Философское понятие движения




Главный атрибут материи – это движение. Движение – это способ существования материи. Важнейшие характеристики движения:

· Всеобщность.

· Универсальность

· Объективность.

· Абсолютность (нет вещей неподвижных).

· Противоречивость (движение есть единство устойчивости и изменчивости, устойчивость относительна, а изменчивость – обсолютна).

Для Аристотеля движение было внешним по отношению к материи. Материя – это самодвижущаяся реальность. В нематериалистической концепции движение понимается как проявление обьективного духа.

Атрибуты материи:

1. Движение существует в 3-ех формах.

2. Пространство и время.

Движение существует по трем основаниям:

а. По носителю

б. По взаимодействию.

в. По законам.

№35. Формы движения и их взаимосвязь

Существуют три основные формы движения материи:

1. социальная

2. биологическая (носители – клетка, организм)

3. химическая (носитель – молекула)

4. физическая (вакуум, поля, элементарные частицы, атомы, молекулы, макротела, планеты, галактики и т.д.; на всех вышеперечисленных уровнях существуют формы взаимодействия: например, межмолекулярное взаимодействие).

Формы движения материи связаны причинно-следственными связями, более высокая форма основана на более низких формах.

№36. Природа как объект философского осмысления

Природа как объект философского осмысления. Природа - вся совокупность естественных условий существования человека и человечества. Человек, человеческое общ-во и культура одновременно противостоят природе, и включены в нее. Природа может восприниматься как нечто уступающее культуре, нечто неоформленное, неорганизованное, неразумное и поэтому более низкое, чем культура. Другая позиция: природа понимается как образец совершенства, как нечто более высокое, превосходящее культуру и человека. Античное мышление: природа - подвижное, изменяющееся целое, и человек не столько противопоставлен природе, сколько является одной из ее частей. Идеал: жизнь в согласии с природой. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Сегодня экологическую ситуацию в мире можно охарактеризовать как близкую к критической. Среди глобальных экологических проблем можно отметить следующие:
- уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных;
- в значительной мере истреблен лесной покров;
- стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых;
- мировой океан не только истощается в результате уничтожения живых организмов, но и перестает быть регулятором природных процессов;
- атмосфера во многих местах загрязнена до предельно допустимых размеров- частично нарушен озоновый слой, защищающий от губительного для всего живого космического излучения;Для человечества становится жизненно необходимым изменение самой философии отношения к природе.
Какие же необходимы меры для решения глобальных экологических проблем! Прежде всего следует перейти от потребительско-технократического подхода к природе к поиску гармонии с нею. Для этого, в частности, необходим целый ряд целенаправленных мер по экологизации производства: природосберегающие технологии, обязательная экологическая экспертиза новых проектов, создание безотходных технологий замкнутого цикла. Другой мерой, направленной на улучшение взаимоотношений человека и природы, является разумное самоограничение в расходовании природных ресурсов, особенно — энергетических источников (нефть, уголь), имеющих для жизни человечества важнейшее значение. Еще одним является формирование в обществе экологического сознания, понимания людьми природы как другого живого существа.

№37. Философское понимание сущности жизни

Размышления над проблемами смысла жизни, нельзя игнорировать ту первоначальную сферу, в которой она как проблема может не осознаваться, но в которой она назревает именно как проблема. Сфера эта-повседневность.

Человек и только он сам определяет своё предназначение и смысл жизни. Поиск цели жизни имеет в своей основе мысль о ценности человеческой жизни, причём ценности не только для самого человека, но и для общества, для других людей.

Признавая значение проблемы поиска смысла жизни для каждого индивида, ряд современных философов и психологов категорически отрицают возможность постановки этой проблемы в общетеоретическом плане, философском аспекте. Существует только смысл конкретной человеческой жизни. Утрата его равносильна смерти.

Представления о смысле жизни у каждого человека своё. Но в этих индивидуальных представлениях неизбежно присутствует общее, обусловленное целями и интересами общества, к которым принадлежит человек.

Вопрос о смысле жизни человека - ключевая мировоззренческая проблема. От её решения зависит направленность его социальной деятельности. Не случайно религия и идеализм с древнейших времён боролись против материализма именно по вопросам смысла жизни. Раз Бог вдохнул в человека жизнь, значит, смысл жизни, и назначение человека заключается в том, чтобы жить ради прославления своего творца, - таков исходный пункт любой религии при всем различии вероучений и догм.

Атеисты всегда вели борьбу с религиозными представлениями о смысле жизни.

Человек сам, а не по велению судьбы определяет свое назначение, строит свою жизнь. Это назначение, однако, никакое иное, чем - то, какое человек сам избрал для себя, исходя из своей природы, своих способностей и стремлений, писал Л. Фейербах.

Смысл жизни человека нельзя искать вне самой его жизни. Это отмечал еще Гегель. "Всё что я хочу, - писал он, - самое благородное, самое святое, есть моя цель; я должен в этом наличествовать, я должен это одобрять, я должен находить это хорошим. Со всеми само пожертвованиями всегда связано чувство удовлетворения, всегда связано некое нахождение себя". Правильно определить смысл своей жизни - это и значит найти самого себя.

№38. Проблемы человеческой свободы и ответственности

Человек отличается от животного не только речью, наличием труда и разумом. Не менее важным является свобода выбора человека. Он учится языку, воспринимает общественные нормы поведения, пропитывается общественно значимыми ценностями, регулирующими общественные отношения, выполняет определенные общественные функции и играет специфически социальные роли, постоянно делает выбор, решает, какой пойти дорогой. И общество не всегда влияет на принимаемые решения. Личность обладает свободой выбора.

Свобода - одно из основных понятий философии, связанное с его характеристикой как разумного (духовного) существа, возвышающегося над сферой природной необходимости в актах самообладания (господство над страстями и инстинктивными побуждениями), нравственного выбора, в игре, творчестве и т.п.

Но личной мерой свободы для каждого в таком случае выступает ответственность личности перед собой и другими. Не зря известные философы говорили: "Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого". Ведь разрешая себе какой - то поступок, необходимо учитывать негативные последствия и для других людей. Например, опаздывая на работу, потому что "хотелось еще поспать, а без меня все равно ничего не случится", мы подводим начальника отдела. А разрешая себе ночью послушать погромче любимую музыку, мы ущемляем права ни в чем не виноватой бабушки соседки. Не все люди считают, что надо отвечать за свои поступки, но любой начнет возмущаться, лишившись премии на работе, или услышав стук по батарее в ночи. А что, если все забудут про ответственность, и будут говорить: "Это не мои проблемы"?

А многие в свое оправдание говорят: "Я не подумал, что так нельзя, я не знал, что это запрещено". Многие с детства действуют по искажённому принципу свободы "можно все, что не запрещено". Если человек о чем-то не слышал, на уровне интуиции он понимает, что стоит перед выбором, поступить только в угоду себе, или учесть мнение окружающих.

Мы живем в обществе, и вне общества человек не может существовать. Поэтому просто необходимо учитывать все особенности окружающих нас людей. Ведь никогда не знаешь, в какой ситуации можешь оказаться сам.

№39. Проблемы смысла и значения человеческой жизни

Проблема смысла жизни человека является ключевым и важнейшим критерием в науке философии. Ведь жизнедеятельность каждого человека и его цели в конечном итоге приводят к поиску смысла жизни.

Смысл жизни показывает человеку, для чего нужна вся его деятельность. Каждому из нас также необходимо различать такие понятия, как «жизненная цель» и «смысл жизни». Смысл жизни можно условно разделить на две отрасли: индивидуальную и социальную. В индивидуальном компоненте рассматривают значение жизни для каждого человека отдельно. Он обозначает степень нравственного и материального развития личности. В социальном аспекте «смысл жизни» стоит рассматривать как значимость индивида для общества, в котором он живет и развивается. Здесь также учитывается тот фактор, насколько человеку удается взаимодействовать с окружающим миром, достигать своих целей в соответствии с общепринятыми нормами. Все эти компоненты должны присутствовать в каждом из нас, они должны быть взаимосвязаны и постоянно гармонично развиваться.

Проблема смысла жизни и смерти неизменно сводится к одному – к вопросу вечной жизни. Эта проблема на протяжении долгих веков и тысячелетий интересует и беспокоит людей. В философии принято выделять несколько представлений о бессмертии:

1. Научное представление. Здесь рассматривается физическое бессмертие человеческого тела.

2. Философское представление. Это бессмертие духовное, которое сохраняют поколение за поколением, все то, что накапливалось в разные временные отрезки, разные эпохи и в разных культурах. Главным критерием здесь являются ценности социальные, которые создаются и достигаются человеком для развития общества.

3. Религиозное представление. Бессмертие души.

№40. Глобальные проблемы современной цивилизации. Причины и пути их решения.

егодня Цивилизация столкнулась с целым комплексом глобальных проблем:

. проблема сохранения мира на Земле

. экологии

. продовольственная проблема

. народонаселения

. преодоления бедности большей части Человечества

И это лишь малый список всех современных признаков мирового кризиса. Все трудности Человечества сплелись в один запутанный клубок - одна проблема дополняет другую и не может без неё существовать. В нашу ядерную эпоху осевой целью Цивилизации является предотвращение Третьей, а возможно и последней, Мировой войны.

1. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Среди наиболее важных забот современного человечества, помимо проблем взаимодействия природы и общества, неизменно называется неконтролируемый рост населения, создающий во многих государствах и регионах избыточную перенаселенность.

Демографические проблемы очень сложны и обладают огромной инерцией, так что быстро преодолеть их невозможно. В то же время, чем дальше откладывается их решение, тем сложнее и запутаннее они становятся. Поэтому все правительства в развивающихся странах стремятся осуществить демографическую политику таким образом, чтобы снизить рождаемость.

2. ПРОБЛЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Причины демографического взрыва тесно связаны с проблемой образования. Если в процентном отношении число неграмотных в мире за последнее время уменьшилось, то в абсолютном выражении оно продолжает расти. Немалую роль в этом играет то, что реальная жизнь необразованных людей подчинена архаичным семейным традициям, которые нередко оправдывают многодетность преданиям, проистекающими из ряда предрассудков.

В итоге разрыв между развитыми странами и в этом отношении продолжает увеличиваться, создавая парадоксальную ситуацию: в то время как грамотность в абсолютных цифрах растет и количество неграмотных.

Наряду с этим растет и функциональная неграмотность, обусловленная тем, что уровень образования все большего числа людей не соответствует тому, чтобы полноценно жить и работать в современном обществе, широко использующем новейшие технологии и компьютерную технику.

Другой аспект данной проблемы заключается в том, что в большинстве государств мира отсутствует равный доступ к образованию, что является дополнительным источником социальной напряженности.

3. ПРОБЛЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Численность населения и условия его проживания, а также состояние окружающей среды тесно связаны с еще одной глобальной проблемой современности. Существует как прямая, так и косвенная связь между многими болезнями и антропогенными изменениями в окружающей среде. Поколению современных людей приходится испытывать на себе множество еще не изученных или малоизученных физических, химических, биологических факторов загрязнения окружающей среды, в которой доля искусственного мира, созданного руками человека, непрерывно увеличивается. Этим объясняются изменения, происшедшие в структуре и характере болезней населения, прежде всего экономически развитых стран.

По причинам слабой медицины, нищеты и антисанитарии в развивающихся странах неизмеримо выше детская смертность, заболеваемость малярией, туберкулезом, трахомой, столбняком, высокая вероятность инфекционных заболеваний. Специфика современных интернациональных связей такова, что мощные грузопотоки между государствами, активная миграция людей и расширившиеся экономические отношения приобрели планетарный характер заболеваний.


4. ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМА

Одной из причин массовых заболеваний и резкого сокращения продолжительности жизни является продовольственная проблема. Так, хроническое недоедание и несбалансированное питание ведут к постоянному белковому голоду и витаминной недостаточности, в массовом масштабе проявляющихся у жителей слаборазвитых стран. В результате в мире ежегодно погибают от голода несколько десятков миллионов человек, причем больше детей, чем взрослых.

Страны, испытывающие недостаток продовольствия, вынуждены импортировать его, но это дает незначительный и кратковременный эффект в борьбе с годом и кроме того, ставит эти страны в зависимость от экспортеров. Зерно, таким образом, превращается в эффективный инструмент социально-экономического, политического давления и становится по сути "продовольственным оружием", прежде всего против наиболее бедных стран.

5. ПРОБЛЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОРЯДКА

Преодоление отсталости развивающихся стран и установление нового международного экономического порядка занимают особое место в системе глобальных проблем современности, так как здесь кроются мощные факторы дестабилизации всей системы сложившихся международных отношений. Так, в последнее время при общемировом росте валового продукта значительно увеличился и без того огромный разрыв в уровне социально-экономического развития между богатыми и бедными, развитыми и развивающимися странами. Эта проблема нередко характеризуется еще как противостояние между "богатым Севером" и "бедным Югом".

В последние десятилетия ситуация стала меняться и опять-таки не в пользу развивающихся стран. В развитых странах во все сферы общественной жизни и экономику бурными темпами стали внедряться компьютеры и микроэлектроника. Значительно увеличилась также роль технологических новаций и новых технологий, а это потребовало привлечения к производству достаточно образованной, квалифицированной рабочей силы. Поэтому экономические взаимосвязи и мировая торговля все в большей степени стали осуществляться главным образом за счет обмена между экономически развитыми государствами, тогда как развивающиеся страны, если они не обладают значительными сырьевыми ресурсами, неуклонно вытесняется с мирового рынка.

6. ПРОБЛЕМА ВОЙНЫИ МИРА

Человечество, развиваясь по пути прогресса, постепенно накапливало материальные и духовные ресурсы для удовлетворения своих потребностей, однако ему никогда не удавалось полностью избавиться от голода, нищеты и безграмотности. Острота этих проблем ощущалась каждым народом по своему, и пути их решения никогда прежде не выходили за пределы границ отдельных государств.

Между тем из истории известно, что неуклонно растущие взаимодействия между народами, обмен продуктами промышленного и сельскохозяйственного производства, духовными ценностями постоянно сопровождались острейшими военными столкновениями. За период с 3500 года до н. э. произошло 14530 войн. И только 292 года люди жили без войн.

На протяжении нескольких послевоенных десятилетий проблема войны и мира, предотвращения новой мировой войны была важнейшей глобальной проблемой человечества. И для этого были все основания.

№41. Информационное общество и его особенности

Информацио́нное о́бщество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализациейинформации, особенно высшей её формы — знаний. Для этой стадии развития общества и экономики характерно:

· увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;

· возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;

· нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;

· создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:

· эффективное информационное взаимодействие людей;

· их доступ к мировым информационным ресурсам;

· удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

· развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронныхсоциальных и хозяйствующих сетей.

№42. Понятие общественного прогресса и его критерии

Существуют два подхода к пониманию общественного процесса. Первый - когда общественный процесс понимают как развитие, прогресс, как переход от низших ступеней социальных систем к высшим, от менее совершенных форм общественного устройства к более развитым формам. Такой подход получил название "линейного" или "поступательного" прогресса.
Второй подход основан на циклическом понимании исторического процесса, на представлении о повторяемости основных процессов общественной жизни. Это есть так называемая теория круговоротов.
Сущность общественного прогресса в рамках первого подхода отражают его критерии, а поскольку общество многогранно, то исследователи идут здесь разными путями:
1. Главный критерий прогресса - человек. Чем более развито общество, тем лучше себя в нём должен чувствовать человек.
Недостаток подхода: давно замечено, что если человеку субъективно комфортно, то он начинает деградировать, перестаёт стремиться к собственному совершенствованию.
2. Главный критерий прогресса - техника, её возможности. Чем более развито общество, тем большими возможностями характеризуются в нём орудия труда, техника.
Недостаток подхода: теряется человеческая составляющая, человек и в индустриальном обществе может чувствовать себя потерянным, винтиком в бездушной машине общества.
3. Главный критерий прогресса - производительность общественного труда. Чем более развито общество, тем выше в нем производительность общественного труда. Здесь как бы соединяются два предыдущих подхода, гасятся их недостатки.
Недостаток подхода: что делать, если производится не нужная обществу продукция (например горы вооружений, зачем они?).
Думается, что эти подходы могут иметь место, если главный критерий прогресса будет вытекать из общефилософского понимания общества, его диалектического противостояния природе. Чем успешнее общество это делает, тем оно более развито. А измерить это можно и по степени развитости человека, техники или производительности общественного труда. Однако главное здесь всё же - человек, точнее, возможности его развития. Чем лучше общество развивает человека, тем оно прогрессивней.

№43. Общество как предмет философского осмысления

Общественное бытие – это материальная (объективная) основа человеческой жизнедеятельности. В структуру общественного бытия входят:

1) технико-технологические отношения (отношения человека к природе), выражением которых является уровень развития производительных сил;

2) производственные отношения (отношения производства, распределения, обмена, потребления);

3) воспроизводство самого человека как социального существа;

4) материальные отношения людей вне производственной деятельности (быт, семья).

Общественное сознание – это вся совокупность общественных идей, взглядов, теорий, чувств, настроений, мнений людей: отражение общественного бытия + общ. сознание оказывает на общество обратное воздействие.

Предметом социальной философии является познание общества как целостной системы, анализ взаимодействия всех ее структурных элементов и выяснение их роли в этом взаимодействии.

Сюда входят:

1) вопросы устройства общества, т.е. выяснение того, из каких «комплектующих» оно складывается и как они взаимосвязаны;

2) вопросы закономерностей общественного развития;

3) проблемы направленности исторического процесса;

4) проблемы периодизации истории;

5) вопросы источников и движущих сил развития общества

Философская теория общества понимает общество как сложную систему коллективного бытия людей и рассматривает его в трех взаимосвязанных аспектах:

- структурном (установление частей целого);

- функциональном (выявление способа взаимосвязи элементов, компонентов и подсистем общества)

- динамическом (анализ основных причин, факторов, механизмов и форм общественных изменений).

Итак, общество есть целостная система. Элементами этой системы могут выступать различные сферы общественной жизни (экономическая, политическая, правовая, духовная и др.), социальные группы и общности (классы, слои, сословия и т.п.), виды общественных отношений (экономические, политические, правовые, религиозные, эстетические и др.).

Общественные отношения – это многообразные связи между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них, складывающиеся в процессе различных видов деятельности (экономической, социальной, политической, художественной и др.). Диалектико-материалистическая философия выделяет отношения первичные – материальные, базисные (производственные отношения) и вторичные – идеологические, надстроечные (политические, правовые, религиозные, эстетические и др.).

Материалистическая концепция характеризует развитие общества как закономерный процесс и исходит из того, что функционирование и развитие общества конкретно обнаруживает себя в виде общественно-исторической практики сменяющих друг друга поколений людей.

Соотношение исторической необходимости (закономерности) и сознательной деятельности людей раскрывается через призму категорий: объективные условия и субъективный фактор, свобода и необходимость. Объективные условия – это такие факторы, обстоятельства, предпосылки, которые не зависят от воли и сознания субъекта деятельности и определяют рамки и направление этой деятельности. Субъективный фактор – это интеллектуально-волевые, морально-психологические и организаторские свойства субъекта (компетентность, профессионализм, культура, ответственность, степень гражданской зрелости, нравственные качества и т.д.). Практическая деятельность людей всегда осуществляется в определенных объективных условиях, с которыми люди должны считаться, иначе их деятельность лишится своей важнейшей черты – продуктивности. Однако, как сознательные существа, люди в рамках, предлагаемых объективными обстоятельствами, сами выбирают линию своего поведения и в этом плане сами творят свою историю.

№44. Личность и общество

Общество представляет собой устойчивую систему взаимоотношений между людьми. Общество как система взаимоотношений между людьми оказывает воздействие на отдельные личности как его элементы. Социологи указывают на два способа воздействия общества на личность:

• специально организованное воздействие на личность через воспитание, пропаганду и т. д.;

• воздействие на личность через перестройку ее микросреды, условий жизнедеятельности.

Человек есть продукт времени и обстоятельств, в которых он живет. Взгляды, идеи в общем случае определяются обществом; человек думает так, как его принуждает думать «дух времени». С изменением общественного строя меняется положение личности, ее интересы и потребности.

Взаимоотношения личности и общества – это, прежде всего, взаимоотношение интересов. В общественных интересах выражается то, в чем заинтересовано общество в целом (развитие экономики, средств коммуникации, охраны окружающей среды и т. д.). К общественным интересам относятся и интересы социальных групп данного общества. Личные интересы выражают потребности отдельного человека, связанные с обеспечением его материальных нужд и духовных запросов.

№45. Природа человека в философии. Перспектива развития человека и человечества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: