Налог с владельцев транспортных средств.




Введение.

 

В настоящее время в нашей стране наблюдается некоторая стабилизация состояния экономики. Не рассматривая причин данной стабилизации, представляется важным отметить ее следствие, а именно – переосмысление многими россиянами отношения к собственности. К сожалению, благосостояние (и, что важнее, менталитет) большинства российских граждан еще не достигли того уровня, когда возникает возможность и потребность вкладывать свободные денежные средства в собственность, способную приносить доход (фондовые, валютные ценности). В большинстве своем россияне под частной собственностью понимают дорогостоящие предметы длительного пользования: бытовую технику, недвижимость и, конечно же, автомобили и прочие виды транспорта.

Автомобилизация в нашей стране происходит быстрыми темпами. Причем, не только в экономически развитых районах страны, но и в других регионах. Автомобиль уже не рассматривается как роскошь, а активно используется в трудовой деятельности, в сфере предпринимательства, в личных целях. Одни покупают его для редких поездок на дачу, другой – для постоянных разъездов по делам, третьему – просто нужно средство передвижения, а четвёртый – только ради факта обладания автомобилем, ради повышения социального статуса в глазах окружающих. Организации приобретают транспортные средства чаще для обеспечения производственного процесса.

Наряду с автомобилем, рост благосостояния граждан дает им возможность приобретать и другие виды транспорта – в частности, некоторые воздушные и водные (пользующиеся особой популярностью) суда.

Таким образом, всё большее количество физических и юридических лиц сталкивается с вопросами налогообложения, которые возникают при покупке и эксплуатации различных видов транспорта. Эти вопросы являются насущными практически для всех: руководителей предприятий, главных бухгалтеров, администраций территориальных образований, многочисленной армии налогоплательщиков. Этим и обусловлен выбор темы данной Курсовой работы, а также личной заинтересованностью как потенциального владельца транспортного средства.

В качестве цели работы можно выделить рассмотрение аспектов налогового законодательства, касающихся налогообложения владельцев транспортных средств до 2003г. и в настоящее время, а также выявление основных проблем, связанных с современным транспортным налогообложением.


Налог с владельцев транспортных средств и транспортный налог – эволюция налогового законодательства.

До 1 января 2003г. транспортные средства включались в объект налогообложения сразу двух видов имущественных налогов с ежегодными сроками уплаты: налога с владельцев транспортных средств и налога на имущество физических лиц. Транспортные средства относили к объекту налогообложения того или другого налога в зависимости от вида, что позволяло избегать дублирования налогообложения. Налогом с владельцев транспортных средств облагались различные самоходные машины и механизмы на пневматическом ходу, а в объект налогообложения имущества физических лиц включались водновоздушные транспортные средства.

С 1 января 2003г., в связи с началом действия гл.28 «Транспортный налог» НК РФ (согласно Закону РФ от 24.07.2002г. №110ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть II Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ»), оба вида транспортных средств охватываются одним транспортным налогом. По этой причине налог с владельцев транспортных средств с 01.01.2003г. исключен из состава налоговой системы РФ, а облагаемое имущество физических лиц ограничивается на данный момент объектами недвижимости. Также, в отличие от налога с владельцев транспортных средств, имевшего сугубо целевое назначение и служившего главным источником формирования доходов территориальных дорожных фондов, транспортный налог поставляет средства, используемые по общему назначению.

Налог с владельцев транспортных средств.

Налог с владельцев транспортных средств был установлен законом РФ «О дорожных фондах» от 18 октября 1991 года №17591. Он регулировался ст. 6 данного закона. Также необходимо отметить, что Инструкцией Государственной Налоговой Службы от 15 мая 1995 года №30 в гл. 3 разъяснён порядок исчисления и уплаты налога с владельцев транспортных средств. Хотя она и не являлась, согласно Налоговому Кодексу (п.1 ст. 1 НК), нормативным актом и не относилась к налоговому законодательству, ею всё равно руководствоавлись при уплате налога налогоплательщики и налоговые органы – при его взыскании.

Плательщиками налогаявлялись:

юридические лица (предприятия, учреждения, организации, объединения) – далее «организации»;

граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее «предприниматели»);

граждане Российской Федерации;

иностранные граждане и юридические лица;

лица без гражданства, имеющие транспортные средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы) и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу.

Ставки и объект налога с владельцев транспортных средств были установлены следующие (см. таблицу ниже):

Объект налогообложения Ставка налога
1. Легковые автомобили с мощностью двигателя:  
до 100 л.с. (лошадиных сил) 0,5 руб.
свыше 100 л.с. 1,3 руб.
2. Мотоциклы и мотороллеры 0,3 руб.
3. Автобусы 2 руб.
4. Грузовые автомобили и тракторы с мощностью двигателя:  
до 100 л.с. включительно 2 руб.
от 100 до 150 л.с. 4 руб.
от 150 до 200 л.с. 4,8 руб.
от 200 до 250 л.с. 5,2 руб.
свыше 250 л.с. 7,15 руб.
5.Другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу (кроме зерноуборочных и других специальных сельскохозяйственных комбайнов) 2 руб.  

Органы законодательной власти субъектов РФ могли увеличивать налоговую ставку относительно ставок, указанных выше, в связи с изменением уровня цен и заработной платы, или полностью освобождать отдельные категории граждан и организаций от уплаты налога.

В случаях, когда транспортное средство находилось на отдельном балансе участников совместной деятельности, уплату налога производил тот участник совместной деятельности, которому, в соответствии с договором, было поручено ведение общих дел участниками договора. Юридические лица, имевшие в своём составе филиалы или представительства, уплачивали налог по месту их нахождения и по ставкам, действующим на территории их нахождения.

Иностранные дипломатические и консульские представительства и приравненные к ним международные организации, сотрудники указанных учреждений, а также члены их семей не являлись плательщиками налога с владельцев транспортных средств.

Налог взимался с владельцев транспортных средств, подлежащих регистрации, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 года №938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ». Фактически, сборщиками налога выступали органы ГИБДД, военной автоинспекции, госсельхознадзора, министерства и ведомства, выдающие государственные регистрационные знаки, при регистрации и перерегистрации, технических осмотрах. Налог уплачивался в отделениях Сбербанка РФ за текущий год, а квитанция предъявлялась при вышеперечисленных действиях. Если же в прошлом году технический осмотр не был пройден, то должны были быть предъявлены квитанции за текущий и прошлый годы, иначе могло быть отказано в указанных действиях. В случае, если владелец был освобождён от уплаты налога, то необходимо было подать заявление, где указывалось, что он не является плательщиков данного налога.

Льготы по уплате налога с владельцев транспортных средств предоставлялись следующим категориям налогоплательщиков:

граждане, подвергшиеся воздействию радиации, вследствие чернобыльской катастрофы;

герои СССР, РФ, граждане, награждённые орденом Славы трёх степеней, а также их общественные объединения, использующие приобретаемые транспортные средства для выполнения своей уставной деятельности;

колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства, объединения, акционерные и другие предприятия, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составлял 70 и более процентов;

предприятия, осуществляющие содержание автомобильных дорог общего пользования, у которых удельный вес доходов от осуществления этой деятельности составляет 70 и более процентов общей суммы их доходов;

организации автотранспорта общего пользования по транспортным средствам, осуществляющим перевозки пассажиров (кроме такси);

иностранные и российские юридические лица, привлекаемые на период реализации целевых социально-экономических программ жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей;

профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования;

органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы МВД РФ;

субъекты малого предпринимательства (юридические лица и индивидуальные предприниматели), применяющие упрощённую систему налогообложения, учёта и отчётности;

российские и иностранные юридические лица, выполняющие в качестве инвесторов работы по соглашениям о разделе продукции;

владельцы транспортных средств, использующие их исключительно для непосредственного осуществления безвозмездной помощи.

Юридические лица–плательщики налога, представляли налоговой инспекции, а также организации, ведущей учёт поступления налогов, по месту своего нахождения налоговый расчёт в сроки, установленные для представления квартального (годового) бухгалтерского баланса за тот период, в котором был уплачен налог, а для предпринимателей – в срок, установленный для представления декларации о доходах. Физические лица уплачивали налог ежегодно в учреждения банков в сроки, установленные для юридических лиц. Регистрация, перерегистрация или технический осмотр транспортных средств без предъявления квитанции или платёжного поручения об уплате налога не производилась.

Налог с владельцев транспортных средств полностью зачислялся в территориальные дорожные фонды.

 

Транспортный налог.

 

Транспортный налог относится к региональным налогам. Он вводится в действие в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Общие основы построения данного налога регламентируются гл.28 НК РФ, определяющей круг налогоплательщиков, объекты налогообложения, налоговый период, налоговые ставки, порядок исчисления налоговой базы и уплаты налога, а также объем налоговых полномочий законодательных органов субъектов РФ при введении налога на их территориях.

Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Это могут быть как физические, так и юридические лица. При этом лица, получившие транспортные средства на праве владения и распоряжения ими по доверенности от физических лиц, на которых они были зарегистрированы до момента официального опубликования упомянутого выше Федерального закона, также признаются налогоплательщиками. Об этом необходимо уведомить налоговый орган по месту жительства физических лиц, передавших на основании доверенности указанные транспортные средства.

В качестве объекта налогообложения признаются следующие виды зарегистрированных транспортных средств:

 

Наземный транспорт Воздушный транспорт Водный транспорт
• автомобили; • мотоциклы; • мотороллеры; • автобусы; • снегоходы; • мотосани, • другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу • самолеты; • вертолеты; • другие воздушные транспортные средства • теплоходы; • яхты; • парусные суда; • моторные лодки; • гидроциклы; • несамоходные (буксируемые) суда; • катера; • другие водные транспортные средства

 

При этом отдельные виды транспорта в связи с их малой мощностью или особым характером эксплуатации не признаются объектом налогообложения, а именно:

весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;

автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

промысловые морские и речные суда;

пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

транспортные средства, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии документального подтверждения факта их угона (кражи);

самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

Налоговая база транспортного налога определяется применительно к следующей группировке объектов налогообложения:

1) транспортные средства, имеющие двигатели;

2) водные несамоходные (буксируемые) транспортные средства, для которых определяется валовая вместимость;

3) водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей.

В зависимости от принадлежности транспортного средства к той или иной группе объектов налогообложения налоговая база по каждому из них исчисляется соответственно исходя из мощности двигателя в лошадиных силах (за исключением самолетов с реактивными двигателями, для которых налоговая база определяется а килограммах силы тяги), показателя валовой вместимости в регистровых тоннах и единицы транспортного средства, не имеющего двигателя.

Исчисление налоговой базы производится за налоговый период, которым признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиковорганизаций признаются первый, второй и третий кварталы. При установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе не устанавливать отчетные периоды.

Налоговые ставки транспортного налога представляют собой фиксированную денежную сумму в расчете на соответствующую единицу измерения налоговой базы – на каждую лошадиную силу, килограмм силы тяги, регистровую тонну валовой вместимости, единицу транспортного средства. Размеры налоговых ставок определены ст.361 НК РФ, но они могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, не более чем в 5 раз. Налоговые ставки, установленные ст.361 НК РФ и Законом Псковской области от 26.11.2002 №224ОЗ "О транспортном налоге" с изменениями от 03.07.2003 №281ОЗ, от 10.11.2003 №305ОЗ и от 8.11.2005 №481ОЗ приведены в Приложении 1. Также возможно установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств и с учетом срока их полезного использования.

Налогоплательщики, являющиеся юридическими лицами, исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, получаемых от организаций, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств на территории России. Сумма налога на каждый налоговый период определяется с учетом периода регистрации транспортного средства конкретного налогоплательщика. Для этого в расчет налога вводится коэффициент, отражающий отношение числа полных месяцев пребывания транспортного средства в зарегистрированном состоянии к числу календарных месяцев в налоговом периоде. Месяц регистрации и месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы на налоговую ставку и коэффициент пребывания данного транспортного средства в зарегистрированном состоянии на его собственника. Уплата происходит по месту нахождения транспортного средства в сроки, предусмотренные законами субъектов РФ. При этом налогоплательщики – организации обязаны предоставлять в установленный срок в налоговые органы налоговую декларацию, а налогоплательщики физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

В соответствии с Законом Псковской области от 26.11.2002 №224ОЗ "О транспортном налоге" с изменениями от 03.07.2003 №281ОЗ, от 10.11.2003 №305ОЗ и от 8.11.2005 №481ОЗ, налогоплательщики физические лица обязаны ежегодно производить авансовые платежи не позднее 1 июля года налогового периода на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом в срок не позднее 1 июня налогового периода, на сумму налога, исчисленного исходя из данных о транспортных средствах, зарегистрированных по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года.

Органы законодательной власти субъектов РФ вправе устанавливать для плательщиков транспортного налога льготы и основания для их применения. В Псковской области в 2005г. по Закону Псковской области «О налоговых льготах на 2005 год» от 11.01.2005г. №407ОЗ были установлены пониженные ставки транспортного налога для следующих категорий налогоплательщиков:

организациям жилищно коммунального хозяйства по специальным автомобилям, осуществляющим санитарную и уличную уборку населенных пунктов;

организациям и индивидуальным предпринимателям по специально оборудованным автомобилям и автомагазинам, имеющим оформленные в установленном порядке санитарные паспорта и обеспечивающим круглогодичную доставку по графикам, согласованным с органами местного самоуправления, хлебобулочных изделий и иных товаров первой необходимости населению, проживающему в сельской местности;

организациям и индивидуальным предпринимателям по специальным автомашинам (молоковозам), имеющим оформленные в установленном порядке санитарные паспорта и осуществляющим закупку молока у населения по графикам, согласованным с органами местного самоуправления;

учреждениям здравоохранения области по автотранспорту специального санитарного назначения;

организациям автотранспорта общего пользования по транспортным средствам, осуществляющим пассажирские перевозки (кроме такси);

гражданам, заключившим договор о воспитании приемных детей с органами местного самоуправления в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.07.1996 №829 "О приемной семье";

сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам и индивидуальным предпринимателям, доля выручки которых от реализации произведенной и переработанной ими сельскохозяйственной продукции в общей выручке от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) согласно данным бухучета за предшествующий год составила не менее 50%, за исключением транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения в соответствии с подпунктом 5 п.2 ст.358 НК РФ;

образовательным учреждениям независимо от организационно-правовой формы при наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации, при условии направления всех полученных доходов от предпринимательской деятельности, согласно данным бухучета за предшествующий год, непосредственно на нужды обеспечения развития и совершенствования образовательного процесса (включая оплату труда) в данном образовательном учреждении;

организациям независимо от организационно-правовой формы, осуществляющим производство и выпуск средств массовой информации, учредителями которых являются органы государственной власти области и (или) органы местного самоуправления;

организациям, осуществляющим содержание, ремонт, реконструкцию и строительство дорог общего пользования, у которых общий удельный вес выполненных работ по данным видам деятельности составляет не менее 70% в общем объеме выполненных работ и выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) согласно данным бухучета за предшествующий год;

участникам Великой Отечественной войны, инвалидам I и II групп по транспортным средствам с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт) включительно, срок выпуска которых превышает 10 лет.

Льготные ставки транспортного налога в Псковской области для указанных категорий налогоплательщиков приведены в


Приложении 2.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: