Задание:
* Помочь детям развивать в себе привычку к здоровому и творческому образу жизни;
* Объяснить учащимся о действии алкоголя на организм;
* Познакомить с распространенными мотивами и последствиями употребления алкоголя;
* Выработать умение правильно делать обоснованные выводы.
К концу занятия учащиеся должны:
* Владеть информацией об ущербе от вредных привычек наносимом как отдельному человеку, так и обществу в целом (экономические, социальные стороны);
* Быть убежденными, что жизнь без вредных привычек – более предпочтительна;
* Знать, как можно отказаться от вредных привычек, какая система помощи существует;
* Уметь предложить возможные разумные альтернативы проведения свободного времени.
Алкоголизм делает больше опустошения, чем три исторических бича, вместе взятые: голод, чума, и войны.
У. Гладстон
(слайд № 8)
Ход внеурочного занятия
I. Вступительное слово классного руководителя.
Классный руководитель: 1. Вспомните, что такое реклама? (слайд № 2)
(реклама – это способ информировать покупателя о цене, качестве, возможностях использования предлагаемого товара)
2. Какова цель любой рекламы? (слайд № 2)
(Продавать потребителю товар)
3. Приходилось ли вам, Вашим родителям использовать продукцию, предлагаемую рекламой? (слайд № 3)
4. Всегда ли вы, ваши близкие оставались довольны, приобретая рекламируемую продукцию? Не было ли разочарования? (слайд № 3)
К сожалению, часто с целью привлечь внимание потребителей производители не жалеют ни денег, ни фантазии на привлекательность и красочность рекламы и мы, доверчиво приобретая рекламируемую продукцию, часто испытываем чувство досады и разочарования. Но нередко узнать о качестве рекламируемой продукции мы можем лишь тогда, когда начинаем ею пользоваться. Как же узнать, что в рекламе является правдой, а что – ложь?
|
ВЫВОД: Для этого нужно узнать достоверную информацию, факты.
5. Какая рекламируемая представляющая продукция может не только разочаровать людей, но и нанести непоправимый вред здоровью? (слайд № 4)
(Реклама пива)
6. Как же нам не поддаться на привлекательные уловки рекламы пива? (слайд № 5)
(Надо знать правду о действии алкоголя на здоровье человека)
7. Считаете ли вы, что знаете правду об алкоголе? (слайд № 5)
(ответы детей).
Тема нашего внеурочного занятия звучит так «Правда, об алкоголе».
(слайд № 6)
Мы должны понять, в чем заключается вред алкоголя, как он действует на организм человека и как научиться отказываться от алкоголя.
(слайд № 9) В глубокой древности познакомился человек с необычным веселящим действием некоторых напитков. Самое обычное молоко, мед, соки плодов, постояв на солнце, меняли не только свой внешний вид, вкус, но приобретали способность возбуждать, вселять ощущение легкости, беззаботности, благополучия. Не сразу люди заметили, что на следующий день человек расплачивался головной болью, разбитостью, дурным настроением. Разумеется, наши далекие предки и догадываться не могли, какого страшного врага они приобрели. К сожалению, Печальные последствия употребления спиртного привлекали к себе меньше внимания, чем улучшения настроения, сопутствующее употреблению алкоголя.
В мифах, легендах и сказках древнего мира - всюду фигурирует вино, опьянение, разгул. Пьянство процветало, а за ним следовали его неизменные спутники - разврат, преступления, тяжелые болезни.
|
(слайд № 10) Классный руководитель: Знаете ли вы, что такое алкоголь?
(ответы учащихся)
Алкоголь – это вредное для здоровья вещество, которое содержится в пиве, вине, шампанском и водке. Вначале я хотели бы все-таки выяснить ваши представления, знания о влиянии алкоголя на человека.
В одной из любимых сказок А.С. Пушкина мы встречаем такую концовку:
И никто с начала мира
Ни видал такого пира;
И я там был, мед, пиво пил
Да усы лишь обмочил.
(Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)
История изготовления и употребления хмельных напитков уходит вглубь тысячелетий, традиция эта сохраняется и сегодня, ведь этому есть масса причин:
Для пьянства есть такие поводы: поминки, праздники, встречи, проводы, крестины, свадьба, развод, мороз, охота, Новый год, выздоровленье, новоселье, успех, награда, новых чин.
(слайд № 11) Классный руководитель: Знаете ли вы, что такое алкоголизм?
(ответы учащихся)
Алкоголизм - это заболевание, вызываемое систематическим употреблением спиртных напитков, характеризующееся патологическим влечением к ним, развитием психической (непреодолимое влечение) и физической зависимости (появлением абстинентного синдрома при прекращении употребления). В случаях длительного течения болезнь сопровождается стойкими психическими и соматическими расстройствами.
Данная проблема стала особенно актуальна для нашей страны в последние 8 - 9 лет, когда в связи с политическими и экономическими реформами количество больных этим недугом резко возросло. По данным ВЦИОМа ежегодно на каждого россиянина, включая женщин и детей, приходится по 180 литров выпитой водки.
|
(слайд № 12) В формировании алкогольной зависимости решающую роль играют следующие факторы:
1) Социальные факторы: культурный и материальный уровень жизни, стрессы, информационные перегрузки, урбанизация.
2) Биологические: наследственная предрасположенность. По данным Альтшуллера до 30% детей, чьи родители злоупотребляли алкоголем, могут стать потенциальными алкоголиками.
3) Психологические: психоэмоциональные особенности личности, способность к социальной адаптации и противостоянию стрессам.
По моему мнению, доминирующим фактором, в связи с которым алкоголизм получил широкое распространение в Российской Федерации, является низкая способность к социальной адаптации у россиян при переходе от одного строя к другому и резкое изменение социального положения населения.
(слайд № 13) Основным действующим началом опьянения любого напитка являлся алкоголь - этиловый, или винный, спирт.
Принятый внутрь он через 5 -10 минут всасывается в кровь и разноситься по всему организму. Алкоголь - яд для любой живой клетки. Проникнув в организм алкоголь, очень скоро расстраивает работу тканей и органов. Быстро сгорая, он отнимает у них кислород и воду. Клетки сморщиваются, деятельность их затрудняется. При значительном и частом попадании алкоголя в организм клетки разных органов, в конце концов, погибают. Под действием алкоголя нарушается, чуть ли не все физиологические процессы в организме, а это может привести к тяжелым заболеваниям. Перерождается ткань печени, почек, сердца, сосудов и др. (видеоролик Действие алкоголя)
Быстрее и губительнее всего алкоголь действует на клетки головного мозга, при этом, в первую очередь, страдают высшие отделы мозга. Быстро доставленный потоком крови к головному мозгу, алкоголь проникает в нервные клетки, при этом разрушается, в результате чего связь между различными отделами мозга расстраивается.
Алкоголь влияет также на кровеносные сосуды, несущие кровь к мозгу. С начало они расширяются, и насыщенная алкоголем кровь бурно приливает к мозгу, вызывая резкое возбуждение нервных центров. Вот откуда чрезмерно веселое настроение и развязность пьянеющего человека.
(слайд № 14) Ученые выяснили, что под влиянием спиртных напитков в коре больших полушарий головного мозга вслед за усиливающемся возбуждением наступает резкое ослабление процессов торможения. Кора перестает контролировать работу низших, так называемых подкорковых отделов мозга. Вот почему опьяневший человек как бы теряет контроль над собой и критическое отношение к своему поведению. Утрачивая сдержанность и скромность, он говорит и делает то, чего не сказал и не сделал бы в трезвом состоянии. Каждая новая порция спиртного все больше парализует высшие нервные центры, словно связывая их и не позволяя вмешиваться в хаотическую деятельность резко возбужденных отделов мозга. (видеоролик Д.а.о.)
Эффекты воздействия на ЦНС: (слайд № 15)
Выделяют две фазы действия алкоголя на ЦНС:
1) Фаза возбуждения, характеризуется эйфорией, ощущением бодрости и прилива сил, расторможенностью, снижением самокритичности.
2) Фаза угнетения ЦНС и депрессию.
То, что мы в быту благодушно называем опьянением, в сущности, есть не что иное, как острое отравление алкоголем, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Хорошо, если через определенное время организм, освободившийся от яда, постепенно возвращается к нормальному состоянию. Ученые выяснили, что алкоголь, введенный в организм не сразу выводиться оттуда, и какое-то количество этого вещества продолжает свое вредное действие на органы в течение 1-2 дней, а в некоторых случаях и больше.
(слайд № 16) Очень опасен алкоголь для юных, особенно для девушек, поскольку их организм в период роста легче подвергается воздействию наркотиков. Пьющие (особенно девушки) под влиянием алкоголя делаются развязными, болтливыми, несдержанными, не достаточно критичными к своему поведению. В пьяном виде девушки теряет стыд, женское достоинство, она склонна к легкомысленному поведению. Последствие в результате опьянения, бывают трагичными.
Если пьянство - результат неправильного воспитания, слабоволие, распущенности, подражание дурным привычкам, то алкоголизм - серьезная болезнь, требующая специального лечения. Нужны большие усилия, что бы перевоспитать человека, злоупотребляющего алкоголем. Не редко эти условия оказываются напрасными.
Вы уже настолько взрослые, что должны уметь выбирать друзей. В вашем окружении не должно быть людей, не представляющих себе удовольствие без рюмки. Не говоря уже о том, что вы сами должны избегать употребления спиртного. Надо найти в себе мужество противостоять тем, кто пытается склонить тебя к употреблению спиртного.
Исследования ученых доказали, что у юношей и девушек алкоголизм как тяжелая, трудно излечимая болезнь возникает и развивается в ЧЕТЫРЕ раза быстрее, чем у взрослых. Разрушение личности также происходит гораздо быстрее.
(слайд № 17) Нелишне повторить, что при употреблении вина у девушек и юношей поражаются все органы, но особенно ранимы центральная нервная система, резко падает память, нарушается психика, снижается контроль за своими действиями …
II. Пословицы об алкоголе. (слайд № 18)
Класс делится на две команды. Каждой команде выдаются пословицы об алкоголе. Попробуйте объяснить, как вы понимаете их смысл.
1 команда:
1. Пьяному море по колено, а лужа по уши.
2. С хмелем познаться – с честью расстаться.
2 команда:
1. Что у трезвого на уме – у пьяного на языке.
2. Пить до дна – не видать добра.
III. Викторина.
Классный воспитатель читает вопросы, а учащимся предлагается ответить на вопросы «ДА» или «НЕТ».
1. Здоровый человек может выпить три кружки пива за один час без последующей потери самоконтроля или замедления реакции. (НЕТ)
2. Употребление алкоголя в смеси с определенными наркотиками может привести к смертельному исходу. (ДА)
3. Крепкие напитки (виски, ром, джин, водка и т.д.) являются более вредными для организма, чем другие алкогольные напитки (вино, пиво и т.д.). (НЕТ)
4. Алкоголь – это яд. (ДА)
5. По меньше мере половина дорожных происшествий являются результатом вождения в нетрезвом виде. (ДА)
6. Алкоголь препятствует быстрой реакции. (ДА)
7. Алкоголь отравляет печень и может вызвать омертвление тканей (после чего они не восстанавливаются). (ДА)
8. Беременные женщины не должны пить, поскольку исследования показали, что алкоголь способен повредить еще не родившемуся ребенку и иногда даже может вызвать у него умственную отсталость. (ДА)
9. Большинство алкоголиков – деградировавшие люди с низким уровнем образования. (НЕТ)
10. Алкоголь искажает ощущения и иногда приводит к тому, что выпившему человеку становится жарко при опасно холодной погоде. (ДА)
11. Подросток может стать алкоголиком от пива. (ДА)
12. Многие алкоголики начинают пить до 20-летнего возраста. (ДА)
Думаю, что вывод вам сделать не трудно, никогда и не при каких обстоятельствах не пригубливай вина, даже если это предложат тебе близкие люди - товарищи и родные.
Используемая литература:
1.Журнал «Справочник классного руководителя», 2008.
2. CD «Химические вещества в пище и в повседневной жизни» (видеоролики «Действие алкоголя», «Действие алкоголя на организм»)
3. Картинки (автор и источник заимствования неизвестен)