Государственное регулирование экономики Швеции.




1 вопрос – Особенности шведской модели.

Термин «шведская модель» появился в 50-60 годы ХХ века в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной специальной бесконфликтности общества. Сегодня данный термин используется в различных значениях:

· шведская модель подразумевает смешанный характер экономики, который сочетает рыночные отношения и государственное регулирование, а также преобладание частной собственности в сфере производства;

· другой характерные черты модели – специфика отношений между трудом и капиталом на рынке труда.

Важной частью шведской экономики является централизованная система переговоров по заключению коллективных договоров в области з/п с участием мощных организаций – профсоюзов и предприятий в качестве основных действующих лиц.

В шведской политике доминируют 2 основные цели:

1) полная занятость;

2) выравнивание доходов, что определяет методы экономической политики правительства Швеции.

· это модель, которая сочетает в себе полную занятость и стабильность развития путем проведения общей рестрективной экономической политики, которая дополняется селективными мерами для поддержания высокого уровня занятости и капиталовложений.

Т.О. в широком смысле шведская модель – весь комплекс социально-экономический и политических мер в стране с ее высоким уровнем жизни и широким масштабом социальной политики.

Общие черты шведской модели:

* политическая демократия;

* существование частной собственности;

* основные принципы рыночной экономики;

* независимые от правительства профсоюзы и объединения предпринимателей.

Методы шведской модели предполагают активную роль государства. Главный принцип экономической политики Швеции – нет причин для социализации средств производства и отказа от выгодной рыночной системы производства ради идеологических постулатов.

Смысл модели состоит в максимальном росте частного сектора и как можно большего перераспределения государства части прибыли через налоговую систему и государственный сектор для поднятия жизненного уровня населения, но без воздействия на основы производства. Сегодня государству Швеции отводится большая роль в распределении, потреблении и перераспределении национального дохода через налоги и государственные расходы, достигшие рекордных уровней.

 

2 вопрос – Смешанная экономика Швеции.

В основе смешанной экономики Швеции лежат рыночные отношения на конкурентных началах с активным использованием государственного регулирования, что составляет экономический базис шведской модели. По смешанной экономикой Швеции понимается сочетание и взаимодействие основных форм собственности: частной, государственной и кооперативной.

Частный сектор. Сегодня он играет в Швеции ведущую роль в производстве товаров и услуг. Характерно преобладание акционерного капитала, сокращение доли акций, принадлежащих домашним хозяйствам и индивидуальным собственникам. В настоящее время 20 крупнейших собственников Швеции – учреждения. Также в Швеции наблюдается высокий уровень концентрации производства и монополизации в ведущих отраслях. Широко распространены финансово – промышленные группы. Сейчас 80% шведского рынка контролируется тремя крупными финансово – промышленными группами.

Государственный сектор. Роль государственного сектора в Швеции заключается в аккумуляции и перераспределении значительных денежных средств на социальные нужды и экономические цели согласно концепции шведской модели.

2 уровня владельцев государственной собственности:

1) центральные правительства

2) местные органы власти (коммуны)

Следует различать 2 понятия: государственная собственность и государственный сектор. Удельный вес государственной собственности в Швеции низок. Но по размеру госсектора, который можно охарактеризовать как объем вмешательства государства в экономическую жизнь, Швеция занимает среди развитых капиталистических стран первое место.

Национализированные предприятия в Швеции сконцентрированы в сырьевых отраслях, электротехнике, отраслях связи, почте. Основной инструмент воздействия на экономику сегодня – государственный бюджет Швеции.

Кооперативная собственность.

2 группы:

1) производственные

2) потребительские

Производственные кооперативы сосредоточены в с/х и целюлозно-бумажной промышленности. Потребительские – в сфере розничной торговли.

Таким образом, государственный сектор в экономике Швеции важен для повышения ее эффективности. Этому способствует хорошее качество и низкие издержки на важные гос. услуги. В этом видно взаимодействие государственного и частного секторов: рост доходов от частного используется через налоговые и другие поступления в гос. Бюджет для повышения гос. услуг населения, что способствует эффективности всей экономики, где основу составляет частный сектор.

 

3 вопрос – Структура расходов и доходов государственного бюджета Швеции.

Расходы гос. бюджета.

Более 50 % гос. расходов составляют трансфертные платежи, в том числе пенсии, пособия на детей, жилищные субсидии и т.д. Оставшаяся часть гос. средств составляет потребление и инвестиции центрального правительства Швеции. Большая часть гос. потребления состоит из з/п гос. служащих. Оставшиеся 10 % тратятся на инвестиции.

Доходы гос. бюджета.

Основной источник доходов центрального правительства – косвенные налоги. Взносы на социальное страхование составляют примерно 90% всех его доходов. Для местных, основной источник финансирования – подоходные налоги (60% местного бюджета).

Государственный бюджет Швеции имеет незначительный дефицит. В течение последних 10 лет наблюдается тенденция к снижению суммы дефицита гос. бюджета.

Налоговая политика государства.

Большое значение для экономики Швеции имеют косвенные налоги. НДС – «момс», взносы на соц. страхование, в медицинские фонды. Сегодня в Швеции существует прогрессивная шкала подоходных налогов.

В соответствии с целями шведской модели проводится выравнивание доходов и оказание финансовой поддержки пенсионерам, семьям, инвалидам. Это привело к значительному расширению гос. регулирования, что выразилось в быстро растущем потоке средств, распределяемых через гос. бюджет. Тенденцией последних лет является увеличение ставок взносов предприятий и налогового бремени населения.

 

4 вопрос - Денежно-кредитная политика Швеции.

Двухуровневая банковская система:

1) Риксбанк (Центральный Банк Швеции)

2) Все остальные банки: коммерческие, сберегательные, кооперативные.

Центр. Банк Швеции – самый старый банк в мире (основан в 1668 году). Он находится в собственности государства, подчиняется шведскому парламенту Риксдагу. Глава ЦБ назначается правительством Швеции.

Функции Риксбанка:

· эмиссия денег,

· хранение и распоряжение золотовалютными резервами страны.

· Функция банка государства.

Основная функция ЦБ сегодня – проведение денежной политики.

До 70-х годов ХХ века ЦБ проводил денежную политику, направленную на сохранение процентных ставок на низком уровне. Основной задачей было регулирование денежной массы. Для ограничения общего объема кредитов ЦБ вводил квоты на ликвидности и потолки кредитов для банков.

В 80 годы ХХ века начался процесс дерегулирования денежного рынка и переход к общим мерам его регулирования. С этого времени наиболее популярными инструментами кредитно-денежной политики стали операции ЦБ на открытом рынке и учетная ставка ЦБ.

Кроме того, был предпринят ряд мер, направленных на регулирование денежного рынка:

* отменена квота ликвидности банка,

* отменено регулирование ссудного % банка и потолки ссуд,

* введена шкала процентных ставок на заимствование банков в ЦБ, которая заменила использованный ранее штрафной %.

Внутренний кредитный рынок Швеции стал более свободным.

 

5 вопрос – Политика государства в сфере занятости.

Отношение между трудом и капиталом (собственниками и наемными рабочими).

На шведском рынке труда действуют сильные централизованные организации:

· Объединение предпринимателей Швеции (САФ). Главная функция этой организации – участие в переговорах по коллективным договорам.

· Центральное объединение профсоюзов Швеции (ЦОПШ) – с 1898 года.

· Центральное объединение профсоюзов служащих (ТСУ) – с 40 годов ХХ века.

Государственная политика выравнивания доходов сопровождается политикой солидарности профсоюзов в области з/п.

Практика координации позиции отдельных профсоюзов в области занятости основывается на принципе «равная оплата за равный труд», т.е. нормой для оплаты труда является тип и природа труда, а не различная прибыльность фирм и отраслей.

Долгое время в Швеции существовала система централизованных переговоров о з/п и заключении коллективных договоров.

Переговоры, как правило, проходили в 3 этапа:

1. между САФ и ЦОПШ

2. отраслевые переговоры

3. переговоры на местном уровне (уровне предприятий)

Но в 80 годы ХХ века система централизованных переговоров подверглась критике (причина - уравниловка в з/п, которая не учитывала специфики отдельных отраслей и предприятий).

Поэтому в 90 годы от данной системы отказались. Это привело к росту различия в з/п различных групп работников Швеции.

Трудовое законодательство Швеции.

Традиционная политика правительства Швеции в области производственных отношений основывается на принципе невмешательства. Правительство обычно ограничивало свою деятельность установлением законодательных рамок для мирного улаживания конфликтов.

Начиная с 70 годов ХХ века большинство вопросов, которые ранее регулировались коллективными договорами, стали решаться в соответствии с законом.

Особенностью рынка труда Швеции является рост участия трудящихся в принятии решений и других изменений закона «О труде».

- с 1972 года существует обязательное представительство трудящихся в Советах директоров компаний.

- В Швеции был принят закон «Об обеспечении занятости». Данный закон ввел строгие требования к приему, увольнению работников, к денежному обеспечению уволенных, снижение границы испытательного срока.

Самым важным вопросом в трудовом законодательстве является вопрос об участии трудящихся в управлении предприятием. Н а уровне компании данное управление осуществляется только через профсоюз. На уровне цеха – через администраторов, которые выбираются из числа трудящихся.

Проблема передачи прав собственности работникам предприятий решалась через создание в 80-е годы системы региональных фондов, которые были образованы за счет сверхприбылей предприятий.

Используя деньги этих фондов, работники предприятий имели право приобретать акции. Но в 90-е годы данная система была разрушена.

Политика государства на рынке труда.

Основная проблема рынка труда в Швеции – проблема безработных. С целью ее решения в стране была создана система бирж труда, а также «Управление рынком труда» (АМС).

Главная особенность – значительная роль профсоюзов и организаций предпринимателей на рынке труда Швеции. Их представители заседают в правлениях на всех уровнях администрации рынка труда.

В Швеции существует система выплат пособий по безработице. Минимальное пособие по б/раб – 800 евро в месяц.

 

6 вопрос – особенности социальной политики Швеции.

Социальное страхование – основной элемент шведской политики благосостояния. Главная цель системы соц. страхования – обеспечение человека экономической защитой в случае болезни, рождения ребенка, по старости в связи с несчастными случаями и болезнью по производственной причине, безработице.

1889 год – закон «Об охране труда».

1955 год – введена система обязательного социального страхования, система выплаты пособий на детей.

1913 год – система пенсионного страхования. Данная система вводила пенсии по старости.

В 40-е годы ХХ века пенсионное обеспечение стало всеобщим. В 80-е годы с целью обеспечения достойного уровня жизни пенсионеров правительством Швеции была введена Всеобщая дополнительная пенсия.

Страхование от несчастных случаев. Финансируется взносами предпринимателей. Потерянные доходы возмещаются полностью. Система социального страхования финансируется сегодня из общегосударственного и местных налогов, взносов с предприятий. Главный источник финансирования – взносы с предприятий.

 

7 вопрос - Региональная политика в Швеции.

Активно стала осуществляться в 60-е годы ХХ века из-за быстро сокращающейся занятости в с/х и лесном хозяйстве, черной металлургии, что привело к значительному оттоку населения с севера страны в южные промышленно развитые районы.

Для решения проблемы в 1965 году была введена политика региональной помощи. Национальная программа регионального развития Швеции впервые была принята в 1972 году, затем в 76, 79, 82 гг.

1985 год – закон «О региональной политике в Швеции». Согласно закону, региональная политика должна быть направлена на содействие сбалансированного демографического развития разных частей страны и предоставление каждому жителю Швеции, независимо от места проживания, работы, услуг и возможности жить в условиях благоприятной о.с.

Основные направления региональной политики.

В рамках национальной программы в Швеции были введены 3 зоны регионального развития (А, В, С). Зоны определяются местом в них промышленности и частных услуг. В зависимости от этого они получают разные объемы финансовой помощи. В А – наибольшую, в С – наименьшую.

Кроме постоянных зон развития возможно введение и временных зон. Региональным развитием занимается Правление лэна и Государственное промышленное управление (СИНД).

СИНД – центральный орган, отвечающий за региональную финансовую помощь предприятия через субсидии. Другая его функция – консультации предприятиям.

Правление лэнов – это основной региональный орган власти, ответственный за проведение региональной политики в лэнах. Основная функция – содействие региональному развитию по различным направлениям, включая планирование, управление региональной политикой, координацию.

Таким образом, активная деятельность правительства позволила к концу ХХ века ликвидировать дисбаланс в уровне промышленного развития северных и южных районов страны, а также в уровне жизни и жителей.

 

8 вопрос – Научно-техническая политика.

В последнее время наблюдается последовательный рост расходов на НИОКР (с 1,5 до 3,5 %). > 65 % всех научно-исследовательских работ приходится на промышленные НИОКР, которые финансируются за счет частного капитала. На государстве лежит основная ответственность за фундаментальные исследования.

Основные государственные меры по поощрению инноваций включают:

· льготные кредиты;

· создание новых компаний;

· налоговые стимулы по поощрению развития технологий;

· улучшение деятельности финансовых рынков;

· создание специальных фондов, куда отчисляется до 10 % прибыли предприятий, которая должна быть израсходована на НИОКР.

Таким образом, по показателю удельного веса расходов на НИОКР в структуре государственного бюджета Швеция вышла на одно из первых мест в Западной Европе. Сегодня наблюдается преобладание косвенных методов воздействия государства на развитие НИОКР. Благодаря этому в стране была создана благоприятная среда для внедрения инноваций.

 

9 вопрос – Экологическая политика в Швеции.

Экологические проблемы в Швеции стали подниматься в 60-е годы ХХ века. В 1968 году было создано Государственное Управление охраны о.с. Сегодня в стране действует специальное Министерство.

1964 год – закон «О сохранении природы». Согласно закону, природа – это национальное достояние, которое надо охранять и сохранять. В основу закона было положено право равного доступа – это право свободного передвижения по стране, в том числе, по частной собственности при условии недопущения ущерба земле или собственности. По закону – строго запрещено мусорить.

1969 год – закон «Об охране о.с.» - устанавливает предельные нормы выброса вредных веществ.

1980 год – указ «О возмещении ущерба от диких зверей», который предусматривает денежную компенсацию владельцам домашнего скота от потерь хищников.

Таким образом, механизм экологической политики, принятый в Швеции, оказался достаточно успешным. К концу ХХ века наблюдалось значительное сокращение вредных выбросов и улучшение в целом экологической ситуации в стране.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: