Механизмы идентификации с лидером преступной группы.




Групповая агрессия.

 

Американские ученые Бэрон Р., Керр Н., Миллер Н., в книге «Социальная психология группы: процессы, решения, действия» выделяют три фактора, которые влияют на возникновение агрессии между индивидами. Это возбуждение, ситуационные факторы и влияние моделей.

Основной причиной агрессии они считают возбуждение, которое обычно сопровождает фрустрацию или гнев. В толпе возбуждение нарастает. Человек, испытывающий сильное эмоциональное возбуждение, перестает мыслить логически.

 

Причинами раздражения человека по отношению к другим людям, и как следствие, разрушительное поведение усиливается вследствие таких физических характеристик, как теснота, жара, холод, духота, неприятные запахи, шум, вызывающие физический дискомфорт. При отвлечении на другие стимулы и занятия, несовместимые с агрессией, гневливость не проявляется. Личность же, не склонная переживать чувство враждебности, на дискомфортные условия реагирует подавленностью и снижением агрессивности

Модели поведения других людей (лидеров толпы) производят на человека сильный эффект и создают впечатление, что данное поведение является хорошим и адекватным. Групповая агрессия, практически без исключений, вызывает сильные эмоции как у участников, так и у свидетелей. Даже простое присутствие других людей уже может быть возбуждающим фактором. Групповое взаимодействие может не только усиливать агрессивные импульсы, но и снимать запреты на их проявление. Происходит процесс утраты индивидуальности, который называется деиндивидуацией. Теорию деиндивидуации предложил Филипп Зимбардо (американский ученый итальянского происхождения).

При деиндивидуации, как полагают, человек менее подвержен чувству страха и вины, и не так озабочен тем, что повлечет за собой пренебрежение обыкновенными стандартами. Большинство исследователей полагают, что у человека снижается чувство страха, когда он находится «вместе с другими», т. е. функционирует как часть группы. Происходит это в силу обуславливания, социального сравнения или чувства защищенности, которое дает группа. Аналогичным образом люди, которые проявляют агрессию будучи частью группы, могут снимать с себя большую часть вины, перекладывая первичную ответственность на других.

Тернер и Киллиан предложили теорию возникновения нормы. Важную роль в агрессивности толпы могут играть социальные нормы, которые возникают спонтанно. Норма, одобряющая агрессию, распространяется как сплетня. И хотя она, по сути, является антинормативной, находит одобрение группы.

Большая группа, действующая согласованно, поддерживает и узаконивает жестокое поведение. Действия людей не просто моделируются, но рассматриваются как доказательство адекватности агрессии - нормативный эффект. Все участники чувствуют себя лучше, когда простое сравнение доказывает им, что они соблюдают нормы лучше, чем в среднем другие члены группы. Индивид наблюдает за жестокими действиями других, чтобы оказаться лучше их, стремится вести себя еще более жестоко. У человека, действующего с группой подобных ему людей, самосознание снижается.

Все вышеперечисленное есть лишь малая часть попыток разобраться в природе тех факторов, которые способствуют появлению агрессии между людьми.

Механизмы идентификации с лидером преступной группы.

Лидеру преступной группы присущи: волевые качества, которые помогают проявлять настойчивость в достижении цели, подавлять волю других, подчинять их своему влиянию; преобладающие, по сравнению с другими участниками организованной преступной группы, умственные способности; физическая сила; умение держать слово; хитрость и предприимчивость, которая помогает сходиться с людьми, легко контактировать с ними, завоевывать доверие, видеть их недостатки и использовать их в своих целях; коммуникабельность; решительность в действиях и целеустремленность; знание внешних и внутренних условий функционирования группы; быстрота ориентирования и принятия решений в сложных для организованной преступной группы ситуациях; умение обеспечить конспиративность подготавливаемых и совершаемых группой преступлений.

Лидерские способности и умение управлять окружающими обеспечиваются эмоциональной холодностью, блокирующей или существенно ограничивающей субъективные возможности к сопереживанию. В то же время эта черта позволяет сохранить необходимую социально-психологическую дистанцию с окружающими, трезво анализировать складывающиеся ситуации с учетом всех наиболее важных моментов и на основе этого принимать рациональные решения.

Лидеры преступных групп обладают психологической властью над подчиненными, однако, необходимо отметить, что настоящий лидер не стремится к подчинению себе других, ему подчиняются с удовольствием. Само возникновение и существование организованной преступной группы базируется на власти лидера.

Организаторы преступных групп для сохранения лидерства среди их членов используют следующие шесть возможных источников власти

1. Власть вознаграждения.

2. Власть эталона. Основана на идентификации члена группы с лидером и желании члена группы быть похожим на лидера. Сначала новичков, как правило набранных из молодежи, обольщают воровской романтикой красивой жизни, свободной от обязанностей перед обществом, властью над людьми, большими деньгами и т.д. Все это есть у лидера, стоящего во главе преступной группы.
3. Власть принуждения или наказания.

4. Власть знатока.

5. Информационная власть. Она возникает в тех условиях, когда лидер имеет доступ к информации, неизвестной членам группы, причем такой, которая является значимой для оценки ситуации и коррекции поведения.

6. Нормативная власть. Речь идет о нормах, согласно которым лидер имеет право контролировать соблюдение определенных правил поведения и, в случае необходимости настаивать на них.

Идентификация с лидером преступной группы происходит, когда лидер воспринимается:

· «как один из нас»

· «как лучший из нас», но он не должен быть намного лучше, потому что тогда он перестает быть подобным большинству и воспринимается как чужак, пришелец

· лидер должен оправдывать ожидания своих последователей



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: