Компьютерная сеть (информационно-вычислительная сеть) - это система распределенных на территории средств ввода/вывода, хранения и обработки информации, связанных между собой каналами передачи данных.
Сети могут обеспечить:
1. удаленный доступ пользователей к ресурсам сети;
2. создание распределенных банков данных;
3. предоставление пользователям различных услуг (службы информации, электронной почты, телеконференций и др.).
![]() |
Обобщенная структура взаимосвязанных сетей
Компоненты сети:
ЭВМ - вычислительные средства сети, которые могут быть разных классов и типов и работать под управлением различных операционных систем.
ЦУС — центр управления сетью, где работает администратор сети. Администратор сети - это человек или группа лиц, которые выполняют следующие функции:
1. проверку работоспособности компонентов сети;
2. установление конфигурации сети;
3. определение дисциплины (порядка) обслуживания пользователей;
4. учет времени работы пользователей и компонентов сети.
Терминалы (Т) - устройства ввода/вывода информации без ее обработки.
Средства коммуникаций (СК) — комплекс технических и программных средств для обеспечения информационного взаимодействия между компонентами сети.
Так как в компьютерных сетях нет единообразия. Поэтому взаимодействие между сетями осуществляется в рамках протоколов.
Протокол — это система соглашений, которые определяют все аспекты информационного взаимодействия между компонентами одной сети или разных сетей. Протокол включает правила, процедуры, алгоритмы и требования, касающиеся порядка взаимодействия между компонентами сети. Связь сетей с разными протоколами производится через шлюзы, а с одинаковыми протоколами - через мосты. Шлюзы и мосты осуществляют согласование различных протоколов.
Шлюз (Ш) - комплекс технических и программных средств для организации взаимодействия между неоднородными сетями, т.е. включающими программно-несовместимые ЭВМ.
Мост (М) - комплекс технических и программных средств для организации взаимодействия между однородными сетями, т. е. в которые входят программно-совместимые ЭВМ.
Требования к сетям и их классификация
Чтобы сеть отвечала своему назначению, к ней предъявляются следующие общие требования:
1. простота доступа пользователей к сети.
2. открытость - возможность включения разнотипных ЭВМ.
3. развиваемость - возможность наращивания ресурсов сети и абонентов.
4. автономность - работа пользователя на своей ЭВМ не должна ограничиваться тем, что ЭВМ включена в сеть.
5. интегральность - возможность обработки и передачи информации различного вида: символьной, графической, речевой.
6. защищенность - возможность пресечения несанкционированного доступа к ресурсам сети.
7. небольшое время ответа, обеспечивающее эффективную работу пользователя в диалоговом режиме в соответствии с назначением сети.
8. непрерывность работы - возможность отключения или подключения ЭВМ к сети без прерывания ее работы (или с небольшим перерывом).
9. помехоустойчивость - способность достоверно передавать информацию в условиях промышленных, бытовых и атмосферных помех.
10. оперативное получение необходимой справки
(помощи) по использованию ресурсов сети.
11. высокая надежность функционирования компонентов сети.
12. приемлемая стоимость услуг сети.
Классификация сетей.
Информационно-вычислительная сеть (ИВС) - группа компьютеров и периферийных устройств, соединенных между собой при помощи специальной аппаратуры, обеспечивающей обмен данными между любыми компьютерами данной группы, доступ к общим ресурсам (дисковая память, программы, периферийное оборудование).
Многообразие компьютерных сетей можно классифицировать по ряду признаков:
1.По территориальному размещению:
1. глобальные (WAN-Wide Area Network) – на территории страны или нескольких стран;
2. региональные (MAN-Municipal Area Network) - на территории района, области, региона;
3. локальные (LAN-Local Area Network) - в пределах организации, предприятия, фирмы.
4. Intranet - корпоративные сети, которые охватывают все предприятие (фирму) и объединяют разнородные вычислительные ресурсы в единой среде (построены на принципах глобальных сетей).
2. По типу решаемых задач:
1. специализированные (например: электронная система торгов фондовой биржи);
2. многофункциональные (например: государственная сеть).
3. По типу средств коммуникаций:
1. телефонные и телеграфные каналы связи;
2. наземные, подземные и подводные кабельные линии связи;
3. наземные телевизионные, радиорелейные и радиолинии связи;
4. спутниковые радиолинии связи.
4. По дисциплине обслуживания пользователей (по
способу доступа пользователей к сети):
1. приоритетные (задаются ЦУС), когда пользователи получают доступ к сети в соответствии с присвоенными им приоритетами (приоритеты пользователей могут быть постоянными или изменяющимися, например, в зависимости от новизны или ценности информации и др.);
2. неприоритетные, когда все пользователи сети имеют равные права доступа к сети.
5. По способу управления:
1. сети с централизованным управлением. В общем случае сети с централизованным управлением имеют центральную систему (ЭВМ), которую называют сервером. Остальные компьютеры называют рабочими станциями.
2. с децентрализованным или распределенным управлением; их еще называют одноранговыми. В этих сетях все функции управления распределены между системами сети, по очереди передаются от одной рабочей станции к другой.
6. По составу вычислительных средств:
1. Однородные – объединяют однородные вычислительные средства. Например, сеть DECNET, в которую входят ЭВМ только фирмы DEC.
2. Неоднородные – содержат различные классы (микро-, мини-, большие) и модели (внутри классов) ЭВМ, а также различное абонентское оборудование.