Контент-анализ сообщений об итсизме на Интернет-форумах




А.В. Ткаченко

ОСТОРОЖНО: ИТСИЗМ!

 

Об авторе:

Ткаченко Александр Владимирович, кандидат исторических наук, доцент кафедры общей и прикладной социологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ, e-mail: professor.tkachenko@gmail.com

 

В № 2 журнала «Молодёжь и общество» за 2012 год были проанализированы результаты социологического опроса, проведённого среди молодых москвичей Институтом психологии, социологии и социальных отношений МГПУ [9]. Опрос касался отношения московской молодёжи к религии. В ходе анализа была выявлена склонность большинства респондентов к ещё не изученному, но уже широко распространённому в современном обществе религиозному течению, которое голландские учёные назвали итсизмом.

Итсизм — это абстрактное и интуитивное представление людей о существовании некой Высшей и аморфной Силы, способной влиять на ход всех событий. Итсизм, находясь между традиционной верой в антропоморфного Бога и атеизмом, отрицающим существование такого Бога, может колебаться то в одну, то в другую сторону. Поэтому в ходе соцопросов по незнанию социологи причисляют итсистов либо к верующим, либо к неверующим респондентам.

Однако итсизм — это не только не вера и не безверие в классическом понимании значений этих двух слов. Данное явление следует отличать также от деизма, агностицизма, пантеизма и фатализма. Деист верит в Бога, но не верит в то, что Бог, когда-то сотворив мир, продолжает им управлять. А итсист интуитивно верит в ту Высшую Силу, которая способна менять всё в нашей жизни по своему усмотрению. Агностик испытывает сомнения, а итсисту нет повода сомневаться: он и так ничего не знает из того, по поводу чего можно было бы сомневаться. Пантеист убеждён в том, что Бог есть во всём, а итсист разделяет Высшую Силу и её творение. Фаталист твёрдо верит в предопределение своей судьбы, а итсист чувствует себя свободным до тех пор, пока у него не возникнет трудноразрешимая проблема и не появится желание вспомнить о Высшей Силе.

Проведённые автором исследования уровня религиозности московской молодёжи и молодёжного итсизма представляют несомненный интерес для всех, кого волнуют происходящие в современном российском обществе духовные трансформации. Пока что они мало заметны, но мы убеждены в том, что будущее докажет справедливость выводов, изложенных нами в ряде работ 2011-2012 гг. [7, 8, 9, 10, 11, 12].

При написании данной статьи были проанализированы суждения об итсизме, найденные в немногих Интернет-форумах, которым уже стало известно это слово — итсизм. Прежде всего автор решил разобрать мнения, высказанные членами и случайными посетителями открытой группы «Итсизм», возникшей в 2008 г. в социальной сети «В контакте». При этом учитывалось, что большая часть посетителей — представители молодого поколения. Всего в группу входят 140 человек, в основном считающих себя итсистами.

Руководитель группы даёт от себя такое определение итсизма:

Итсизм — это «вера в то, что за гранью человеческого понимания есть кто-то или что-то высшее (создавшее наш мир, или как-то влияющее на него, или просто сосуществующее с ним и т.д. и т.п.). Если очень примерно охарактеризовывать, то итсизм можно назвать верой вне религии, но повторюсь, очень примерно» (пост от 9 мая 2011 г.) [3].

То, что сам создатель группы, открытой для всех интересующихся итсизмом, употребляет при определении этого феномена расплывчатые фразы вроде «за гранью понимания», «есть кто-то или что-то» или «очень примерно», позволяет охарактеризовать итсистов как не определившихся во взглядах и абстрактно верующих людей. Такие люди больше подвержены чужому влиянию, чем пребывающие в сомнениях агностики, потому что, в отличие от агностиков, у итсистов нет чёткой позиции:

«Представителей истсизма, полагаю, легко переманить на нашу сторону» (Александр Боровик, сообщение на тему «Итсизм. Сходства и различия с деизмом» от 15 июня 2010 г.);

«Скорее, это какое-то переходное состояние» (Майор Мак-Наббс, то же обсуждение, 24 июня 2010 г.);

«... «итсизм» — это... уже немного больше, чем отсутствие позиции, но ещё не полноценная позиция» (Майор Мак-Наббс, 25 июня 2010 г.) [4].

Многие посетители сайта смутно верили во что-то, но из-за своего незнания долго не могли понять, как эту их смутную веру назвать:

«Итсизм! Наконец-то я нашла то, что искала!!!» (Мария Корсакова, сообщение от 6 января 2011 г.);

«Я всю жизнь думал, что я атеист. Ах, вот кто я на самом деле!» (Денис Тихий, 20 августа 2012 г.);

«Только что на одном сайте впервые прочитала про итсизм и поняла: моё!» (Майя Галимская, 25 июля 2009 г.);

«Пару месяцев назад (выделено мной — А.Т.) специально задался вопросом о том, есть ли такое религиозное направление, которое характеризует мои взгляды на жизнь и мир вокруг. До этого причислял себя к агностикам, но с этим течением были несоответствия, которые заставляли искать что-то другое. Наткнулся на Итсизм, он оказался более "по мне". А когда в аккаунте поменял религиозное убеждение, то ради интереса посмотрел, сколько итсистов в контакте. Десятка два было с копейками... Так что поздравляю всех, кто нашёл и открыл для себя Итсизм. Хорошая религия. Правильная. Никого ни к чему не принуждающая, кроме самоконтроля» (Валентин Астапов, 17 апреля 2009 г.) [3].

Аморфность объекта поклонения и разочарование в традиционных религиях прослеживаются буквально во всех рассуждениях итсистов:

«Я считаю, что есть Что-то как некая Огромнейшая энергия. Это Что-то ну просто никак не может иметь имя, пол мужской или женский и т.д. Людям так проще — изобразили внешний вид Богов по своему подобию, и это не только в христианстве. Я верю в Нечто (курсив мой — А.Т.), я свободна от церкви, я туда не хожу, как большинство людей» (Элина Траум, 30 апреля 2008 г.);

«.... прийти к итсизму очень просто… Итсизм никого не наделяет безграничной силой, но признаёт, что всё-таки есть что-то, чего мы не понимаем. Вот и всё» (Fed Raven, 27 ноября 2008 г.);

«Сначала отрицал, потом понял: без веры нельзя (трудно), но признавать как таковую религию не могу — глупо это. Но что-то там есть!» (Владимир Загвозкин, 13 июля 2012 г.);

«Честно говоря, не считаю Итсизм религией. Это скорее видение мира, но очень абстрактное, которое первым делом выступает против традиционных взглядов на мироздание, таких как Христианство, Ислам... Это также нельзя назвать философией, т.к. определенной системы ценностей Итсизм не предлагает. Пока что это лишь сырая идея, основывающаяся на интуиции человека (курсив мой — А.Т.). … Я не верю в судьбу (! - А.Т.), не верю в то, что каждая мелочь неслучайна и всё предрешено заранее. … Так вот, меня роднит с Итсизмом ощущение того, что эти сверхъествественные вещи действительно существуют...» (Елена Бузуева, 8 мая 2009 г.) [3].

Показательно, что на странице группы помещен рисунок, подписанный в виде афоризма: «Нет истины. Есть точки зрения». Такой релятивистский подход к осмыслению мира мог бы стать девизом итсистов.

Когда же у посетителей группы попросили написать о том, какими путями они пришли к итсизму, выяснилось, что большинство долгое время склонялись к атеизму, но так и не приняли его, потому что интуиция им подсказывала существование чего-то, стоящего над материальным:

«Когда-то меня пытались научить верить в бога, но я отмёл это. Ибо материалист. Потому как привык полагаться на себя. Но иногда... сам собою возникает вопрос, как такое возможно, что только один вид, только на одной планете развился до такой степени? И тогда начинает казаться, что высшая сила далеко невыдумка» (Дмитрий Покладов, 6 мая 2008 г.);

«... "Иисус, Мохаммед, Кришна, Будда" мне представляются такими же мифическими героями, как Геракл или Андромеда у древних греков. Только более раскручеными» (Владимир Бало, 18 марта 2009 г.);

«Я не могла отнести себя ни к какой вере, поскольку не приемлю церковь и ритуалы. Меня раздражает непоколебимая уверенность людей в том, что бог один и только тот, кому они поклоняются (Иисус, Аллах, Будда и проч.). Я воспринимаю Бога как огромное энергетическое поле, где всё взаимосвязано, где каждое действие не остаётся незамеченным и на что-то влияет. Поскольку мы живем в этом поле — бог есть и внутри нас» (Екатерина Зуева, 24 августа 2012 г.) [3].

Кстати, выражение вроде «Бог есть внутри каждого из нас» следует считать типичным для итсистов. Говоря так, они имеют в виду, с одной стороны, желание чувствовать себя свободными от произвола Высшей Силы, а с другой стороны, заимствуют у пантеизма расплывчатое представление об эманации Высшей Силы ко всем людям. Отличие от пантеизма в том, что итсизм не признаёт тождества между Высшей Силой и природой, на которую её дух нисходит. Впрочем, от христиан тоже иногда можно услышать, будто в каждом человеке есть «искра Божья». Поэтому встречаются случаи, когда к итсизму приходят не от атеизма, а от путаницы, возникшей в голове в результате поверхностного осмысления догматики и культа традиционной веры:

«Сначала была православной христианкой, изучала эту тему, и окончательно решила для себя, что есть "что-то высшее", что могло нас сотворить. Затем пришло понимание, что человек не может быть священным (Иисус), все люди равны и нельзя возносить кого-либо в ранг святых, это рабство. Многие православные каноны, праздники и традиции для меня просто абсурдными кажутся: крещение, питие святой воды, исцеляющего алкоголя, Пасхи с разноцветными яйцами... Ещё я задавалась вопросом: есть Библия, есть Коран и другие священные книги, а что из них есть правда? … Также я верю в существование высшего существа. Я не знаю, кто, что это, и никогда точно не узнаю.... А вот много ли там "их" или "он" один, этот "бог", какого рода он, из чего состоит — для меня это совсем неважно, это непостижимо» (That Angel, 3 сентября 2012 г.);

«Когда я писала, что я итсист, то не говорила, что отрицаю другие веры. Не принимать — не значит отрицать. Лично я считаю их возможными версиями …. Я стала итсистом потому, что не чувствую веры (выделено мной — А.Т.)... Но не отрицая, что что-то есть выше моего понятия» (Катюша Остапец, 11 апреля 2009 г.);

«... я не принимаю и не поддерживаю ни православие, ни ислам (курсив мой — А.Т.)... Честно говоря, особенно тяжело объяснять тем приятелям, которые считают себя настоящими татарами и для которых ислам — единственная вера, которая есть на земле, но при этом они как максимум были 1 раз в мечети, И ТО, если были... А я верю, что ОН есть и что если попросить ЕГО о том, что тебе очень нужно, то с его силами ты этого добьешься...» (Алина Гильфанова, 12 июня 2009 г.) [3].

Неслучайно, по данным ВЦИОМ, 56 % россиян считают, что Православная Церковь не нуждается в защите [6]. Это мнение не столько атеистов, сколько итсистов, поскольку ни один социологический опрос не даёт информацию о наличии такого большого количества атеистов. Та же Алина Гильфанова пишет:

«На вопрос "Как вы пришли к итсизму?" отвечу так. Я много лет объясняла всем друзьям, что я верю в бога, для меня он есть, но без религии. Я молюсь, как могу. Я считаю, что для того, чтобы попросить всевышнего, необязательно носить на груди крест или луну. Не так ли?» (сообщение от 9 апреля 2009 г.) [3].

Некорректность утверждения о возможности веры в Бога, но «без религии», очевидна. Итсизм — это та же религия, только не дающая чёткого определения священному объекту поклонения. Однако желание итсистов отвергнуть общепринятые авторитеты и самоуспокаивать себя мыслью о личной свободе двольно часто приводит их к мнению о вере без религии, которую человек способен придумать себе сам:

«Так как же я должен осознать свою духовную сторону, если многочисленные догмы и правила не оставляют мне никакого выбора и свободы мышления? К тому же, если посмотреть по сторонам, мы увидим, что современное поколение большей частью именно итсисты. Вот, например, в контакте у многих написана религия христианство, православие и т.д. Но ведь большинство из них не ходят в церковь, не соблюдают посты и прочее. Что же, из-за этого они не могут верить в Бога, в которого им хочется верить (курсив мой — А.Т.)? Могут. В этом и заключается свобода мысли, которую и дает итсизм» (Алексей Костромин, 2 июня 2009 г.);

«Вопрос религии — вера. Но если я верю — это не значит, что я знаю. Ведь между верой и знанием огромная разница. Как я могу знать вкус бенгальского ореха, если я его не пробовал; я могу верить, что он вкусный но не знать. Или я знаю вкус апельсина, и верить в то, что он вкусный, мне не нужно. Так же и религия занимается верой, но это не вопрос знания. В Библии, может, и написано, что Бог есть, но это знание тех людей, которые это пережили. А Вам нужны чужие пережёванные знания?» (Владимир Мосичев, 8 февраля 2009 г.);

«... мне кажется, что сама тема вашей группы тупиковая. Что вы планируете здесь обсуждать? Наличие бога? Само название говорит, что люди, находящиеся здесь, считают, что он есть. Систему своих верований? Она у каждого своя (! - А.Т.). Так и будете заниматься пустыми разговорами — кто что думает и как кто хочет жить. А всё, что нужно знать о боге — это то, что бог — это самая большая тайна, которую бессмысленно разгадывать» (Наталья Шалыгина, 10 апреля 2009 г.) [3].

