XII. Человек в меняющемся обществе (3 ч)




Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к бы­стрым переменам? Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здо­ровье. Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми.

Возможные темы проектов. Возможен стенд, плакат, компьютерная презентация, учебное пособие, справочник, подборка материалов прессы и т.п.

 

1. Социальный портрет моего сверстника.

2. Знай свои права (пособие для подростка).

3. Защита правопорядка.

4. Молодой человек на рынке труда (Как найти достой­ную работу?).

5. Бизнес (иллюстрированный словарь).

6. Как работает современный рынок.

7. Здоровый образ жизни.

8. Советы самому себе: как улучшить свою учебную де­ятельность.

9. Мой город — город для всех.

10. Защита прав детей, оставшихся без попечения родите­лей.

11. Образовательная карта моего города (Куда пойти учиться?).

12. Человек долга — кто он, каков он?

13. Свободное время школьника.

 

Тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся на основе универсальных учебных действий

 

 

Темы, входящие в разделы программы Основное содержание по темам Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
6 класс (34 ч)
Введение (1 ч)
  Урок 1. Вводный урок Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в но­вом учебном году. Как добиваться успехов в работе в классе и дома Вспомнить основные итоги прошлого лет обучения. Познакомиться с основным содержанием курса 6 класса. Наметить перспективу совершенствования уме­ний и навыков в процессе учебной деятельности. Определить основные требования к результа­там обучения и критерии успешной работы уча­щихся
Человек в социальном измерении (12 ч)
Личность. Индивиду­альность человека Уроки 2—3. Человек — лич­ность Личность. Социальные параме­тры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность». Использовать элементы причинно-следствен­ного анализа при характеристике социальных па­раметров личности
Как человек познаёт мир и самого себя Уроки 4—5. Человек познаёт мир Познание человеком мира и са­мого себя. Самосознание и само­оценка. Способности человека Характеризовать особенности познания че­ловеком мира и самого себя. Оценивать собственные практические уме­ния, поступки, моральные качества, выявлять их динамику. Сравнивать себя и свои качества с другими людьми и их качествами. Приводить примеры проявления различных способностей людей
Деятельность и поведе­ние. Мотивы деятельности. Виды деятельности Уроки 6—7. Человек и его де­ятельность Деятельность человека, её ос­новные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как ус­ловие успешной деятельности Характеризовать деятельность человека, её отдельные виды. Описывать и иллюстрировать примерами различные мотивы деятельности. Использовать элементы причинно-следствен­ного анализа для выявления связи между деятель­ностью и формированием личности. Выявлять условия и оценивать качества соб­ственной успешной деятельности
Потребности челове­ка — биологические, соци­альные, духовные. Люди с ограниченными возможно­стями и особыми потреб­ностями Уроки 8—9. Потребности человека Потребности человека — био­логические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потреб­ностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потреб­ностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства Характеризовать и иллюстрировать приме­рами основные потребности человека; показывать их индивидуальный характер. Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями. Исследовать несложные практические ситуа­ции, связанные с проявлениями духовного мира человека, его мыслей и чувств
Труд и образ жизни лю­дей: как создаются матери­альные блага Уроки 10—11. На пути к жиз­ненному успеху Привычка к труду. Проблема вы­бора профессии. Важность взаимо­понимания и взаимопомощи Характеризовать и конкретизировать при­мерами роль труда в достижении успеха в жизни. Формулировать свою точку зрения на выбор пути достижения жизненного успеха. Показывать на примерах влияние взаимопо­мощи в труде на его результаты. Находить и извлекать информацию о жизни людей, нашедших своё призвание и достигших успеха в жизни, из адаптированных источников различного типа
Человек в социальном измерении Уроки 12—13. Практикум по теме «Человек в социальном из­мерении» Человек — личность. Учимся узнавать и оценивать себя. Учимся правильно организовы­вать свою деятельность. Учимся размышлять Систематизировать знания, полученные при изучении темы о социальных чертах человека и их проявлении в деятельности. Создать условия для отработки умений харак­теризовать сущность понятий «личность», «инди­видуальность», «деятельность»; иллюстрировать конкретными примерами разнообразие видов де­ятельности человека, его потребности, внутрен­ний мир и понимание жизненного успеха. Способствовать осознанию практической значимости изученного материала и возможности опоры на полученные знания и умения в соб­ственной деятельности
Человек среди людей (10 ч)
Межличностные отно­шения. Общение Уроки 14—15. Межличностные отношения Человек и ближайшее социаль­ное окружение. Межличностные от­ношения. Роль чувств в отношени­ях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толе­рантность, взаимопонимание Описывать межличностные отношения и их отдельные виды. Показывать проявления сотрудничества и со­перничества на конкретных примерах. Описывать с опорой на примеры взаимодей­ствие и сотрудничество людей в обществе. Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследовать практические ситуации, в ко­торых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание
Социальные общности и группы. Человек в малой группе Уроки 16—17. Человек в группе Социальные группы (большие и малые). Человек в малой груп­пе. Группы формальные и нефор­мальные. Лидеры. Групповые нормы Описывать большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводить примеры таких групп. Характери­зовать и иллюстрировать примерами групповые нормы. Описывать с опорой на примеры взаимодей­ствие и сотрудничество людей в обществе. Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследовать практические ситуации, в ко­торых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание. Исследовать практические ситуации, связан­ные с выявлением места человека в группе, про­явлений лидерства
Общение. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими Уроки 18—19. Общение Общение — форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности об­щения со сверстниками, старшими и младшими Характеризовать общение как взаимные де­ловые и дружеские отношения людей. Иллюстрировать с помощью примеров раз­личные цели и средства общения. Сравнивать и сопоставлять различные стили общения. Выявлять на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Оценивать собственное умение общаться
Межличностные отно­шения. Межличностные конфликты и пути их раз­решения Уроки 20—21. Конфликты в межличностных отношениях Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрес­сивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как побе­дить обиду и установить контакт Описывать сущность и причины возникнове­ния межличностных конфликтов. Характеризовать варианты поведения в кон­фликтных ситуациях. Объяснять, в чём заключается конструктив­ное разрешение конфликта. Иллюстрировать объяснение примерами. Выявлять и анализировать собственные ти­пичные реакции в конфликтной ситуации
Человек среди людей Уроки 22—23. Практикум по теме «Человек среди людей» Я и мои знакомые, приятели, то­варищи, друзья. Я и группы, в которые я вхожу. Как получить удовольствие от общения. Как победить обиду Обобщить знания учащихся о специфике, видах, проявлениях межличностных отношений, многообразии малых групп, в которые входит личность, групповых нормах и санкциях, роли лидера в группе, значении, формах и средствах общения, причинах, стадиях межличностных кон­фликтов и возможности их конструктивного раз­решения. Способствовать осмыслению личного опыта участия в различных видах межличностных отно­шений, продуктивного общения со сверстниками и людьми других возрастов, использования раз­личных стратегий разрешения конфликтов в ма­лых группах. Создавать условия для осознания необходи­мости толерантного, уважительного отношения к другим людям, практического освоения конструк­тивных форм общения, повышения конфликтной компетентности. Совершенствовать личностные, коммуника­ционные универсальные учебные действия
Нравственные основы жизни (8 ч)
Человек славен добры­ми делами. Мораль Уроки 24—25. Человек славен добрыми делами Человек славен добрыми делами. Доброе — значит, хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро Характеризовать и иллюстрировать приме­рами проявления добра. Приводить примеры, иллюстрирующие золо­тое правило морали. Оценивать в модельных и реальных ситуаци­ях поступки людей с точки зрения золотого пра­вила морали
Смелость Уроки 26—27. Будь смелым Смелость. Страх — защитная ре­акция человека. Преодоление стра­ха. Смелость и отвага. Противодей­ствие злу На конкретных примерах давать оценку про­явлениям мужества, смелости, случаям преодоле­ния людьми страха в критических и житейских ситуациях. Оценивать предлагаемые ситуации, требую­щие личного противодействия проявлениям зла
Человечность Уроки 28—29. Человек и чело­вечность Человечность. Гуманизм — ува­жение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке Раскрывать на примерах смысл понятия «че­ловечность». Давать оценку с позиции гуманизма кон­кретным поступкам людей, описанным в СМИ и иных информационных источниках. На примерах конкретных ситуаций оценивать проявление внимания к нуждающимся в нём
Нравственные основы жизни Уроки 30—31. Практикум по теме «Нравственные основы жиз­ни» Гуманизм и человечность вокруг нас. Они победили страх. Спешите делать добро Обобщить полученные при изучении темы знания о добре, человечности, смелости как до­бродетелях. Развивать умение анализировать материалы СМИ, оценивать описанные в них ситуации с точки зрения добродетелей. Создать условия для расширения и рефлек­сии собственного опыта проявления внимания к нуждающимся в нём людям
  Уроки 32—34. Заключительные уроки Провести диагностику результатов обучения в 6 классе. Подвести итоги учебной работы за год. Наметить перспективы обучения в 7 классе
7 класс (34 ч)
Введение (1 ч)
  Урок 1. Вводный урок Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в но­вом учебном году. Как добиваться успехов в работе в классе и дома   Вспомнить основные итоги прошлого года обучения. Познакомиться с основным содержанием курса 7 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятель­ности. Определить основные требования к результа­там обучения и критерии успешной работы уча­щихся
Регулирование поведения людей в обществе (12 ч)
Социальные «параметры» личности   Урок 2-3. Что значит жить по правилам Социальные нормы и правила общественной жизни. Обществен­ные нравы, традиции и обычаи. Правила этикета и хорошие манеры Характеризовать на примерах социальные нормы и их роль в общественной жизни  
Гражданские правоот­ношения. Нормы права. Конституционные обязан­ности гражданина Уроки 3—4. Права и обязанно­сти граждан Права и свободы человека и гражданина в России, их гаран­тии. Конституционные обязанности гражданина. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Права ребёнка и их защита. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности правового статуса несовершеннолетних Характеризовать конституционные права и обязанности граждан РФ. Анализироватьнесложные практические си­туации, связанные с реализацией гражданами своих прав и свобод. Называтьправа ребёнка и характеризовать способы их защиты. Приводитьпримеры защиты прав и интере­сов детей, оставшихся без попечения родителей. Раскрыватьособенности правового статуса несовершеннолетних
Закон и правопорядок в обществе Уроки 5—6. Почему важно со­блюдать законы Необходимость соблюдения за­конов. Закон и правопорядок в обще­стве. Закон и справедливость Раскрыватьзначение соблюдения законов для обеспечения правопорядка. Объяснятьи конкретизировать фактами со­циальной жизни связь закона и правопорядка, за­кона и справедливости
Защита Отечества — долг и обязанность Уроки 7—8. Защита Отечества Защита Отечества. Долг и обя­занность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга Характеризоватьзащиту Отечества как долг и обязанность гражданина РФ. Приводитьпримеры важности подготовки к исполнению воинского долга
Дисциплина, воля и са­мовоспитание Урок 9. Для чего нужна дис­циплина Дисциплина — необходимое ус­ловие существования общества и человека. Общеобязательная и спе­циальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисци­плина. Дисциплина, воля и само­воспитание Раскрыватьзначение дисциплины как не­обходимого условия существования общества и человека. Характеризоватьразличные виды дисципли­ны. Моделироватьнесложные практические си­туации, связанные с последствиями нарушения общеобязательной и специальной дисциплины
Ответственность за на­рушение законов. Ответ­ственность несовершенно­летних Урок 10. Виновен — отвечай Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопос­лушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и про­ступки. Ответственность несовер­шеннолетних Характеризоватьответственность за наруше­ние законов. Определятьчерты законопослушного поведе­ния. Моделировать несложные практические си­туации, связанные с последствиями противоза­конного поведения. Описывать и иллюстрировать примерами проявления ответственности несовершеннолетних
Правоохранительные органы. Судебная система Урок 11. Кто стоит на страже закона Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебные органы Российской Федерации. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государ­ственной власти и граждан Называтьправоохранительные органы Рос­сийского государства. Различатьсферу деятельности полиции, пра­воохранительных органов. Исследоватьнесложные практические ситу­ации, связанные с деятельностью правоохрани­тельных органов
Регулирование поведе­ния людей в обществе Урок 12. Практикум по теме «Регулирование поведения людей в обществе» Систематизироватьнаиболее часто задавае­мые вопросы. Устанавливатьпричины актуальности тех или иных вопросов для школьников
Человек в экономических отношениях (13 ч)
Экономика и её роль в жизни общества. Основные участники экономики Уроки 13—14. Экономика и её основные участники Экономика и её основные участ­ники. Натуральное и товарное хо­зяйство. Потребители, производи­тели Характеризоватьроль потребителя и произ­водителя в экономике. Приводитьпримеры их деятельности. Описыватьразличные формы организации хозяйственной жизни. Исследоватьнесложные практические ситуа­ции, связанные с выполнением социальных ролей потребителя и производителя
Профессионализм и профессиональная успеш­ность. Трудовая этика. За­работная плата Урок 15. Мастерство работника Мастерство работника. Высо­коквалифицированный и малоква­лифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработ­ная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда Описыватьсоставляющие квалификации ра­ботника. Характеризоватьфакторы, влияющие на раз­мер заработной платы. Объяснятьвзаимосвязь квалификации, коли­чества и качества труда
Факторы производства. Новые технологии и их возможности Уроки 16—17. Производство, затраты, выручка, прибыль Производство, производитель­ность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль раз­деления труда в развитии производ­ства. Новые технологии и их воз­можности. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя Раскрыватьроль производства в удовлетворе­нии потребностей общества. Характеризоватьфакторы, влияющие на производительность труда. Объяснятьзначение разделения труда в раз­витии производства. Различать общие, постоянные и переменные затраты производства
Виды бизнеса. Пред­приниматель. Этика пред­принимателя Уроки 18—19. Виды и формы бизнеса Виды бизнеса. Роль предприни­мательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности. Этика предпринимателя Объяснятьзначение бизнеса в экономиче­ском развитии страны. Характеризоватьособенности предпринима­тельской деятельности. Сравнивать формы организации бизнеса. Исследоватьнесложные практические ситуа­ции, связанные с достижением успеха в бизнесе. Выражать собственное отношение к бизнесу с морально-этических позиций
Обмен, торговля, ре­клама Урок 20. Обмен, торговля, ре­клама Обмен. Товары и услуги. Стои­мость, цена товара. Условия выгод­ного обмена. Торговля и её формы. Реклама в современной экономике Объяснять условия осуществления обмена в экономике. Характеризоватьторговлю и её формы как особый вид экономической деятельности. Раскрыватьроль рекламы в развитии торгов­ли. Выражатьсобственное отношение к реклам­ной информации. Оцениватьсвоё поведение с точки зрения ра­ционального покупателя
Деньги, их функции Урок 21. Деньги, их функции Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег Описыватьвиды денег. Раскрыватьна примерах функции денег
Экономика семьи. Про­житочный минимум. Се­мейное потребление Уроки 22—23. Экономика семьи Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсоб­ное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обяза­тельные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства. Семейное потребление. Прожи­точный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам Раскрыватьпонятие «семейный бюджет». Приводитьпримеры различных источников доходов семьи. Различатьобязательные и произвольные рас­ходы. Описыватьзакономерность изменения по­требительских расходов семьи в зависимости от доходов
Человек в экономиче­ских отношениях Уроки 24—25. Практикум по теме «Человек в экономических отношениях» Обобщитьзнания и расширить опыт решения познавательных и практических задач по изучае­мой теме. Систематизироватьнаиболее часто задавае­мые вопросы. Устанавливатьпричины актуальности тех или иных вопросов для школьников
Человек и природа (5 ч)
Человек - часть природы Урок 26. Человек — часть при­роды Человек — часть природы. Зна­чение природных ресурсов как ос­новы жизни и деятельности чело­вечества. Проблема загрязнения окружающей среды Объяснятьзначение природных ресурсов в жизни общества. Характеризоватьотношение людей к исчер-паемым ресурсам. Описыватьсостояние неисчерпаемых бо­гатств Земли. Объяснятьопасность загрязнения воды, по­чвы и атмосферы. Различатьответственное и безответственное отношение к природе. Определятьсобственное отношение к при­роде
Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу   Урок. 27. Охранять природу — значит охранять жизнь Охрана природы. Цена безот­ветственного отношения к приро­де. Главные правила экологической морали   Объяснятьнеобходимость активной деятель­ности по охране природы. Характеризоватьсмысл экологической мо­рали  
Законы Российской Фе­дерации, направленные на охрану окружающей среды Урок 28. Закон на страже природы Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружа­ющей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности Характеризоватьдеятельность государства по охране природы. Называтьнаказания, установленные законом для тех, кто наносит вред природе. Иллюстрироватьпримерами возможности общественных организаций и граждан в сбере­жении природы
Человек и природа Уроки 29—30. Практикум по теме «Человек и природа» Систематизироватьнаиболее часто задавае­мые вопросы. Устанавливатьпричины актуальности тех или иных вопросов для школьников
  Уроки 31—33. Заключительные уроки Провестидиагностику результатов обучения в 7 классе. Подвестиитоги учебной работы за год. Наметитьперспективы обучения в 8 классе
8класс (34 ч)
Введение (1 ч)
  Урок 1. Вводный урок Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в но­вом учебном году. Как добиваться успехов в работе в классе и дома Вспомнитьосновные итоги прошлого года обучения. Познакомитьсяс основным содержанием курса 8 класса. Наметитьперспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятель­ности. Определитьосновные требования к результа­там обучения и критерии успешной работы уча­щихся
Личность и общество (6 ч)
Природа человека. Де­ятельность человека, её виды Урок 2. Что делает человека человеком? Отличие человека от других жи­вых существ. Природное и обще­ственное в человеке. Мышление и речь — специфические свойства человека. Способность человека к творчеству. Деятельность человека, её виды. Игра, учёба, труд. Сознание и де­ятельность. Познание человеком мира и самого себя Выявлятьотличия человека от животных. Объяснятьчеловеческие качества. Различатьбиологические и природные качества человека. Характеризоватьи конкретизировать при­мерами биологическое и социальное в человеке. Определятьсвоё отношение к различным ка­чествам человека. Выявлятьсвязь между мышлением и речью. Объяснятьпонятие «самореализация». Определятьи конкретизировать примерами сущностные характеристики деятельности. Приводитьпримеры основных видов деятель­ности
Взаимодействие чело­века и окружающей среды. Место человека в мире природы Урок 3. Человек, общество, природа Что такое природа? Биосфера и ноосфера. Взаимодействие человека и окружающей среды. Место чело­века в мире природы. Человек и Вселенная. Человек Раскрыватьсмысл понятия «ноосфера». Оцениватьутверждение о связи природы и общества и аргументировать свою оценку. Характеризоватьвозможности человеческо­го разума. Раскрыватьзначение моральных норм. Конкретизироватьна примерах влияние природных условий на людей. Анализироватьи оценивать текст с задан­ных позиций. Анализироватьфакты и обосновывать сде­ланные выводы
Что связывает людей в обществе. Сферы обще­ственной жизни, их взаи­мосвязь Урок 4. Общество как форма жизнедеятельности людей Общество как форма жизне­деятельности людей. Основные сфе­ры общественной жизни, их взаи­мосвязь. Общественные отношения Выделятьсущественные признаки общества. Называтьсферы общественной жизни и ха­рактерные для них социальные явления. Показыватьна конкретных примерах взаи­мосвязь основных сфер общественной жизни
Общественный про­гресс. Глобальные пробле­мы современности Урок 5. Развитие общества Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Основ­ные средства связи и коммуника­ции, их влияние на нашу жизнь. Человечество в XXI в., тенденции развития, основные вызовы и угро­зы. Глобальные проблемы современ­ности Выявлятьизменения социальной структуры, свя­занные с переходом в постиндустриальное общество. Анализироватьфакты социальной действитель­ности, связанные с изменением структуры общества. Раскрыватьсмысл понятия «общественный прогресс». Приводитьпримеры прогрессивных и регрес­сивных изменений в обществе. Характеризоватьи конкретизироватьфакта­ми социальной жизни перемены, происходящие в современном обществе (ускорение общественного развития). Использоватьэлементы причинно-следственно­го анализа при характеристике глобальных проблем
Личность. Мировоззре­ние. Жизненные ценности и ориентиры Урок 6. Как стать личностью Личность. Социальные параме­тры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной лично­сти. Социализация индивида. Ми­ровоззрение. Жизненные ценности и ориентиры Раскрыватьна конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность». Использоватьэлементы причинно-следствен­ного анализа при характеристике социальных па­раметров личности. Выявлятьи сравниватьпризнаки, характе­ризующие человека как индивида, индивидуаль­ность и личность. Описыватьагенты социализации, оказываю­щие влияние на личность. Исследоватьнесложные практические ситуа­ции, в которых проявляются различные качества личности, её мировоззрение, жизненные ценно­сти и ориентиры
Личность и общество Урок 7. Практикум по теме «Личность и общество» Систематизироватьнаиболее часто задавае­мые вопросы. Устанавливатьпричины актуальности тех или иных вопросов для школьников
Сфера духовной культуры (8 ч)
Сфера духовной жизни и её особенности Урок 8. Сфера духовной жизни Сфера духовной жизни и её особенности. Культура личности и общества. Диалог культур как черта современного мира. Тенденции раз­вития духовной культуры в совре­менной России Определятьсущностные характеристики по­нятия «культура». Различатьи описыватьявления духовной культуры. Находитьи извлекать социальную инфор­мацию о достижениях и проблемах культуры из адаптированных источников. Характеризоватьдуховные ценности россий­ского народа. Выражатьсвоё отношение к тенденциям в культурном развитии
Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм Урок 9. Мораль Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патрио­тизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия. Критерии морального поведения Объяснятьроль морали в жизни общества. Характеризоватьосновные принципы мо­рали. Характеризоватьморальную сторону раз­личных социальных ситуаций. Использоватьэлементы причинно-след­ственного анализа для объяснения влияния моральных устоев на развитие общества и че­ловека
Долг и совесть Урок 10. Долг и совесть Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответ­ственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть — вну­тренний самоконтроль человека Осуществлятьрефлексию своих нравствен­ных ценностей
Моральный выбор Урок 11. Моральный выбор — это ответственность Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные зна­ния и практическое поведение. Нравственные чувства и самокон­троль Приводитьпримеры морального выбора. Даватьнравственные оценки собственным поступкам, поведению других людей
Образование и наука. Образование и карьера Урок 12. Образование Значимость образования в усло­виях информационного общества. Непрерывность образования. Само­образование Оцениватьзначение образования в информа­ционном обществе. Извлекатьинформацию о тенденциях в раз­витии образования из различных источников. Характеризоватьс опорой на примеры со­временную образовательную политику РФ. Обосновыватьсвоё отношение к непрерыв­ному образованию
Образование и наука Урок 13. Наука в современном обществе Наука, её значение в жизни современного общества. Нрав­ственные принципы труда учёного. Возрастание роли научных иссле­дований в современном мире Характеризоватьнауку как особую систе­му знаний. Объяснятьвозрастание роли науки в со­временном обществе
Роль религии в культур­ном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии Урок 14. Религия как одна из форм культуры Религия как одна из форм куль­туры. Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Ре­лигиозные организации и объедине­ния, их роль в жизни современного общества. Свобода совести Определятьсущностные характеристики ре­лигии и её роль в культурной жизни. Объяснятьсущность и значение веротерпи­мости. Раскрыватьсущность свободы совести. Оце­ниватьсвоё отношение к религии и атеизму
Сфера духовной куль­туры Урок 15. Практикум по теме «Сфера духовной культуры» Систематизироватьнаиболее часто задавае­мые вопросы. Устанавливатьпричины актуальности тех или иных вопросов для школьников. Уметьприменять нравственные нормы к ана­лизу и оценке социальных ситуаций. Выделятьнравственный аспект поведения. Соотноситьпоступки и события с приняты­ми этическими принципами. Уметь строить уст­ное речевое высказывание, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении
Социальная сфера (5 ч)
Социальные различия в обществе: причины их воз­никновения и проявления. Социальная мобильность. Социальные конфликты и пути их разрешения Урок 16. Социальная структура общества Социальная неоднородность об­щества: причины и проявления. Социальное неравенство. Много­образие социальных общностей и групп. Социальная мобильность. Социальные конфликты и пути их разрешения. Изменения социальной структуры с переходом в постин­дустриальное общество Выявлятьи различатьразные социальные общности и группы. Раскрыватьпричины социального неравенства. Приводитьпримеры различных видов соци­альной мобильности. Характеризоватьпричины социальных кон­фликтов, используя межпредметные связи, мате­риалы СМИ; показывать пути их разрешения. Находитьи извлекатьсоциальную инфор­мацию о структуре общества и направлениях её изменения из адаптированных источников различного типа
Основные социальные группы современного российского общества. Отношения между поколениями Урок 17. Социальные статусы и роли Социальная позиция человека в обществе: от чего она зависит. Ролевой репертуар личности. Гендерные различия: социальные роли мужчин и женщин. Изменение статуса с возрастом. Социальные роли подростков. Отношения между поколениями. Называтьпозиции, определяющие статус личности. Различатьпредписанный и достигаемый статусы Объяснятьпричины ролевых различий по гендерному признаку, показывать их проявление в различных социальных ситуациях Характеризоватьмежпоколенческие отношения в современном обществе. Выражатьсобственное отношение к проблеме нарастания разрыва между поколениями
Нации и межнациональные отношения. Понятие толерантности. Урок 18. Нации и межнациональные отношения. Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе. Знатьи правильно использоватьв предлагаемом контексте понятия «этнос», «нация», «национальность». Конкретизироватьпримерами из прошлого и современности значение общего исторического прошлого, традиций в сплочении народа. Характеризоватьпротиворечивость межнациональных отношений в современном мире. Объяснятьпричины возникновения межнациональных конфликтов и характеризоватьвозможные пути их решения
Отклоняющееся пове­дение. Образ жизни и здо­ровье Урок 19. Отклоняющееся по­ведение. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголиз­ма для человека и общества. Социальная значимость здорово­го образа жизни Объяснять причины отклоняющегося поведе­ния. Оцениватьопасные последствия наркомании и алкоголизма для человека и общества. Оцениватьсоциальное значение здорового образа жизни
Социальная сфера Урок 20. Практикум по теме «Социальная сфера» Систематизироватьнаиболее часто задавае­мые вопросы. Устанавливатьпричины актуальности тех или иных вопросов для школьников
Экономика (13 ч)
Экономика и её роль в жизни общества. Экономи­ческие ресурсы и потреб­ности   Урок 21. Экономика и её роль в жизни общества Потребности и ресурсы. Ограни­ченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора)   Раскрыватьроль экономики в жизни обще­ства. Объяснятьпроблему ограниченности эконо­мических ресурсов. Различатьсвободные и экономические блага. Приводитьпримеры принятия решения на основе экономического выбора  
Основные вопросы эко­номики Урок 22. Главные вопросы эко­номики Основные вопросы экономики. Что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Типы экономических систем Описыватьи иллюстрироватьпримерами решения основных вопросов участниками эконо­мики. Различатьи сопоставлятьосновные типы экономических систем. Характеризоватьспособы координации хо­зяйственной жизни в различных экономических системах
Собственность и её формы Урок 23. Собственность Собственность. Право собствен­ности. Формы собственности. За­щита прав собственности Объяснятьсмысл понятия «собственность». Характеризоватьи конкретизироватьпри­мерами формы собственности. Называтьоснования для приобретения права собственности. Анализироватьнесложные практические си­туации, связанные с реализацией и защитой прав собственности
Рыночное регулирова­ние экономики: возмож­ности и границы. Виды рынков. Законы рыночной экономики Урок 24. Рыночная экономика Рынок. Рыночный механизм р


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: