Проанализируем за 2017-2018 годы изменение ведущих статистических показателей формирования и расходования государственных финансов, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, внебюджетных фондов, внешнего и внутреннего долга.
На рисунке 2 отражено изменение доходов консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, федерального бюджета и консолидированного бюджета субъектов РФ за 2 года.
Рис. 2. Динамика доходов консолидированных бюджетов и федерального бюджета (млрд. руб.) во временном промежутке
Доходы консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов выросли на 20,2% за 2018 год, федерального бюджета — на 28,9%, консолидированного бюджета субъектов РФ — на 15,2%.
При этом сумма налога на прибыль в 2018 году повысилась на 24,6%; налога на доходы физических лиц — на 12,4%; страховых взносов на обязательное социальное страхование — на 10,2%; налога на добавленную стоимость — на 17,1%; налогов на совокупный доход — на 16,5%; налога на имущество — на 11,7%; налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами — на 48,4%; понизилась сумма акцизов по подакцизным товарам — на 0,6%.
Доходы от внешнеэкономической деятельности увеличились в 2018 году на 42,5%; доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности — на 6%; платежи при пользовании природными ресурсами — на 1,8%; безвозмездные поступления — на 28,2%. Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства и доходы от продажи материальных и нематериальных активов были получены только в 2018 году.
Максимальную долю в структуре государственных доходов (консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов) занимают: налог на прибыль (10,6% в 2017 году, 11% в 2018 году), налог на доходы физических лиц (10,5% в 2017 году, 9,8% в 2018 году), страховые взносы на обязательное социальное страхование (21,9% в 2017 году, 20% в 2018 году), налог на добавленную стоимость (16,6% в 2017 году, 16,1% в 2018 году), налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (13,4% в 2017 году, 16,6% в 2018 году), доходы от внешнеэкономической деятельности (8,4% в 2017 году, 9,9% в 2018 году).
|
На рисунке 3 приведена динамика суммы задолженности по налогам, сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему РФ, недоимки по ней и урегулированного долга.
Рис. 3. Изменение сумм урегулированной и общей задолженности по налогам и сборам, а также недоимки по ним (млрд. руб.) во временном промежутке
Задолженность по налогам, сборам, пеням и налоговым санкциям в целом снизилась на 26,8%; недоимка — на 26,4%; урегулированная задолженность — на 9,2%. Задолженность по федеральным налогам и сборам уменьшилась на 14,8%; недоимка по ним — на 15,6%; урегулированная задолженность — на 2,1%.
Задолженность по налогам по специальным налоговым режимам понизилась — на 14,8%; недоимка по ним — на 7,7%; урегулированная задолженность — на 27,6%.
Задолженность по единому социальному налогу сократилась на 50%; недоимка по нему — на 58,8%; урегулированная задолженность — на 60%.
Задолженность по страховым взносам снизилась на 55%; недоимка по ним — на 56%; урегулированная задолженность — на 27,4%.
Задолженность по налогу на прибыль организаций уменьшилась на 17%; недоимка по нему — на 18,1%; урегулированная задолженность выросла на 5,9%.
|
Задолженность по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги) понизилась на 17,4%; недоимка по нему — на 18,8%; урегулированная задолженность повысилась на 11,2%.
Задолженность по налогам, сборам и регулярным платежам за пользование природными ресурсами увеличилась на 178,8%; недоимка по ним — на 180%; урегулированная задолженность — на 20%.
Задолженность по акцизам по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, выросла на 3,8%; недоимка по ним сократилась на 7,9%; урегулированная задолженность — на 64,1%.
Наибольшие доли в структуре общей задолженности составляют: страховые взносы (27% в 2017 году и 16,6% в 2018 году); федеральные налоги и сборы (44,5% в 2017 году и 51,8% в 2018 году), среди которых преобладают налог на прибыль организаций (9,3% в 2017 году и 10,5% в 2018 году) и налог на добавленную стоимость (28% в 2017 году и 31,5% в 2018 году).
Максимальные доли в составе недоимки занимают: страховые взносы (27,4% в 2017 году и 16,4% в 2018 году); федеральные налоги и сборы (43,4% в 2017 году и 49,7% в 2018 году), среди которых преобладают налог на прибыль организаций (9% в 2017 году и 10% в 2018 году) и налог на добавленную стоимость (28% в 2017 году и 30,9% в 2018 году).
Наибольшие доли в структуре урегулированной задолженности составляют: страховые взносы (28,1% в 2017 году и 22,5% в 2018 году); федеральные налоги и сборы (62,7% в 2017 году и 67,7% в 2018 году), среди которых преобладают налог на прибыль организаций (11,9% в 2017 году и 13,9% в 2018 году) и налог на добавленную стоимость (35,3% в 2017 году и 43,2% в 2018 году).
|
На рисунке 4 показано изменение расходов консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, федерального бюджета и консолидированного бюджета субъектов РФ за 2 последних года.
Рис. 4. Динамика расходов консолидированных бюджетов и федерального бюджета (млрд. руб.) во временном промежутке
Затраты консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов повысились на 5,8% за 2018 год, федерального бюджета — на 1,8%, консолидированного бюджета субъектов РФ — на 9,9%.
При этом издержки на общегосударственные вопросы увеличились на 9,2%; национальную безопасность и правоохранительную деятельность — на 3,8%; национальную экономику в целом — на 2,6%; жилищно-коммунальное хозяйство — на 9,4%; социально-культурные мероприятия — на 7%; обслуживание государственного и муниципального долга — на 8,8%; сельское хозяйство и рыболовство — на 6,4%; дорожное хозяйство (дорожные фонды) — на 8%; связь и информатику — на 25,5%; другие вопросы в области национальной экономики — на 3,8%; снизились на национальную оборону — на 0,9%; топливно-энергетический комплекс — на 23,7%; транспорт — на 3,3%; прикладные научные исследования в области национальной экономики — на 11,2%.
Максимальные доли в структуре государственных расходов (консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов) занимают: затраты на социально-культурные мероприятия (58,8% в 2017 году и 59,5% в 2018 году); национальную экономику (13,4% в 2017 году и 13% в 2018 году); национальную оборону (8,8% в 2017 году и 8,3% в 2018 году). В составе национальной экономики: издержки на дорожное хозяйство (дорожные фонды) — 4,6% в 2017 году и 4,7% в 2018 году; транспорт — 2,6% в 2017 году и 2,3% в 2018 году.
На 2017 год наблюдался дефицит государственного бюджета в размере 1349,1 млрд. руб.; на 2018 год — профицит в сумме 3035,6 млрд. руб.
На рисунке 5 продемонстрирована динамика сумм общего, внешнего и внутреннего финансирования дефицита бюджета.
Рис. 5. Изменение сумм финансирования дефицита бюджета (млрд. руб.) во временном промежутке
Суммы общего и внутреннего финансирования в 2018 году уменьшились на 206,2% и на 79,1% соответственно, став отрицательными значениями, что вызвано превышением отдаваемых финансовых ресурсов над занимаемыми, поскольку в этом году отмечался профицит государственного бюджета. Сумма внешнего финансирования выросла на 7,3% и осталась отрицательной.
На рисунке 6 отражено изменение объемов денежных средств, размещенных в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния.
Рис. 6. Динамика сумм финансовых средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (млрд. руб.) во временном промежутке на начало года
Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) федерального бюджета. Прекратил существование с 01.02.2018 года.
Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан РФ, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда России. Понизился на начало 2018 года на 13,9%.
На рисунке 7 приведена динамика государственного внешнего и внутреннего долга.
Рис. 7. Изменение сумм государственного внешнего (млрд. долл.) и внутреннего долга (млрд. руб.) во временном промежутке на начало года
Внутренний долг государства повысился на 8,6% в 2018 году. При этом облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом увеличились на 40,4%; облигации федеральных займов с переменным купонным доходом — на 0,6%; облигации федеральных займов с индексируемым номиналом — на 3%.
Облигации федеральных займов с амортизацией долга сократились на 20,6%; государственные сберегательные облигации и облигации внутренних облигационных займов не изменились.
Наибольшие доли в структуре государственного внутреннего долга составляют: облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом (38,1% в 2017 году и 49,3% в 2018 году); облигации федеральных займов с переменным купонным доходом (21,7% в 2017 году и 20,1% в 2018 году).
Внешний долг государства снизился на 2,7% в 2018 году. При этом задолженность по внешним облигационным займам выросла на 1,6%; задолженность перед официальными двусторонними кредиторами – не членами Парижского клуба уменьшилась на 40%; задолженность перед официальными многосторонними кредиторами — на 12,5%; государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте — на 11,2%.
Максимальные доли в составе государственного внешнего долга занимают: задолженность по внешним облигационным займам (73,4% в 2017 году и 76,7% в 2018 году); государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте (22,9% в 2017 году и 20,9% в 2018 году).
На рисунках 8-10 показано изменение поступлений и расходования средств Фонда социального страхования, Пенсионного фонда и Фонда обязательного медицинского страхования РФ за 2 последних года.
Рис. 8. Динамика поступлений и расходов Фонда социального страхования РФ (млн. руб.) во временном промежутке
Сумма поступлений выросла в 2018 году на 6,3%. При этом поступления от налогов, страховых взносов повысились на 11,8%; из федерального бюджета — на 3,7%; из федерального фонда обязательного медицинского страхования понизились на 5,8%.
Сумма расходов увеличилась в 2018 году на 4,7%. При этом затраты на обязательное социальное страхование выросли на 4,8%; на финансирование издержек на содержание исполнительного органа Фонда — на 4,8%; на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также профилактического медицинского осмотра ребенка в течение первого года жизни сократились на 6%.
Пособия по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий были отмечены только в 2017 году в размере 713 млн. руб.
Среди поступлений наибольшую долю составляют налоги и страховые взносы (84,3% в 2017 году и на 88,6% в 2018 году), среди расходов — на обязательное социальное страхование (88,5% в 2017 году и в 2018 году).
Рис. 9. Изменение поступлений и затрат Пенсионного фонда РФ (млн. руб.) во временном промежутке
Сумма поступлений повысились в 2018 году на 0,1%. При этом поступления от налогов, страховых взносов увеличились на 10,4%; из федерального бюджета снизились на 12,2%.
Сумма совокупных издержек выросла в 2018 году на 1,3%. При этом расходы на финансирование выплат населению пенсий, пособий повысились на 5,6%, из них: на осуществление ежемесячной денежной выплаты — на 2,3%; на обязательное пенсионное страхование — на 5,8%; на предоставление материнского (семейного) капитала уменьшились на 3,1%; на финансирование затрат на содержание исполнительного органа Фонда увеличились на 4,1%.
Среди поступлений максимальную долю составляют налоги и страховые взносы (54,4% в 2017 году и 60% в 2018 году) и поступления из федерального бюджета (44,6% в 2017 году и 39,1% в 2018 году). Среди совокупных затрат — издержки на финансирование выплат населению пенсий, пособий (84,4% в 2017 году и 88% в 2018 году) и в их структуре -на обязательное пенсионное страхование (76,7% в 2017 году и 80,1% в 2018 году).
Рис. 10. Динамика поступлений и расходов Фонда обязательного медицинского страхования РФ (млн. руб.) во временном промежутке
Сумма поступлений увеличилась в 2018 году на 9,1%. При этом поступления от налогов, страховые взносов выросли на 9,2%; межбюджетный трансферт бюджету Федерального фонда ОМС на компенсацию выпадающих доходов бюджета ФОМС в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на ОМС — на 17,6%.
Сумма совокупных затрат повысилась в 2018 году на 20,2%. При этом издержки на финансирование расходов на содержание исполнительного органа Фонда увеличились на 3,9%; субвенции бюджетам территориальных фондов ОМС на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации — на 21,7%; межбюджетные трансферты в бюджет Фонда социального страхования России на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также профилактического медицинского осмотра ребенка в течение первого года жизни понизились на 5,8%.
Средства нормированного страхового запаса Федерального фонда ОМС были отмечены только в 2018 году в размере 492 млн. руб.
Среди поступлений наибольшую долю занимают налоги, страховые взносы (98,2% в 2017 году и в 2018 году), среди затрат — субвенции бюджетам территориальных фондов ОМС на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации (92,9% в 2017 году и 94,1% в 2018 году).
На рисунках 11-14 продемонстрирована динамика активов и пассивов баланса исполнения консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов за 2 последних года.
Рис. 11. Изменение некоторых статей активов баланса исполнения бюджетов (консолидированного и внебюджетных фондов в руб.) во временном промежутке
Вложения в нефинансовые активы выросли в 2018 году на 4,7%; затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг — на 7,5%; денежные средства учреждения — на 52,7%; средства на счетах бюджета в кредитной организации — на 2,8%; средства бюджета на депозитных счетах — на 85,1%. Средства на счетах бюджета в органе Федерального казначейства сократились на 3,4%.
Рис. 12. Динамика оставшейся части статей активов баланса исполнения бюджетов (консолидированного и внебюджетных фондов в руб.) во временном промежутке
Финансовые вложения повысились в 2018 году на 4,5%; дебиторская задолженность по доходам — на 95,7%; вложения в финансовые активы — на 110,6%; финансовые активы в целом — на 13,3%. Дебиторская задолженность по выплатам снизилась на 1,9%; расчеты по кредитам, займам (ссудам) — на 1%.
Максимальные доли в суммарных активах (валюте баланса) составляют: финансовые вложения (30,7% в 2017 году и 16,4% в 2018 году); вложения в нефинансовые активы (8,9% в 2017 году и 4,8% в 2018 году).
Рис. 13. Изменение некоторых статей пассивов баланса исполнения бюджетов (консолидированного и внебюджетных фондов в руб.) во временном промежутке
Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам увеличились в 2018 году на 9,9%; кредиторская задолженность по выплатам — на 200,6% (в 2 раза); расчеты по платежам в бюджеты — на 32%; кредиторская задолженность по доходам — на 32,4%.
Доходы будущих периодов и резервы предстоящих расходов были отмечены (выделены) только в 2018 году.
Рис. 14. Динамика оставшейся части статей пассивов баланса исполнения бюджетов (консолидированного и внебюджетных фондов в руб.) во временном промежутке
Финансовый результат экономического субъекта вырос в 2018 году на 2,4%; результат по кассовым операциям бюджета — на 20,9%; совокупные обязательства — на 610,4% (в 6,1 раза); суммарный финансовый результат — на 4%.
Наибольшие доли в валюте баланса (суммарных пассивах) занимают: финансовый результат экономического субъекта (77,5% в 2017 году и 40,5% в 2018 году) и расчеты с кредиторами по долговым обязательствам (10,8% в 2017 году и 6,1% в 2018 году).
Валюта баланса в целом увеличилась в 2018 году на 95,8% и составила 182272744495610 руб.
При исследовании были выявлены следующие проблемы:
1) профицит бюджета в 2018 году (это можно считать недостатком, поскольку это свидетельствует о нерациональном распределении и использовании полученных денежных средств в бюджет, то есть существует необходимость в переходе от экономии финансов к их более эффективному расходованию);
2) существование задолженности и недоимки по налогам, сборам и страховым отчислениям (то есть необходима разработка более результативной системы взимания данной задолженности или системы поощрения за своевременную оплату налогов и взносов);
3) высокие затраты Пенсионного фонда и превышение их над поступлениями и у Фонда обязательного медицинского страхования в 2018 году (то есть необходима оптимизация издержек на выплаты пенсий и пособий или увеличение доходных поступлений в фонд, при этом меньшие суммы доходов бюджета и вызваны недоимками и задолженностью по налогам);
4) наблюдалось значительное повышение кредиторской задолженности по выплатам (в 2 раза) и дебиторской задолженности по доходам (на 95,7%) в 2018 году (что опять же вызвано недоимкой денежных средств в бюджет по налогам и сборам).
Заключение
Государственные финансовые ресурсы – это доходы, поступления и денежные накопления, которые находятся в распоряжении органов государственной власти и предназначены для решения вопросов, относящихся к их компетенции. Данная экономическая категория имеет довольно сложную структуру, они включают федеральный бюджет, государственные внебюджетные фонды и государственный кредит, региональные бюджеты, государственные территориальные внебюджетные фонды. Финансовые ресурсы государства образуются за счет налоговых, неналоговых и безвозмездных поступлений, а расходуются на текущие и капитальные цели: функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, состоящих на бюджетном финансировании из государственного бюджета, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций, национальные проекты (в том числе инвестиционную и инновационную деятельность). Основным показателем результативности использования финансов является профицит (дефицит) бюджета.
В ходе проведения анализа государственных финансов получены такие результаты, как:
1) доходы консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов выросли на 20,2% за 2018 год, федерального бюджета — на 28,9%, консолидированного бюджета субъектов РФ — на 15,2%. При этом сумма налога на прибыль в 2018 году повысилась на 24,6%; налога на доходы физических лиц — на 12,4%; страховых взносов на обязательное социальное страхование — на 10,2%; налога на добавленную стоимость — на 17,1%; налогов на совокупный доход — на 16,5%; налога на имущество — на 11,7%; налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами — на 48,4%; понизилась сумма акцизов по подакцизным товарам — на 0,6%. Доходы от внешнеэкономической деятельности увеличились в 2018 году на 42,5%; доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности — на 6%; платежи при пользовании природными ресурсами — на 1,8%; безвозмездные поступления — на 28,2%. Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства и доходы от продажи материальных и нематериальных активов были получены только в 2018 году;
2) затраты консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов повысились на 5,8% за 2018 год, федерального бюджета — на 1,8%, консолидированного бюджета субъектов РФ — на 9,9%. При этом издержки на общегосударственные вопросы увеличились на 9,2%; национальную безопасность и правоохранительную деятельность — на 3,8%; национальную экономику в целом — на 2,6%; жилищно-коммунальное хозяйство — на 9,4%; социально-культурные мероприятия — на 7%; обслуживание государственного и муниципального долга — на 8,8%; сельское хозяйство и рыболовство — на 6,4%; дорожное хозяйство (дорожные фонды) — на 8%; связь и информатику — на 25,5%; другие вопросы в области национальной экономики — на 3,8%; снизились на национальную оборону — на 0,9%; топливно-энергетический комплекс — на 23,7%; транспорт — на 3,3%; прикладные научные исследования в области национальной экономики — на 11,2%. На 2017 год наблюдался дефицит государственного бюджета в размере 1349,1 млрд. руб.; на 2018 год — профицит в сумме 3035,6 млрд. руб.;
3) суммы общего и внутреннего финансирования в 2018 году уменьшились на 206,2% и на 79,1% соответственно. Сумма внешнего финансирования выросла на 7,3% и осталась отрицательной. Внутренний долг государства повысился на 8,6% в 2018 году. При этом облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом увеличились на 40,4%; облигации федеральных займов с переменным купонным доходом — на 0,6%; облигации федеральных займов с индексируемым номиналом — на 3%. Облигации федеральных займов с амортизацией долга сократились на 20,6%; государственные сберегательные облигации и облигации внутренних облигационных займов не изменились. Внешний долг государства снизился на 2,7% в 2018 году. При этом задолженность по внешним облигационным займам выросла на 1,6%; задолженность перед официальными двусторонними кредиторами – не членами Парижского клуба уменьшилась на 40%; задолженность перед официальными многосторонними кредиторами — на 12,5%; государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте — на 11,2%;
4) сумма поступлений в ФСС выросла в 2018 году на 6,3%. При этом поступления от налогов, страховых взносов повысились на 11,8%; из федерального бюджета — на 3,7%; из федерального фонда обязательного медицинского страхования понизились на 5,8%. Сумма расходов увеличилась в 2018 году на 4,7%. При этом затраты на обязательное социальное страхование выросли на 4,8%; на финансирование издержек на содержание исполнительного органа Фонда — на 4,8%; на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также профилактического медицинского осмотра ребенка в течение первого года жизни сократились на 6%. Сумма поступлений в ПФ РФ повысились в 2018 году на 0,1%. При этом поступления от налогов, страховых взносов увеличились на 10,4%; из федерального бюджета снизились на 12,2%.Сумма совокупных издержек выросла в 2018 году на 1,3%. При этом расходы на финансирование выплат населению пенсий, пособий повысились на 5,6%, из них: на осуществление ежемесячной денежной выплаты — на 2,3%; на обязательное пенсионное страхование — на 5,8%; на предоставление материнского (семейного) капитала уменьшились на 3,1%; на финансирование затрат на содержание исполнительного органа Фонда увеличились на 4,1%. Сумма поступлений в ФОМС увеличилась в 2018 году на 9,1%. При этом поступления от налогов, страховые взносов выросли на 9,2%; межбюджетный трансферт бюджету Федерального фонда ОМС на компенсацию выпадающих доходов бюджета ФОМС в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на ОМС — на 17,6%. Сумма совокупных затрат повысилась в 2018 году на 20,2%. При этом издержки на финансирование расходов на содержание исполнительного органа Фонда увеличились на 3,9%; субвенции бюджетам территориальных фондов ОМС на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов РФ — на 21,7%; межбюджетные трансферты в бюджет Фонда социального страхования России на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также профилактического медицинского осмотра ребенка в течение первого года жизни понизились на 5,8%.
При исследовании были выявлены следующие проблемы: профицит бюджета в 2018 году (это можно считать недостатком, поскольку это свидетельствует о нерациональном расходовании полученных денежных средств в бюджет); существование задолженности и недоимки по налогам, сборам и страховым отчислениям; высокие затраты Пенсионного фонда и превышение их над поступлениями и у Фонда обязательного медицинского страхования в 2018 году; наблюдалось значительное повышение кредиторской задолженности по выплатам (в 2 раза) и дебиторской задолженности по доходам (на 95,7%) в 2018 году.
Список литературы
1. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. От 15.04.2019)
2. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ)
3. "Налоговый кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 29.05.2019)
4. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
5. Федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" от 05.12.2017 №364-ФЗ
6. Федеральный закон от 05.12.2017 №363-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2019 и 2020 годов"
7. Федеральный закон от 05.12.2017 №368-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов"
8. Федеральный закон Российской Федерации от 26.12.2018 №459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 и на плановый период 2020 и 2021 годов»
9. Дадашев А. З., Мешкова Д. А., Топчи Ю. А. Бюджетная система Российской Федерации: государственные и муниципальные финансы: учебник / под ред. проф. А. З. Дадашева. М: Научная библиотека, 2018, – 240 с.
10. Корчинский В. Е. Государственные и муниципальные финансы: учебник В. Е. Корчинский, Т. И. Воробец; Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, Институт экономики и управления. Кафедра государственных финансов и банковского дела. - Симферополь: АРИАЛ. - 2018. - 371с.
11. Яруллин Р. Р. Государственные и муниципальные финансы в схемах, графиках и таблицах с комментариями: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Р. Р. Яруллин. – Уфа: Аэтерна, 2018. – 208 с.
12. Блищак К. А., Вилисова М. Л. Государственный бюджет в системе управления финансами в России. Аллея науки. 2018. Т. 1. № 1 (17). С. 331-334.
13. Воробьева Е. И. Государственные финансы России и реализация национальных проектов. Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2019. № 1 (46). С. 16-24.
14. Иванов В. Д. Повышение эффективности использования государственных и муниципальных финансов. Дневник науки. 2019. № 3 (27). С. 62.
15. Карловская Е. А., Захарова А. В. Государственные финансы в сфере социального обеспечения. Проблемы финансов, кредита и бухгалтерского учета в условиях реформирования экономики. 2018. С. 129-132.
16. Киященко Т. П. Некоторые проблемы и тенденции развития сферы государственных и муниципальных финансов России. Инновационное развитие экономики. 2018. № 1 (43). С. 236-244.
17. Оганесян С. А. Структура и органы управления государственными финансами. Аллея науки. 2018. Т. 7. № 5 (21). С. 606-609.
18. Окорокова О. А., Нестерова О. В. Влияние государственных и муниципальных финансов на жизнь граждан. Вектор экономики. 2018. № 12 (30). С. 139.
19. Пискунович В. А., Иванова Д. М. Формы и методы воздействия государственных финансов на развитие малого и среднего бизнеса в РФ. Аллея науки. 2018. Т. 8. № 11 (27). С. 321-334.
20. Сафина К. Р. Влияние государственных и муниципальных финансов на жизнедеятельность граждан Российской Федерации. Аллея науки. 2018. Т. 1. № 11 (27). С. 769-772.
21. Севек Р. М., Ильясова М. Г. Государственные и муниципальные финансы. Advanced science. 2018. С. 91-94.
22. Севек Р. М., Ооржак Ч. В. Государственные и муниципальные финансы. Экономика, бизнес, инновации. 2018. С. 108-110.
23. Хандулаева П. Х., Рябичева О. И. Оценка современных тенденций развития государственных финансов РФ. Современные научные исследования и разработки. 2018. Т. 2. № 11 (28). С. 748-751.
24. https://www.gks.ru
25. https://www.minfin.ru
26. https://roskazna.ru