Итсисты понимают свободу как отсутствие ответственности и освобождение от всякой обременительной, в том числе и мыслительной деятельности. По данным Левада-центра, почти 2/3 россиян считают, что «люди должны иметь свободу слова, а значит — и право публично критиковать религию» [5]. Имеется в виду критика традиционной религии. Проблема заключаются в том, что для того, чтобы критиковать, надо сперва узнать то, что критикуешь. Но в том-то и дело, что оппоненты итсистов не могут вступать с ними в дискуссию по поводу смысла священных текстов, догм или обрядов, потому что итсисты их, как правило, не знают. Итсисты не видят разницы между христианством, исламом или буддизмом. Отсюда следует акцент сторонников традиционных религий на невежество и косность тех людей, которым проще всего сказать, что они верят во что-то абстрактное:

«Во-первых,... с таким же успехом можно верить в балконный карниз или в табуретку. Любое вероисповедание подкреплено догмами, смыслом и позицией. В итсизме ни одного, ни другого. Во-вторых, открываете Библию, Евангелие или любое другое священное писание, будь то Коран или что там ещё. Люди ВЕКАМИ копили мудрость, по слову анализировали и складывали своё представление о мире сквозь религиозные убеждения. Религия как таковая — это глубочайший анализ своей духовной стороны, вернее это один из аспектов любой религии. А что предлагает ваш тисизм? (так в тексте — А.Т.)... не читать, не интересоваться, а тихо и мирно проживать жизнь свою серую … жизнь! Проблема в отсутствии желания познавать что-то (! — А.Т.). Ты же не будешь есть какой-то продукт, если не будешь знать, что это? А ваш тисизм — это как слепой ведёт слепого» (Мария Бабенко, 2 июня 2009 г.);

«Сказать ''я не верю'' гораздо проще, чем самому что-то узнать. А ваш этот "итсизм" не что иное, как эгоизм и лень, вот и всё» (Мария Бабенко, 24 мая 2009 г.) [3].

Таким образом, немногие люди, узнавшие, что есть такое понятие — итсизм, склоняются к нему, по их собственному признанию, из-за неприятия как атеизма, так и традиционной догматики. Итсисты веря в Нечто свыше, и не каждый из них готов назвать данную сущность Богом, а если и называет, то часто пишет это слово с маленькой буквы. Большинство итсистов не задумываются над природой своей веры, меньшинство — приходят к её осознанию при кратком сравнении с другими известными формами религии. Такое поверхностное знакомство вызывает критику со стороны убеждённых христиан, которых гораздо меньше, чем итсистов.

В 2009 г. в блоге «Итсизм и итсисты» на сайте mail.ru тоже появились редкие высказывания по поводу итсизма, но в силу малой известности этого термина и нежелания итсистов чем-то глубоко интересоваться, полемика продлилась всего около 3-х месяцев. Среди немногочисленных высказываний в этом блоге внимание исследователя должны привлечь лишь те, в которых раскрывается мировоззренческая позиция итсистов:

«Думала, такое отношение к вере вообще никак не называется. А оказывается...» (Тетько, 9 декабря 2009 г.);

«Теперь те, кто в вопросах веры "ни за, ни против, ни за красных, ни за белых," называются итсисты. Получается — и их теперь "посчитали", не удалось уклониться от ярлыка (идентификации)» (Николай, 9 декабря 2009 г.);

«Итсизм — это скорей вера в Нечто. Ну есть там что-то такое... Может Бог, может сгусток энергии, а может вообще синий помидор. А так как я не знаю, что это, то и что делать не знаю. Как там синий помидор живёт, неизвестно. Но что он есть — я признаю» (El Goeste, 19 января 2010 г.) [2].

Обращают на себя внимание два факта — затруднение итсистов в самоидентификации и кощунственно-уничижительное, с точки зрения религиозного ортодокса, итсистское сравнение Бога с «синим помидором» или «сгустком энергии». Такая сумятица в голове может быть лишь при отсутствии у человека чётких знаний и духовных ориентиров.

С позицией итсистов необходимо сравнить позицию традиционалистов, от которых следует ожидать более глубокого понимания сути проблемы. В частности, на сайте известного православного публициста диакона Андрея Кураева в 2010 г. посетители обсуждали проблему распространения итсизма и попытались дать ему характеристику.

Большинство православных считают корнем и недостатком итсизма его бессмысленность. Люди, верящие в живого, разумного, всесильного, благого и антропоморфного Бога, не понимают, зачем его заменять на абстракцию, которой нельзя ни молиться, ни поклоняться:

«''Верую в то, что Где-то есть Что-то, и верую в то, что весь я не умру. Почему я в это верую, не знаю и знать не хочу. Аминь''. Примерный символ веры» итсиста (Иван Андреевич, 10 марта 2010 г.);

«... в случае с т.н. "итсизмом" всех людей, банально не имеющих своего мнения», можно «объединить в одну группу...» (Пётр Дмитриенко, 11 марта 2010 г.);

«Это признак упадка религиозного сознания...» (А. Самохин, 11 марта 2010 г.);

«Все эти направления и агностицизм можно сравнить с человеком, который стоит перед камнем, на котором написано: ''Направо пойдёшь — то-то найдешь'' и так далее. Они читают все надписи и говорят: ''В принципе, во всём этом доля истины, но полностью меня ничего не устраивает''. Т.е. не идут никуда, а только стоят и рассуждают» (Андрей СДС, 10 марта 2010 г.) [1, с. 1];

«А если по-русски сказать, то "итсизм" — это или "кое-чтоизм", или "что-нибудизм"» (Геннадий Умид, 12 марта 2010 г.) [1, с. 2].

Вполне понятно желание приверженцев классической религии осудить «отступников»:

«Этот итсизм — это новая форма атеизма и ничего более, суть та же самая, только название поменяли и маску сменили» (Александр Оренбуржец, 11 марта 2010 г.) [1, с. 1].

И хотя следует согласиться, что от атеизма до итсизма, так же как и от итсизма до атеизма — один шаг, всё-таки это разные явления. Атеист верит, что Бога нет, и переубедить его крайне сложно. Во-первых, у атеиста может быть своя аргументация, а во-вторых, как все радикально мыслящие максималисты, он не станет прислушиваться к чужим аргументам. Атеиста можно сравнить с религиозным фанатиком: и тот, и другой — радикалы, и тот, и другой — склонны к экстремизму, и тот, и другой в споре приходят к тому моменту, дальше которого слушать оппонента не станут, потому что вся их аргументация спотыкается об отсутствие прямого доказательства как существования, так и несуществования Бога. Однако, глядя на то, как более активные атеисты и верующие традиционалисты спорят, итсисты выбирают позицию «золотой середины» — Бог есть, но он не совсем Бог.

Наконец, контент-анализ сообщений на форумах позволил установить распространённость суждений о сходстве итсизма с деизмом. Но если итсисты нередко не понимают различия между двумя этими понятиями, то православные указывают на разную природу этих явлений: деизм возникает из попыток осмысления мира, а итсизм — из интеллектуальной лени:

«Я бы сказал так: итсизм ещё менее чёток, чем деизм. Чтобы называться деистом, человек должен хотя бы некоторые утверждения чётко признавать: "Бог есть", "Бог сотворил мир"... А чтобы быть итсистом, можно вообще ничего чётко не утверждать (курсив мой — А.Т.), только "что-то типа Бога типа есть и типа на что-то влияет." Такой себе слабый деизм» (Роман Н.В., 11 марта 2010 г.) [1, с. 1];

«По поводу истсизма можно сказать только одно: это... ни атеизм, ни Деизм, ибо для последнего надо сформулировать точку зрения, а "истсизм" — это её отсутствие. Если Деизм возник в эпоху просвещения как разочарование в христианстве, под давлением критики разума и науки как естественная религия и закон, со своими философами и писателями, Чербери, Томасом Пейном, то истсизм — просто явление нового времени, когда этот вопрос вообще не особо значим для человека и он навскидку говорит: "А, наверное, что-то где-то есть, мне-то что?" (Пётр Дмитриенко, 12 марта 2010 г.) [1, с. 2];

Тот же Пётр Дмитриенко, но уже на на страницах социальной сети «В контакте» настаивает:

«Я думаю, Деизм имеет определённые представления (Всевышний Творец/Конструктор/Разум, сомнение по поводу происхождения имеющихся откровений, естественность развития мира), Итсизм не имеет («что-то где-то наверное есть»). Деизм — естественно сформировавшийся ответ человека, разочаровавшегося в «религии откровения», здесь «свои» философы, политики, произведения, предпосылки и место в истории в прошлом и настоящем; Итсизм появился из опросника как просто отсутствие позиции» (сообщение на форуме, созданном Александром Боровиком, от 24 июня 2010 г.) [4].

Таким образом, хотя информация об итсизме встречается в Интернете крайне редко, когда она появляется, то на короткое время привлекает внимание самых разных пользователей. Большинство из них с облегчением узнают, что для их поверхностных религиозных представлений есть точное научное название. Но первая же начавшаяся дискуссия вскрывает отторжение между итсистами и приверженцами традиционных религий. Конструктивную позицию в спорах не занял никто, а она вполне возможна: вместо критики друг друга и выявления различий в вере, оппонентам следует обращать обоюдное внимание на общие для них позиции. Например, православный сможет лишь тогда наладить общение с итсистом, когда покажет ему, что они оба верят, по сути, в одно и то же, а именно — в Высший Разум, который, раз он разумен, может быть мысленно олицетворён в Высшем Существе, называемом в православии Богом.

Итсисты — это люди, до конца не разобравшиеся в своём мировоззрении и потому не определившиеся, к какой вере им примкнуть. Московская молодёжь — часть того инертного большинства, которое сегодня можно причислить к итсистам. Для неё характерны не только поверхностно-интуитивная религиозность и абстрактное представление о Высшей Силе, но и модель поведения, которая неизбежно вытекает из этого представления: пассивность, моральный релятивизм, свобода в суждениях и поступках. У молодёжи отсутствуют чёткие убеждения, и она не признаёт старые авторитеты. Но отсутствие чёткого мировоззрения и ясных принципов не означает, что на молодёжь нельзя оказать влияния. Наоборот, именно это отсутствие и создаёт уникальную возможность заполнить его внешним воздействием. Ведь любой социолог или психолог знает, что проще всего изменить установку и переубедить не определившихся.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫИ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

 

1. Итсизм вытесняет классические религии? / Форум миссионерского портала диакона Андрея Кураева. // https://kuraev.ru/smf/index.php?topic=356612.0

2. Итсизм и итсисты. / Блоги mail.ru. // https://blogs.mail.ru/mail/dann148/58A7CE826EEC8753.html

3. Итсизм. / Открытая группа. / В контакте. // https://vk.com/ietsism

4. Итсизм. Сходства и различия с деизмом. / Обсуждения. / В контакте. // https://vk.com/topic-3529945_22895338#/topic-3529945_22895338

5. Какая из следующих точек зрения по поводу критики религии Вам ближе? / Религия. / Архив. // https://www.levada.ru/archive/religiya/kakaya-iz-sleduyushchikh-tochek-zreniya-po-povodu-kritiki-religii-vam-blizhe

6. Православная церковь: нужно ли её защищать? / Пресс-выпуск ВЦИОМ № 2029. / Тематический каталог. // https://wciom.ru/index.php?id=459&uid=112787

7. Ткаченко А.В. Отношение молодых москвичей к религиозным традициям. // Психология нравственности и религия: XXI век: Сборник статей. МО, Щёлково: Издатель Мархотин П.Ю., 2011. — С. 418-424.

8. Ткаченко А.В. Отношение московской молодёжи к религии и нравственности. // Системная психология и социология: Всероссийское периодическое издание научно-практический журнал. М.: МГПУ, 2012. — № 5. — С. 97-107.

9. Ткаченко А.В. Религиозные представления московской молодёжи: как и во что верят старшеклассники и студенты Москвы. // Молодёжь и общество. М.: Связь-Принт, 2012. — № 2. — С. 78-84.

10. Ткаченко А.В. Социологический анализ религиозных представлений современной молодёжи. / Основные проблемы современной социологии: Сборник статей. / Сост. А.В. Ткаченко. М.: ООО НИЦ Инженер, 2012. — С. 63-72.

11. Ткаченко А.В. Социологическое исследование отношения московской молодёжи к религии. // Проблемы современности в зеркале гуманитарных и экономических наук: Сборник статей. М.: НОУ МИСАО, 2012. — С. 232-242.

12. Ткаченко А.В., Таппасханова М.А. и др. Социологическое исследование религиозного сознания современной московской молодёжи: Монография. М.: НОУ ВПО МИСАО, 2011. — 92 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: