Учебное пособие
Контрольная работа и методические указания по выполнению контрольной работы
По дисциплине «Основы бухгалтерского учета»
по специальности 38.02.01Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
521100 Психология
Копейск 2017
РАССМОТРЕНЫУТВЕРЖДАЮ
на заседании ПЦК общепроф. дисциплин Зам. директора по УПР протокол №____,
от «__»___2017г. ________ Е.Н.Мурыгина
Председатель____________ Е.Л.Фролова
Составлен в соответствии с учебным планом, рабочей программой учебной дисциплины (МДК, модуля) «________________________________________________________________»
Разработал: Лаймина Н.В преподаватель Копейского техникума легкой промышленности
Пояснительная записка
В условиях становления рыночной экономики и совершенствования управления, выработки новой стратегии развития организаций, усиливается роль и значение бухгалтерского учета.
Учебное пособие предназначено для студентов заочного отделения экономических специальностей, для тех, кто изучает курс «Бухгалтерский учёт». Конспективное изложение учебного материала и предложенные для выполнения задания дадут возможность обучающимся овладеть методами бухгалтерского учёта, освоить и систематизировать полученные знания по дисциплине, понять порядок и способы отражения хозяйственных операций в первичных документах и бухгалтерских регистрах.
В учебное пособие включены краткие сведения из теории, задания для выполнения контрольной работы, методические указания по выполнению работы, проверочные тестовые задания для контроля знаний.
Для удобства студентов в пособие включен План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 №94н. (с изменениями от 7 мая 2003 г., 18 сентября 2006 г.)
|
Контрольная работа и методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Основы бухгалтерского учета»
Работа выполняется на листах формы А-4 (Times New Roman, шрифт 14, междустрочный интервал 1,5) на основе исходных данных приведенных ниже. Вариант определяется по номеру в поименной книге.
В работе должен быть использован нормативный материал, действующий на момент выполнения работы(нормативное регулирование данного объекта учета, план счетов).
Контрольная работа должна содержать:
· теоретическую часть
· практическую часть (баланс на начало и конец отчетного периода, журнал регистрации хозяйственных операций, схемы счетов, оборотно-сальдовую ведомость).
· Список использованной литературы.
Теоретические вопросы:
Вариант 1
1. Двойная запись на счетах и ее контрольное значение.
Вариант 2
2. Учет процесса заготовления (снабжения).
Вариант 3
3. Учет процесса производства.
Вариант 4
4. Учет процесса продажи (реализации)
Вариант 5
5. Документы, их значение, классификация и порядок хранения.
Вариант 6
6. Инвентаризация, порядок ее проведения и отражения результатов.
Вариант 7
7. Отчетность как система взаимосвязанных показателей.
Вариант 8
8. Учетные регистры, их классификация и порядок заполнения.
Вариант 9
9. Учетная политика предприятия.
Вариант 10
10. Синтетический и аналитический учет.
Необходимые сведения из теории:
|
Один из основных методов бухгалтерского учета – двойная запись. Двойная запись на счетах означает, что сумма любой хозяйственной операции должна быть записана в дебет одного и кредит другого счета.
По отношению к балансу счета делят на активные, пассивные и активно-пассивные.
Активные счета предназначены для учета имущества предприятия (например, 01,04,10,20,50).
Пассивные счета – для учета обязательств и собственного капитала (например, 02,66,70,80).
Активно-пассивные, как правило, отражают расчетные операции (например, 60,62,68,69,71) или являются сопоставляющими (90,91,99)
Любой счет можно представить в виде двухсторонней таблицы, разделенной на левая часть которой обозначается условным термином дебет, правая кредит. Существуют правила записи операций на счетах.
Активный счет
Пассивный счет
Сумма изменений по счету за какой-либо период называется его оборотом. Начальное сальдо в сумму оборота не включается. Начальное и конечное сальдо должны быть на одной и той же стороне: в активных счетах – по дебету, в пассивных – по кредиту.
Конечное сальдо рассчитывается следующим образом:
В активном счете: Ск = Сн + ДО - КО
В пассивном счете: Ск = Сн + КО – ДО
В активно-пассивном счете схема следующая:
Активно-пассивный счет
Дебетовое начальное сальдо (НСд) Кредитовое начальное сальдо (НСк)
1. Увеличение ДЗ 1. Увеличение КЗ
2. Уменьшение КЗ 2. Уменьшение ДЗ
Дебетовый оборот (ДО) Кредитовый оборот (КО)
КСд = НСд + ДО – КО КСк = НСк + КО – ДО
Синтетические счета содержат обобщённые показатели об имуществе, обязательствах и операциях организации по экономически однородным группам, выраженные в денежном измерении. К синтетическим счетам относятся все счета, указанные в Плане счетов (01 – 99).
|
Аналитические счета детализируют содержание синтетических счетов, отражая данные по отдельным видам имущества, обязательств и операций, выраженные в натуральных, денежных и трудовых измерителях. Например, по счёту 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» следует учитывать не только общую задолженность перед поставщиками, но и задолженность каждому конкретному поставщику (сумму, срок оплаты и др.). Они также именуются субсчетами. Если подходить к вопросу более строго, то с убсчета (счета второго порядка) являются промежуточными между синтетическими и аналитическими, и предназначены для дополнительной группировки аналитических счетов в пределах конкретного синтетического счёта. Учёт в них ведётся в денежных и натуральных измерителях.
Между синтетическими и аналитическими счетами существует определённая взаимосвязь, которая проявляется в следующем:
Остатки и обороты по синтетическим счетам должны быть равны остаткам и оборотам всех аналитических счетов, открытых в дополнение своего синтетического счёта. Каждую хозяйственную операцию, записанную по дебету и кредиту синтетического счёта, отражают в той же сумме соответственно по дебету и кредиту нескольких аналитических счетов, открытых в дополнение к этому синтетическому счёту.
Данные отдельного счёта не характеризуют хозяйственную деятельность организации за определенный период. Эти данные должны быть увязаны с записями других счетов, поэтому для оперативного руководства производством, для проверки правильности записи хозяйственных операций по счетам и обобщения данных за месяц составляют различные ведомости. Причём ведомости могут быть составлены как для обобщения данных синтетических счетов, так и для обобщения данных аналитических счетов. Существуют следующие виды ведомостей:
1. Оборотные ведомости по синтетическим счетам;
2. Оборотные ведомости по аналитическим счетам;
3. Шахматные ведомости;
4. Сальдовые ведомости.
Оборотные ведомости необходимы для обобщения информации по всем счетам бухгалтерского учёта, для проверки правильности отражения оборотов по счетам и для составления нового баланса.
В оборотной ведомости должно быть три пары равных итогов:
1. Сальдо на начало периода по дебету и по кредиту;
2. Обороты по дебету и по кредиту;
3. Сальдо на конец периода по дебету и по кредиту.
Первое и третье равенства обусловлены равенством имущества предприятия источникам его формирования. Второе обусловлено применением принципа двойной записи.
Оборотные ведомости по счетам аналитического учёта представляют собой итоги оборотов и сальдо по всем счетам аналитического учёта, объединяемые одним синтетическим, и предназначены для проверки правильности учётных записей по этим счетам, а также для наблюдения за состоянием и движением отдельных видов средств. (Ведомости могут быть составлены с использованием денежных и натуральных показателей.) Итоги оборотов по аналитическим счетам не совпадают. Поэтому ведомости имеют контрольное и оперативное значение.
Для проверки двойной записи составляют шахматные ведомости.
Заполняется ведомость на основании реестра хозяйственных операций. В шахматную ведомость записываются только те счета, по которым были обороты. Каждая проводка отражается в ведомости на пересечении дебетуемого и кредитуемого счёта. Итог шахматной ведомости должен быть равен итоговым оборотам синтетической оборотной ведомости.
Сальдовая ведомость состоит из остатков на любое первое число каждого месяца. Используют в складском учёте. Бухгалтерский баланс также имеет форму сальдовой ведомости.
Документ – это письменное свидетельство о совершении хозяйственной операции. В этой связи все хозяйственные операции должны быть обязательно подтверждены первичными документами, чтобы быть отраженными в учете. Первичные документы устанавливают ответственность за совершение операции и позволяют осуществлять предварительный, текущий и последующий контроль.
У любого документа должны быть реквизиты
Рис. 1 Реквизиты документов
1. При обнаружении ошибок могут использоваться корректурный метод их устранения, метод дополнительных проводок или метод «красного сторно». Корректурный способ используется, если ошибка не затрагивает корреспонденции счетов. При этом, неправильную запись зачеркивают и пишут правильно. Кроме того, пишут «исправленному верить», ставят число и подпись.
Метод дополнительных проводок применяют, если операции на счетах записаны в сумме, меньшей по сравнению с правильной. Если сумма операции больше, чем правильная или обнаружена ошибка в корреспонденции счетов, используют метод «красного сторно». При этом неправильную запись повторяют отрицательным числом, которое пишется красными чернилами или чернилами обычного цвета, но берут в «рамку» и затем делают правильную запись. Суммы, записанные красными чернилами, при подсчете итогов исключаются и, таким образом, неправильная запись уничтожается.
Документооборот – это порядок, сроки и этапы прохождения документов от места их составления до передачи их в архив.
Инвентаризация - с пособ проверки соответствия фактического наличия хозяйственных средств данным бухгалтерского учета. В результате выявляется соответствие фактических данных показателям бухгалтерского учета, а так же излишки или недостача имущества организации.
Этапы проведения инвентаризации
Рис. 2. Этапы проведения инвентаризации
Для любой группы учетных объектов определяется время плановых инвентаризаций. Кроме того, могут быть проведены и внеплановые. Но существуют случаи, когда ее проведение обязательно. Это случаи:
Ø при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
Ø перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
Ø при смене материально-ответственных лиц;
Ø при выявлении фактов хищения, злоупотреблений или порчи имущества;
Ø в случае стихийных бедствий, пожаров или других чрезвычайных ситуациях;
Ø при реорганизации или ликвидации предприятия;
Ø и другие случаи, установленные законодательством.
Инвентаризация может быть полной или частичной. В зависимости от цели различают вступительную инвентаризацию, текущую, л иквидационную и инвентаризацию, проводимую при передаче ценностей.
Порядок и сроки инвентаризации определяются руководителем организации. Наличие имущества по факту проверяют в присутствии материально-ответственных лиц. Данные заносят в инвентаризационные описи, которые подтверждаются материально-ответственным лицом. На поврежденные или утраченные ценности составляются акты. Результаты инвентаризации регистрируются в книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций. Если в ходе инвентаризации выявляются излишки или недостачи, то эти данные записывают в сличительные ведомости. По окончании инвентаризации составляется акт типовой формы, который является основанием для отражения результатов инвентаризации в учете.
Излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, а соответствующие суммы зачисляются на финансовые результаты у коммерческих организаций и на увеличение доходов у некоммерческих.
Недостачи имущества в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства и обращения, сверх норм – на виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки списываются на финансовые результаты у коммерческих организаций и на увеличение расходов у некоммерческих.
Результаты должны быть отражены в учете в течение 10 дней после ее проведения.
Для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, предназначены регистры бухгалтерского учета. Учетный регистр – это обобщающий документ (таблица) заданной формы и содержания, систематизиру4ющий экономическую информацию по требуемым признакам. Регистры ведутся в специальных журналах, бухгалтерских книгах, на отдельных листах или карточках, на магнитных носителях, в виде машинограмм и проч. Существуют и регистры синтетического, и регистры аналитического учета.
Порядок сочетания установленных видов учетных регистров, последовательность и способы производства учетных записей в них – форма бухгалтерского учета. Существуют мемориально-ордерная, журнально-ордерная и автоматизированная формы учета. Для малых предприятий существует упрощенная форма ведения учета. В настоящее время организации сами выбирают форму ведения бухгалтерского учета. Форма учета определяется следующими признаками:
· Количеством учетных регистров;
· Структурой и внешним видом учетных регистров;
· Последовательностью связи между документами и регистрами;
· Способом их заполнения.
Отчетность представляет собой систему показателей, характеризующих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Отчетность включает таблицы, которые составляются по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Она является завершающим этапом учетных работ.
Отчетность классифицируется по видам (бухгалтерская, статистическая, оперативная), периодичности составления (текущая и годовая), степени обобщения отчетных данных (простая, сводная).
В соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете» и ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» годовая отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, состоит из:
а) Бухгалтерского баланса;
б) Отчета о прибылях и убытках;
в) Приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
г) Аудиторского заключения;
д) Пояснительной записки.
Отчетным периодом для всех организаций считается период с 1 января по 31 декабря включительно. Первым отчетным периодом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря включительно.
Изменения в бухгалтерской отчетности, относящиеся как к текущему, так и к прошлому году (после ее утверждения), производятся в отчетности, составляемой в период обнаружения искажений. Исправление ошибок в бухгалтерской отчетности подтверждаются подписью лиц, ее подписавших, с указанием даты исправления. Отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации (или специалистом, ведущим бухгалтерский учет).
Квартальная отчетность представляется в течение 30 дней по окончании квартала, а годовая – в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством. Датой представления отчетности считается день ее фактической передачи в соответствующие адреса или дата ее отправления, обозначенная на почтовом штемпеле.
Практическая часть
ЗАДАНИЕ
На основе данных для выполнения задания:
- по данным начальных остатков составьте баланс на 01 01 20___г.
- откройте счета бухгалтерского учета (на схемах счетов) запишите название счета и №, по данным баланса отразите начальные остатки
- определите корреспонденцию счетов
- отразите на счетах операции способом двойной записи
- подсчитайте обороты и выведите остатки
- Составьте оборотную ведомость по синтетическим счетам, шахматную ведомость
- по данным конечных остатков составьте баланс.
Данные для выполнения задания:
Вариант 1