Особенности обучения диалогической речи




БИЛЕТ 11.

1. Охарактеризуйте цель, планируемые результаты и особенности обучения говорению на немецком языке как втором иностранном (на примере обучения диалогической речи).

Ответ

Цель овладения любым иностранным языком, в том числе и немецким немецким– это умение изъясняться на чужом языке, то есть развитие той коммуникативной и межкультурной компетенции, которая позволит работать с информацией на изучаемом языке как в устной, так и в письменной формах в соответствии с темой ситуации.

Согласно требованиям образовательного стандарта основного общего образования по иностранному языку (5-9 классы) обучающиеся в области говорения должны уметь:

ü Начинать, вести поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения,,соблюдая речевые нормы этикета, при необходимости переспрашивая и уточняя

ü Расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложения собеседника согласием или отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал

ü Рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах,планах на будущее,

ü Сообщать краткие сведения о своем городе,селе, о своей стране и станах изучаемого языка

ü Описывать события, явления, уметь передавать основное содержание, основную мысль, события,прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному, услышанному, давать краткую характеристику персонажей

ü

В диалогической речи учащиеся научатся вести диалог этикетного характера, диалог расспрос, диалог- побуждение к действию, диалог- обмен мнениями. Объём диалога – от 3 реплик в 5-7 кл, до 4-5 реплик в 8-9 кл. со стороны каждого учащегося. Продолжительность диалога 1,5 – 2 минуты.

В монологической речи учащиеся научатся строить связные высказывания с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный текст, заданную вербальную ситуацию или зрительную наглядность. Объем МВ от 7-10 фраз в 5-7 кл. до 10-12 в 8-9 кл.

 

Особенности обучения диалогической речи

Начиная работать с мини-диалогами, учащиеся отрабатывают структуры и речевые образцы.

Парная и групповая беседа, обмен мнениями позволяют использовать в речи эмоционально окрашенные выражения и употреблять выражения уточнения и переспроса.

Социологические опросы и интервью активизируют применение умений и навыков в речи, приближенной к естественной коммуникации. (это все,что есть в книге для учителя)

В методике преподавания иностранных языков сложились два пути обучения диалогической речи - дедуктивный и индуктивный: путь «сверху вниз» (дедуктивный подход) и путь «снизу» (индуктивный подход).

Путь «сверху» обучение начинается с единого диалогического образца. Диалог прослушивается, отчитывается, заучивается наизусть, затем происходит варьирование его лексического наполнения, отработка элементов и учащихся подводят к ведению самостоятельных диалогов на ту же тему. Отталкиваясь от диалога образца учащиеся проходят следующие этапы:

·- восприятие на слух, а затем с графической опорой готового диалога с целью общего понимания его смысла, выявления действующих лиц и их позиций;

·- выявление и присвоение особенности диалога (речевых клише, эмоционально-модальных реплик, обращений и т.д.);

·- воспроизведение по ролям драматизация, предполагающая полное присвоение данного диалога.

Здесь заканчивается работа над заданным диалогом и следует стимулирование диалогического общения на основе подобной, но новой ситуации.

Недостатки этого подхода заключаются в том, что такой путь не развивает умение самостоятельно использовать диалогические единства в речи. Это приводит к преждевременной автоматизации элементов в той последовательности, в которой они находятся в речевом образце. И когда он забывается, учащийся не способен восстановить и тем более свободно использовать отдельные его элементы

Согласно Е.Н. Солововой, обучение диалогу путем «сверху вниз» является наиболее оптимальным для обучения стандартным, или типовым, диалогам.

 

Второй подход - индуктивный - предполагает путь от усвоения элементов диалога к его самостоятельному ведению на основе учебно-речевой ситуации.

Используя этот путь, удобнее обучать разворачиванию реплик, вкраплению микромонологов. В такого рода диалогических единства стимулирующая реплика строится таким образом, что она вызывает развернутый ответ. Для того, чтобы учащиеся давали развернутый ответ нужно придать соответствующий характер стимулирующей реплике. путь «снизу вверх» предполагает также выполнение заданий на восстановление одной из реплик. Согласно этому подходу выделяют следующие этапы в овладении диалогической речью:

·формирование навыков использования языкового материала;

·владение умением взаимодействовать с партнером;

·иллюстрации.

В соответствии с индуктивным путем обучения подготовка к ведению диалога включает:

·совершенствование психических механизмов диалогической речи;

·формирование навыков использования языкового материала, типичного для диалогической речи;

·овладение умением взаимодействовать с партнерами в условиях внутренней и внешней речевой ситуации [6; 53].

Что же необходимо совершенствовать в данном случае? Определим лишь некоторые из базовых речевых умений:

·умение задавать вопросы разных типов;

·логично, последовательно и понятно отвечать на поставленные вопросы;

·использовать различные реплики реагирования в процессе общения, проявляя заинтересованность, внимание и активное участие в разговоре;

·употреблять различные вводные структуры и клишированные выражения;

·пользоваться различными способами реализации речевых функций, таких как, выражение согласия или несогласия, сомнения, удовлетворения, неудовольствия, просьбы и т.д.

 

 

2. Спроектируйте фрагмент урока немецкого языка по теме Berufe.. (Немецкий язык (Горизонты) 5 класс. М.М. Аверин, Ф.Джин, Л. Рорман, М. Збранкова. – М.: Просвещение)

На данном этапе урока учащиеся научатся называть профессии близких родственников и расспрашивать об этом одноклассников.

Heute sprechen wir von Berufen! Die Aufgaben im Lehrbuch hilfеn uns!

На этапе концептуализации Считаю целесообразнее начать знакомство с новой лексикой с упр.11(б), в котором предполагается соотнести картинки со словами, обозначающими профессии. Созвучие с АЯ или с родным языком может помочь в этом.

Далее дополняю список с более распространенными профессиями в наше время(предлагаю детям карточки с этими словами),или привлекаю упр.13 в учебнике и словарь, отрабатываем чтение с правильным ударением. Далее

Используя задание 11(а) на с.64 слушаем диалог, повторяем за дикторм Обращаю внимание на выражения ist... von Beruf, arbeitslos и грамматический комментарий в рубрике Denk nach, показывающий образование женского рода названий некоторых профессий. Привлеку для активизации этого правила рабочие листы (Meine Familie — Arbeitsblatt 3). (Перевод.)

На этапе интериоризации Задание 11 в АВ способствует активизации орфографических навыков. Задания 12 (а,б) дают возможность активизировать произносительную сторону изучаемой лексики.

и затем побеседую с учащимися о профессиях их родителей за основу берем диалог из упр.11 (а)

На продуктивном этапе для тренировки учащихся в применении речевых навыков можно использовать технологию Броуновского движеия (расспросить одноклассников о профессиях их родителей)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: