Музыка: Б. Мокроусова
Слова: С. Острового
Подготовила студентка отделения «Хоровое дирижирование» I- курса
Каркарина Валерия
Педагог по дирижированию: Петухова Н.В.
2018-2019г
«Песня о Волге»
Слова С. Острового Музыка Б. Мокроусова
(1911-2005) (1909-1968)
Сергей Григорьевич Острово́й (6 сентября 1911 — 3 декабря 2005) — русский советский поэт. Член ВКП(б) с 1949 года.
Родился 24 августа (6 сентября) 1911 год в Новониколаевске (ныне Новосибирск) в семье таежника-промысловика. Отец, ставший впоследствии владельцем небольшой лавки, занимаясь скупкой и реализацией пушнины, к увлечению сына литературой относился неодобрительно — был ярым противником книг и считал чтение пустой тратой времени. Книги в семье использовались главным образом для изготовления пыжей.
В школьном возрасте, пришедшемся на становление советской власти и годы НЭПа, Сергей активно сотрудничал в школьной газете — писал стихи и фельетоны. В 1929 году после окончания девяти классов переехал в Томск и начал работать репортёром газеты «Красное знамя».
В 1931 году приехал в Москву, где работал в журнале «30 дней» и газете «Гудок».
Стихи начал регулярно публиковать в 1934 году (газеты «Комсомольская правда», «Пионерская правда», «Красная звезда»). Уже в 1935 году вышел сборник стихов-песен Острового, а в 1937 — «Стихи».
В июле 1941 года C. Островой ушел добровольцем в народное ополчение, служил в редакции армейской газеты «На врага» и в должности начальника дивизионного клуба. Войну закончил в звании майора.
Наибольшую славу приобрёл как поэт-песенник. На его стихи написаны такие песни, как «В путь-дорожку дальнюю», «У деревни Крюково погибает взвод…», «Есть на Волге город», «Жди солдата», «Зима (Потолок ледяной…)», «Песня остаётся с человеком», «Солдатка» и др.
Вплоть до последних лет публиковал новые стихи в различных изданиях, в том числе в «Литературной газете».
Председатель Федерации тенниса РСФСР (1969—1988).
С. Г. Островой умер 3 декабря 2005 года. Похоронен в колумбарии Донского кладбища
Борис Андреевич Мокроусов
(1909-1968)- советский композитор, лауреат Сталинской премии второй степени(1948), заслуженный деятель искусств Чувашской АССР(1962).
Борис Андреевич Мокроусов родился 27.02. 1909 года в Канавине, недалеко от Нижнего Новгорода в семье железнодорожного рабочего.
Играть научился в школьной самодеятельности, освоив балалайку, мандолину, гитару, а в 13 лет самостоятельно по слуху и фортепиано. Сочинять мелодии начал еще школьником.
Учился в Нижегородском музыкальном техникуме (1925-1929), а затем поступил на композиторский факультет МГК имени П. И. Чайковского, который окончил в 1936 году.
В консерватории Борис Мокроусов занимался у видных советских композиторов-педагогов, теоретиков, музыкально -общественных деятелей: А. Александрова, В. Белого, Г.Литинского, Н. Мясковского.
В студенческие годы им были написаны:
· Симфоническая сюита(1931)
· «Пионерская сюита»(1932)
· Симфоническая поэма(1934)
· Концерт для тромбона с оркестром(1935)
· Струнный квартет(1934)
· Соната для фортепиано(1933).
Тогда же он начинает работу над балетом «Блоха», который остался незавершенным. Фрагменты балета в клавире, а также «Антифашистскую симфонию » для хора и большого симфонического оркестра молодой композитор представляет в качестве дипломной работы.
В 1938 году появляется первая редакция оперы «Чапай».
Мокроусовым написана музыка к ряду радио-постановок; особую популярность завоевала постановка «Поддубенские частушки» по рассказу С. Антонова.(1951)
Сошли с экрана и стали широко популярными песни Б. Мокроусова к кинофильмам «Свадьба с приданным», «Неуловимые мстители».
Но главным любимым жанром становится песня. Большую часть творческих сил он отдает ей. В этом жанре он достигает наивысших художественных результатов.
Песни:
· «Вологда»
· «Вьется вдаль тропа лесная»
· «Заветный камень»
· «Когда поет далекий друг»
· «Костры горят далекие»
· «Милый мой живет в Казани»
· «Море шумит»
· «Одинокая гармонь»
· «Осенние листья»
· «Песенка фронтовых шоферов»
· «Песня защитников Москвы»
· «Сормовская лирическая».
Б. А. Мокроусов умер 27 марта 1968 года, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
В произведении «Песня о Волге» поется о великой реке Волге, расположенной в Европейской части России. Небольшая часть дельты Волги, вне основного русла реки, находится на территории Казахстана. Волга является одной из крупнейших рек на Земле и самой большой по водности и длине в Европе. Кроме того, Волга является крупнейшей в мире рекой, впадающей в бессточный (внутренний) водоём[3].
Форма произведения «Песня о Волге» – куплетная. Состоит из 3-х куплетов, каждый из которых имеетпростую двухчастную форму со вступлением и кодой.
Вступление -2 такта.
1 часть - период из двух предложений (7т +7т = 14 тактов)- 6 фраз. Сольный запев.
2 часть – период из двух предложений (8т+13т=21 тактов)-6 фраз.
Кода - 4 такта.
| |||
![]() |
Тональный план
1 часть
Основная тональность- Es-dur.
Пример №1
И уже в 10м такте происходит отклонение в c-moll, а затем в f-moll и возвращается в Es-dur.
Пример №2
2 часть начинается в D Dur (гармонический)
Пример №3
Аккорды в произведениине сложные. Встречается одноголосие, двухголосие, местами трёхголосие.
Присутствуют обращения трезвучий главных ступеней Т53,Т6,
Т64,S53, S6, S64, D53, D6, D64. Так же используются обращения D7 в неполном виде.
Пример №4
Фактура изложения- смешенная: мелодическая и гармоническая.
Пример №5
Мелодическая фактура
Пример №6
Гармоническая фактура
В этом произведении темп средний – Умеренно.
Характер произведения- Величественно. На протяжении всего произведения темп не меняется.
Ритм сложный, одноообразный.
Характерный ритм: ровные четверти, пунктирный ритм.
Пример №7
Есть триоли в аккомпанементе, которые композитор использует, чтобы передать течение реки.
Пример №8
Размер простой - 3\4. На протяжении всего произведения не меняется.
Выразительным средством является динамика:
Вступление
1 часть
Аккомпанемент вступает на f, а солист на mf.
Пример №9
3 предложение 2 части является кульминацией во всем произведении. Это можно увидеть в динамике:
Пример №10
Произведение «Песня о Волге» написано для однородного 3х-голосного женского хора с сопровождением.
Диапазон хоровых партий.
S1 S2 A Общий
Тесситурасредняя, удобная в исполнении.
Вокально–хоровые трудности:
-Интонационные
-Скачки в партиях
-Цепное дыхание в длинной фразе
Ритмические
· Соблюдение пауз
· пунктирный ритм
-Мелодический минор
-Отклонения в другую тональность
Динамические задачи:
Выполнять cres. и dim. внутри предложения, привести к кульминации.