Абрамова Е.М., МБОУ СОШ №10
Г. АБАКАН, Республика Хакасия
Решение проблемной задачи: «Чудеса живой природы. Растительный мир Хакасии»
(для учащихся 4 – х классов)
II. Методический паспорт проектной задачи.
Тема | Проектная задача «Растительный мир Хакасии» |
Адресация проектной задачи | Проектная задача предназначена для педагогов, работающих с детьми 4 класса. |
Тип задачи | Предметная (обучающая) |
Предмет | Окружающий мир |
Цель проектной задачи | Выявление интересных фактов из жизни морских обитателей, расширение кругозора по данной теме. |
Задачи | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Развиваем умения представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом. 2. Определять и формулировать цель решения проблемной задачи. 3.Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 5. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в группе. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
Ресурсы проектной задачи | Набор текстовых заданий, цветные карандаши, бумага, ножницы, картинки редких растений Хакасии, шаблоны лепестков ромашки с фразами. |
Планируемый результат | На основе проекто – исследовательской деятельности учащиеся должны выявить причины исчезновения редких растений и рассмотрение возможных путей сохранения флоры республики. Представить результат работы (продукт деятельности) в виде информационного цветка полученных знаний. |
Способ и формат оценивания результатов работы | Педагогическое наблюдение за работой учеников в группе (экспертный лист), публичное выступление групп, оценивание результатов другой группой. |
Описание проектной задачи.
Основной педагогической целью является выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию.
Временные сроки реализации проектной задачи: 90 минут
Решение проектной задачи требует коллективно-распределенной деятельности учащихся – работы в малых группах по 5 человек.
Состав групп участников. Школьники 4 класса по 5 человек в группе с распределением обязанностей: лидер, генератор идей (обобщая, интегрируя чужие идеи, вырабатывает новые на более высоком уровне), эрудит, критик (должен обосновать нужна ли идея группе или не нужна).
Продукт выполнения проектной задачи - информационный цветок.
Замысел проектной задачи.
1. Подготовительный этап работы. Целеполагание
Республика Хакасия отличается от других регионов России особым климатом, своеобразным рельефом, уникальным растительным миром.
Преобладающий рельеф местности – степи, горы и тайга.
В Республике произрастает более 1000 видов высших сосудистых растений, из них 17 видов, занесенных в Красную книгу РСФСР, редких и исчезающих — 58 видов. Как сохранить природу родного края?
Основу экосистемы хвойного леса составляют хвойные деревья, кустарники и травы, которые являются кормом, домом, дают защиту насекомым, птицам, животным.
· На ветвях и в дуплах деревьев, в кустарнике и траве гнездятся птицы.
· На деревьях проводят основную часть времени белки, бурундуки.
· В нижнем ярусе леса обитают как травоядные животные: зайцы, лоси, олени, косули, так и хищники: лисы, медведи, волки, барсуки.
Формулирование проблемы учащимися.
-Как Вы думаете, дети, какую проблемную задачу мы будем с Вами решать? Ответы детей).
Проблема (формулируют дети): как сохранить уникальный растительный мир Хакасии, особенно исчезающие растения.
Целью данного исследования является (формулируют дети: выяснение причин исчезновения редких растений и рассмотрение возможных путей сохранения флоры Республики.
Гипотеза: предположим, чтоисчезновение экосистемы хвойных лесов не повлияет на её обитателей.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по данной проблеме.
2. Рассмотреть мероприятия, проводимые для охраны редких и исчезающих растений.
3. Исследовать причины обеднения растений Хакасии и выявить возможные пути их сохранения.
Проектировочный.
- Итак, ребята, пусть Вам сопутствует удача.
- Кто подскажет, как звучит наша проектная задача?
- Молодцы! Что необходимо, чтобы решить задачу? (Спланировать свою деятельность, определить этапы работы и представлять себе конечный результат)
2.1. Составление плана деятельности в группе:
ü Осмыслить задание (что надо сделать?)
ü Найти нужную информацию (текст, рисунок)
ü Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…)
ü Сформулировать мысленно ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что…, во-первых…, во-вторых… и т.д.».)
ü Получить результат совместной деятельности.
Для этого Вы должны уметь взаимодействовать между собой. В процессе работы можно задавать вопросы.
Для решения проектной задачи: «Проектная задача "Растительный мир Хакасии" нам необходимо распределиться на группы. В группах распределить роли.
2. 2. Р аспределение ролей в группе:
o лидер,
o генератор идей (обобщая и интегрируя чужие идеи, вырабатывает свои, оригинальные),
o эрудит,
o исполнитель идей,
o критик (должен понять, нужна ли идея группе или не нужна)
А теперь необходимо определить экспертную группу из 3-х человек (могут быть старшеклассники, педагоги), определить критерии оценивания работы.
Члены жюри наблюдают за работой групп, учитель при необходимости координирует работу ребят.