1) Какой пример из текста доказывает разносторонность и широту научных интересов М. В. Ломоносова?
2) Какой жанр преобладал в поэзии М. Лермонтова? Какие особенности присущи этому жанру?
3) Какую систему стихосложения разработал Ломоносов?
4) Заполните таблицу
Название «штиля» | Наиболее характерные элементы языка | Жанры, в которых используются элементы стиля |
5) Теоретиком какого литературного направления был М. В. Ломоносов
Классицизм как литературное направление
I. Прочитайте текст.
Возрождение было стихией свободы, воспевания природы и чувств человека. В XVII веке в Европескладываются национальные государства и абсолютная монархия укрепляя свою власть, накладывает ограничения на свободу личности. Это проявляется во всех областях жизни – в экономике, политике, культуре. Живое разнообразие искусства Возрождения уступает место строгой упорядоченности нового направления, которое получило название классицизм и наиболее ярко осуществилось во Франции.
Разумная правильность, уравновешенность пропорций, исключение всего лишнего, необязательного стали нормами архитектуры, живописи, литературы. Классицизм, как и Возрождение, воскрешал античное искусство, но относился к нему уже не вольно, а провозглашал его нормой и образцом, находил, устанавливал и в нем незыблемые каноны. Понятие о норме, о правилах необходимо для классицизма так же, как для монархии необходимы правила поведения сословий и отдельных граждан. Самым большим достоинством человека становится исполнение долга, служение высокой государственной идее, а значит – разум и воля, способность подавить и упорядочить хаос чувств.
Классицизм ввел строгое разделение жанров по темам и слогу. Все жанры делились на высокие (трагедия, ода, эпопея), низкие (комедия, басня, сатира, эпиграмма). Между ними располагались так называемые средние жанры (элегия, идиллия).
Произведения высокого жанра должны были ставить важные общественные проблемы, прибегая к античным и историческим сюжетам, и отражать возвышенные героические стороны. Оде полагалось быть величавой, стройной и воспевать значительных лиц. В русской литературе своими одами прославился М. В. Ломоносов.
Поэма призвана была изображать грандиозные исторические события и героические судьбы.
Трагедия, как правило, была ареной битв любви и чести, которые осознавались как «внутренняя война» в сердцах героев.
Произведения средних жанров показывали частную, личную жизнь человека.
Эпиграмма, басня, комедия принадлежали к «низким» жанрам и были направлены на обличение, осмеяние пороков. Общенародную известность получили комедии Д. Фонвизина, сатиры Г. Державина, басни И. Крылова.
Трагедия и комедия должны были обладать стройностью композиции, сохранять единство действия, места и времени. Разнообразие сюжетных линий (как у Шекспира) отвергалось, предписывалась четкая система отношений главных героев, с завязкой, кульминацией и развязкой. Предписывалось определенное место, где происходит действие, которое должно укладываться в сутки.
При всей искусственности «трех единств» они придавали пьесе некую ударность, сосредоточенность действия на том явлении, которое изображается. Однако искусственность оставалась, холодный рационализм мешал цвести живому дереву искусства. «Обдумать надо мысль, и лишь потом писать!» — провозглашал теоретик классицизма Н. Буало. Но ведь реально художник слова вынашивает идею, проясняет ее для себя и для читателя всем ходом произведения, самим процессом его творения, и разделить процессы «обдумывания» и «писания» невозможно.
Литературное направление объединяет наиболее общие, характерные черты художественного стиля той или иной исторической эпохи. Но каждый писатель, если он подлинно велик, – своеобразен. И потому, в чем-то сливаясь с литературным направлением, он постоянно нарушает его правила.
Так, например, в известной оде Г. Р. Державина, посвященной смерти князя Мещерского, сочетаются черты традиционной оды и элегии. Князь Мещерский выступает перед нами как обыкновенный человек, и его смерть отражает трагическую участь всех людей, которым суждено рано или поздно уйти из жизни. Торжественное звучание оды заглушается печальными вздохами элегии о стремительной пролетевшей жизни.
Нормативность – одна из главных черт классицизма. Художник должен следовать определенным нормам, канонам. Так, сатирик, создающий басню, должен соблюдать жесткие правила: как начинать произведение, какие персонажи могут быть задействованы, какие слова уместно использовать… Не только деятельность художника, но и жизнь человека должна была соответствовать некой норме, некому образцу, идеалу. Поэтому классицизм по своей направленности был просветительским, потому что учил людей тому, как надо жить. Конфликт классической драмы – это противостояние людей, которые соответствуют социальной норме (умные, честные, благородные), и тех, кто этой норме не соответствует (глупые, жадные, корыстолюбивые, эгоистичные). Решение конфликта очень простое: отрицательный персонаж должен подавить в себе пороки, исправиться, стать идеальным гражданином или уйти с жизненной сцены. Не случайно во многих произведениях классицистов выступают герои-резонеры, которые учат других жить правильно. Но человек – это не робот, исполняющий вложенную в него программу. Он обладает бескрайней и противоречивой душой. Поэтому классицизм уступает место романтизму, где на первый план выступает яркая личность, которая активно отстаивает право на свою независимость, право на свой жизненный путь. Но романтики, показывая конфликт свободного человека с обществом, не могли понять, почему этот конфликт возникает, как можно его разрешить. Вот почему романтизм сменяется реализмом, который выявил причины противостояния личности с обществом.
Первой подлинно реалистической пьесой стала комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума».
II. Вам предлагаются вопросы. Используя текст предлагаемый текст, дайте развернутые ответы.
1. С какими общественно-политическими процессами связано появление классицизма?
2. Чем отличается отношение классицистов к античному искусству от того, которое было у представителей Возрождения?
3. Какие качества представлялись как качества идеального человека?
4. Почему возникновение классицизма связано с укреплением монархии?
5. Какие жанры объявлялись высокими?
6. О чем поэты писали в одах?
7. Какие три единства были свойственны драме?
8. Черты каких жанров сочетаются в стихотворении Г. Р. Державина «На смерть князя Мещерского»?
9. Докажите, что писатель-классицист был скован по рукам и ногам необходимостью следовать определенной норме, правилу.
10. Почему классицизм был тесно связан с просвещением?
11. Запишите литературные направления, которые упоминаются в этом тексте, в хронологическом порядке.
12. В произведениях писателей-классицистов были употребительны говорящие фамилии, которые позволяли охарактеризовать человека. Придумайте фамилию для персонажа, который обладает следующим набором качеств:
а) жадный; б) честный, порядочный и справедливый; в) трусливый, льстивый; г) храбрый и сильный