ПОЛОЖЕНИЕ
«18» января 2019 года №
О V открытой городской тематической Олимпиаде для школьников
По истории русского языка «ЯЗЫК – ЭТО ИСТОРИЯ НАРОДА»,
Посвящённой славянским Первоучителям
Кириллу и Мефодию
Общие положения
1.1. Настоящее Положение является основным документом, определяющим общий порядок организации и проведения школьной городской тематической Олимпиады по истории русского языка «Язык – это история народа», посвящённой славянским первоучителям Кириллу и Мефодию.
1.2. Инициатором проведения школьной городской Олимпиады является историко-филологический факультет Педагогического института им. В. Г. Белинского Пензенского государственного университета.
1.3. Для проведения Олимпиады создаётся оргкомитет из представителей Педагогического института им. В. Г. Белинского Пензенского государственного университета и образовательных учреждений г. Пензы.
1.4. Базой проведения школьной городской тематической Олимпиады «Язык – это история народа» является историко-филологический факультет Педагогического института им. В. Г. Белинского Пензенского государственного университета.
Цели и задачи Олимпиады
Основные цели Олимпиады:
1. Поддерживать и развивать славянскую культурную традицию почитания Святых Кирилла и Мефодия – создателей первой славянской азбуки.
2. Выявлять талантливых школьников и ориентировать их на углублённое и осмысленное изучение филологических наук.
3. Воспитывать у школьников патриотические и гражданские чувства через актуализацию исторической памяти.
Основные задачи Олимпиады:
1. Повышать интерес к изучению русского языка и его истории.
2. Развивать историко-лингвистический кругозор школьников, самостоятельность их мышления, креативность.
3. Формировать у школьников ценностные ориентиры через осмысление русского языка и его истории в общеславянском и мировом историко-культурном контексте.
4. Совершенствовать сотрудничество вуза и школы через совместную подготовку и проведение Олимпиады по истории русского языка.
Организация Олимпиады
3.1. Общее руководство проведением Олимпиады осуществляет её организационный комитет.
Оргкомитет Олимпиады:
– обеспечивает непосредственное проведение Олимпиады;
– формирует состав методической комиссии и жюри Олимпиады;
– организует и проводит награждение победителей и призёров Олимпиады;
– составляет отчёт по итогам проведённой Олимпиады и размещает его на сайте историко-филологического факультета.
Состав оргкомитета Олимпиады:
Гуляков Александр Дмитриевич, к.ю.н., и. о. ректора Пензенского государственного университета – председатель оргкомитета Олимпиады;
Артёмов Игорь Иосифович, д.т.н, профессор, проректор по научной работе и инновационной деятельности Пензенского государственного университета;
Сурина Ольга Петровна, к.ф.-м.н, доцент, директор Педагогического института имени В. Г. Белинского Пензенского государственного университета – сопредседатель оргкомитета Олимпиады;
Сухова Ольга Александровна, д.и.н., профессор, декан историко-филологического факультета Педагогического института им. В. Г. Белинского Пензенского государственного университета – сопредседатель оргкомитета Олимпиады;
Кезина Светлана Владимировна, д.ф.н., профессор кафедры «Русский язык и методика преподавания русского языка» Пензенского государственного университета – сопредседатель оргкомитета Олимпиады;
Канакина Галина Ивановна, к.п.н., профессор, заведующий кафедрой «Русский язык и методика преподавания русского языка» Пензенского государственного университета;
Родионова Инесса Геннадьевна, к.ф.н., доцент кафедры «Русский язык и методика преподавания русского языка» Пензенского государственного университета;
Болотская Маргарита Павловна, к.п.н., доцент кафедры «Русский язык и методика преподавания русского языка» Пензенского государственного университета;
Алёшина Ирина Александровна, старший преподаватель кафедры «Русский язык и методика преподавания русского языка» Пензенского государственного университета;
Вишненкова Валерия Валерьевна, к.ф.н., учитель высшей категории, директор МБОУ МГ № 4 «Ступени» г. Пензы;
Каменева Ольга Викторовна, к.п.н., учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУ СОШ № 30 г. Пензы;
Погожева Екатерина Витальевна, учитель русского языка и литературы I категории МБОУ СОШ № 40 г. Пензы;
Долганова Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУ «Лингвистическая гимназия № 6 г. Пензы».
3.2. Методическая комиссия Олимпиады:
– разрабатывает задания для Олимпиады;
– разрабатывает методики и критерии оценивания олимпиадных заданий.
Состав методической комиссии Олимпиады:
Болотская Маргарита Павловна, к.п.н., доцент кафедры «Русский язык и методика преподавания русского языка» Пензенского государственного университета – председатель методической комиссии;
Кезина Светлана Владимировна, д.ф.н., профессор кафедры «Русский язык и методика преподавания русского языка» Пензенского государственного университета;
Алёшина Ирина Александровна, старший преподаватель кафедры «Русский язык и методика преподавания русского языка» Пензенского государственного университета;
Погожева Екатерина Витальевна, учитель русского языка и литературы I категории МБОУ СОШ № 40 г. Пензы;
Долганова Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУ «Лингвистическая гимназия № 6 г. Пензы».
3.3. Жюри Олимпиады:
– проверяет и оценивает результаты выполнения заданий участниками Олимпиады;
– определяет кандидатуры победителей и призёров Олимпиады;
– рассматривает совместно с оргкомитетом Олимпиады апелляции её участников.
Состав жюри:
Кезина Светлана Владимировна, д.ф.н., профессор кафедры «Русский язык и методика преподавания русского языка» Пензенского государственного университета – председатель жюри;
Болотская Маргарита Павловна, к.п.н., доцент кафедры «Русский язык и методика преподавания русского языка» Пензенского государственного университета;
Алёшина Ирина Александровна, старший преподаватель кафедры «Русский язык и методика преподавания русского языка» Пензенского государственного университета;
Каменева Ольга Викторовна, к.п.н., учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУ СОШ № 30 г. Пензы.
Порядок и сроки проведения Олимпиады
4.1. Олимпиада проводится 20 апреля 2019 года в один тур и включает один конкурс – «Решение лингвистических задач».
4.2. Регистрация участников проводится в день Олимпиады за час до начала в соответствии со списками заявленных для участия по предъявлению паспорта или справки из образовательного учреждения для несовершеннолетних школьников.
4.3. Каждый участник обеспечивается специальными бланками с заданиями, на которых оформляются ответы.
4.4. Во время Олимпиады участники должны соблюдать следующие правила поведения:
– работать самостоятельно;
– использовать для выполнения заданий только бланки установленного образца;
– не использовать какие-либо справочные материалы или средства, содержащие справочные материалы;
– не пользоваться средствами оперативной связи.
4.5. Конкурс предполагает выполнение 3-х заданий:
1) Исторический комментарий к разноуровневым и разноисточниковым фактам русского языка (Фонетика. Чередование гласных и согласных звуков русского языка. Их происхождение. Падение редуцированных гласных в старославянском и древнерусском языках. Следствия падения редуцированных гласных. Морфология. Имя существительное. Следы древнерусских типов склонения в современном русском языке. Глагол. История инфинитива. История форм прошедшего времени. Имя прилагательное. История кратких и полных форм).
2) Перевод древнерусского текста и историко-культурный комментарий к памятнику письменности (Время и общественно-исторические условия создания памятника. Автор. Значение памятника для русской культуры).
3) Творческое задание по истории славянской письменности (Первоучители. Кириллица, её история, связь с современными славянскими алфавитами).
4.6. Задания выполняются письменно, на работу отводится 3 астрономических часа. Работы предварительно шифруются. Оценка выставляется в баллах.
4.7. Критерии оценивания олимпиадных работ:
– знание фактического материала по истории русского языка и умение использовать его при анализе письменных памятников и историческом комментировании фактов русского языка;
– способность творчески подходить к решению лингвистических задач;
– грамотность работы, ясность изложения, точность формулировок;
– глубина историко-культурного комментария к письменным памятникам.
Количество баллов за первое задание – 20, за второе и третье задания – по 40, общая сумма баллов – 100.