидуацией. Теорию деиндивидуации предложил Филипп Зимбардо (американский ученый итальянского происхождения).
|
При деиндивидуации, как полагают, человек менее подвержен чувству страха и вины, и не так озабочен тем, что повлечет за собой пренебрежение обыкновенными стандартами. Большинство исследователей полагают, что у человека снижается чувство страха, когда он находится «вместе с другими», т. е. функционирует как часть группы. Происходит это в силу обуславливания, социального сравнения или чувства защищенности, которое дает группа. Аналогичным образом люди, которые проявляют агрессию будучи частью группы, могут снимать с себя большую часть вины, перекладывая первичную ответственность на других.
Тернер и Киллиан предложили теорию возникновения нормы. Важную роль в агрессивности толпы могут играть социальные нормы, которые возникают спонтанно. Норма, одобряющая агрессию, распространяется как сплетня. И хотя она, по сути, является антинормативной, находит одобрение группы.
Большая группа, действующая согласованно, поддерживает и узаконивает жестокое поведение. Действия людей не просто моделируются, но рассматриваются как доказательство адекватности агрессии - нормативный эффект. Все участники чувствуют себя лучше, когда простое сравнение доказывает им, что они соблюдают нормы лучше, чем в среднем другие члены группы. Индивид наблюдает за жестокими действиями других, чтобы оказаться лучше их, стремится вести себя еще более жестоко. У человека, действующего с группой подобных ему людей, самосознание снижается.
Все вышеперечисленное есть лишь малая часть попыток разобраться в природе тех факторов, которые способствуют появлению агрессии между людьми.
|
Механизмы идентификации с лидером преступной группы.
Лидеру преступной группы присущи: волевые качества, которые помогают проявлять настойчивость в достижении цели, подавлять волю других, подчинять их своему влиянию; преобладающие, по сравнению с другими участниками организованной преступной группы, умственные способности; физическая сила; умение держать слово; хитрость и предприимчивость, которая помогает сходиться с людьми, легко контактировать с ними, завоевывать доверие, видеть их недостатки и использовать их в своих целях; коммуникабельность; решительность в действиях и целеустремленность; знание внешних и внутренних условий функционирования группы; быстрота ориентирования и принятия решений в сложных для организованной преступной группы ситуациях; умение обеспечить конспиративность подготавливаемых и совершаемых группой преступлений.
Лидерские способности и умение управлять окружающими обеспечиваются эмоциональной холодностью, блокирующей или существенно ограничивающей субъективные возможности к сопереживанию. В то же время эта черта позволяет сохранить необходимую социально-психологическую дистанцию с окружающими, трезво анализировать складывающиеся ситуации с учетом всех наиболее важных моментов и на основе этого принимать рациональные решения.
Лидеры преступных групп обладают психологической властью над подчиненными, однако, необходимо отметить, что настоящий лидер не стремится к подчинению себе других, ему подчиняются с удовольствием. Само возникновение и существование организованной преступной группы базируется на власти лидера.
|
Организаторы преступных групп для сохранения лидерства среди их членов используют следующие шесть возможных источников власти
1. Власть вознаграждения.
2. Власть эталона. Основана на идентификации члена группы с лидером и желании члена группы быть похожим на лидера. Сначала новичков, как правило набранных из молодежи, обольщают воровской романтикой красивой жизни, свободной от обязанностей перед обществом, властью над людьми, большими деньгами и т.д. Все это есть у лидера, стоящего во главе преступной группы.
3. Власть принуждения или наказания.
4. Власть знатока.
5. Информационная власть. Она возникает в тех условиях, когда лидер имеет доступ к информации, неизвестной членам группы, причем такой, которая является значимой для оценки ситуации и коррекции поведения.
6. Нормативная власть. Речь идет о нормах, согласно которым лидер имеет право контролировать соблюдение определенных правил поведения и, в случае необходимости настаивать на них.
Идентификация с лидером преступной группы происходит, когда лидер воспринимается:
· «как один из нас»
· «как лучший из нас», но он не должен быть намного лучше, потому что тогда он перестает быть подобным большинству и воспринимается как чужак, пришелец
· лидер должен оправдывать ожидания своих последователей