Выразительные средства языка
Цель выполнения задания:
- сформировать представление о правописании сложных прилагательных
- получить навык работы с орфографическим словарем русского языка.
Методические указания к выполнению задания для внеуадиторной самостоятельной работы:
1. Подготовить сообщение на любую из предложенных тем (составить тезисный план):
· «Метафора как изобразительно-выразительное средство языка»;
· «Метанимия как изобразительно-выразительное средство языка»;
· «Олицетворение как изобразительно-выразительное средство языка»
2Объясните, на чем основывается метонимический перенос в следующих выражениях:
а) его ожидали скипетр и золотая мантия (действие на орудие этого действия);
б) он снял с полки Бунина (имя автора на его творения);
в) лисья шуба взвизгнула тонко и пронзительно (название вещества на изделие из него);
г) весь зал оглушительно захлопал (название помещения на людей, находящихся там);
д) перо кипело страстью (действие на орудие этого действия);
е) вернулся он старым, измученным человеком и бросил якорь у крутого океанского берега, где мирно дремала тихая деревушка (действие на орудие этого действия
Рекомендуемая литература:
1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык.- М., Академия», 2013.
2. Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 кл. А. И.Власенков, Л. М.Рыбченкова. – М., 2008.
3. Жуков В.П., Жуков А.В.. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: 2004.
Формы отчетности
- сообщение
- записи в тетради
Критерии оценки:
- оценка «5» ставится, если студент полно раскрыл содержание материала, изложил его грамотным языком, в логической последовательности, точно используя терминологию; показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их при выполнении практического задания;
|
- оценка «4» ставится, если в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логическое содержание ответа; допущены два-три недочета при освещении основного содержания ответа.
- оценка «3» ставится, если неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, имелись затруднения в определении понятий, использовании лингвистической терминологии.
- оценка «2» ставится, если не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание студентом большей части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий.
Виды контроля самостоятельной работы студентов:
- проверка тетрадей;
- заслушивание сообщений.
Морфологический разбор имени существительного
Цель выполнения задания:
- сформировать представление о морфологическом разборе имени существительного
- получить навыки морфологического разбора имени существительного.
Методические указания к выполнению задания для внеуадиторной самостоятельной работы:
1. Подготовить сообщение на любую из предложенных тем (составить тезисный план):
· «Существительное как часть речи»;
· «Несклоняемые имена существительные»;
· «Категория рода имен существительных»;
. «Способы словообразования имен существительных»
2. Выделите основу и окончание.
Волчий, хороший, делегаций, премий, герой, гроздей, кафе, делая, далеко, срочно, акция, медвежий, синий, издавна, играя, змей, семеро.
|
3. Произведите морфемный разбор слов.
По-хорошему, доброта, втроем, красиво, сладковатый, по-нашему, красота, издавна, забежал, синеватый.
4Произведите морфемный разбор слов:
Образец: Переплетение – сущ. ед.ч., И.п., нет переплетени-я или переплетени-ем, окончание Е.
Основа «переплетени». Однокоренные слова: плету, плеть, плетешь. Корень «плет».
Приставка пере- служит для образования нового слова.
Суффикс -ени[j] служит для образования нового слова.
Пере-плет-ени-е.
По-хорошему, доброта, втроем, красиво, сладковатый, по-нашему
Рекомендуемая литература:
1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык.- М., Академия», 2013.
2. Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 кл. А. И.Власенков, Л. М.Рыбченкова. – М., 2008.
3. Жуков В.П., Жуков А.В.. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: 2004.
Формы отчетности
- сообщение
- записи в тетради
Критерии оценки:
- оценка «5» ставится, если студент полно раскрыл содержание материала, изложил его грамотным языком, в логической последовательности, точно используя терминологию; показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их при выполнении практического задания;
- оценка «4» ставится, если в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логическое содержание ответа; допущены два-три недочета при освещении основного содержания ответа.
- оценка «3» ставится, если неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, имелись затруднения в определении понятий, использовании лингвистической терминологии.
|
- оценка «2» ставится, если не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание студентом большей части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий.
Виды контроля самостоятельной работы студентов:
- проверка тетрадей;
- заслушивание сообщений.
Морфологический разбор. Прилагательное.
Цель выполнения задания:
- сформировать представление о морфологическом разборе имени прилагательного
- получить навыки морфологического разбора имени прилагательного.
Методические указания к выполнению задания для внеуадиторной самостоятельной работы:
1. Подготовить сообщение на любую из предложенных тем (составить тезисный план):
· «Прилагательное как часть речи»;
· «Категория рода имен прилагательных»;
. «Способы словообразования имен прилагательных»
2. Выделите основу и окончание.
Красивый, искусственный, низкий, беловатый, рыжеватый, серенький.
3. Произведите морфемный разбор слов:
каменный, бетонный, старинный.
Рекомендуемая литература:
1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык.- М., Академия», 2013.
2. Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 кл. А. И.Власенков, Л. М.Рыбченкова. – М., 2008.
3. Жуков В.П., Жуков А.В.. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: 2004.
Формы отчетности
- сообщение
- записи в тетради
Критерии оценки:
- оценка «5» ставится, если студент полно раскрыл содержание материала, изложил его грамотным языком, в логической последовательности, точно используя терминологию; показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их при выполнении практического задания;
- оценка «4» ставится, если в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логическое содержание ответа; допущены два-три недочета при освещении основного содержания ответа.
- оценка «3» ставится, если неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, имелись затруднения в определении понятий, использовании лингвистической терминологии.
- оценка «2» ставится, если не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание студентом большей части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий.
Виды контроля самостоятельной работы студентов:
- проверка тетрадей;