Понятие и трактовки социальной общности.




Основные взгляды на сущность общности: 1) с позиции социального реализма, к которой близки марксистская и функционалистская трактовки – это реально существующая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального действия, поведения; 2) с точки зрения феноменологии и символического интеракционизма – это не какое-либо новое, особое телесное образование ("социальный субъект"), а определенным образом организованный комплекс социальных действий и взаимодействий отдельных людей, реализующих солидарные ожидания, ориентации на то, что совместно им удастся эффективнее решать те или иные задачи; общность существует лишь настолько, насколько мы осознаем ее.

По мнению П. Бурдье (4.3), реально существуют сравнительно немногочисленные общности (малые группы), большие же общности (классы, нации и т.п.) – это искусственно созданные (вымышленные) преимущественно политиками и в политических целях образования, реальность существования которых напрямую зависит от степени укорененности в общественном сознании (то есть от того, насколько мы их идентифицируем (осознаем, соотносим с определенными личностями, партиями, группами, ценностями и нормами) и насколько поступаем в соответствии с этой идентификацией).

Социальная общность - это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального действия, поведения. В данном определении следует подчеркнуть ряд моментов. Во-первых, что социальные общности не являются умозрительными абстракциями, вычленяемыми учеными в целях удобства анализа общественной жизни или экспериментальными искусственными образованиями, а существуют реально, в самой деятельности. Их существование можно эмпирически зафиксировать и проверить. Во-вторых, социальные общности - это не сумма индивидов, социальных групп или иных социальных образований, а целостность с вытекающими характеристиками целостных систем. В-третьих, социальные общности являются объектами социального взаимодействия. Это значит, что они сами являются источником своего развития, самодвижения. Массовые общности характеризуются следующими признаками: 1) представляют собой структурно-нерасчлененные аморфные образования с довольно раздвинутыми границами, с неопределенным качественным и количественным составом, не имеют точно обозначенного принципа вхождения в них; 2) для них характерен ситуативный способ существования, т. е. они образуются и функционируют на базе и в границах той или иной конкретной деятельности, невозможны вне ее, и поэтому оказываются неустойчивыми, меняющимися от случая к случаю образованиями; 3) им присуща разнородность состава, межгрупповая природа, т. е. эти общности разрывают классовые, групповые, этнические и иные границы; 4) вследствие своего аморфного образования они не способны выступать в составе более широких общностей, в качестве их структурных единиц. Типичным образцом массовых общностей являются участники широких политических или экологических движений (за мир, против ядерной угрозы, против загрязнения окружающей среды и т. д.), поклонники эстрадных звезд, болельщики спортивных команд, члены любительских ассоциаций по интересам (филателисты и т. д.).

Важнейшим условием возникновения социальных общностей является солидарность – единодушие, осознание общности с интересами других людей. При этом уровень солидарности в разных типах общностей, как мы увидим ниже, может проявляться по-разному.

3. Свойства и типы социальных общностей.

Свойства социальных общностей: 1) наличие общей цели деятельности или совпадение целей людей, составляющих общность; 2) наличие единых, разделяемых всеми участниками общности, правил, норм; 3) солидарные социальные взаимодействия партнеров, обусловленные наличием совпадающих целей и единых норм.

Типология социальных общностей:

1. В зависимости от уровня солидарности: 1) множества, в которых воплощается мнимая солидарность (при отсутствии взаимных социальных действий имеются совпадающие цели, интересы и т.п.). Формы множеств: а) категории (статистические совокупности индивидов, имеющих сходные социальные признаки): студенты, подростки, женщины, "новые русские" и т.д.; б) агрегации (объединения людей, пространственно находящихся в одном месте): пассажиры одного поезда, посетители одного супермаркета и т.д.; в) массы (характеризуются сходными (однородными), но не социальными действиями): люди, спасающиеся бегством от реальной или вымышленной угрозы (сходное действие – паника); люди, стремящиеся носить одинаковую одежду (сходное действие – следование моде) и т.д.; 2) контактные общности, в которых воплощается реальная, но, как правило, кратковременная солидарность. Их формы: а) аудитории – одноразовые, относительно кратковременные (от нескольких минут до нескольких ча-сов) взаимодействия лектора (певца, актера и т.п.) и слушателей; б) толпы – общности людей, объединенных сиюминутным настоящим (разновидности толп: случайная (зеваки на пожаре), обусловленная (очередь за билетами), действующая (мятежники)); в) социальные круги – общности людей одного социального положения, собравшихся вместе для удовлетворения своих социальных потребностей (в общении, заботе о других, признании, престиже и т.п.): встреча друзей, конференция ученых, школьный бал и т.д. (социальные круги нередко становятся основой для формирования групповых общностей); 3) групповые общности, в которых воплощается институционализированная (долговременная, устойчивая, определяемая нормами, обычаями и т.п.) солидарность (5.2).

2. По численности: 1) диады (взаимодействие двух человек); 2) малые общности (включают от 3 до нескольких десятков человек); 3) большие общности (от сотен до тысяч человек); 4) суперобщности (включают десятки тысяч и миллионы человек); 5) все мировое сообщество.

3. По времени существования: 1) кратковременные (существуют от нескольких минут до нескольких часов: аудитория конкретного мероприятия, пассажиры междугороднего автобуса); 2) длительные (существуют от нескольких дней до нескольких лет: коллективы предприятий, воинские подразделения); 3) долговременные (существуют от нескольких десятилетий до веков и тысячелетий: территориальные, этнические общности, нации (6)).

4. По плотности связей между индивидами: 1) тесно сплоченные (организации (7)); 2) аморфные образования (болельщики футбольного клуба, любители пива).

5. По базовому системообразующему признаку: 1) территориальные (дальневосточная общность), 2) этнические (русские) (6), 3) демографические (молодежь, женщины), 4) культурные (субкультурные) (9.2) и т.д.

В социальной психологии в начале ХХ в. сложилось еще одно понимание социальных общностей. Наиболее известные представители данного направления – Г. Тард и Г. Лебон – утверждают, что все объединения людей можно обозначить понятием толпа. По их мнению, толпа – это не только стихийное, неорганизованное скопление индивидов, но и структурированное в той или иной степени, организованное объединение людей. Г. Лебон выделяет следующие типы толп: 1) разнородные, в том числе а) анонимные (уличная толпа) и б) неанонимные (парламентское собрание); 2) однородные, в том числе а) секты (политическая, религиозная) и б) касты (военные, рабочие); 3) классы (буржуазия, купечество).

Таким образом, существуют различные трактовки понятия социальная общность и многообразные типы общностей. В социологии наиболее глубоко исследован тип групповых общностей (социальных групп), и это не случайно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: