Тест по курсу «Философия»




 

Философия: смысл и значение -1 вариант Философия: смысл и значение -2 вариант
1. С древнегреческого слово "философия" переводится как: 1) знание как таковое; 2) любовь к мудрости; 3) любовь к "знанию; 4) знание причин. 1. Слово "Философия" в переводе с древнегреческого: 1) нуждаемость в мудрости 2) восхищение мудростью 3) интерес к мудрости 4) любовь к мудрости
2. Философия это: 1) наука, теория; 2) форма духовной деятельности, в основе которой лежит систематическое размышление, направленное на понимание внутренней взаимосвязи и единства всего существующего во всей полноте и целостности. 2. Что такое философия? 1) форма общественного сознания; наука о здоровом образе жизни; 2) форма общественного сознания; учение о наиболее общих принципах бытия и познания, о человеке и его месте в системе мироздания;
3.Предмет философии это: 1) общие закономерности развития природы 2) фундаментальные законы общественного развития 3) всеобщие принципы бытия и познания, отношение человека к миру 4) общие законы развития мышления 3. Предмет философского познания это: 1) отношение между целостным человеком и целостным миром. 2) общие законы развития мышления; 3) общие закономерности развития природы 4) фундаментальные законы общественного развития
4. Философия как учение это: 1) система истин; 2) особая наука; 3) система философских знаний, складывающаяся в результате изучения различных аспектов бытия 4. Философия как форма духовной деятельности это: 1) изречение истин; 2) особая форма познания, в основе которой лежит систематическое размышление; 3) вид научной деятельности.
5. В чем наибольшей мере проявляется специфика философии? 1) философия - это наука, теория; 2) философия - это способ получения знаний; 3) философия - это вид жизнедеятельности человека; 4) философия - это научное теоретизирование о мире, месте человека в нем; 5) философия - это псевдонаука. 5. В чем в наибольшей мере проявляется специфика философии? 1) философия - это способ получения знании; 2) философия –это наука; 3 философия - это вид жизнедеятельности человека; 4) философия - это систематическое размышление, направленное на понимание внутренней взаимосвязи и единства всего существующего во всей полноте и целостности; 5) философия - это псёвдонаука.
6. В структуру философского знания, в частности, входят: 1) Онтология, гносеология, методология 2) Риторика, лингвистика, филология 3) Генетика, цитология, морфология 4) Политология, социология, искусствоведение     6. В структуру философского знания не входит: 1) аксиология, 2) онтология, 3) этика, 4) социология.
7. Какая функция не присуща философии? 1) онто -гносеологическая; 2) мировоззренческая; 3) иллюзорно-компенсаторная; 4) методологическая; 5) прогностическая. 7. Кто из философов и в какой работе считает главным вопросом философии вопросы: "Что есть человек?", "Что он может знать?", "Что он может делать? "На что он может надеяться?". 1) Платон "Государство"; 2) Августин "О граде божьем". 3) И.Кант "Критика чистого разума"; 4) К.Маркс "Тезисы о Фейрбахе"; 5) В.И.Ленин"Материализм и эмпириокритицизм".
8. Мировоззрение - это: 1) индивидуальная точка зрения, по поводу новой информации; 2) физическая картина мира, построенная на основе современных естественнонаучных знаний; 3) система взглядов о мире, человеке, его месте в мире и обусловленные таковыми основные жизненные позиции, ценностные ориентации и установки людей; 4) все ответы неправильные. 8. Мировоззрение это: 1) система взглядов человека о мире и своем месте в нем, которая выражает потребности и интересы человека, определяет смысл его существования и ориентирует, направляет его деятельность; 2) индивидуальная точка зрения, по поводу новой информации; 3) физическая картина мира, построенная на основе современных естественнонаучных знаний;
9.Мировоззренческая функция философии заключается: 1) в раскрытии предельных смыслов жизнедеятельности человека; 2) в формировании убеждений человека, выступающих в качестве установок и стереотипов действия. 9.Мировоззренческая функция философии заключается: 1) в формировании убеждений человека, выступающих в качестве установок и стереотипов действия; 2) в осознании человеком себя как целостности;.

 

 


Древнеиндийская и древнекитайская философия 1 – вариант Древнеиндийская и древнекитайская философия 2 – вариант
1. Из перечисленных философских школ Индии указать ортодоксальную: 1) чарвака-локаята; 2) буддизм; 3) джайнизм; 4) веданта. 1. Сиддхарта Гаутама Шакьямуни – создатель: 1) конфуцианства; 2) буддизма; 3) мусульманства; 4) йоги.
2. Укажите древнекитайский философский текст: 1) «Упанишады»; 2) «Книга перемен»; 3) «Книга мертвых»; 4) «Типитака». 2. «Теория недеяния» – основной принцип: 1) даосизма; 2) буддизма; 3) конфуцианства; 4) моизма.
3. Умеренность и избегание крайностей у Будды – это: 1) «Восьмеричный путь»; 2) «Срединный путь»; 3) «Золотое правило»; 4) «Благородная истина». 3. Впервые изречение «Не делай другому того, что было бы неприятно тебе самому» прозвучало в трудах: 1) Толстого; 2) Аристотеля; 3) Конфуция; 4) эпос «Махабхарата».
4. Высшая ступень нравственного совершенства души (в Индийской философии): 1) сансара; 2) карма; 3) мокша; 4) ахимса. 4. Путь постепенной трансформации сознания и психики человека, его перерождение или рождение в состоянии нирваны – это: 1) «Восьмеричный путь»; 2) «Срединный путь»; 3) «Истинный путь» 4) «путь Будды».
5. «Хинаяна» и «Махаяна» – это направления: 1) буддизма; 2) индуизма; 3) конфуцианства; 4) даосизма. 5. В V в. до н. э. существовало 100 философских школ: 1) в Индии; 2) в Египте; 3) в Китае; 4) в Греции.

 

6. Стихии или первоэлементы природы: вода, огонь, металл, земля и...: 1) дерево; 2) человек; 3) воздух; 4) камень. 6. Два духа – Инь и Ян – управляют: 1) водой и землей; 2) небом и землей; 3) живой и неживой природой; 4) водой и огнем.
7. Дао – это: 1) путь; 2) жизнь; 3) правило; 4) основное понятие в философии Конфуция. 7. Основоположник даосизма: 1) Чжуан-цзы; 2) Мо-цзы; 3) Лао-цзы; 4) Шан Ян.
8. Основной принцип даосизма: 1) принцип причинности; 2) принцип непротивления злу; 3) принцип недеяния; 4) принцип человеколюбия. 8. Принуждение вместо убеждения в системе государственного управления – это один из принципов: 1) даосизма; 2) конфуцианства; 3) моизма; 4) легизма.
9. Книга «Лунь-Юй» («Суждения и беседы») написана: 1) Мо-цзы; 2) Шан Яном; 3) Конфуцием; 4) одним из учеников Конфуция. 9. Образованность, просвещенность, духовность в сочетании с любовью к учению – это: 1) принцип «ли»; 2) принцип «вэнь»; 3) принцип «недеяния»; 4) принцип «чжун».
10. В отличие от философии Запада философия Востока сконцентрировала свое внимание: 1) на проблеме жизни и смерти; 2) на проблеме общественных отношений; 3) на проблеме человека; 4) на проблеме познания. 10. Восточная философия отличается от западной: 1) приверженностью научной методологии; 2) тесным взаимодействием с религией; 3) обращением к общечеловеческим ценностям; 4) большим вниманием к проблемам общества.

 


Основные проблемы античной философии 1-й вариант Основные проблемы античной философии 2-й вариант
1. Проблема изменения была одной из фундаментальных в греческой философии. Фалес так отвечал на вопрос, как происходят изменения: первооснова – (...) – преобразуется из одного состояния в другое: 1) вода; 2) воздух; 3) мысль; 4) слово. 1. (...) из Эфеса и Парменид предложили диаметрально противоположные ответы на вопрос о существовании изменений. (...) утверждал, что все находится в состоянии постоянного изменения и движения: 1) Зенон; 2) Аристотель; 3) Гераклит; 4) Пифагор.
2. (...) рассуждая оперирует четырьмя элементами: огнем, воздухом, водой и землей, а также двумя силами – разъединяющей (ненависть, вражда) и объединяющей (любовь): 1) Эмпедокл; 2) Фалес; 3) Демокрит; 4) Пифагор. 2. Существует только один вид первоначал – маленькие неделимые частицы. Это основное положение атомизма, предложенное: 1) Демокритом; 2) Эмпедоклом; 3) Гераклитом; 4) Пифагором.
3. Для софиста (...) искусство речи, риторика, были в основном средством словесного уговаривания, а не средством поиска доказательства и рационального переубеждения: 1) для Горгия; 2) для Аристотеля; 3) для Демокрита; 4) для Пифагора. 3. Тезис «человек есть мера всех вещей» был сформулирован: 1) Горгием; 2) Пифагором; 3) Эмпедоклом; 4) Протагором.
4. Цель беседы, которая строилась в форме (...) диалога, заключалась в извлечении «личностного знания»; путем личного осознания человеком истины предмет разговора становился «лично приобретенным»: 1) известного во всем мире по сей день греческого диалога; 2) платоновского диалога; 3) пифагорейского диалога; 4) сократовского диалога. 4. Если Платон пытался развивать учение о вечном и совершенном идеальном государстве, то (...) пытался найти среди возможных наилучшее государство, которое можно было бы реализовать: 1) Пифагор; 2) Фалес; 3) Аристотель; 4) Демокрит.

 

5. Философское учение о фундаментальных формах существования, бытия: 1) гносеология; 2) аксиология; 3) онтология; 4) социальная философия. 5. Аристотель ввел 4 типа изменений – качественные, количественные, пространственные и (...): 1) духовные; 2) субстанциальные; 3) временные; 4) он сформулировал только 3 типа изменений.
6. Целью творческих, (...) дисциплин по Аристотелю является создание нового: 1) теоретических; 2) пойетических; 3) практических; 4) политических. 6. Для достижения благополучия и минимума страданий человек обязан рассчитывать свои действия. С этим были согласны: 1) пифагорейцы; 2) жители греческих полисов; 3) эпикурейцы; 4) спартанцы.
7. (...) едино и неизменно, абсолютно, не имеет внутри себя деления на субъект и объект; (...) есть вся возможная полнота совершенств. Что же так характеризовал Парменид?: 1) философское знание; 2) общество; 3) бытие; 4) космическое пространство. 7. (...) – космический Разум, через который раскрывается содержание мира для человека непосредственно: 1) Онтос; 2) Теос; 3) Эйдос; 4) Логос.
8. Разумные установления (законы), принятые гражданами полиса, и обязательные для всех: 1) онтос; 2) праксис; 3) номос; 4) Теос. 8. Разумные установления (законы), принятые гражданами полиса, и обязательные для всех: 1) онтос; 2) праксис; 3) номос; 4) Теос.
9. (...) призывали людей попрать все нормы и правила общественной жизни, опираться только на самих себя во всех делах и мыслях: 1) пифагорейцы; 2) киники; 3) антиглобалисты; 4) адепты демократии. 9. Формула жизни: «без общины, без дома, без отечества» принадлежит: 1) Диогену; 2) Платону; 3) Фалесу; 4) в Древней Греции так даже и подумать не могли.
10. Один из диалогов Платона назывался: 1) Перспективы общественного развития; 2) Мое общество; 3) Полис и граждане; 4) Государство. 10. После рождения, но до поселения Аристотель выделял как этап социализации: 1) полис; 2) семью; 3) школу; 4) обряд посвящения в граждане и подготовку к нему.

 


 

 

Основные проблемы философии средневековья 1 – вариант Основные проблемы философии средневековья 2 – вариант
1. Развитие средневековой философии происходило: 1) в пределах бывшей Римской империи; 2) на территории Европы и Ближнего Востока; 3) в Западной Европе; 4) только во Франции, Италии и Испании. 1. Хронологически период средневековья охватывает: 1) V-Xвв.; 2) V-XVвв.; 3) V в. до н.э. - XV в. н.э.; 4) XV-XVII вв.
2. Интеллектуальное оформление и разработка христианской догматики и философии происходило на этапе: 1) патристики; 2) схоластики; 3) средневековья вообще; 4) Нового времени в европейской истории. 2. Систематическая разработка христианской философии и ее формирование как целостной рационально оформленной системы происходило на этапе: 1) патристики; 2) схоластики; 3) средневековья вообще; 4) Нового времени в европейской истории.
3. На этапе схоластики развитие христианской философии происходило под влиянием философского наследия: 5) Платона; 6) Сократа; 7) Аристотеля; 8) Гераклита. 3. На этапе патристики важное значение имело философское наследие: 1) Пифагора; 2) Аристотеля; 3) Платона; 4) философов Милетской школы.
4. (...) считал, что индивидуальная жизнь является полем битвы спасения и греха, также и история – противостояние града Божьего и града земного: 1) Августин Блаженный; 2) Фома Аквинский; 3) У. Оккам; 4) Р. Бэкон. 4. Выражение проблема (...) используется для обозначения средневековых споров вокруг вопроса о существовании объективного содержания у общих понятий: 1) бытия; 2) человека; 3) универсалий; 4) веры и знания.
5. Универсалии существуют лишь в человеческом разуме, в мышлении. Так считали: 1) все философы средневековья; 2) Августин Блаженный и Фома Аквинский; 3) философы-реалисты; 4) философы-номиналисты. 5. Исходя из учения Аристотеля, (...) рассматривал Бога как первопричину и конечную цель сущего: 1) Августин Блаженный; 2) Фома Аквинский; 3) У. Оккам; 4) Р. Бэкон.

 

6. Главная цель государственной власти по взглядам Фомы Аквинского: 1) содействовать общему благу; 2) обеспечить всех работой; 3) дать всем гражданам образование и возможность его применить; 4) осуществлять функции судьи в гражданских спорах. 6. Выступал против крайностей реализма и номинализма, выработал компромиссную формулу концептуализма: 1) Росцелин; 2) Эриуген; 3) Абеляр; 4) Фома Аквинский.
7. Учение Августина о предопределении можно назвать: 5) религиозным пессимизмом; 6) учением о доброй направленности; 7) учением о реальной свободе; 8) религиозным фатализмом. 7. В философии Фомы Аквинского душа: 1) обладает животворящей силой человеческого организма; 2) просто энергия жизни; 3) субстанция, способная существовать только в теле живого человека; 4) не может существовать вечно.
8. Исходным принципом в учении Фомы Аквинского является (...): человеку нужно знать нечто такое, что ускользает от его разума: 1) познание себя; 2) божественное откровение; 3) самостоятельное познание божественной истины; 4) поиск истины. 8. Августин Блаженный придерживался идеи, что смысл земной жизни человека: 1) в познании истины; 2) в спасении души; 3) в реализации себя; 4) в познании себя.

 

 


 

 

Философские концепции эпохи Возрождения 1 – вариант Философские концепции эпохи Возрождения 2 – вариант
1. Для философии эпохи Возрождения характерно: 1) отстаивание принципа творческой самостоятельности человека; 2) широкое распространение религиозных взглядов; 3) появление новых концепций, не имевших аналогов в прежние эпохи; 4) отношение к философии как к учению о добродетели, очищающем от различного рода аффектов. 1. Для философии эпохи Возрождения характерно: 5) появление новых концепций, не имевших аналогов в прежние эпохи; 6) создание целостной концепции, отражающей взгляды на все основные проблемы философии; 7) распространение идеи гуманизма; 8) изучение философского наследия Др. Индии и Китая.
2. Сословное и имущественное неравенство, утрата высоких нравственных устоев связано, по мнению М. Монтеня: 1) с развитием цивилизации; 2) с развитием торговли; 3) с развитием профессиональных отношений; 4) с развитием промышленного производства. 2. «Наличие у человека свободы выбора делает его космически не закрепленным, утверждая его творческую способность самоопределения». Так считал: 1) М. Монтень; 2) П. Мирандола; 3) Ж.Ж. Руссо; 4) Дж. Бруно.
3. (...) произвел революцию в астрономии, разрушив космологические систему Платона, Аристотеля и Птолемея: 1) Дж. Бруно; 2) П. Мирандола; 3) Н. Кузанский; 4) Н. Коперник. 3. По мысли (...), человек через творческую деятельность своего ума как бы уподобляется Богу: 1) Я. Бёме; 2) Н. Кузанского; 3) Ф. Аквинского; 4) Дж. Бруно.
4. Главным стимулом философского творчества Я. Бёме была проблема: 1) мироздания; 2) бытия человека; 3) познания; 4) зла. 4. (...): «Пока я ничего не желаю, я не имею также качеств, я ничто!»: 1) Б. Спиноза; 2) Н. Кузанский; 3) Я. Бёме; 4) Дж. Бруно.

 

5. Философское учение, согласно которому Бог отождествляется с мировым целым: 1) пантеизм; 2) метафизика; 3) теизм; 4) атеизм. 5. Философское учение, согласно которому Бог отождествляется с мировым целым: 1) пантеизм; 2) метафизика; 3) теизм; 4) атеизм.
6. Основная идея гуманизма: 1) о значимости добродетели; 2) о важности религиозного образования для развития человека; 3) о невозможности воспитания способности к добродетельным поступкам; 4) о самоценности земной жизни человека. 6. Критика Эразмом Роттердамским церкви и схоластической философии, призыв возродить первоначальное христианство были истолкованы: 1) как новое направление в христианстве; 2) как философия Нового времени; 3) как новое учение о Боге; 4) как философия земной жизни.
7. Ф. Бэкон рассматривал (...) как основу социального благополучия: 1) религиозное образование; 2) познание природы и использование полученного знания; 3) привитие идей философии Платона; 4) воспитание с ранних лет в духе античной философии. 7. В эпоху Возрождения была обоснована идея доверия к естественному человеческому разуму и заложены основы философии: 1) свободной от религиозно-мировоззренческих предпосылок; 2) свободной от скептицизма; 3) свободной от наследия античности; 4) свободной от субъективизма.
8. (...) Дж. Бруно уподобляет людей божеству, возвышает над размеренной повседневностью: 1) философия; 2) героическая смелость; 3) героический энтузиазм; 4) совершение добродетельных поступков. 8. У Дж. Бруно основной единицей сущего является (...), в чьей деятельности оказываются едиными телесное и духовное, объект и субъект: 1) живая материя; 2) душа; 3) монада; 4) апейрон.

 


 

 

Новое время. Немецкая классическая философия 1 – вариант Новое время. Немецкая классическая философия 2 – вариант
1. В науке видел источник счастья и благополучия человека, и считал, что «знание – сила»: 1. Ф. Бэкон 2. Дж. Бруно 3. Т. Гоббс 4. К. Маркс 1. Методологию экспериментального естествознания как залог будущего могущества человека развивал: 1. Т. Гоббс 2. Ф. Бэкон 3. И. Ньютон 4. Н. Коперник
2. Философское воззрение, выводящее все содержание знаний из деятельности органов чувств: 1. эмпиризм 2. сенсуализм 3. детерминизм 4. феноменология 2. Теория познания этого мыслителя строилась на принципах сенсуализма: 1. Ф. Бэкон 2. Р. Декарт 3. Т. Гоббс 4. И. Кант
3. Метафизика является основанием для «древа знания» в работах: 1. Т. Гоббса 2. Р. Декарта 3. Б. Спинозы 4. Дж. Локка 3. Государство возникло: 1. в результате общения людей 2. в результате общественного договора, соглашения 3. в результате разделения труда и подчинения одних людей другим 4. под влиянием идей древних философов
4. Материальная и идеальная субстанции у Р. Декарта обладают атрибутами: 1. мышлением и воображением 2. ощущением и восприятием 3. чувствами и волей 4. мышлением и протяженностью 4. Изречение Р. Декарта «Cogitoergosum» буквально переводится: 1. Я существую, а потому действую 2. Я существую и мыслю 3. Я мыслю, следовательно существую 4. Я мыслю, следовательно у меня есть разум
5. Дедукция – это: 1. движение мысли от единичного к общему 2. восхождение процесса познания от общего к единичному 3. размышление об общем и частном 4. познание всеобщего без рассмотрения частного 5. Индукция – это: 1. движение мысли от единичного к общему 2. восхождение процесса познания от общего к единичному 3. размышление об общем и частном 4. познание всеобщего без рассмотрения частного
6. Противопоставил дуализму Р. Декарта принцип монизма: 1. Б. Паскаль 2. Н. Коперник 3. Т. Гоббс 4. Б. Спиноза 6. Мир состоит из мельчайших элементов – монад. Так считал: 1. Б. Паскаль 2. Дж. Локк 3. Г. Лейбниц 4. И. Кант
7. «Человек рожден свободным, а между тем везде он в оковах» - цитата из произведения: 1. Ф. Вольтера 2. Ж.Ж. Руссо 3. Д. Дидро 4. П. Гольбаха 7. Французские философы, преодолевая непоследовательность Дж. Локка и критикуя идеи Дж. Беркли, защищали принцип: 1. материальности мира в его механистической форме 2. преобладания идеального в мире над материальным 3. эволюции в развитии общества 4. детерминизма в науке
8. Заслугой И. Канта состоит в том, что он: 1. отделил вопросы теоретического разума (о Боге, душе, свободе) от вопросов практического разума (что мы должны делать) 2. разработал уникальное учение об обществе и социальных отношениях 3. определил направление развития философии экзистенциализма 4. ответил на вопрос о происхождении человека и общества 8. Немецкий классик философии Г. Гегель преимущественно развивал: 1. учение о законах и категориях диалектики 2. философию жизни 3. учение об обществе 4. учение о человеке и его общественном бытии
9. В философии И. Канта априорные познавательные формы, организующие эмпирическое познание – это: 1. трансцендентное 2. идеальное 3. трансцендентальное 4. материальное 9. Заслугой И. Канта состоит в том, что он: 1. отделил вопросы теоретического разума (о Боге, душе, свободе) от вопросов практического разума (что мы должны делать) 2. разработал уникальное учение об обществе и социальных отношениях 3. определил направление развития философии экзистенциализма 4. ответил на вопрос о происхождении человека и общества
10. По словам И. Канта, над всеми другими существами человека возвышает наличие: 1. разума 2. рук и ног 3. развитых органов чувств 4. самосознания 10. Нравственный закон значимый сам по себе, выражающий абстрактную обязанность: 1. категорический запрет 2. категорический закон 3. категорический норматив 4. категорический императив
11. Для И. Фихте подлинная реальность – это: 1. единство субъекта и объекта 2. единство разума и воли 3. единство материального и идеального 4. единство людей в стремлении познать самих себя 11. Условие совместного существования людей в обществе по убеждениям И. Фихте: 1. ограничение потребностей 2. ограничение свободы каждого лица 3. ограничение свободы передвижения 4. отсутствие ограничений
12. Идеальное рассматривал как производное от определенного уровня организации материального: 1. И. Кант 2. Г. Гегель 3. Л. Фейербах 4. Ф. Шеллинг 12. Идеальное рассматривал как производное от определенного уровня организации материального: 1. И. Кант 2. Г. Гегель 3. Л. Фейербах 4. Ф. Шеллинг

 

 

Философия XX века. Русская философия 1 – вариант Философия XX века. Русская философия 2 – вариант
1. Важнейшая философская идея марксизма: 1) идея материалистического понимания истории; 2) идея социального регресса; 3) идея экономического развития Европы; 4) идея глобализации. 1. По взглядам К. Маркса: 1) «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание»; 2) «Сознание людей определяет их бытие, в том числе и социальное»; 3) «Самосознание человека определило общественные отношения»; 4) «Человек бессознательно вступает в общественные отношения».
2. Философское направление, утверждающее, что источником подлинного знания могут быть лишь отдельные конкретные эмпирические науки и их синтетические объединения: 1) экзистенциализм; 2) позитивизм; 3) онтология; 4) аксиология. 2. Наука сводится к фиксации, а затем упорядочению фактов в рамках условно принятой системы языка. Это особенность: 1) логики; 2) логического позитивизма; 3) европейского позитивизма; 4) отечественной философии XIX века.
3. Проверить эмпирически, путем сведения общих положений к «атомарным» высказываниям, фиксирующим тот или иной факт, значит: 1) синтезировать; 2) проанализировать; 3) верифицировать; 4) проверить в ходе наблюдения. 3. Смысл философии в устранении путем анализа естественного языка не только философских, но и иных обобщений. Так считал: 1) О. Конт; 2) К. Маркс; 3) Л. Витгенштейн; 4) Жан Поль Сартр.
4. Задача философии заключается в такой организации жизненного опыта, социального бытия, который способствовал бы улучшению образа жизни людей. Это взгляды: 1) М. Хайдеггера; 2) К. Маркса; 3) А. Шопенгауэра; 4) Дж. Дьюи. 4. Истинны те идеи, концепции и теории, которые являются результативными и выгодными, успешно работают в жизненно важных обстоятельствах, ведут к достижению (...) целей: 1) социальных; 2) познавательных; 3) научных; 4) прагматических.
5. По взглядам (...), в основе мирового процесса лежит действие слепой, бессознательной силы – воли к жизни: 1) А. Шопенгауэра; 2) К. Маркса; 3) Ф.М. Достоевского; 4) В.И. Вернадского. 5. (...) считал, что задача философии в том, чтобы вырваться из власти рационального мышления и начать поиск истины в абсурдном и парадоксальном: 1) С. Кьеркегор; 2) А. Камю; 3) К. Ясперс; 4) В.С. Соловьев.  
6. Ф. Ницше считал, что идеи равенства и справедливости: 1) способствуют установлению мира в обществе; 2) «разлагают» цельность человеческой природы; 3) возвышают человека на его собственной природой; 4) позволяют искоренить дискриминацию. 6. Главная тенденция в воззрениях Ф. Ницше состоит: 1) в развитии новых методов познания; 2) в совершенствовании культуры человека, в улучшении человеческой личности; 3) в раскрытии смысла жизни рациональным путем; 4) в создании концепции, ставшей основой экзистенциализма.
7. В психоанализе, большинство действий человека, все культурные явления зависят от глубинных, подсознательных влечений, которые (...), т.е. преобразуются в духовной деятельности: 1) критически осмысляются; 2) анализируются; 3) сублимируются; 4) рационализируются. 7. «(...) редукция» - многоступенчатый метод, в котором из рассмотрения исключаются (заключаются в скобки) весь окружающий мир, все существующие взгляды, научные теории...: 1) герменевтическая; 2) психоаналитическая; 3) феноменологическая; 4) позитивистская.
8. Наиболее известные представители экзистенциализма (перечислить не менее четырех философов)   8. Наиболее известные представители экзистенциализма (перечислить не менее четырех философов): _________________________________________________________________
9. Озарение, прояснение экзистенции, осознание души – какой это уровень бытия в философии К. Ясперса? 1) второй; 2) первый; 3) четвертый; 4) третий. 9. Особое внимание Жан Поль Сартр уделял проблеме свободы воли, считая, что человек: 1) несет ответственность за все, что творится в мире; 2) существует так, как его воспитали родители; 3) существует только ради удовольствия; 4) не несет ответственности за свои поступки.
10. Герменевтика, по В. Дильтею, это: 1) метод анализа; 2) метод интерпретации; 3) метод абстрагирования; 4) метод идеализации. 10. Признаки постмодерна в философии: 1) дальнейшее развитие идей философов Нового времени, синтез различных концепций и философских направлений; 2) отказ от классического образа философии, плюрализм; 3) опора на религиозную философию средневековья, большое влияние философского наследия Платона; 4) распространение идей эпохи Возрождения и повышенный интерес к социальным утопиям.  
11. Он заложил основы принципа всеединства и считал, что философия «освобождала человеческую личность от внешнего насилия, давала ей внутреннее содержание»: 1) М.В. Ломоносов; 2) А.Н. Радищев; 3) В.С. Соловьев; 4) С.Н. Булгаков. 11. Известный русский философ, исследователь философии Г. Гегеля, считал, что недостаток современной ему культуры в противопоставлении разума и чувства: 1) А.С. Хомяков; 2) М.В. Ломоносов; 3) И.А. Ильин; 4) С.Н. Булгаков.
12. Этику самосовершенствования человека он связывал с принципом непротивления злу насилием: 1) Ф.М. Достоевский; 2) М.В. Ломоносов; 3) И.А. Ильин; 4) Л.Н. Толстой. 12. Считал, что жизнь человека есть воплощение, реализация идеи, обладающей бытийно-энергийной силой: 1) А.С. Хомяков; 2) М.В. Ломоносов; 3) Л.Н. Толстой; 4) Ф.М. Достоевский.

Онтология 1 вариант Онтология 2 вариант  
1. Категорией, обозначающей длительность существования и последовательность смены состояний материальных объектов, является… 1) количество 2) время 3) пространство 4) движение 1.Для какого из нижеприведенных направлений фило­софии характерны: стремление построить окончательнуюсхему-систему мира; непонимание всеобщей связи явлений;отрицание развития? 1) для материализма; 2) идеализма; 3) метафизики; 4) диалектики.
2.Кто считает, что в основании мира лежит одно начало? 1) дуалисты; 2) волюнтаристы. 3) плюралисты; 4) монисты; 2.Чем различаются объективный и субъективный идеа­лизм? 1) методами познания; 2) местом размещения духа, сознания, являющегося первичным; 3) рассмотрением сущности человека.
3.Можно ли считать идеалистическим положение о том,что идея какого-то прибора предшествует созданию самогоприбора? 1)да; 2.)нет. 3.Кто такие фаталисты в связи с рассмотрением кате­гориальной пары «необходимость — случайность»? 1) те, кто считает все явления в мире случайными; 2) те, кто рассматривает все явления в мире как жестко заданные,необходимые.
4.Какие три смысла вкладываются в понятие «диалек­тика»? 1) развитие и изменение объективного, внешнего мира; 2) развитие и изменение человеческого сознания (внутреннего мира); 3) развитие самой процедуры познания мира; 4) развитие и изменение общества; 5) развитие природы. 4.Какие три варианта правильных ответов существуют навопрос о том, что есть «развитие»? 1) прогрессивное развитие предметов, явлений; 2) регрессивное развитие предметов, явлений; 3) процесс качественного изменения системы в результате ее самодвижения; 4) направленное, закономерное качественное изменение материальных и идеальных объектов; 5) процесс количественного изменения системы.
5.Какие три типа противоречий существуют? 1) основные — второстепенные; 2) внутренние — внешние; 3) системные — внесистемные; 4) антагонистические — неантагонистические; 5) существенные — несущественные 5. Какие три вида противоречий существуют? 1) частные и общие 2) главные и неглавные 3) антагонистические и неантагонистические 4) социальные и асоциальные 5) духовные и телесные 6) внешние и внутренние 7) основные и не основные  
6.Назовите две точки зрения о взаимоотношениях поня­тий «движение», «изменение», «развитие». 1) «движение» и «изменение» являются более широкими по объему понятиями, чем «развитие»; 2) «движение», «изменение», «развитие» — совпадающие, однопорядковые понятия; 3) «развитие» — более широкое по объему понятие, чем «движение» и «изменение»; 4) эти понятия вообще никак не соотносятся друг с другом. 6. Философский дуализм - это: 1) учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал - духа и материи; 2) учение о первичности духовного начала и вторичности материального; 3) учение о наличии двух божеств, управляющих земными процессами; 4) все ответы не правильные.
7.Что сначала меняется в предмете — форма или содер­жание? 1) — форма; 2) — содержание. 7.Может ли одно содержание выражаться нескольки­ми формами? 1) - да; 2) - нет.
8.Могут ли форма и содержание меняться местами всвязи с изменениями соответствующих условий?1) - да; 2) - нет. 8.Сущность всегда богаче явления? 1) — да; 2) — нет.

 


 

Тема «Человек» – 1 вариант Тема «Человек» – 2 вариант  
1.Что означает термин «антропогенез»? 1) процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека; 2) процесс исторического формирования социальной сущностичеловека. 1. Какова роль труда в процессе становления (антропосоцио­генеза) человека? 1)главная; 2) были и другие главные факторы.
2.Какая из существующих точек зрения по поводу воз­никновения человека является наиболее вероятной. 1)возникновение человека есть результат, порожденный каким-то космическим «сверхсознанием»; 2)возникновение человека есть результат случайных, единичных наследственных изменений в организме животного, 3)возникновение человека есть необходимый и закономерный результат усложнения животного мира. 2. Что такое филогенез и онтогенез? 1)филогенез — процесс развития человека от первобытности до современности; онтогенез — процесс развития человека от мо­мента рождения до смерти; 2)филогенез — процесс развития человека от момента рождения до смерти; онтогенез — процесс развития человека от перво­бытности до современности.
3.Какие телесно-анатомические особенности челове­ка отличают его от животных? 1)наличие физических качеств (сила, скорость, выносливость и т. д.); 2)особое строение позвоночника, таза — прямохождение; 3)наличие развитой гортани, позволяющей модулировать членораздельные звуки; 4)наличие объемного мозга 3.Какие качества подразумеваются прежде всего приупотреблении понятия «личность»? 1)возрастные отличия; 2)нейродинамические отличия (свойства нервной системы); 3)приобретенные каждым человеком духовные, социальные ценности.
4. Можно ли стать индивидуальностью, не усваивая духовный опыт человечества? 1)можно (яркие физические качества — сила, выносливость или яркая манера одеваться); 2)нет.   4.Неповторимое своеобразие отдельного человека (внешность, характер, привычки, особенности и т.д.), в про­тивоположность типовым чертам, — это: 1) индивид; 2) индивидуальность; 3) личность; 4) субъект.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: