Суть и функции экономической конкуренции.




Конкуренция между производителями представляет собой тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Аналогично можно определить конкуренцию между потребителями как их взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке.

Слово "сoncurrentia" в переводе с латинского языка означает "соревнование, соперничество". "Как экономическая категория конкуренция - это борьба между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров и услуг, за присвоение наибольших прибылей". Конкуренция выполняет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая производителя вводить научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и тому подобное.

Конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом инновационных процессов (внедрение в производство новых изобретений и технологий). Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, избегает диктата производителей-монополистов по отношению к потребителю.

Конкуренция выполняет в рыночной экономике следующие функции:

• функция регулирования;

• функция мотивации;

• функция распределения;

• функция контроля.

Функция регулирования. Для того, чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель. Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.

Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:

• предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс;

• предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).

Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой производительности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую мощность каждого предприятия. Например, если монополист может назначать цену, то конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.

Политика государства в области конкуренции направлена на то, чтобы конкуренция могла выполнять свои функции. Руководящий принцип "оптимальной интенсивности конкуренции" в качестве целей политики в области конкуренции предполагает, что:

• технический прогресс быстро распространяется по производству (инновация под давлением конкуренции);

• предприятия гибко адаптируются к меняющимся условиям, например, с потребностями потребителей (адаптация под давлением конкуренции).

Масштаб интенсивности конкуренции определяется тем, насколько быстро преимущества в прибыли теряются в результате успешного воспроизведения инноваций конкурентам.

В соответствии с руководящим принципом оптимальной интенсивной конкуренции благоприятные условия для нормального функционирования соперничества появляются тогда, когда в экономике существует "широкая" олигополия с "умеренной" индивидуализацией продукции. "Узкая" олигополия с сильной индивидуализацией продукции, напротив, уменьшает интенсивность конкуренции.

В каждой рыночной экономике существует опасность того, что участники конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах или имитации товарных знаков. Поэтому государство должно издавать нормативные документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы за Смитом сущность конкурентного поведения производителей составляло "честное" - без сговора - соперничество производителей благодаря, как правило, ценовому давлению на конкуренте. Не Соперничество в установлении цены, а отсутствие возможности влиять на цену является важнейшим моментом в современной трактовке понятия конкуренции.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: