Технико-экономическое обоснование эффективности проекта
Основная цель и сущность проекта
Основной целью проекта является повышение уровня безопасности движения поездов, выявление неисправностей тормозных приборов и улучшение качества технического обслуживания и ремонта тормозного оборудования в поездах, снижения уровня вынужденных остановок поездов на перегонах по показаниям приборов комплекса технических средств многофункционального.
Для обеспечения безопасности движения поездов и качественного технического обслуживания автотормозного оборудования вагонов необходимо парк отправления поездов на станции Минск-Сортировочный оборудовать трубопроводом сжатого воздуха.
Проектом предусматривается установка системы УЗОТ-РМ (ускоренной зарядки и опробования автотормозов), предназначенной для опробования автотормозов в сформированных поездах и выявление неисправных и самопроизвольно срабатывающих воздухораспределителей. Подача сжатого воздуха на позиции испытания тормозов производится по трубопроводам. Источником сжатого воздуха будет компрессорная станция Минского вагонного депо. Для обеспечения в воздушный магистрали необходимого объема и давления сжатого воздуха, необходимого для испытания тормозов одновременно в пяти составах, непосредственно возле установки УЗОТ-РМ устанавливается два воздухосборника объемом 6,3 м3 каждый.
Реализация проекта позволит повысить уровень обеспечения безопасности движения поездов, качество технического обслуживания тормозного оборудования вагонов, снизить время простоя локомотивов под составами и снизить расход топлива, затрачиваемого на наполнение тормозной магистрали сжатым воздухом.
Техническое обоснование необходимости проекта
Согласно существующей технологии опробование автотормозов и выявление неисправностей воздухопроводов вагонов в пункте технического обслуживания станции Минск-Сортировочный производится от поездного локомотива, что значительно увеличивает время нахождения локомотива под составом, расход топлива, затрачиваемого на наполнение тормозной магистрали сжатым воздухом, а также увеличивает время на выявление неисправных тормозных приборов и устранение неисправностей воздухопроводов.
Оборудование парка отправления воздухопроводом сжатого воздуха и установкой УЗОТ-РМ позволит производить полное опробование автотормозов без участия локомотива и локомотивной бригады. Подача воздуха в тормозную магистраль позволит выявлять неисправности воздухопроводов при техническом обслуживании до выполнения операции по опробованию автотормозов.
Определение экономической эффективности проекта
Расходы при проверке тормозов в составе поезда от поездного локомотива:
Среднее ежегодное отправление грузовых поездов по станции Минск-Сортировочный – 11 424.
Время, необходимое на полное опробование автотормозов и зарядку тормозной магистрали в одном поезде – 26 мин.
Время, затрачиваемое на опробование тормозов за год составляет:
11 424х26/60 = 4 950 час.
Расход дизельного топлива на 1 час простоя 2-секционного локомотива – 50 кг.
Расход дизельного топлива за год равен:
4 950х50/1000 = 247,52 т.
Коэффициент перевода натурального топливо в условное топливо, К=1,45.
Годовой расход условного топлива:
247,52 х 1,45 = 358,9 т.у.т.
Цена дизельного топлива за 1 тонну составляет 1290 р.
Затраты на дизельное топливо за год:
247,52 х 1290 = 319 301 р.
Расходы на опробование тормозов после оборудования парка отправления поездов трубопроводом сжатого воздуха:
Время, необходимое на опробование тормозов в одном поезде – 10 мин;
Время, затрачиваемое на опробование тормозов, за год составит:
11 424х10/60 = 1904 часа.
Расходы дизельного топлива за год после реализации проекта:
1904х50/1000 = 95,2 т.
Годовой расход условного топлива:
95,2 х 1,45 = 138 т.у.т.
Рассчитаем затраты на топливо в год:
95,2 х 1290 = 122 808 р.
При потребности в сжатом воздухе 5.5 м3/мин, что составляет:
5,5 х 60 =330 м3/час,
или
330 х 1904 =628 320 м3/год.
Учитывая, что на производство 1 м3 сжатого воздуха затрачивается 0.09076 кВтч электроэнергии, расход рассчитывается следующим образом:
628 320 х 0.09076 = 57 026,32 кВтч/год.
Стоимость 1 кВтч электроэнергии 0,26 р.
Годовые расходы на электроэнергию составят:
57 026,32 х 0,26 = 14 826,84 р.
Коэффициент перевода кВтч электроэнергии в тонны условного топлива, К=0, 0003437.
Годовой расход условного топлива на выработку сжатого воздуха:
57 032,32 х 0,0003437=19,6 т.у.т.
Экономия в тоннах условного топлива составит:
358,9 – 138 – 19,6 = 201,3 т.у.т.
Таблица1 – Расчет затрат после осуществление проекта
№ п/п | Наименование затрат | Затраты за год до осуществления проекта, т.р | Затраты за год после осуществления проекта, т.р | Итого затраты до проекта, т.р. | Итого затраты после проекта, т.р. | ||
ВЧД | ТЧ | ВЧД | ТЧ | ||||
электроэнергия | - | 14,83 | - | - | 14,83 | ||
дизтопливо | 319,30 | - | 122,80 | 319,30 | 122,80 | ||
Итого: | 319,30 | 137,63 |
Экономия всего составит:
319,30 т.р. – 137,63. = 181,67 т.р.
Финансовый срок окупаемости при стоимости проекта 56 760 р:
56,76 / 181,67 = 0,3 года = 4 мес.
Срок окупаемости проекта по программе энергосбережения при стоимости 1 т.у.т. – 220$ США и курса 2,00 руб./$ США
56,76 / (201,3 х 220 х 2,00 х) = 0,6 года.
Различие в полученных сроках окупаемости объясняется различной стоимостью электроэнергии и дизельного топлива при их приведению к условному топливу.