Семнадцатое июня. Домашняя работа. Практическое занятие № 40




Семнадцатое июня

Домашняя работа

Практическое занятие № 40

«Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести

Учебная цель: комплексный анализповести А.И.Куприна «Гранатовый браслет».

Система вопросов и заданий

Проведите комплексный анализ произведения, рассмотрев проблематику рассказа, его сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов по предложенным вопросам и заданиям.

ПИСЬМЕННО:

1. Тема повести.

2. Объясните смысл названия повести.

 

УСТНО (самоконтроль):

3. Где и когда происходит действие повести?

4. Произведение начинается с пейзажной зарисовки. Прочитайте ее.

5. Какую роль в произведении играет первая глава? Какое настроение создает пейзаж?

6. Как автор выявляет это душевное состояние Веры? Найдите и прочитайте описание (вторая глава).

7. Этому описанию предшествовало описание чувств Веры к мужу. Прочитайте со слов: «Княгиня Вера, у которой прежняя страстная любовь к мужу...» Что объединяет эти описания: чувств Веры и сада?

8. Какую цель преследовал автор?

9. Где происходит завязка действия? Как пишет об этом Куприн? Что же "счастливо-чудесное" произошло в этот день?

10. Что происходит далее? Что мы узнали о браслете из письма Желткова?

11. Почему Желтков подарил Вере именно браслет, семейную ценность, самую дорогую вещь, которая переходила от поколения к поколению женщинам в семье Желткова?

12. Письмо Желткова Вере. Какую характеристику мы можем дать Желткову, прочитав это письмо?

13. Сравните его письмо с письмом - признанием в любви, помещенным в юмористическом семейном альбоме Шейных. Как воспринимает муж Веры письма Желткова?

14. Что вы можете сказать о князе Василии Львовиче, муже Веры, прочитав этот эпизод? Как он описывает историю любви Желткова к Вере?

15. Как относятся к любви эти два человека? А Вера?

16. Способен ли князь Шеин глубоко и сильно любить? Есть ли ответ на этот вопрос в тексте рассказа? (Аносов о Васе.)

17. Как относится князь Василий к своей жене? (Эпизод с юмористическим альбомом!)

18. Какую роль в рассказе отводит Куприн генералу Аносову?

19. Как он рассуждает о любви?

20. Что узнал генерал Аносов о Желткове от Веры?

21. Какую характеристику Желткова дает Вера и генерал Аносов?

22. Эпизод встречи князя Шеина и Николая Николаевича с Желтковым. Найдите и прочитайте портретную зарисовку Желткова.

23. Прочитайте вслух слова признания в любви Желткова в десятой главе и последнее письмо Желткова к Вере.

24. Можно ли назвать чувство Желткова к Вере сумасшествием? Что это: любовь или сумасшествие?

25. Прочитайте со слов: «В комнате пахло ладаном...» до конца главы.

26. Почему Вера неожиданно заплакала? Неужели причиной слез стало «впечатление смерти» или есть другая причина?

27. Почему Желтков «заставил» Веру слушать именно это бетховенское произведение?

28. Какое значение для понимания рассказа имеет музыка Бетховена?

29. Как вы думаете, состоялось ли ответное чувство любви в душе Веры?

30. Почему автор дал герою имя Георгий?

31. Кто из героев обладает душевным тактом, чуткостью?

32. В чем состоит сила любви?

33. Какой она должна быть, по Куприну?

34. Могла ли быть такая любовь в действительности?

Темы сочинений

По творчеству И.А.Бунина и А.И.Куприна (по выбору обучающихся)

1. Тема любви в творчестве И.А.Бунина и А.И.Куприна.

2. Тема любви в цикле рассказов И.А.Бунина «Тёмные аллеи».

3. Поэтическое восприятие Родины в рассказе И.А. Бунина «Антоновские яблоки».

4. Трагическая тема любви в повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет».

5. «Гранатовый браслет» - гимн торжествующей любви.

6. Прекрасная песнь о любви (по повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет».)

 

ВНИМАНИЕ! На дифференцированный зачёт выносится вопрос:

Что такое «любовь» по И.А. Бунину и А.И. Куприну? (на примере произведений).

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Интерес к взаимоотношениям человека и окружающей среды присущ гуманистической традиции русской литературы XIX века. На рубеже веков он усиливается, внимание писателей всё чаще устремляется в глубь личности и на передний план выходят человеческие чувства и страсти.

Александр Куприн, ярчайший представитель реализма конца XIX — начала XX веков, в своих произведениях уделил значительное место теме любви. Его герои, ранимые, ищущие, борющиеся с нравственными догмами и несправедливостью в обществе, всегда одержимы любовью.

История создания повести связана с реальными событиями. А. Куприн был другом семьи губернатора Любимова. Во время просмотра семейного альбома Любимовы рассказали Александру Ивановичу интересную любовную историю. В супругу губернатора был безответно влюблен некий телеграфный чиновник. Женщина собирала его письма и делала к ним зарисовки. Как-то она получила от воздыхателя подарок: цепочку с позолотой и кулон в форме пасхального яичка.

Александр Иванович взял эту историю в качестве базы для своего произведения, превратив эти скудные, неинтересные данные в трогательную повесть. Цепочку с кулоном писатель заменил на браслет с пятью гранатами.

Работа над произведением началась в сентябре 1910 г., о чем свидетельствуют письма автора, адресованные коллегам по перу. Сначала Александр Иванович собирался написать рассказ. Но он насколько вдохновился художественным преображением услышанной истории, что произведение оказалось гораздо большим, чем было задумано. Создавал Куприн «Гранатовый браслет» около 3 месяцев. 15 октября 1910 года Куприн писал о сюжете рассказа своему другу, критику Ф. Д. Батюшкову: «Это – помнишь – печальная история маленького телеграфного чиновника П.П.Жолтикова, который был так безнадёжно, трогательно и самоотверженно влюблён в жену Любимова (Д. Н. – теперь губернатор в Вильно)» Создание «Гранатового браслета» далось автору тяжело. В письмах он жаловался на трудности работы: «Теперь я пишу «Браслет», но плохо дается. Главная причина — мое невежество в музыке… Да и светский тон!..» (письмо Ф. Д. Батюшкову 21 ноября 1910 года).

Работа над рассказом шла осенью 1910 года в Одессе. В это время Куприн часто бывал в семье одесского врача Л. Я. Майзельса и слушал Вторую сонату Бетховена в исполнении его жены. Музыкальное произведение настолько захватило Александра Ивановича, что работа над рассказом началась с того, что он записал эпиграф. “L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato”. Соната Бетховена «Аппассионата», одно из самых напряжённых, томительных, страстных созданий человеческого гения в музыке, пробудила Куприна к литературному творчеству. Звуки сонаты соединились в его воображении с историей светлой любви, которой он был свидетелем.

Впервые произведение увидело мир на страницах журнала «Земля» в 1911 г. В критике произведения делались акценты на его идеи и выразительные «психологические ситуации».

Сюжет. Северное побережье Чёрного моря. Семнадцатое сентября, день именин княгини Веры, выдалось тихим и по-летнему тёплым. События повести разворачиваются на даче Шеиных. «Гранатовый браслет» начинается приготовлениями к празднеству. Автор начинает произведение пейзажными зарисовками. Конец лета не радовал хорошей погодой, но в начале сентября природа компенсировала хмурый август солнечными деньками. В начале произведения читатель наблюдает только за двумя героями – супругами Шеиными. Автор акцентирует внимание на том, что любовь между этими людьми угасла, вернее, «перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы».

Система образов дополняется в эпизоде, воспроизводящем празднование именин княгини.

Праздник запоминается рассказами князя Василия Львовича о безответной любви телеграфиста к его супруге.

Читая произведение дальше, нетрудно догадаться, что пейзажи не только помогают погрузиться в дачную атмосферу, но и символизируют перемены в жизни главной героини Веры Николаевны Шеиной: ее жизнь с мужем была серой и скучной, пока женщина не получила от неизвестного необычный подарок: браслет, в котором зелёными вкраплениями красовались пять гранатов. На бумажной записке, что прилагалась к подарку, указано, что драгоценный камень способен наделить владелицу предвидением. Записка подписана инициалами Г.С.Ж.

Генерал Аносов, друг покойного отца Веры, считал, что люди разучились любить, а женятся только ради выгоды: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться». Он был уверен, «что почти каждая женщина способна в любви на самый высокий героизм». По мнению генерала, таинственный Г.С.Ж. либо был безумцем, либо жизненный путь Верочки «пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».

Княгиня делится с мужем новостями и показывает браслет от неизвестного человека. Муж и брат решили разыскать автора письма.

По ходу действия выясняется, что этим человеком является мелкий чиновник по фамилии Желтков. Впервые Веру Николаевну он увидел в цирке много лет назад, и с тех пор внезапно вспыхнувшие чувства не угасали. Брат Веры Николаевны вернул мужчине браслет.

Желткову не хочется мучить возлюбленную, и он решает покончить жизнь самоубийством, чтобы не навлечь на неё позор. Своей возлюбленной он оставил записку, в которой просил сыграть сонату Бетховена, если Вера вспомнит о нем. Вечером женщина выполнила просьбу умершего и наконец, почувствовала, что мужчина простил ее. Заканчивается повесть осознанием силы искренних чувств незнакомца, которое приходит к Вере Николаевне.

Композиция. Особенности композиции произведения проявляются и на формальном, и на смысловом уровне. Вначале А. Куприн обращает читателя к сонете Бетховена посредством эпиграфа. В финале оказывается, что музыкальный шедевр играет роль символа. При помощи этого символического образа создается обрамление, усиливающее идейное звучание.

Порядок элементов сюжета не нарушен.

Экспозиция – пейзажные зарисовки, знакомство с семьей Шеиных, рассказ о предстоящем празднике.

Завязка – получение Верой Николаевной подарка.

Развитие событий – рассказ об именинах, поиски адресанта подарка, встреча с Желтковым.

Кульминация – признание Желткова, что его чувства убьет только смерть.

Развязка – смерть Желткова и рассказ о том, как Вера слушает сонату.

В канву основных событий автор вплел любовные истории, которые тоже помогают читателю понять смысл любви в человеческой жизни.

Направление. Повесть Куприна «Гранатовый браслет» создана в рамках реалистического направления в литературе. Писатель стремится достоверно отобразить окружающую действительность. Его персонажи, их действия и реплики смотрятся максимально живо и естественно. Многочисленные детали усиливают атмосферу и веру читателя в происходящее.

Жанр «Гранатового браслета» – повесть. В произведении раскрывается несколько сюжетных линий, система образов достаточно разветвленная. По объему оно тоже приближается к повести. Произведение называется повестью, во многом благодаря композиции: оно состоит из тринадцати коротких глав. Однако сам писатель называл «Гранатовый браслет» рассказом.

Тема. Главная тема произведения «Гранатовый браслет» — это, несомненно, тема безответной любви. Любовь Желткова является ярким примером бескорыстных, искренних, жертвенных чувств, которые он не предаёт, даже когда его верность стоила жизни. Для героев Александра Куприна любовь — это не безрассудная страсть, а высочайшее светлое чувство. Она самоотверженна, не требует ничего взамен, но побуждает на подвиги. Ради такой любви можно пойти на мучение и даже умереть. «Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам!.. это любовь, которую Богу было угодно за что-то меня вознаградить!» — говорит Желтков Вере Николаевне в повести «Гранатовый браслет». Это то чувство, которое никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны касаться. Будущего у этих чувств нет: семейное положение Веры Николаевны, различие в социальном статусе, обстоятельства – все против них. В этой обречённости проявляется тонкий романтизм, вложенный писателем в текст повести.

«А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано - "сильна, как смерть"? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость».

Смысл названия повести. Повесть называется «Гранатовый браслет», потому что именно это украшение является краеугольным камнем произведения, вокруг которого строится сюжет. Переданный в качестве подарка главной героине от безнадежно влюбленного в нее тайного поклонника, гранатовый браслет служит переломной точкой повествования, после которой и наступает трагическая развязка. Уникальные гранаты браслета, помещенные в оправу низкого качества, являются аллегорией на главного героя — «маленького человека», одержимого любовными чувствами исключительной силы и искренности. Гранат — древний символ любви, верности и страсти, этот камень выражает всю глубину чувства Желткова.

В произведении развивается идея о том, что настоящая любовь не исчезает из сердца бесследно, что жизнь пуста без любви, человек не живёт, а лишь существует, жизнь теряет смысл, если человек никого не любит или его никто не любит. Вне зависимости от того, чем в итоге оборачивается чувство — даром или проклятием — Куприн идеализирует любовь. Для него и его персонажей это чувство — единственный смысл жизни.

Основная мысль – искренняя любовь существует, нужно только уметь ее замечать и принимать.

Мотивы. Христианские мотивы страдания, жертвенности, смерти и воскресения особенно сильно звучат в конце произведения: «Вот сейчас я вам покажу в нежных звуках жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть. Ни жалобы, ни упрека, ни боли самолюбия я не знал. Я перед тобою — одна молитва: «Да святится имя Твое».

Да, я предвижу страдание, кровь и смерть. И думаю, что трудно расстаться телу с душой, но, Прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь».

Художественные особенности повести. Всё произведение окольцовывают упоминания одного и того же музыкального произведения – сонаты Бетховена. Вначале произведения А. Куприн обращает внимание читателя к сонете Бетховена посредством эпиграфа. В финале оказывается, что музыкальныйшедевр играет роль символа. При помощи этого символического образа создается обрамление,усиливающее идейное звучание. Музыка показывает силу любви и является ключом к пониманию текста. Музыка сообщает недосказанное. Более того, именно соната Бетховена в кульминации символизирует пробуждение души Веры Николаевны и осознание, приходящее к ней. Такое внимание к мелодии – тоже проявление романтизма.

Произведение А. Куприна наполнено символами. Главную роль играет гранатовый браслет. Украшение символизирует истинную любовь. В браслете пять драгоценных камней. Гранат — символ любви. Гранатовый браслет – фамильная реликвия, уже сменило несколько поколений владельцев. Оно такое же нетленное, как чувство героя.

Также особое внимание привлекает соната Бетховена, которую в данном контексте можно толковать как символ несчастливой, но вечной любви.

Увядающий сад подразумевает угасающую страсть Веры Николаевны.

Повесть состоит из 13 частей, на праздник приглашены 13 гостей – к несчастью, плохой знак: «Она была суеверна и подумала про себя: "Вот это нехорошо! Как мне раньше не пришло в голову посчитать?»

На символическом уровне в простоватой, смешной фамилии Желтков угадывается пасхальный мотив (яйцо – символ Воскресения).

Внешний вид и возраст Желткова – ангельский лик и возраст Христа: «Очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти».

Красный цвет – символ крови. Посыльный в красной шапке, небольшой ювелирный футляр красного плюша. «Княгиня Вера и не могла отвести глаз от пяти алых кровавых огней». «Точно кровь!» – подумала с тревогой Вера». Красная роза, положенная под шею мертвому Желткову – символ несчастливой и безнадежной любви.

Среди красных гранатов оказывается необыкновенный сорт граната – зеленый, который способенсообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти.

Семь-восемь лет, на протяжении которых Желтков «преследует княгиню Веру Николаевну» говорят об истечении срока, отпущенного ему. Семь лет Желтков любит Веру без надежды. Семь – число полноты, завершенности, за семь дней создан мир, и по прошествии семи лет должен появиться какой-то результат.

Записка героя сложена восьмиугольником. Символика числа восемь двойственная: оно может означать бесконечность, вечность или смерть.

Приём зеркального отражения: пустой молитвенник в самом начале и почти молитва в финальной сцене; в «зеркалах» отражаются разные представления о любви, в том числе безответная любовь Желткова, рассказ генерала Аносова.

До встречи на занятиях.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: