Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми.
Возможные темы проектов. Возможен стенд, плакат, компьютерная презентация, учебное пособие, справочник, подборка материалов прессы и т.п.
1. Социальный портрет моего сверстника.
2. Знай свои права (пособие для подростка).
3. Защита правопорядка.
4. Молодой человек на рынке труда (Как найти достойную работу?).
5. Бизнес (иллюстрированный словарь).
6. Как работает современный рынок.
7. Здоровый образ жизни.
8. Советы самому себе: как улучшить свою учебную деятельность.
9. Мой город — город для всех.
10. Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей.
11. Образовательная карта моего города (Куда пойти учиться?).
12. Человек долга — кто он, каков он?
13. Свободное время школьника.
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся на основе универсальных учебных действий
Темы, входящие в разделы программы | Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
6 класс (34 ч) | ||
Введение (1 ч) | ||
Урок 1. Вводный урок Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в новом учебном году. Как добиваться успехов в работе в классе и дома | Вспомнить основные итоги прошлого лет обучения. Познакомиться с основным содержанием курса 6 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся | |
Человек в социальном измерении (12 ч) | ||
Личность. Индивидуальность человека | Уроки 2—3. Человек — личность Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности | Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность». Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности |
Как человек познаёт мир и самого себя | Уроки 4—5. Человек познаёт мир Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка. Способности человека | Характеризовать особенности познания человеком мира и самого себя. Оценивать собственные практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику. Сравнивать себя и свои качества с другими людьми и их качествами. Приводить примеры проявления различных способностей людей |
Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности | Уроки 6—7. Человек и его деятельность Деятельность человека, её основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности | Характеризовать деятельность человека, её отдельные виды. Описывать и иллюстрировать примерами различные мотивы деятельности. Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью и формированием личности. Выявлять условия и оценивать качества собственной успешной деятельности |
Потребности человека — биологические, социальные, духовные. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями | Уроки 8—9. Потребности человека Потребности человека — биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства | Характеризовать и иллюстрировать примерами основные потребности человека; показывать их индивидуальный характер. Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлениями духовного мира человека, его мыслей и чувств |
Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага | Уроки 10—11. На пути к жизненному успеху Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи | Характеризовать и конкретизировать примерами роль труда в достижении успеха в жизни. Формулировать свою точку зрения на выбор пути достижения жизненного успеха. Показывать на примерах влияние взаимопомощи в труде на его результаты. Находить и извлекать информацию о жизни людей, нашедших своё призвание и достигших успеха в жизни, из адаптированных источников различного типа |
Человек в социальном измерении | Уроки 12—13. Практикум по теме «Человек в социальном измерении» Человек — личность. Учимся узнавать и оценивать себя. Учимся правильно организовывать свою деятельность. Учимся размышлять | Систематизировать знания, полученные при изучении темы о социальных чертах человека и их проявлении в деятельности. Создать условия для отработки умений характеризовать сущность понятий «личность», «индивидуальность», «деятельность»; иллюстрировать конкретными примерами разнообразие видов деятельности человека, его потребности, внутренний мир и понимание жизненного успеха. Способствовать осознанию практической значимости изученного материала и возможности опоры на полученные знания и умения в собственной деятельности |
Человек среди людей (10 ч) | ||
Межличностные отношения. Общение | Уроки 14—15. Межличностные отношения Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание | Описывать межличностные отношения и их отдельные виды. Показывать проявления сотрудничества и соперничества на конкретных примерах. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание |
Социальные общности и группы. Человек в малой группе | Уроки 16—17. Человек в группе Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы | Описывать большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводить примеры таких групп. Характеризовать и иллюстрировать примерами групповые нормы. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание. Исследовать практические ситуации, связанные с выявлением места человека в группе, проявлений лидерства |
Общение. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими | Уроки 18—19. Общение Общение — форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими | Характеризовать общение как взаимные деловые и дружеские отношения людей. Иллюстрировать с помощью примеров различные цели и средства общения. Сравнивать и сопоставлять различные стили общения. Выявлять на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Оценивать собственное умение общаться |
Межличностные отношения. Межличностные конфликты и пути их разрешения | Уроки 20—21. Конфликты в межличностных отношениях Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт | Описывать сущность и причины возникновения межличностных конфликтов. Характеризовать варианты поведения в конфликтных ситуациях. Объяснять, в чём заключается конструктивное разрешение конфликта. Иллюстрировать объяснение примерами. Выявлять и анализировать собственные типичные реакции в конфликтной ситуации |
Человек среди людей | Уроки 22—23. Практикум по теме «Человек среди людей» Я и мои знакомые, приятели, товарищи, друзья. Я и группы, в которые я вхожу. Как получить удовольствие от общения. Как победить обиду | Обобщить знания учащихся о специфике, видах, проявлениях межличностных отношений, многообразии малых групп, в которые входит личность, групповых нормах и санкциях, роли лидера в группе, значении, формах и средствах общения, причинах, стадиях межличностных конфликтов и возможности их конструктивного разрешения. Способствовать осмыслению личного опыта участия в различных видах межличностных отношений, продуктивного общения со сверстниками и людьми других возрастов, использования различных стратегий разрешения конфликтов в малых группах. Создавать условия для осознания необходимости толерантного, уважительного отношения к другим людям, практического освоения конструктивных форм общения, повышения конфликтной компетентности. Совершенствовать личностные, коммуникационные универсальные учебные действия |
Нравственные основы жизни (8 ч) | ||
Человек славен добрыми делами. Мораль | Уроки 24—25. Человек славен добрыми делами Человек славен добрыми делами. Доброе — значит, хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро | Характеризовать и иллюстрировать примерами проявления добра. Приводить примеры, иллюстрирующие золотое правило морали. Оценивать в модельных и реальных ситуациях поступки людей с точки зрения золотого правила морали |
Смелость | Уроки 26—27. Будь смелым Смелость. Страх — защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу | На конкретных примерах давать оценку проявлениям мужества, смелости, случаям преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях. Оценивать предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия проявлениям зла |
Человечность | Уроки 28—29. Человек и человечность Человечность. Гуманизм — уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке | Раскрывать на примерах смысл понятия «человечность». Давать оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам людей, описанным в СМИ и иных информационных источниках. На примерах конкретных ситуаций оценивать проявление внимания к нуждающимся в нём |
Нравственные основы жизни | Уроки 30—31. Практикум по теме «Нравственные основы жизни» Гуманизм и человечность вокруг нас. Они победили страх. Спешите делать добро | Обобщить полученные при изучении темы знания о добре, человечности, смелости как добродетелях. Развивать умение анализировать материалы СМИ, оценивать описанные в них ситуации с точки зрения добродетелей. Создать условия для расширения и рефлексии собственного опыта проявления внимания к нуждающимся в нём людям |
Уроки 32—34. Заключительные уроки | Провести диагностику результатов обучения в 6 классе. Подвести итоги учебной работы за год. Наметить перспективы обучения в 7 классе | |
7 класс (34 ч) | ||
Введение (1 ч) | ||
Урок 1. Вводный урок Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в новом учебном году. Как добиваться успехов в работе в классе и дома | Вспомнить основные итоги прошлого года обучения. Познакомиться с основным содержанием курса 7 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся | |
Регулирование поведения людей в обществе (12 ч) | ||
Социальные «параметры» личности | Урок 2-3. Что значит жить по правилам Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные нравы, традиции и обычаи. Правила этикета и хорошие манеры | Характеризовать на примерах социальные нормы и их роль в общественной жизни |
Гражданские правоотношения. Нормы права. Конституционные обязанности гражданина | Уроки 3—4. Права и обязанности граждан Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Права ребёнка и их защита. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности правового статуса несовершеннолетних | Характеризовать конституционные права и обязанности граждан РФ. Анализироватьнесложные практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих прав и свобод. Называтьправа ребёнка и характеризовать способы их защиты. Приводитьпримеры защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Раскрыватьособенности правового статуса несовершеннолетних |
Закон и правопорядок в обществе | Уроки 5—6. Почему важно соблюдать законы Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость | Раскрыватьзначение соблюдения законов для обеспечения правопорядка. Объяснятьи конкретизировать фактами социальной жизни связь закона и правопорядка, закона и справедливости |
Защита Отечества — долг и обязанность | Уроки 7—8. Защита Отечества Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга | Характеризоватьзащиту Отечества как долг и обязанность гражданина РФ. Приводитьпримеры важности подготовки к исполнению воинского долга |
Дисциплина, воля и самовоспитание | Урок 9. Для чего нужна дисциплина Дисциплина — необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание | Раскрыватьзначение дисциплины как необходимого условия существования общества и человека. Характеризоватьразличные виды дисциплины. Моделироватьнесложные практические ситуации, связанные с последствиями нарушения общеобязательной и специальной дисциплины |
Ответственность за нарушение законов. Ответственность несовершеннолетних | Урок 10. Виновен — отвечай Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних | Характеризоватьответственность за нарушение законов. Определятьчерты законопослушного поведения. Моделировать несложные практические ситуации, связанные с последствиями противозаконного поведения. Описывать и иллюстрировать примерами проявления ответственности несовершеннолетних |
Правоохранительные органы. Судебная система | Урок 11. Кто стоит на страже закона Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебные органы Российской Федерации. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан | Называтьправоохранительные органы Российского государства. Различатьсферу деятельности полиции, правоохранительных органов. Исследоватьнесложные практические ситуации, связанные с деятельностью правоохранительных органов |
Регулирование поведения людей в обществе | Урок 12. Практикум по теме «Регулирование поведения людей в обществе» | Систематизироватьнаиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливатьпричины актуальности тех или иных вопросов для школьников |
Человек в экономических отношениях (13 ч) | ||
Экономика и её роль в жизни общества. Основные участники экономики | Уроки 13—14. Экономика и её основные участники Экономика и её основные участники. Натуральное и товарное хозяйство. Потребители, производители | Характеризоватьроль потребителя и производителя в экономике. Приводитьпримеры их деятельности. Описыватьразличные формы организации хозяйственной жизни. Исследоватьнесложные практические ситуации, связанные с выполнением социальных ролей потребителя и производителя |
Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата | Урок 15. Мастерство работника Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда | Описыватьсоставляющие квалификации работника. Характеризоватьфакторы, влияющие на размер заработной платы. Объяснятьвзаимосвязь квалификации, количества и качества труда |
Факторы производства. Новые технологии и их возможности | Уроки 16—17. Производство, затраты, выручка, прибыль Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Новые технологии и их возможности. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя | Раскрыватьроль производства в удовлетворении потребностей общества. Характеризоватьфакторы, влияющие на производительность труда. Объяснятьзначение разделения труда в развитии производства. Различать общие, постоянные и переменные затраты производства |
Виды бизнеса. Предприниматель. Этика предпринимателя | Уроки 18—19. Виды и формы бизнеса Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности. Этика предпринимателя | Объяснятьзначение бизнеса в экономическом развитии страны. Характеризоватьособенности предпринимательской деятельности. Сравнивать формы организации бизнеса. Исследоватьнесложные практические ситуации, связанные с достижением успеха в бизнесе. Выражать собственное отношение к бизнесу с морально-этических позиций |
Обмен, торговля, реклама | Урок 20. Обмен, торговля, реклама Обмен. Товары и услуги. Стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и её формы. Реклама в современной экономике | Объяснять условия осуществления обмена в экономике. Характеризоватьторговлю и её формы как особый вид экономической деятельности. Раскрыватьроль рекламы в развитии торговли. Выражатьсобственное отношение к рекламной информации. Оцениватьсвоё поведение с точки зрения рационального покупателя |
Деньги, их функции | Урок 21. Деньги, их функции Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег | Описыватьвиды денег. Раскрыватьна примерах функции денег |
Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление | Уроки 22—23. Экономика семьи Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам | Раскрыватьпонятие «семейный бюджет». Приводитьпримеры различных источников доходов семьи. Различатьобязательные и произвольные расходы. Описыватьзакономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов |
Человек в экономических отношениях | Уроки 24—25. Практикум по теме «Человек в экономических отношениях» | Обобщитьзнания и расширить опыт решения познавательных и практических задач по изучаемой теме. Систематизироватьнаиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливатьпричины актуальности тех или иных вопросов для школьников |
Человек и природа (5 ч) | ||
Человек - часть природы | Урок 26. Человек — часть природы Человек — часть природы. Значение природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества. Проблема загрязнения окружающей среды | Объяснятьзначение природных ресурсов в жизни общества. Характеризоватьотношение людей к исчер-паемым ресурсам. Описыватьсостояние неисчерпаемых богатств Земли. Объяснятьопасность загрязнения воды, почвы и атмосферы. Различатьответственное и безответственное отношение к природе. Определятьсобственное отношение к природе |
Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу | Урок. 27. Охранять природу — значит охранять жизнь Охрана природы. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали | Объяснятьнеобходимость активной деятельности по охране природы. Характеризоватьсмысл экологической морали |
Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды | Урок 28. Закон на страже природы Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности | Характеризоватьдеятельность государства по охране природы. Называтьнаказания, установленные законом для тех, кто наносит вред природе. Иллюстрироватьпримерами возможности общественных организаций и граждан в сбережении природы |
Человек и природа | Уроки 29—30. Практикум по теме «Человек и природа» | Систематизироватьнаиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливатьпричины актуальности тех или иных вопросов для школьников |
Уроки 31—33. Заключительные уроки | Провестидиагностику результатов обучения в 7 классе. Подвестиитоги учебной работы за год. Наметитьперспективы обучения в 8 классе | |
8класс (34 ч) | ||
Введение (1 ч) | ||
Урок 1. Вводный урок Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в новом учебном году. Как добиваться успехов в работе в классе и дома | Вспомнитьосновные итоги прошлого года обучения. Познакомитьсяс основным содержанием курса 8 класса. Наметитьперспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определитьосновные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся | |
Личность и общество (6 ч) | ||
Природа человека. Деятельность человека, её виды | Урок 2. Что делает человека человеком? Отличие человека от других живых существ. Природное и общественное в человеке. Мышление и речь — специфические свойства человека. Способность человека к творчеству. Деятельность человека, её виды. Игра, учёба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя | Выявлятьотличия человека от животных. Объяснятьчеловеческие качества. Различатьбиологические и природные качества человека. Характеризоватьи конкретизировать примерами биологическое и социальное в человеке. Определятьсвоё отношение к различным качествам человека. Выявлятьсвязь между мышлением и речью. Объяснятьпонятие «самореализация». Определятьи конкретизировать примерами сущностные характеристики деятельности. Приводитьпримеры основных видов деятельности |
Взаимодействие человека и окружающей среды. Место человека в мире природы | Урок 3. Человек, общество, природа Что такое природа? Биосфера и ноосфера. Взаимодействие человека и окружающей среды. Место человека в мире природы. Человек и Вселенная. Человек | Раскрыватьсмысл понятия «ноосфера». Оцениватьутверждение о связи природы и общества и аргументировать свою оценку. Характеризоватьвозможности человеческого разума. Раскрыватьзначение моральных норм. Конкретизироватьна примерах влияние природных условий на людей. Анализироватьи оценивать текст с заданных позиций. Анализироватьфакты и обосновывать сделанные выводы |
Что связывает людей в обществе. Сферы общественной жизни, их взаимосвязь | Урок 4. Общество как форма жизнедеятельности людей Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения | Выделятьсущественные признаки общества. Называтьсферы общественной жизни и характерные для них социальные явления. Показыватьна конкретных примерах взаимосвязь основных сфер общественной жизни |
Общественный прогресс. Глобальные проблемы современности | Урок 5. Развитие общества Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Основные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Человечество в XXI в., тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности | Выявлятьизменения социальной структуры, связанные с переходом в постиндустриальное общество. Анализироватьфакты социальной действительности, связанные с изменением структуры общества. Раскрыватьсмысл понятия «общественный прогресс». Приводитьпримеры прогрессивных и регрессивных изменений в обществе. Характеризоватьи конкретизироватьфактами социальной жизни перемены, происходящие в современном обществе (ускорение общественного развития). Использоватьэлементы причинно-следственного анализа при характеристике глобальных проблем |
Личность. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры | Урок 6. Как стать личностью Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры | Раскрыватьна конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность». Использоватьэлементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности. Выявлятьи сравниватьпризнаки, характеризующие человека как индивида, индивидуальность и личность. Описыватьагенты социализации, оказывающие влияние на личность. Исследоватьнесложные практические ситуации, в которых проявляются различные качества личности, её мировоззрение, жизненные ценности и ориентиры |
Личность и общество | Урок 7. Практикум по теме «Личность и общество» | Систематизироватьнаиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливатьпричины актуальности тех или иных вопросов для школьников |
Сфера духовной культуры (8 ч) | ||
Сфера духовной жизни и её особенности | Урок 8. Сфера духовной жизни Сфера духовной жизни и её особенности. Культура личности и общества. Диалог культур как черта современного мира. Тенденции развития духовной культуры в современной России | Определятьсущностные характеристики понятия «культура». Различатьи описыватьявления духовной культуры. Находитьи извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах культуры из адаптированных источников. Характеризоватьдуховные ценности российского народа. Выражатьсвоё отношение к тенденциям в культурном развитии |
Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм | Урок 9. Мораль Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия. Критерии морального поведения | Объяснятьроль морали в жизни общества. Характеризоватьосновные принципы морали. Характеризоватьморальную сторону различных социальных ситуаций. Использоватьэлементы причинно-следственного анализа для объяснения влияния моральных устоев на развитие общества и человека |
Долг и совесть | Урок 10. Долг и совесть Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека | Осуществлятьрефлексию своих нравственных ценностей |
Моральный выбор | Урок 11. Моральный выбор — это ответственность Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Нравственные чувства и самоконтроль | Приводитьпримеры морального выбора. Даватьнравственные оценки собственным поступкам, поведению других людей |
Образование и наука. Образование и карьера | Урок 12. Образование Значимость образования в условиях информационного общества. Непрерывность образования. Самообразование | Оцениватьзначение образования в информационном обществе. Извлекатьинформацию о тенденциях в развитии образования из различных источников. Характеризоватьс опорой на примеры современную образовательную политику РФ. Обосновыватьсвоё отношение к непрерывному образованию |
Образование и наука | Урок 13. Наука в современном обществе Наука, её значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда учёного. Возрастание роли научных исследований в современном мире | Характеризоватьнауку как особую систему знаний. Объяснятьвозрастание роли науки в современном обществе |
Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии | Урок 14. Религия как одна из форм культуры Религия как одна из форм культуры. Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести | Определятьсущностные характеристики религии и её роль в культурной жизни. Объяснятьсущность и значение веротерпимости. Раскрыватьсущность свободы совести. Оцениватьсвоё отношение к религии и атеизму |
Сфера духовной культуры | Урок 15. Практикум по теме «Сфера духовной культуры» | Систематизироватьнаиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливатьпричины актуальности тех или иных вопросов для школьников. Уметьприменять нравственные нормы к анализу и оценке социальных ситуаций. Выделятьнравственный аспект поведения. Соотноситьпоступки и события с принятыми этическими принципами. Уметь строить устное речевое высказывание, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении |
Социальная сфера (5 ч) | ||
Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальная мобильность. Социальные конфликты и пути их разрешения | Урок 16. Социальная структура общества Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Социальное неравенство. Многообразие социальных общностей и групп. Социальная мобильность. Социальные конфликты и пути их разрешения. Изменения социальной структуры с переходом в постиндустриальное общество | Выявлятьи различатьразные социальные общности и группы. Раскрыватьпричины социального неравенства. Приводитьпримеры различных видов социальной мобильности. Характеризоватьпричины социальных конфликтов, используя межпредметные связи, материалы СМИ; показывать пути их разрешения. Находитьи извлекатьсоциальную информацию о структуре общества и направлениях её изменения из адаптированных источников различного типа |
Основные социальные группы современного российского общества. Отношения между поколениями | Урок 17. Социальные статусы и роли Социальная позиция человека в обществе: от чего она зависит. Ролевой репертуар личности. Гендерные различия: социальные роли мужчин и женщин. Изменение статуса с возрастом. Социальные роли подростков. Отношения между поколениями. | Называтьпозиции, определяющие статус личности. Различатьпредписанный и достигаемый статусы Объяснятьпричины ролевых различий по гендерному признаку, показывать их проявление в различных социальных ситуациях Характеризоватьмежпоколенческие отношения в современном обществе. Выражатьсобственное отношение к проблеме нарастания разрыва между поколениями |
Нации и межнациональные отношения. Понятие толерантности. | Урок 18. Нации и межнациональные отношения. Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе. | Знатьи правильно использоватьв предлагаемом контексте понятия «этнос», «нация», «национальность». Конкретизироватьпримерами из прошлого и современности значение общего исторического прошлого, традиций в сплочении народа. Характеризоватьпротиворечивость межнациональных отношений в современном мире. Объяснятьпричины возникновения межнациональных конфликтов и характеризоватьвозможные пути их решения |
Отклоняющееся поведение. Образ жизни и здоровье | Урок 19. Отклоняющееся поведение. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни | Объяснять причины отклоняющегося поведения. Оцениватьопасные последствия наркомании и алкоголизма для человека и общества. Оцениватьсоциальное значение здорового образа жизни |
Социальная сфера | Урок 20. Практикум по теме «Социальная сфера» | Систематизироватьнаиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливатьпричины актуальности тех или иных вопросов для школьников |
Экономика (13 ч) | ||
Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности | Урок 21. Экономика и её роль в жизни общества Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора) | Раскрыватьроль экономики в жизни общества. Объяснятьпроблему ограниченности экономических ресурсов. Различатьсвободные и экономические блага. Приводитьпримеры принятия решения на основе экономического выбора |
Основные вопросы экономики | Урок 22. Главные вопросы экономики Основные вопросы экономики. Что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Типы экономических систем | Описыватьи иллюстрироватьпримерами решения основных вопросов участниками экономики. Различатьи сопоставлятьосновные типы экономических систем. Характеризоватьспособы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах |
Собственность и её формы | Урок 23. Собственность Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности | Объяснятьсмысл понятия «собственность». Характеризоватьи конкретизироватьпримерами формы собственности. Называтьоснования для приобретения права собственности. Анализироватьнесложные практические ситуации, связанные с реализацией и защитой прав собственности |
Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы рыночной экономики | Урок 24. Рыночная экономика Рынок. Рыночный механизм р |