Орхестика. Ритм ради ритма. Утопии.




«Исторически развитие метода Жака-Далькроза характеризуется от первоначального этапа, связанного со стремлением усовершенствования музыкальных дарований учащихся, ко второму, значение которого определяется «открытием воздействия системы ритмического воспитания на функционирование человеческого организма в целом». «С этим связаны утопические надежды Жака-Далькроза на преобразование природы человека и общественных отношений мирным, не революционным путем» Возможно, эти утопии повредили самой системе ритмического воспитания, лишили ее стройности. Они заслонили самое ценное, непреходящее в его системе, цель которой научить слушать музыку, приобщить учеников к музыке путем передачи ее динамики, эмоционального характера и образного содержания посредством пластических движений под музыку. «Помните каждую минуту вашей жизни, что ваше тело, ваше сознание, ваша душа есть результат сильнейших напряжений, роста и развития тысяч веков, что вы зависите от прошлого и что будущее зависит от вас».

Одержимый столь высокими и прекрасными идеями Далькроз мечтает (и делает практические шаги) возродить древнегреческое искусство танца, пантомимы и музыки – орхестику (сценическое древнегреческое зрелищное искусство), возродить на качественно новой основе. «Ритм создает реформу в воспитании, ритм осуществляет воссоединение искусств. Мы снова увидим расцвет греческой орхестики и воскликнем вместе с Лукианом: «Что может быть прекраснее зрелища, которое обостряет все способности нашей души, заставляет звучать все наше тело; передает музыку движениями, сливает воедино резвые звуки флейт и скрипок с изгибами и позами гармоничных тел, которое, говоря короче, чарует одновременно глаза, уши и ум!»».

Каковы предпосылки этой идеи? Напомним еще раз то, что является исходным пунктом системы Далькроза. Вся полнота эмоционального содержания музыки может быть осознана и воспринята только на основе телесно-мышечного, мускульного отклика организма человека на музыку. Эмоциональное восприятие искусства – явление чисто физиологическое. Но если мышечные движения способны и должны передавать эмоциональное содержание музыки (возможно, так рассуждал Далькроз), то, следовательно, создавая определенный комплекс мышечных движений, можно достигнуть того, или иного эмоционального состояния. Именно таким ходом рассуждений можно объяснить многочисленные высказывания Далькроза, в которых гимнастические упражнения, ритм и пластика не только противопоставляются музыке (что может быть вполне оправдано методологическими задачами), но акцентируется их первостепенная воспитательная роль. Искусству музыки противопоставляется уже новое искусство, – искусство пластики. «Благодаря чудесным тайнам искусства, музыкальные ритмы могут стать пластическими, видимыми, а пластические ритмы могут быть переведены в музыкальные. Живая сила человеческого гения сближает оба эти искусства». Таким образом, ценнейшая посылка в основе системы Далькроза, - эмоция есть движение, - вполне естественно обнаружила в себе обратную связь: телесное движение должно рождать определенные душевные состояния. Цель системы Далькроза в итоге формулируется иначе, сложнее: посредством раскрепощения человеческого организма «сделать человека господином своего Я» («развить и усовершенствовать нервную систему и мускульный аппарат таким образом, чтобы создать высшее владение ритмическими способностями, благодаря глубокому взаимодействию тела и духа. Целью в ритмической гимнастике становится не музыка, переживаемая в пластике, а сама пластика. Роли поменялись. «Когда мы изобрели наши ритмические игры в целях воспитания тела и духа, нам стало ясно, - пишет Далькроз, - что мы нашли настоящий клад, что мы открыли зародыш искусства так называемой ОРХЕСТИКИ». Орхестика в замыслах Далькроза, - зрелищное искусство; и в этом ее неразрешимые противоречия с ритмической гимнастикой.

Известность о ритмической гимнастике Далькроза росла, ширилось увлечение ею. Первые частные курсы для этого были открыты в Москве в 1914 году. Возглавляла их Н.Г.Александрова. Вскоре открылись и петербургские курсы по ритмике; возглавлял их Сергей Михайлович Волконский, бывший директор Императорских театров, блестящий искусствовед и общественный деятель, ученик Далькроза и пламенный пропагандист его доктрины. Курсы ритмики просуществовали только два года. Они были поставлены на «широкую ногу», с участием приглашенных из Хеллерау преподавателей, и материальное содержание их вскоре оказалось для Волконского непосильным». Занятия на московских курсах Александровой продолжались вплоть до Октябрьской революции в помещении гимназии З.Д.Травниковой и в классах музыкальной школы Гнесиных. В мае 1918 Александрова выступила по предложению комиссии при Совете рабочих и крестьянских депутатов в Колонном зале Дома Союзов. Через некоторое время перед представителями Наркомпроса во главе с А.В.Луначарским. «Теперь я воочую убедился, что от вашей работы веет новой весной» - сказал он. Мнения Луначарского было достаточно, чтобы вскоре открылся Институт ритмического воспитания при Институте физической культуры. Расположился институт близ Арбата в бывшем особняке Константина и Сергея Коровиных. Основу программы составляли ритмические интерпретации музыкальных произведений и ритмические пантомимы. Дело распространения ритмического воспитания приняло всероссийский масштаб. Более семидесяти педагогических учреждений Москвы, начиная от детских садов, домов и школ и кончая высшими балетными, музыкальными и драматическими школами, обслуживаются исключительно педагогическими силами, выходящими и стен института. Ритмикой начали заниматься не только актеры театра Вахтангова, Мейерхольда, но даже художники, студенты ВХУТЕМАСа. Ритмикой заинтересовались московские врачи-психиатры, невропатологи, врачи детской психиатрии. В московских больницах были организованы кабинеты лечебной ритмики. В 1923 году из-за проблемы в помещениях пришло предписание перевести институт в Петроград. После усиленных хлопот удалось получить временное пристанище. Позже возникла Московская ассоциация ритмистов (МАР). В 1925 году она была передана в ведение Государственной академии художеств (ГАХН).Со временем появились и стали нарастать разногласия между ритмистами и преподавателями физкультуры, выступающих против введения ритмики в учебную программу школьного образования в силу «больших пробелов в системе Далькроза». Высказывались мнения, что метод Далькроза «сомнительный, научно не обоснованный, практически вредный и опасный для физического воспитания». Дискуссия по этому вопросу в прессе повредила делу Далькроза, ритмическому воспитанию. Кадры специалистов стали понемногу редеть. С 1934 года ритмику стали устранять из школьных программ, из дошкольных учреждений, из театральных институтов, заменяя ее предметом «сценическое движение». Оставалась она лишь в музыкальных школах, училищах, консерватория, оставалась в лечебных заведениях. Почетное место продолжала занимать ритмика в психотерапии в клиниках, санаториях, в больницах для взрослых и детей, где она рассматривалась как обязательная. В 1940 году Н.Г.Александрова получила звание профессора Московской государственной консерватории. В 1948 году было издано пособие «Сто пьес и отрывков для занятий по ритмике». (Составитель профессор Н.Г.Александрова М., Л., 1948). В пособии все данные о ритмике в СССР в довоенные годы, упомянуты изданные сборники и пособия по ритмике. В послевоенные годы в Москве и в других городах СССР ритмика вновь возрождается, но былой популярности не достигнет. В Москве стали проводиться краткосрочные семинары для преподавателей – ритмистов. Ритмика вновь вводится (в качестве факультатива) в учебные планы ДМШ, издаются учебники и пособия. Из содержания данных пособий, можно отметить следующее: определены задачи ритмики, отмечается, что ритмика должна внести разрядку в занятиях в школе, дает физический отдых детям, удовольствие и радость. Движения должны определяться соответствием эмоциональному содержанию музыки. Через движение должен усваиваться темп, динамические оттенки, метроритм (сильные и слабые доли такта, размер 2/4, 3/4,, 4/4, длительностей нот от восьмой до половинных, пунктиры синкопы; элементы музыкального синтаксиса (вступление, фраза, реприза в форме). Учащиеся «должны получить самые первоначальные танцевальные навыки». Они вместе с гимнастическими упражнениями должны «содействовать правильному формированию детского организма и развитию основных двигательных навыков». Для музыкальной школы предмет незаменим. Особенно необходим он для подготовительных групп и начальных классов. Но самого Далькроза, его системы музыкального воспитания здесь почти нет. (В некоторых пособиях, учебных программах по ритмике имя Далькроза даже не упоминается). Недостатки перечисленных учебников следующие: Объем освоения (двигательного претворения) элементов музыкальной речи ничтожно мал.. Не редко роль музыки ограничивается лишь аккомпанементом к ритмо-двигательным упражнениям. Упражнения и пантомимы подчас лишены конкретности в задачах и целях. Складывается впечатление, что в Советской России конца XX века ритмика и система музыкального воспитания Далькроза (ритмическая гимнастика) – явления разные. Есть ритмика для балетных школ с задачей усвоить многообразие музыкального ритма в танцевальном движении. Есть ритмика театральных студий, - сценическое движение. Есть ритмика для музыкальных школ и подготовительных групп с прекрасными задачами привнесения элемента игры («разрядки») в уроки музыки, мышечно-двигательного освоения музыкального метра, синтаксиса, оздоровления организма. Но!.. Высокие задачи научить слушать музыку посредством ее те- лесного переживания теперь уже не звучат. Приоритет отдается не музыке, а ритмическим упражнениям. Прекрасные слова об «освобождении духа» - угасающие утопиче- ские надежды начала XX века. Нашу ритмику системой музыкального воспитания назвать уже нельзя. И этот отрыв за последние десятилетия прогрессирует. Все это не удивительно, и причин этого явления много. Во- первых, проблема педагогических кадров. У нас не готовят ритмистов. Ритмику обычно преподают выпускники хореографических училищ и студий. Между тем преподавание ее требует не только знания основ танца, но, в первую очередь, профессионального знания музыки, сценического искусства, пантомимы, педагогики, знания физиологии человека, психологии общей и музыкальной в частности. Во вторых. Достижение необходимой техники пластических движений, воспитание активного (если не сказать, мгновенного) мышечно-двигательного отклика на все неожиданные изменения звучания музыкальной ткани (адекватного отклика образно-эмоциональному содержанию музыки) – все это требует долгой кропотливой работы, предполагающей многократные и многовариантные повторы движений под музыку, под музыку, способную каждый раз заново звучать в соответствии с очередными ритмо-задачами. Потеря интереса к ритмической гимнастике объяснима и эпохой, нашим временем, а более конкретно,- кризисом культуры вследствие политики в области образования и культуры. Система «Ритмической гимнастики» Далькроза – значительная глава в мировой истории музыкального воспитания. Значение метода Далькроза, уникальность системы в неповторимости самой цели, - научить слушать музыку посредством ее телесного (мышечно-двигательного) переживания. Ценность системы Далькроза в том, что в ее основе точно найденное научное положение (и потому обеспечивающее эффективность метода) – эмоция- есть мышечно-двигательный процесс. Обеспечить эмоциональный отклик организма на произведение искусства – это означает создать необходимые условия мышечного раскрепощения, достигаемые сложной системой упражнений ритмической гимнастики. Эти постулаты в системы Далькроза наиболее ценные, наиболее перспективные. Они открывают путь к решению важнейшей проблемы, проблемы восприятия музыки, умения наслаждаться ею. Напомним, гедонистическая (насладительная) функция искусства (музыки, в частности) для человека первостепенна. Как ни странно, именно эта роль искусства, гедонистическая функция остается за пределами внимания и психологов, и физиологов, и искусствоведов. Непреходящее значение системы музыкального воспитания Далькроза в том, что в ней изложены реальные пути ее решения, путь воспитания мышечно-двигательной реакции, отклика на эмоциональное содержания музыкального материала.

«Без телесных ощущений ритма, без ритма пластического не может быть воспринят ритм музыкальный».

В силу ряда причин, ритмическая гимнастика Далькроза теряет былое значение, но основные положения ее обогатили мировую культуру.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: