«Мы сейчас живем в Республике Карелия, а я родилась в Карело-Финской ССР в деревне Кимасозеро Ругозерского района, 8 декабря 1951 года. В 1971 году приехала в поселок Муезерский, из поселка Ледмозеро. Муезерский район только – только образовался и меня назначили директором Дома пионеров. Поселок строился, дом пионеров находился в двухквартирном доме. В одной половине жили люди, в другой половине находились кабинеты методической службы и Дома пионеров.
В доме пионеров велась кружковая деятельность, массовая работа. Проводились спортивные мероприятия, слеты, игры «Зарница». Интересно проходили Слеты пионеров, Слеты юных натуралистов. Активная воспитательная работа велась совместно с райкомом комсомола. Особо хочется отметить мероприятие, это 50 –летие Всесоюзной пионерской организации. Приезжали учащиеся всех 14 школ Муезерского района. Команда представителей из школ - 25 человек. Тогда в районе были восьмилетние и средние школы. Слет юных юннатов – это наше слабое звено было. Понятно, что Муезерский район не сельскохозяйственный район, но и при проведении этого мероприятия всегда были первыми школьники поселка Гимолы и села Ругозера.
В Доме пионеров проработала четыре с половиной года и мне предложили стать директором Ондозерской восьмилетней школы. 1 сентября приступила к обязанностям директора. В Ондозерской школе проработала шесть лет, и пришлось переехать в поселок Муезерский, так как муж окончил медицинский факультет, а в Ондозере для врача, работы не было. Работала в Доме пионеров, родились дети. В 1981 году перешла на работу в Муезерскую среднюю школу, где проработала воспитателем группы продленного дня всего 15 дней. Затем, два года учила ребятишек 2 класса. Класс был большой - 33 учащихся, они были шустрые, подвижные, шумные. Работая в школе старшей пионерской вожатой, вспоминаю, как ребята интересно жили. Слеты, спортивные соревнования, различные мероприятия. В нашей школе был шахматный кружок. Помогал и организовывал шахматные турниры С.И.Лыткин, руководитель шахматного кружка Дома творчества. Саша Белов, учащийся школы, очень активно принимал участие в шахматных мероприятиях.
Школа наша становилась все многочисленнее, ребят было много, и классов стало намного больше. Появилась потребность в учителях начальных классов. Проработала учителем – 16 лет. У нас был большой педагогический коллектив. Работали шесть дней в неделю. Тогда учитель сам вел физкультуру, рисование. Много времени уходило на проверку тетрадей, подготовку к урокам. Учились в нескольких зданиях школы, в две смены. Большое внимание уделялось работе с родителями. Родители - поколение послевоенное. Сейчас родители ориентированы на получение высшего образования ребенка. Раньше востребованы были рабочие профессии.
В нашей школе был хор и в нем участвовали М.Т.Филиппова, О.А.Волович, О.А.Герасимова, В.П.Трофимова и многие другие педагоги. Руководителем хора была Е.В.Блинова. Мы участвовали в художественной самодеятельности, ездили в город Костомукша и Петрозаводск, где представляли нашу школу и район. Танцевали кадриль и пели песни на карельском языке.
Часто вспоминаем с коллегами августовские совещания. Это был настоящий праздников для педагогов. Встречались с педагогами района, делились опытом работы, чествовали молодых специалистов. Дом культуры не мог вместить всех желающих.
В 2003 году мне предложили возглавить социально-педагогическую службу в школе, социальным педагогом которой я являюсь. Когда есть необходимость, замещаю учителей начальных классов, веду индивидуальные занятия.
Мне нравится работать с людьми: ребятами, родителями, с общественностью. На работу прихожу с удовольствием, разве можно без удовольствия работать 47-ой год?
Как я стала учителем? Как только я стала первоклашкой, уже точно знала, что буду учительницей. В нашей семье не было педагогов, только медики. По совету подруги поступила в 11 педагогический класс Петрозаводской школы № 30. После окончания которого, заочно поступила на педагогический факультет института. Очень долго выбирала специализацию. Нравилось все: математика, литература и русский язык, естествознание. Любовь к детям пересилила и я стала учителем начальных классов.
Своих учеников очень хорошо помню. Уверена, что все они стали хорошими людьми. Приятно, когда узнают и помнят.
Много лет уже сама работаю в школе. Разное было время, разные дети. Сегодняшние наши ученики совсем не похожи на прошлые поколения. Может быть, потому и невозможно вывести формулу учительского счастья, что не все величины в ней постоянные, кроме, пожалуй, трёх: веры, надежды и той самой любви к своим ученикам».
Судьба учителя
А жизни бесконечное движение,
И неостановимо и стремительно.
И наши дети – наше продолжение,
И в этом счастье и судьба учителя.
И снова свет зари румянит небосклон,
А мир такой простой и удивительный,
И не смолкает диалог времён,
И диалог ученика с учителем.
И Слово вновь звучит как откровение,
И глубоко, и ярко, и значительно;
И это волшебство преображения…
Судьбы предначертанье – быть учителем.
И этот тихий свет прозрачных вечеров
Вплетён судьбой в узор неприхотливый,
И строки недописанных стихов
Звучат во мне мелодией счастливой.
И стрелок бег беспечен и медлителен…
И это счастье и судьба Учителя.
Н.М. Цыганкова