Важную роль в функционировании предприятия, фирмы играет культура предпринимательства. Она не только обеспечивает высокий престиж предприятию, но и способствует повышению эффективности производства, улучшению качества продукции и услуг, и, следовательно, увеличению доходов.
Существуют различные трактовки понятия «культура предпринимательства». Так, Р. Роюттингер считает, что культура предпринимательства — это система совместно вынашиваемых и реальных убеждений и представлений о ценностях. Представления о ценностях позволяют ответить на вопрос, что является важным для предприятия, а убеждения позволяют понять, как должно функционировать предприятие и как им следует управлять.
Менеджеры О. Нойбергер и А. Компа к организационной культуре относят сумму убеждений, ценностей, правил, которые делают предприятие единственным в своем роде.
Наиболее полное и развернутое определение дает В.Д. Козлов, отмечая, что культура предпринимательства «есть система формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения работников данной организационной структуры, стиля руководства данной организационной структуры, стиля руководства, показаний удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества, идентифицирования работников с предприятиями и перспективами развития»,
Таким образом, культура организации предпринимательской деятельности определяет климат, стиль взаимоотношений, ценности предприятия.
Назначение культуры предпринимательства связано с решением двух основных проблем: выживанием в данной социально-экономической среде и обеспечением внутренней интеграции для достижения поставленных целей. На каждом крупном предприятии отделы, управления, администрации имеют разные субкультуры, повторяющие структуру самого предприятия. Различие обусловливается многообразием отраслей производства и сфер человеческой деятельности. Это может быть культура выгодных сделок, инновационная, административная культура и т.д. Наличие различных культур, субкультур может привести к напряженности, столкновениям. Поэтому важной задачей для любого предприятия являются сближение и интеграция различных организационных частей предприятия, имеющих свои различные субкультуры.
Следовательно, в зависимости от отрасли, региона, истории предприятия, людей, каждое предприятие имеет свою культуру.
Б, Карлоф выделил десять основных признаков культуры организации предпринимательской деятельности:
• социальна, так как на ее формирование влияют все или большинство работников фирмы;
• регулирует поведение членов коллектива;
• создается людьми;
• осознанно или неосознанно принимается всеми работниками;
• основана на соблюдении традиций;
• познаваема;
• способна изменяться;
• многогранна, т.е. ее нельзя постичь с помощью одного какого-либо подхода;
• осознаваема и не осознаваема;
• находится в постоянном развитии.
Необходимо иметь в виду, что, прежде чем приступить к формированию культуры того или иного предприятия, следует твердо уяснить его систему ценностей и убеждений.
Так, в компании «Форд Мотор» система ценностей заключается в трех понятиях: народ, товары, прибыль. Убеждения, позволяющие сделать вывод, как должно функционировать предприятие, как достигается успех, таковы:
• качество — это главное;
• постоянное совершенствование — залог успеха;
• торговцы и поставщики — партнеры предприятия;
• заинтересованность (участие) сотрудников в прибыли;
• в деле нашей социальной и общественной целостности нет компромиссов.
Вместе с тем не следует думать, что культурой предпринимательства можно манипулировать. Она складывается годами, динамична, постоянно совершенствуется.
Культуру предприятия можно считать слабой в следующих случаях:
• отсутствует ясное представление о системе ценностей и средствах достижения целей;
• отсутствуют стратегические цели;
• отсутствуют тактические цели (в результате возникают противоречия);
• отдельные части организации не могут прийти к согласию, существуют различные точки зрения;
• руководители ничего не делают для развития общего понимания ценностей, общих убеждений.
Тесты.
1. Какие документы необходимы для регистрации Индивидуального предпринимателя:
1. Заявление в установленной форме
2. Квитанция об уплате регистрационного взноса
3. Договор учредителей, нотариально заверенный
4. Устав предприятии, нотариально заверенный
5. Документ об образовании предпринимателя
6. Документ об образовании персонала.
Ответ: 1, 2.
2. Назвать основания для отказа регистрации предпринимательской деятельности:
1. Неправильное оформление документов
2. Выбор деятельности, запрещенной законом
3. Отсутствие образования в выбранной сфере дефтельности у
предпринимателя или учредителей
4. Отсутствие документов, подтверждающих наличие стартового
капитала
Ответ: 1, 2.
6. Указать общие правила выбора бизнеса или сферы дефтельности:
1. Высокая скорость оборота капитала
2. Ориентация на постоянных клиентов
3. Обязательная смена клиентов
4. Профессиональные знания в выбранной сфере деятельности для
предпринимателя не нужны.
Ответ: 1, 2.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Горбунов В.Л., Каганов В.Ш., Ломоносова Т.В., Мартеллер B.C., Сошникова ЕА. Бизнес-инкубаторы и рыночная экономика: Учеб.-метод, пособие / Ред. совет: А.И. Березенко, В.Ш. Каганов, Д.Б. Ломоносов и др. - М., 2001.
2. «Организация предпринимательской деятельности» - Попков В. П., Евстафьева Е. В., 2007
3. Грибов ВД. Основы бизнеса: Учеб. пособие. М., 2000
4. Добротворский И.Л. Новые технологии победы. Как по-настоящему достичь успеха. М., 2003.
5. Колесникова Л. Предпринимательство: от максимализации прибыли к синергии социально-экономических систем.// Вопросы экономики, 2004, №10, с.40-54.
6. Курс экономической теории./ под ред. А.В. Сидоровича. – М.: Издательство «Дис», 2001, 736с.
7. Экономика: Учебник./ пол ред. А.С. Булатова.- М.: Юристъ, 2002