Взаимодействие среды и наследственности




1. В биогенетических теориях формирование индивидуальности понимается как предопределенное врожденными и генетическими задатками. Развитие есть постепенное развертывание этих свойств во времени, а вклад средовых влияний очень ограничен. Биогенетические подходы нередко служат теоретической основой расистских учений об изначальном различии наций. Сторонником этого подхода был Ф. Гальтон, а также автор теории рекапитуляции Ст. Холл.

2. Социогенетические теории (сенсуалистический подход, утверждающий примат опыта) утверждают, что изначально человек – чистая доска (tabula rasa), а все его достижения и особенности обусловлены внешними условиями (средой). Подобная позиция разделялась Дж. Локком. Эти теории более прогрессивны, но их недостаток – понимание ребенка как изначально пассивного существа, объекта влияния.

3. Двухфакторные теории (конвергенции двух факторов) понимали развитие как результат взаимодействия врожденных структур и внешних влияний. К. Бюлер, В. Штерн, А. Бине считали, что среда накладывается на факторы наследственности. Основоположник двухфакторной теории В. Штерн отмечал, что ни об одной функции нельзя спрашивать, извне она или изнутри. Надо интересоваться – что в ней извне и что изнутри. Но и в рамках двухфакторных теорий ребенок по-прежнему остается пассивным участником происходящих в нем изменений.

4. Учение о высших психических функциях (культурно-исторический подход) Л.С. Выготского утверждает, что развитие индивидуальности возможно благодаря наличию культуры – обобщенного опыта человечества1. Врожденные свойства человека являются условиями развития, среда – его источник развития (потому что в ней содержится то, чем должен овладеть человек). Высшие психические функции, которые свойственны только человеку, опосредствованы знаком и предметной деятельностью, представляющими собой содержание культуры. А для того чтобы ребенок мог его присвоить, необходимо, чтобы он вступил в особые отношения с окружающим миром: не приспосабливался, а активно присваивал себе опыт предшествующих поколений в процессе совместной деятельности и общения со взрослыми, являющимися носителями культуры.

 

Одной из попыток примирения сторонников биогенетических и социогенетических концепций является ортогенетическаяконцепция Х. Вернера (ортогенез – это теория развития живой природы). Согласно его взглядам, все организмы рождаются с функциями (в том числе и психическими), зафиксированными на нижней точке своего развития. Взаимодействуя со средой, они приобретают новый опыт, который, в свою очередь, закрепляется в новых функциональных структурах, вновь определяющих минимум взаимодействия, но уже нового качества. Т.о., организация предшествующих стадий подразумевает, но не содержат в себе организацию последующих. Х. Вернер сравнивал организм с актером на сцене: в ходе развития происходит сдвиг от сцены к актеру. Чем выше стадия, тем чаще инициатива исходит от индивида, становящегося все более активным, начинающим манипулировать средой, а не только пассивно на нее откликаться. Расширение возможностей субъекта выражается в понимании групповых целей, умении откликаться на отсроченные и запланированные задачи.

Другой известный исследователь Дж. Вулвилл, также отмечая изменение меры активности субъекта, предложил 4 модели взаимодействия субъекта и среды.

❑ Модель " больничной койки" – характерна для первых месяцев жизни человека, отмеченных его почти полной пассивностью.

❑ В модели "луна-парка" – объекты среды уже могут выбираться ребенком, но их влияние остается неизменным.

❑ В модели, названной "соревнованием пловцов", субъект следует своему пути, а среда – лишь контекст жизни.

❑ И, наконец, модель "теннисного мяча " характеризуется постоянным взаимодействием между субъектом и средой (этот взгляд в общем отвечает позиции Х. Вернера).

 

Современное положение дел в области изучения взаимодействия среды и наследственности иллюстрируется двумя моделями средовых влияний на интеллектуальные способности. В первой модели Р.Б. Зайонч и Г.Б. Маркус утверждали: чем больше времени родители и дети проводят вместе, тем выше корреляция коэффициента интеллектуальности со старшим родственником (экспозиционная модель). То есть ребенок по своим интеллектуальным способностям похож на того, кто дольше его воспитывает, и если родители по каким-либо причинам уделяют ребенку мало времени, он будет похож на маму или бабушку. Во второй модели, однако, констатировалось противоположное: МакАски и Кларк отмечали, что наиболее высокая корреляция наблюдается между ребенком и родственником, являющимся предметом его идентификации (идентификационная модель). То есть самое главное – быть для ребенка интеллектуальным авторитетом, и тогда на него можно влиять даже дистантно, а регулярная совместная деятельность вовсе не обязательна.

 

 

Наиболее авторитетная концепция взаимодействия среды и наследственности предложена Гилбертом Готтлибом - Теория вероятностного эпигенеза (probabilistic epigenesis)

 

Трансактная модель взаимодействия (по Sameroff & MacKenzie, 2003, с изм.).

 

 

Г.Готтлиб уделял особое внимание развитию высших функций, вслед за Л.С.Выготским отмечая, что эти функции определяются не только состоянием организма, но также и отношением к действительности, которое опосредовано орудием деятельности и значением. И потому они представляют собой результат двойного обусловливания: как «снизу» (генетика-протеины-нейрональные процессы-поведение в среде), так и «сверху», от смысла ситуации, в которой оказался учащийся (высшие психические функции-управление поведением-нейрональные процессы).

 

Параллельные межуровневые процессы, вовлеченные в формирование высших психических функций (по Valsiner, 2007, с изм.)

 

В результате развития психогенетики исследователи получили в свои руки физиологические и биохимические маркеры, которые, с одной стороны, имеют наследственный характер и выражаются в специфике генотипа, а, с другой – коррелируют с определенным поведением. Такие маркеры получили название эндофенотипов (Gottesman, 2003; Doyle et al, 2005; van Leeuven et al., 2007). Одним из таких веществ, которое используется в качестве психогенетического маркера, является моноаминоксидаза А (МАОА). Это соединение принимает участие в обменных процессах мозга. Ген МАОА расположен на Х-хромосоме. Оказалось, что мутация, приводящая к снижению активности МАОА, коррелирует с повышенной агрессивностью и склонностью к асоциальному поведению. Однако, как выяснилось, среда может в значительной мере модулировать эти эффекты.

Классическое исследование генотип-средового взаимодействия - разная реакция обладателей разных генотипов на изменения в среде. Речь идет об исследовании влияния жестокого обращения в детстве на возникновение агрессивного и антисоциального поведения (Caspi et al, 2002).

Обладатели генотипа с низкой активностью МАОА резче реагируют на дурное обращение в детстве – индекс их антисоциального поведения значительно выше, чем у обладателей генотипа с высокой активностью фермента, причем при тех же условиях развития (жестокое обращение в детстве). Необходимо обратить внимание, что в мягких, щадящих условиях различия выражены гораздо слабее, и более того, они носят обратный характер. Эти данные говорят о том, что, несмотря на генетическую предрасположенность к асоциальному поведению, обладатели генотипа с низким уровнем МАОА, могут никак не проявить свою особенность в агрессивном или антисоциальном поведении, когда среда его не провоцирует. Таким образом, благоприятные условия в детстве служат протектором для развития антисоциального поведения в дальнейшем. Эти результаты чрезвычайно важны для понимания хода развития. Если мы будем знать уязвимые генотипы и средовые факторы риска и защиты, мы можем осуществлять профилактику нежелательных форм поведения и, наоборот, стимулировать развитие желательных.

 

Таким образом, развитие индивидуальности определяется сензитивностью к воздействиям среды.

 

Употребив понятие «контекст», логично перейти к рассмотрению еще одной также междисциплинарной концепции развития, предложенной известным американским психологом Ури Бронфенбреннером и известной под названием «биоэкологическая теория». Человек, принадлежа миру природы, отличается от других живых существ тем, что может изменять мир и среду своего обитания.

В ранних работах Бронфенбреннер высказывал мнение, что два основных измерения среды - это виды деятельности, в которые вовлечен человек, и характеристики наставников (учителей), которых он выбирает для себя в течение всей жизни. На разных стадиях развития человек меняет свою среду, причем в течение жизни роль собственной активности в формировании среды постоянно увеличивается. Бронфенбреннер представил модель среды как систему из четырех концентрических структур.

Процессуально-личностно-контекстуально-временная модель (Process-Person-Context-Time model, PPCT) У.Бронфенбреннер

Микросистема – это структура деятельностей, ролей и межличностных взаимодействий в данном конкретном окружении. То есть даже применительно к двум близнецам мы не можем признавать идентичность среды развития, потому что к ним предъявляются разные требования и разные ожидания.

Мезосистема – структура взаимоотношения двух и более сред (семья и работа, дом и группа сверстников).

Экзосистема – это среда, в пространстве которой происходят значимые события (круг общения).

Макросистема – субкультура (ценности, законы и традиции, которым следует человек). Бронфенбреннер полагал, что макросистема играет решающую роль в образе жизни человека, подчиняя себе все «внутренние» системы.

Хроносистема – соотношение нижерасположенных систем во времени.

 

Термин «среда» (milieu) был введен философом-позитивистом И.А. Тэном, который исследовал генезис выдающихся способностей, для обозначения противоположного врожденным качествам человека полюса – социальных, духовных, культурных условий жизни их обладателей. Одновременно это понятие стало использоваться и в экологии (от греческого «эйкос», что означает «дом») для описания совокупности природных условий жизни различных видов (environment). Оба термина переводятся на русский язык идентично. В культуре понятие «среда» (например, образовательная среда, развивающая среда) используется скорее как метафора.

 

 

Остановимся на некоторых характеристиках среды как естественнонаучного понятия.

В психогенетике среда определяется в широком смысле слова как совокупность условий, в которых обитает данный организм, причем сюда же могут быть отнесены и факторы внутренней среды организма[1] (Мешкова Т.А., 2004). Поскольку основным показателем благополучия в живом мире является количество потомства, то среда описывалась так называемым логистическим уравнением: dN / dt = rN(K - N) - mN, где r и m – постоянные рождаемости и смертности, а K – «несущая способность» окружающей среды. Несущая способность – это условия обитания, способствующие выживанию и увеличению численности вида и включающие в себя в основном наличие личной территории и питание. В зависимости от ее количественных и качественных характеристик вид либо увеличивает свою численность, либо сокращает ее. Среда может быть стабилизирующей и движущей: в стабилизирующей морфология и поведение вида приспособлено к существующим условиям, а появление новообразований маловероятно. В движущей среде часть популяции оказывается в зоне дезадаптации, а у оставшейся начинают вырабатываться и закрепляться новые эволюционно значимые качества. Поскольку для человеческого вида вымирание или укрепление связано не только с физическим, но и с культурным воспроизведением, «несущая способность» среды включает в себя также социально-культурные параметры, такие как доступность образования, количество рабочих мест, психологический микроклимат. Эти параметры не связаны напрямую с природным равновесием: так, например, отмечалось, что войны способствуют увеличению количества гениальных открытий, в то время как в стабилизирующей среде потребность в них существенно ниже.

Научные предпосылки средового подхода можно обнаружить в различных дисциплинах.

Экология рассматривает среду как целостную саморегулирующуюся систему, в которой не отдается предпочтений интересам отдельного вида.

Этология также изучает психические проявления как обусловленные условиями проживания и задачами приспособления, но при этом в основном обращает внимание на жесткие конструкции поведения – инстинкты и поведенческие программы.

Социология рассматривает среду как условие и результат взаимодействия людей, осуществляя связь между объективными и субъективными переменными (в частности, благодаря работам О. Конта и Р. Соммера возникло новое научное направление – проксимика, предметом которой является видоизменение деятельности и общения в различных пространственно-территориальных условиях). Социология породила один из вариантов средового моделирования – социальную инженерию (несколько утопическое направление прикладной социологии, занимающееся конструированием гармоничных сообществ).

 

Категория среды в современной психологии

 

Понятие «среда» используется более ста лет.

И сейчас продолжают сосуществовать два представления: бэконовско-ньютоновское, согласно которому пространство – это пустой ящик, заполненный телами, и картезианское, в соответствии с которым пространство – это среда, особым состоянием которой являются и отдельные тела, и взаимодействия между ними.

По-разному в истории культуры решался и вопрос о соотношении субъекта и среды. Здесь можно выделить две точки зрения:

1. Человеческая психика рассматривается изначально как непространственная и обретающая пространственность путем интериоризации, «врастания извне вовнутрь». Эта позиция представлена в отечественной школе деятельности.

2. Экзистенциальная и трансперсональная психология придерживалась диаметрально противоположного утверждения о том, что психика изначально пространственна, а психологическая ситуация субъекта образована путем экстериоризации человеком своего внутреннего мира.

Среда - система взаимодействий субъекта с миром, определяемую содержанием его потребностей.

 

Структура среды

Физическая среда

Социальная среда

Культурная среда

 

М. Черноушек выделил следующие характеристики среды.

1. У среды отсутствуют твердо фиксированные рамки во времени и пространстве.

2. Она воздействует на все чувства сразу.

3. Среда дает не только главную, но и второстепенную (периферийную) информацию.

4. Она содержит всегда больше информации, чем человек способен переработать.

5. Среда воспринимается в связи с деятельностью.

6. Любая среда, наряду с материальными особенностями, обладает психологическими и символическими значениями.

7. Окружающая среда действует как единое целое (Черноушек М., 1989).

 

Таким образом, очевидно, что, находясь в одном месте в одно и то же время, люди могут существовать в нескольких средах, что обусловлено символическим смыслом многих средовых воздействий, который открывается только в контексте потребностей личности и ее психологического пространства.

К.Л.: в природе господствует гомеостазис и очень мало систем с положительной обратной связью. При нарушениях функционирования положит. обратная связь начинает преобладать. «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества».

1. Перенаселение Земли, вынуждающее каждого защищаться от избыточных социальных контактов, отгораживаясь от них нечеловеческими способами и возбуждающее агрессивность вследствие скученности.

2. Опустошение естественного жизненного пространства, разрушающее природную внешнюю среду и убивающее в человеке благоговение перед красотой и величием открытого ему творения. «Откуда возьмется у подрастающего человека благоговеяние перед чем бы то ни было, если все, что он видит вокруг себя, является делом рук человеческих, и притом весьма убогим и безобразным»? (С. 14)

3. Бег человечества наперегонки с самим собой, подстегивающий гибельное развитие техники, не оставляющий времени для размышления и созерцания. Потеря рефлексии. Открытие собственной личности (обращение исследовательской активности на самого себя) – начало философии.

4. «Тепловая смерть чувства» - исчезновение всех сильных аффектов вследствие изнеженности. Удовольствие-неудовольствие лежит в основе всех человеческих действий и переживаний.

5. Генетическое вырождение: проявляется в усилении асоциального поведения, выпадении врожденных форм социального поведения и форм торможения (которое сдерживается только правом и мало осуждается обществом) и усилении инфантильности («бунтующая» молодежь – общественные паразиты»).

6. Разрыв с традицией – от недостаточного контакта между родителями и детьми молодежь воспринимает родителей как чужую этническую группу.

7. Возрастающая индоктринируемость (внушаемость) человечества. Убеждения тождественны вере. Осуждение «еретиков» (проклятие «индивидуальности!»).

8. Ядерное оружие – порождает угрозу, под воздействием которой слабеет ответственность за отдаленное будущее (подсознательный вопрос, долго ли простоит мир). Настроение «конца света».

 

Итак, при изучении индивидуальных различий психики важно осознавать факт несовпадения понятий:

· во-первых, «средовое» и «социальное» влияние;

· во-вторых, «наследственное» и «биологическое»;

· и, в-третьих, «устойчивое» и «наследуемое».

 

Выводы

1. Источники индивидуальных различий – среда, наследственность, социальное наследование.

2. И среда, и наследственность служат выживанию человека (особи) и повышению адаптации.

3. Наследственность корректируется посредством средового ответа.

4. Среда – молярный (не молекулярный) феномен.

5. Современная цивилизация обладает неблагоприятными характеристиками, влияющими на личность современных людей.


[1] Можно разделять общую (формирующую сходство родственников) и различающуюся (формирующую различия между родственниками) среду.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: