Смысл утверждения: «Человек – дитя Земли»




Содержание

Введение …………………………………………………………………….. 3

Смысл утверждения: «Человек – дитя земли» …………………………….. 4

Сущность проблемы антропогенеза ………………………………………… 7

Основные этапы антропогенеза …………………………………………….. 9

Заключение …………………………………………………………………… 14

Список литературы ………………………………………………………….. 15

 

 

Введение

Человек – сложная целостная система, которая в свою очередь является компонентом других более сложных систем. Ведь именно человек – субъект и носитель культуры, именно он интегрирует и замыкает все формы и уровни организации материи, будучи одновременно существом и биологическим, и социальным, а главное – обладающим разумом – высшим результатом развития мира. Вся природа в целом представляет собой необходимую предпосылку для генезиса человека. Одной стороной своего существования человек принадлежит природе, другой – социальному миру. Биологическое, таким образом, выступает непосредственно предпосылкой в общей системе: Вселенная – Земля – Человек.

А в целом человек является предметом изучения различных наук. Человек рассматривается в аспекте естественно – научного познания человека.

 

 

Смысл утверждения: «Человек – дитя Земли»

Если попытаться определить место человечества в истории Земли, то можно констатировать, что человек на Земле — существо еще очень молодое. Известный датский этнограф Й.Бьерре пишет, что если бы мы могли увидеть историю Земли, втиснутую в рамки одного года, то получилось бы примерно следующее: «В ноябре впервые появляется жизнь — амебы, ящеры, грибы. В середине декабря появляются гигантские животные, а за четверть часа до Нового года, т.е. примерно в 23.45 в новогоднюю ночь, на сцену выходит человек. Вся наша эра занимает только самую последнюю минуту уходящего года»1. Ученый Тейяр де Шарден отводит существованию homo sapiens на Земле еще более короткий период: «Тридцать тысяч лет. Длительный период в масштабе нашей жизни. Одна секунда для эволюции»1. Даже если взять только развитие биосферы, то и здесь, в этом случае история человечества занимает лишь небольшой отрезок времени.

Человек, человеческий разум и общество — вершина естественного развития Земли и ее биосферы. Со всей определенностью можно сказать, что человек — дитя Земли. В истории Земли были разные периоды развития (с точки зрения места в ее истории человека и человечества):

1) период чисто геологической эволюции, когда на Земле еще не было жизни;

2) период геологобиологической эволюции, на последней стадии которого происходит формирование антропосоциогенеза;

3) период духовной эволюции, сфера разума. Это качественно новая эпоха в эволюции Земли, которая характеризуется развитием разума и переходом от биосферы к ноосфере — сфере взаимодействия природы и общества. Пределы разумной человеческой деятельности являются определяющим фактором эволюции.

Большой вклад в такое понимание естественно-научной картины мира и места человека в истории Земли внес П. Тейяр де Шарден. Согласно его учению, в ходе развития Вселенной на Земле естественным «скачкообразным образом» совершился переход от неживого к живому, в результате чего и возникла биосфера. Эволюция биосферы привела к возникновению человека. Но речь идет не только о человеке как биологическом виде. Вместе с человеком появляются и разум, и мысль, и сознание. Разум является уже принципиально новым явлением по сравнению со всем тем, что существовало в предшествующей истории. По мнению Тейяра де Шардена, возникновение мысли — явление, которое знаменует собой «трансформацию, затрагивающую состояние всей планеты».

Подобная позиция отражена и во взглядах В.И. Вернадского, считавшего, что человек не является случайным, независимым от окружающего мира существом. Он есть часть природы и представляет собой неизбежное проявление закономерностей природного процесса. В ходе эволюции совершенно естественно формировался мозг, который стал материальной основой разума. Его элементы имеют уже высшие животные, но кульминацией стал разум человеческий, его «научная мысль», которая в соединении с трудовой деятельностью является основной силой, ведущей к преобразованию биосферы в ноосферу.

Постоянно подчеркивая необходимый и всеобщий характер эволюции «природы, космоса или мировой реальности», Вернадский обращает особое внимание на необходимость учета в теории и практике того факта, что «эволюция видов переходит в эволюцию биосферы», т.е. не только эволюция Земли и биосферы приводит к возникновению человека, но и появление человека и его совершенствование в свою очередь влияют на развитие Земли и биосферы.

Также для своего дальнейшего существования люди должны мыслить и действовать не как изолированные индивиды и не в рамках отдельных социальных групп и даже государств, а в глобальном масштабе всей Земли. Без этого невозможно дальнейшее существование человека на нашей планете. «Человек впервые реально понял, - писал В.И.Вернадский, - что он житель планеты и может – должен – и мыслить и действовать в новом аспекте, не только отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетном. Он, как и все живое, может мыслить и действовать в планетном аспекте только в области жизни – в биосфере, в определенной земной оболочке, с которой он неразрывно, закономерно связан и уйти из которой не может. Его существование есть ее функция. Он несет ее с собой всюду. И он ее неизбежно, закономерно, непрерывно изменяет»1.

При рассматривании вопроса: «Место человечества в истории Земли», возникает проблема, касающаяся будущего судьбы человека как вида на этой планете. На данном этапе развития научного знания она не может быть решена однозначно, т.к. история homo sapiens показала, что человеческий разум и деятельность не имеют предела совершенствования и предела развития.

Развитие разума, деятельности, социальной организации жизни на Земле приведут к тому, что человечество так или иначе решит проблему собственного выживания. Такой оптимистический взгляд на данную проблему присущ многим выдающимся естествоиспытателям и мыслителям. К.Э. Циолковский, утверждая, что Земля — это «колыбель человечества», вместе с тем был энтузиастом и идеологом космического расселения людей не только в Солнечной системе, но и в других звездных мирах. С ним соглашался и В.И. Вернадский, который считал «более чем вероятным» существование жизни не только на Земле, но и на других планетах и допускал, что «земная и даже планетная жизнь есть частный случай проявления жизни»1.

Однако людям, живущим на этой планете сегодня, следует постоянно помнить, что перед человечеством, кроме проблемы будущего, стоит и другая, гораздо более актуальная и сугубо земная задача — сохранение существующей биосферы и создание адекватной ей ноосферы.[1]

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: