Описание технологической схемы с КИПиА




 

Сырьём блока ректификации является прямогонный бензин, который поступает в общий трубопровод по эстакаде ряда 3/5 и поступает в сырьевую емкость блока ректификации - Е-9

На трубопроводе входа бензина в Е-9 установлен клапан запорно-регулирующий LV-151/1А, связанный с уровнемером LRCA-151/1. При достижении максимального уровня в Е-9, часть бензина сбрасывается через клапан-регулятор LV-151/1Б в цех № 8 по линии откачки с блока фракции 100 – 200 0С.

Уровень бензина вемкости Е-9 контролируется также уровнемером LJRA-151/2 (4/52).

Так как в Е-9 происходят колебания уровня, то для предотвращения со-здания вакуума в емкость через регулирующий клапан PV – 111А подается азот. Для предотвращения создания высокого давления в емкости при повы-шении уровня бензина, азотная подушка сбрасывается в атмосферу через регулирующий клапан PV – 111Б. Оба регулирующих клапана связаны с дат-чиком давления в емкости Е-9 - PJRC-111 (4/11).

В случае превышения давления в Е-9 выше допустимого по технологичес-ким нормам, срабатывает ППК, установленный на Е-9 со сбросом газа в фа-кельную емкость Е-11.

Температура бензина в сырьевой емкости Е-9 контролируется прибором TJR-5/13.
Бензин из емкости Е-9 забирается сырьевым насосом Н-1 (Н-1А), про-качивается через теплообменники Т-101 (по межтрубному пространству), где нагревается отходящей с блока фракцией 70 – 100 0С, затем через Т-102 и Т-102А (оба по межтрубному пространству), где нагревается отходящей с блока фракцией 100 – 200 0С и загружается в колонну К-1 на 30 тарелку.

Имеется схема откачки емкости Е-9 (при необходимости её опорожнения) насосом Н-1 по линии откачки с блока фракции 100-200 0С в цех №8.

По схеме загрузки К-1 контролируются и регулируются следующие пара-метры:
- расход бензина от насоса Н-1 (Н-1А) в систему теплообмена регулиру-ется клапаном-регулятором расхода FQJRCA-131 (4/37);
- температура бензина в трубопроводе подачи от насоса Н-1 (Н-1А) в систему теплообмена контролируется прибором TJR-5/14;
- температура бензина после Т-101, перед Т-102 контролируется прибором TJR-5/15;
- температура бензина после Т-102, перед Т-102А контролируется при-боромTJR-5/16;
- температура бензина после Т-102А, перед входом в колонну К-1 конт-ролируется прибором TJR-5/17;

Колонна К-1 имеет 60 клапанных тарелок (счет сверху вниз) и служит для выделения из прямогонного бензина фракции Н.К.-70 0С.
Для поддержания требуемого температурного режима в нижней части ко-лонны К-1, бензин с низа К-1 забирается насосом Н-3 (Н-3А), прокачивается двумя параллельными потоками по змеевикам печи П-2, где нагревается до температуры ~ 170 0С и поступает снова в колонну К-1.
1-й поток прямогонного бензина (подовый) от насоса Н-3 (Н-3А) проходит 18 труб ка-меры конвекции в печи П-2, затем 21 трубу подового экрана левой камеры радиации и 5 труб потолочного экрана.
2-й поток прямогонного бензина (потолочный) от насоса Н-3 (Н-3А) проходит 18 труб камеры конвекции печи П-2, затем 24 трубы потолочного экрана камеры радиации левой стороны П-2

После выхода из П-2 оба потока бензина по отдельным трубопроводам поступают в низ колонны К-1.

- расход бензина от насоса Н-3 (Н-3А) по первому (подовому) потоку через П-2 контролируется приборами – FRSA-134 и FJRA-134А (4/40);
- расход бензина от насоса Н-3 (Н-3А) по второму (потолочному) потоку через П-2 контролируется приборами – FRSA-135 и FJRA-135А (4/41).
- температура бензина по первому потоку после П-2 на входе в К-1 контролируется прибором TJRА-5/29;
- температура бензина по второму потоку после П-2 на входе в К-1 контролируется прибором TJRА-5/31;

Температура низа колонны К-1 регулируется регулятором температуры TRС-102, связанным с клапаном-регулятором, установленным на линии подачи газообразного топлива к горелкам левой стороны П-1 и контролируется прибором TJR-5/21.

Пары фракции НК – 70 0С с верха К-1 проходят воздушные холодиль-ники-конденсаторы АВО-1/1-4, затем водяной холодильник Т-1 и после кон-денсации собираются в емкости орошения Е-1.
Из емкости Е-1 фр. НК - 70 0С забирается насосом Н-2 (Н-2А) и необходи-мое количество подается на верх К-1 в качестве острого орошения через клапан-регулятор температуры верха колонны TRC-101, работающий с кор-рекцией по расходу орошения - FJRС-132, (4/38). Температура верха К-1 также контролируется прибором TJR-5/18.

- температура в зоне загрузки колонны К-1 (на тарелке № 30) контролируется приборомTJR-5/19.
– давление в верхней части колонны К-1 регулируется регулятором давления PJRC – 112, (4/12), клапан которого установлен на линии выхода воды из во-дяного холодильника Т-1;
– давление в нижней части К-1 контролируется приборами PRSA – 113 и PJRA – 113А (4/13);
- температура конденсата в трубопроводах на выходе из секций АВО-1/1-4 контролируется приборами TJR-5/22, 5/23, 5/24, 5/25, 5/26, 5/27;
- температура конденсата в трубопроводе на входе в Е-1 из Т-1 кон-тролируется прибором TJR-5/28;
– давление в емкости Е-1 контролируется прибором РJR-114, (4/14).

Давление в К-1 и температура фракции НК - 70 0С на выходе из секций

АВО-1/1-4 может регулироваться изменением частоты вращения электродви-гателей АВО.
Управление частотой вращения электродвигателей на АВО-1/1-4 осу-ществляется кнопками со щита оператора, позиции - SJRС-5/1, 5/2, 5/3, 5/4.

При необходимости газ из Е-1 можно сбросить на факел с помощью кла-панаНС-1.
Избыток фракции НК - 70 0С из Е-1 насосом Н-2 (Н-2А) откачивается с блока через водяной холодильник Х-103.
– температура фракции НК - 70 0С на выходе с отделения после холо-дильника Х-103 контролируется прибором TJR-5/49.
– расход фракции НК - 70 0С на выходе с блока после холодильника

Х-103 контролируется прибором FQJR-139, (4/45).
– уровень фракции НК - 70 0С в емкости Е-1 регулируется регулятором уровня LRСA-153/1, клапан которого установлен на линии откачки фракции НК - 70 0С с блока и контролируется также прибором LJRA-153/2 (4/54);
Часть продукта низа К-1 (фракция 70 – 200 0С) с выкида насоса Н-3

(Н-3А) по другому трубопроводу через клапан-регулятор расхода

FJRС-133, (4/39), работающий с коррекцией по уровню в К-1 LRCA – 152/1, прокачивается через теплообменник Т-103, где нагревается откачиваемой с низа К-2 фракцией 100–200 0С и загружается в колонну К-2 в качестве сырья, на 36, 40, 46 тарелки через узлы ввода.

Уровень в колонне К-1 контролируется также прибором

LJRA – 152/2 (4/53).

– температура фракции 70 - 200 0С на выходе из Т-103 (перед входом в К-2) контролируется прибором TJR-5/33;
- температура в зоне загрузки колонны К-2 (на тарелке № 36) контроли-руется прибором TJR-5/35;
Колонна К-2 имеет 60 клапанных тарелок (счет сверху вниз) и служит для разделения бензиновой фракции 70 - 200 0С на фракции 70 - 100 0С (бензолсодержащей) и 100 - 200 0С (компонент автобензина).
Для поддержания требуемого температурного режима в нижней части ко-лонны бензин с низа К-2 забирается насосом Н-5 (Н-5А), прокачивается двумя параллельными потоками через печь П-2, где нагревается до темпе-ратуры ~ 190 0С.
Требуемый расход «горячей струи» для К-2 до 217 м3/ч при максимальной загрузке блока.
1-й поток (подовый) от насоса Н-5 (Н-5А) проходит 18 труб камеры кон-векции П-2, затем 21 трубу подового и 5 труб потолочного экранов правой стороны камеры радиации П-2 и выходит из печи.
2-й поток (потолочный) проходит 18 труб камеры конвекции П-2, затем 24 трубы потолочного экранов правой стороны камеры радиации П-2 и выходит из печи.

После выхода из П-2 оба потока бензина по отдельным трубопроводам поступают в низ К-2.

- расход бензина от насоса Н-5 (Н-5А) по первому (подовому) потоку через П-2 контролируется приборами – FRSA-137 и FJRA-137А (4/43);
- расход бензина от насоса Н-5 (Н-5А) по второму (потолочному) потоку через П-2 контролируется приборами – FRSA-138 и FJRA-138А (4/44);
- температура бензина по первому потоку после П-2 в К-2 контролируется прибором TJRА-5/43;
- температура бензина по второму потоку после П-2 в К-2 контролируется прибором TJRА-5/44;
- температура низа колонны К-2 регулируется прибором TRС-104, связан-ным с клапаном установленным на линии подачи газообразного топлива к горелкам правой стороны П-2 и контролируется прибором TJR-5/36.

Пары фракции 70 - 100 0С с верха К-2 проходят воздушные холодиль-ники-конденсаторы АВО-2/1-4 и после конденсации собираются в емкости орошения Е-3.
Из емкости Е-3 фр. 70 - 100 0С забирается насосом Н-4 (Н-4А) и необходи-мое количество подается на верх К-2 в качестве острого орошения, через клапан-регулятор температуры верха колонны TRC-103, работающий с кор-рекцией по расходу орошения FJRС-136 (4/42). Температура верха контроли-руется также прибором TJR-5/34.

Давление в верхней части колонны К-2 регулируется посредством изме-нения частоты вращения электродвигателей на АВО-2/1-4 и контролируется прибором PJR – 115 (4/15).
Управление частотой вращения электродвигателей на АВО-2/1-4 осу-ществляется кнопками со щита оператора, позиции - SJRС-5/5, 5/6, 5/7, 5/8.

Давление в нижней части К-2 контролируется приборами PRSA – 116 и PJRA – 116А (4/16).
- температура конденсата в трубопроводах на выходе из секций АВО-2/1-4 контролируется приборами TJR-5/32, 5/37, 5/38, 5/39;
- температура конденсата в трубопроводе на входе в Е-3 из секций АВО-2/1-4 контролируется прибором TJR-5/41;
– давление в емкости Е-3 контролируется прибором РJR-117, (4/17);

При необходимости, газ из Е-3 можно сбросить на факел с помощью кла-пана НС-2.
Избыток фракции 70 - 100 0С из Е-3 насосом Н-4 (Н-4А) откачивается с блока через теплообменник Т-101, где отдает тепло сырью блока, затем через водяной холодильник Х-101.
– температура фракции 70 - 100 0С на выходе из Т-101 контролируется прибором TJR-5/42, на выходе с блока после холодильника Х-101 контроли-руется прибором TJR-5/51;
– расход фракции 70 - 100 0С на выходе с блока после холодильника

Х-101 контролируется прибором FQJR-140, (4/46).
– уровень фракции 70 - 100 0С в емкости Е-3 регулируется регулятором уровня LRСA-155/1, клапан которого установлен на линии откачки фракции 70-100 0С с блока и контролируется прибором LJRA-155/2 (4/56).
Продукт низа К-2 (фракция 100 – 200 0С) с выкида насоса Н-5 (Н-5А) по другому трубопроводу через клапан-регулятор уровня в К-2 LRСA-154/1 от-качивается с блока через теплообменник Т-103, где нагревает фракцию

70 – 200 0С, поступающую из К-1 в К-2, затем через теплообменники Т-102А и Т-102, где нагревает сырьё блока перед К-1 и через водяной холодильник

Х-102.
Уровень в колонне К-2 контролируется также прибором

LJRA – 154/2 (4/55);
– температура фракции 100 - 200 0С на выходе из Т-103 перед Т-102А контролируется прибором TJR-5/46;
– температура фракции 100 - 200 0С на выходе из Т-102А перед Т-102 контролируется прибором TJR-5/47;
– температура фракции 100 - 200 0С на выходе из Т-102 перед Х-102 контролируется прибором TJR-5/48;
– температура фракции 100 - 200 0С на выходе с блока после холодиль-ника Х-102 контролируется прибором TJR-5/52;
– расход фракции 100 - 200 0С на выходе с блока после холодильника

Х-102 контролируется прибором FQJR-141, (4/47).
Температура оборотной воды 1-й системы, используемой для охлаждения нефтепродуктов, на входе на установку контролируется прибором TJR-2/7;
Давление оборотной воды 1-й системы на входе на установку контролиру-ется прибором PJRА-22 (3/56).

Расход оборотной воды 1-й системы на установку контролируется прибором FQJR-22 (3/37).


 

5 Расчетная часть


Расчет колонны

3.1 Материальный баланс

, (1)

где массовые расходы питания, дистиллята и кубового остатка;

содержание легколетучего (низкокипящего) компонента в питании, дистилляте и кубовом остатке, массовые доли.

Находим расходы дистиллята и кубового остатка

 

Питание:

, (2)

-молярная масса бензина, равная 120 ;

-молярная масса фракции НК-70, равная 81,6 ;

XF -мольная концентрация фракции НК-70 в бензине, мол. доля, ;

-массовая концентрация бензина в фракции НК-70масс. доля, .

=

 

Дистиллят:

, (3)

где -мольная концентрация дистиллята, мол. доля, ;

-массовая концентрация дистиллята, масс. доля, .

 

Кубовый остаток:

 

, (4)

XW- мольная концентрация остатка, мол. доля, ;

- массовая концентрация остатка, масс. доля, .

=

 

Относительный мольный расход питания:

F= , (5)

где F-расход сырья при ректификации, .

 

F= = =2,02 ().

 

Для проведения дальнейших расчетов необходимо построить кривую равновесия в координатах -x.

 

Все необходимые данные для построения кривой равновесия приведены в таблице 1.

 

Таблица 1. Равновесные составы жидкости и пара для системы

 

 

T,ºC X y T,ºC x y T,ºC x y
      62,6   51,2     84,7
77,9   17,3 61,6     58,2    
69,6   25,1 60,7   70,1 57,5   94,9
64,5   41,3 59,8   76,7 56,9    

 

Определяем минимальное число флегмы:

Rмин= (6)

Rмин= ,

В= =

где =0,74-мольную долю ацетона в паре, равновесном с жидкостью питания, определяем по диаграмме .

Определяем рабочее число флегмы:

R=1,3·Rмин+0,3 (7)

R=1,3·0,35+0,3= 0,755

 

Уравнения рабочих линий:

а) верхней(укрепляющей) части колонны:

y= ·x+ (8)

 

y= +

 

y=0,43·x+0,52

 

б) нижней(исчерпывающей) части колонны:

 

y= (9)

 

y= -

 

y=2,8·x-1,79·0,46

 

y=2,8·x-0,82

 

3.2 Определение скорости пара и диаметра колонны

 

Средние концентрации жидкости:

 

а)в верхней части колонны

 

(9)

= =

 

б)в нижней части колонны

 

= (10)

Средние концентрации пара находим по уравнениям рабочих линий

а) в верхней части колонны:

 

(11)

= 0,15 + 0,512 = 0,662

б) в нижней части колонны:

 

- (12)

·0,2 - ·0,46 = 0,126

 

Средние температуры пара определяем по диаграмме t-x,y [приложение 2]:

 

а) =0,31 =112ºC,

б) =0,14 =126ºС.

 

 

Средние мольные массы и плотности пара:

а) = · + ·(1- ) (13)

 

=120·0,31+81,6·(1-0,31)=37,2+56,3=93,5 ()

=

 

= =2,9()

 

б) = + ·(1- ) (14)

 

=120·0,14+81,6·(1-0,14)=16,82+70,17=86,96 (

= (15)

 

= =2,65().

 

 

Средняя плотность пара в колонне:

= (16)

 

=

 

Температура в верху колонны при равна 101ºС, а в кубе-испарителе при равна 123ºС по диаграмме t-x, y.

Плотность бензина при 101ºС =0,527 ,а фракцииНК-70 при 121ºС =721 [7, с. 512].

 

Принимаем среднюю плотность жидкости в колонне:

= (17)

(19)

 

Определяем скорость пара в колонне. По данным каталога-справочника «Колонные аппараты» принимаем расстояние между тарелками h=0,3 м. Для решетчатых тарелок по графику [7, с. 323] находим значение коэффициента С: 0,03.

 

Скорость пара в колонне:

=С· (18)

=0,03· =0,72 (

 

Объемный расход проходящего через колонну пара при средней температуре в колонне:

= (19)

ºС

, (20)

где -мольная масса дистиллята, равная

(23)

=0,91·120+(1-0,91)·81,6=116,5 ;

Р- давление насыщенного пара, Па;

Р0 - атмосферное давление при Т0=273К, равное 101325 Па.

 

V= = =2,27 ()

 

Диаметр колонны:

D= (21)

 

D= =4(м)

По каталогу-справочнику «Колонные аппараты» принимаем диаметр колонны 4000 мм. Тогда скорость пара в колонне будет:

 

(22)

=0.23 ().

3.3 Определение числа тарелок и высоты колонны

Наносим на диаграмму y-x рабочие линии верхней и нижней части колонны и находим число ступеней изменения концентрации . В верхней части колонны , в нижней части колонны 11, всего 5 ступеней.

 

Число тарелок рассчитываем по формуле:

n= , (23)

где η-средний к.п.д. тарелок.

 

Для определения среднего к.п.д. тарелок η находим коэффициент относительной летучести разделяемых компонентов

(24)

и динамический коэффициент вязкости исходной смеси при средней температуре в колонне, равной 111ºС.

При этой температуре давление насыщенного пара бензина =1325 мм рт.ст., фракции НК-70 =522,1 мм рт.ст.[7, с. 536], откуда

 

 

Динамический коэффициент вязкости бензина при 111ºС равен 0,22· Па·с, фракции НК-70 0,16· Па·с [7, с. 556].

Принимаем динамический коэффициент вязкости исходной смеси

(25)

=0,183·

Тогда

 

По графику [7, с. 323] находим η=0,39.

 

Число тарелок:

а) в верхней части колонны

(26)

б) в нижней части колонны

= 21

 

Общее число тарелок n=37, с запасом n=40, из них в верхней части колонны 25и в нижней части колонны 12.

 

Высота тарельчатой части колонны:


где h-расстояние между тарелками, м.

 

29м

Высота колонны складывается из следующих величин:

 

(28)

 

h1 - расстояние от верхней тарелки до верха колонны:

 

(29)

 

h2 - высота верхней тарельчатой части:

 

(30)

h3 - высота зоны питания (эвопорационная часть колонны):

 

(31)

h4 - высота нижней тарельчатой части:

 

(32)

h5 - расстояние от нижней тарелки до верха слоя жидкости в кубе (сепарационная часть):

 

Принимаем h5 = 1 м (табл. 8.2 [2])

 

h6 - высота слоя жидкости в кубе (десятиминутный запас колонны):

 

(33)

 

Где: S – сечение колонны:

(34)

hюбки - высота юбки:

 

Принимаем hюбки = 2.5 м (табл. 8.2 [2])

 

Высота колонны, следовательно:

 

(35)

 

Высота питающей тарелки:

 


 

 


 

 


 

 


 

 


 

 


 

 


 

 


 

 


 

 


 

 


 

 


 

 


 

 


 

 


 

 


 

 


 

 


 

 


 

 


 

 


 

 


 

 


 

 


 

 


 

 


 

 

КИПиА

Перечень измерительных каналов по блоку «Ректификация катализата»

№ п/п Наименование потока, аппарата Номер позиции Номер МИПа
  Емкость Е-9, катализат PJRC-111 4/11
  Колонна К-1, верх PJRC-112 4/12
  Колонна К-1, низ PJRC-113А 4/13
  Емкость Е-1, НК – 70 0С PJR-114 4/14
  Колонна К-2, верх PJR-115 4/15
  Колонна К-2, низ PJRА-116А 4/16
  Емкость Е-3, фракция 70 – 100 0С PJR-117 4/17
  Газ топливный к П-2, левая сторона PJRА-118А 4/18
  Газ топливный к П-2, правая сторона PJRА-119А 4/19
  Разрежение в П-2 PJRА-121А 4/20
  Газ пилотный к П-2 PJRА-122А 4/21
  Пар в жидкое топливо П-2 PJRС-123 4/22
  Топливо жидкое к П-2 PJRС-124 4/23
  Топливо жидкое на фильтрах Ф-1, Ф-2 PDJRА-125 4/24
  Газ топливный на фильтрах Ф-3, Ф-4 PDJRА-126 4/25
  Жидкость уплотнительная в бачке Н-1 PJRА-127 4/26
  Жидкость уплотнительная в бачке Н-1А PJRА-127А 4/27
  Жидкость уплотнительная в бачке Н-2 PJRА-128 4/28
  Жидкость уплотнительная в бачке Н-2А PJRА-128А 4/29
  Жидкость уплотнительная в бачке Н-3 PJRА-129 4/30
  Жидкость уплотнительная в бачке Н-3А PJRА-129А 4/31
  Жидкость уплотнительная в бачке Н-4 PJRА-130 4/32
  Жидкость уплотнительная в бачке Н-4А PJRА-130А 4/33
  Жидкость уплотнительная в бачке Н-5 PJRА-131 4/34
  Жидкость уплотнительная в бачке Н-5А PJRА-131А 4/35
  Газ топливный к П-2 PJR-132 4/36
  Катализат в на блок FQJRCA-131 4/37
  Орошение К-1 FJRC-132 4/38
  Фракция 70-200 0С К-2 FJRC-133 4/39
  Флегма циркулирующая К-1 в П-2, левый поток FJRА-134А 4/40
  Флегма циркулирующая К-1 в П-2, правый поток FJRА-135А 4/41
  Орошение К-2 FJRC-136 4/42
  Флегма циркулирующая К-2 в П-2, левый поток FJRА-137А 4/43
  Флегма циркулирующая К-2 в П-2, правый поток FJRА-138А 4/44
  Фракция НК-70 0С с блока FQJR-139 4/45
  Фракция 70-100 0С с блока FQJR-140 4/46
  Фракция 100-200 0С с блока FQJR-141 4/47
  Газ топливный к П-2 FQJR-142 4/48

 

 

  Топливо жидкое к П-2 FQJR-143 4/49
  Топливо жидкое от П-2 FQJR-144 4/50
  Пар в жидкое топливо П-2 FQJR-145 4/51
  Емкость Е-9 LJRА-151/2 4/52
  Колонна К-1 LJRА-152/2 4/53
  Емкость Е-1 LJRА-153/2 4/54
  Колонна К-2 LJRА-154/2 4/55
  Емкость Е-3 LJRА-155/2 4/56
  Газы дымовые из П-2, содержание кислорода QJR-160 4/57
  Газ топливный на установку PJR-8 3/8
  Газ топливный к П-1, П-2 PJRС-9 3/9
  Газ топливный на установку FQJR - 14 3/30
  Емкость Е-13 LJRСА-13 3/48
  Воздух КИП на установку FQJR-21 3/36
  Воздух КИП на установку РJRА-30 3/17
  Пар-16 на установку РJRCА-42 3/19
  Пар-16 на установку FQJR-23 3/38
  Вода оборотная 1-й системы на установку РJRА-22 3/56
  Вода оборотная 1-й системы на установку FQJR-22 3/37

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: