Практическая работа №4
Задание 1. Национальное ресурсное богатство и ступени индустриального развития регионов мира.
Используя данные ниже приведенной таблицы, рассчитайте структуру ресурсов в национальном богатстве и сделайте вывод с учетом примечания.
Таблица 1
| Регионы, страны мира | Размеры национального богатства в расчете на душу населения 2017 г. | |||||||
| Все богатство | Человеческие ресурсы | Производственные активы | Природные ресурсы | |||||
| долл., тыс. | структура | долл., тыс. | структура | долл., тыс. | структура | долл., тыс. | структура | |
| Северная Америка | ||||||||
| Япония, Австралия, Новая Зеландия | ||||||||
| Западная Европа | ||||||||
| Средний Восток (Саудовская Аравия, Кувейт) | ||||||||
| Южная Америка | ||||||||
| Восточная Европа и Центральная Азия | ||||||||
| Северная Африка | ||||||||
| Центральная Америка | ||||||||
| Карибский бассейн | ||||||||
| Западная Азия | ||||||||
| Западная и Южная Африка | ||||||||
| Западная Африка | ||||||||
| Южная Азия |
Задание 2. Используя данные таблицы по запасам и добыче первичных ресурсов в мире, определите их обеспеченность (лет). Сделайте выводы по приросту их запасов и добыче (табл. 2).
Таблица 2
| Ресурсы | Мировые запасы | Прирост % | Мировая добыча | Прирост % | Обеспеченность (лет) | |||
| Нефть (млн. т) | ||||||||
| Природный газ (млрд. м3) | ||||||||
| Каменный уголь (млн. т) |
Задание 3. Объем и структура мирового производства и потребления первичных энергетических ресурсов (млн. усл. тонн). Рассчитайте на основе данных таблицы структуру производства и потребления ресурсов, долю их потребления в производстве. Сравните темпы производства и потребления. Оцените ситуацию.
Таблица 3
| Виды энергии | 1997 г. | 1998 г. | 2000г. | 2017 г. | ||||
| млн.т | % | млн.т | % | млн.т | % | млн.т | % | |
| Производство: в том числе нефть уголь газ АЭС ГЭС и др. | 4643 3780 2990 275 367 | 4740 3985 3075 280 | 4719 4180 3165 285 | |||||
| Потребление: в том числе Нефть Газ Уголь АЭС ГЭС и др. | 4578 2768 3740 275 367 | 4786 3070 3940 280 | 4880 3146 4130 285 | |||||
| Доля потребления в производстве Нефти Газа Угля АЭС ГЭС и др. |
Задание 4. Характерные черты ресурсно-природного потенциала мира. Раскройте содержание указанных параметров (признаков) природных ресурсов. Заполните вторую колонку таблицы 4.
Таблица 4
| Показатели | Характерные черты |
| 1. Сущность ресурсного потенциала и его элементы | |
| 2. Основная особенность потенциала | |
| 3. Какие ресурсы являются основой потенциала | |
| 4. Основные виды природных ресурсов | |
| 5. Основные изменения в процессе потребления (использования) природных ресурсов |
Задание 4. Динамика численности населения мира. По данным нижеприведенной таблице определите среднегодовой темп роста и сделайте выводы.
Таблица 5
| Годы | Население, млн. чел. | Прирост за 10 лет, млн. чел. | Ежегодный абсолютный прирост, млн.чел. | Среднегодовой темп роста (%) |
| 1,6 | ||||
| 2020 (прогноз) |
Задание 5. Дайте характеристику группам населения, классифицированному по экономическому признаку. Заполните вторую колонку таблицы.
Таблица 6
| Группы населения | Характерные черты групп населения, демографических процессов |
| 1. Трудовые ресурсы 2. Экономически активное население 3. Занятое население 4. Безработные 5. Маргиналы | |
| Демографические процессы: 1. Старение населения 2. Омоложение населения 3. Урбанизация |
Задание 6. Трудовые ресурсы и их использование в странах мира. Оцените использование рабочей силы в России и Японии, используя следующие данные.
Таблица 7
| Показатели | Россия | Япония | ||
| 1. ВВП страны (млрд. долл.) 2. Население (млн. чел.) 3. Занятое население (млн. чел.) 4. Безработные (млн. чел.) 5. Работоспособное население (млн. чел.) | 460 148 67,6 5,5 98,6 | 330 147 64,2 9,6 96,0 | 5130 125 64,3 1,9 | 3800 126 65,2 2,8 |
| Найти: 1. Экономически активное население (млн. чел.) 2. Уровень безработицы (%) 3. Коэффициент демографической нагрузки 4. Степень занятости населения 5. Уровень производительности труда |
Задание 6а. Трудовые ресурсы ряда стран мира в 2017 дополнительный расчет и сделайте выводы по данным таблицы.
Таблица 8
| Страны | Общая численность, млн. | Экономически активное население | Коэффициент нагрузки на экономически активное (в расчете на 100 чел.) | Доля женщин в экономически активном, % | |
| млн. чел. | %к общему | ||||
| Россия | |||||
| США | |||||
| Китай | |||||
| Индия | |||||
| Бразилия | |||||
| Нигерия | |||||
| Пакистан | |||||
| Мексика | |||||
| Германия | |||||
| Франция | |||||
| Великобритания |
Задание 7. Рассчитайте показатели воспроизводства населения в России на основе исходных данных.
Исходные данные (1998г.): население - 147 млн. чел.; ожидаемая продолжительность жизни - 64 года; численность родившихся и умерших на тыс. населения, соответственно, 9,0 и 14,0; охвачено образованием - 65%; доля грамотных - 98%; реальный ВВП - 300 миллиардов долл.; занятое трудоспособное население - 64,2 млн. чел.; в мире производится ВВП на душу населения 5000 долл.
Оцените ситуацию воспроизводства населения в России на фоне мировых процессов.
Таблица 9
| Рассчитать показатели воспроизводства | Результаты расчета по показателям (индексы) |
| 1. Коэффициент естественного движения населения 2. Коэффициент демографической нагрузки 3. Индекс продолжительности жизни 4. Индекс охвата образованности 5. Индекс материального уровня жизни 6. Индекс человеческого развития |
См. методику расчета индексов: Мировая экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. -М.: Юристъ, 2000. С. 52-53.
Обновите данный расчет по России за 2000-е годы.
Задание 8. Общая характеристика международной трудовой миграции. Заполните вторую колонку таблицы.
Таблица 10
| Основные параметры | Черты, элементы, показатели |
| 1. Содержание трудовой миграции | |
| 2. Основные причины | |
| 3. Основные субъекты миграции | |
| 4. Основные элементы миграции | |
| 5. Основные показатели миграции |
Задание 9. Мировой рынок труда и его характеристика (последствия). Заполните вторую колонку таблицы.
Таблица 11
| Основные параметры | Характеристика параметров |
| 1. Содержание рынка труда | |
| 2. Особенности современного рынка | |
| 3. Результаты функционирования | |
| 4. Последствия для мирового хозяйства - положительные - негативные | |
| 5. Способ организации рынка труда, цели |
Задание 10. Количественная оценка качества населения мира. Дайте характеристику приведенным в таблице качественным параметрам.
Таблица 12
| Качественные параметры населения | Характерные показатели качественных параметров |
| 1. Здоровый образ жизни | |
| 2. Жизненный комфорт | |
| 3. Духовный и интеллектуальный рост |
Задание 11. Международная миграция населения в России (тыс. чел.). Сделайте оценку миграции населения в России по данным таблицы.
Таблица 13
| Всего 1992-2002г. | ||||||||||||
| 1. Прибыло всего | ||||||||||||
| в % к предыдущему итогу | ||||||||||||
| в % к предыдущему году | ||||||||||||
| la. в т.ч. из стран СНГ и стран Балтии | ||||||||||||
| в % от прибывших | ||||||||||||
| 2. Выбыло всего | ||||||||||||
| в % к общему итогу | ||||||||||||
| в % к предыдущему году | ||||||||||||
| 2а. в т.ч. в страны СНГ и страны Балтии | ||||||||||||
| в % пред. году |
Задание 12. Проведите группировку перечня последствий трудовой миграции, распределите их относительно страны происхождения (экспортеры) и страны принимающей (импортера).
Таблица 14
| Перечень последствий миграции рабочей силы | Для страны экспортера | Для страны импортера |
| 1. Снижение цены на рабочую силу 2. Может уменьшить безработицу 3. Источник валюты 4. Обеспечивают нормальный процесс воспроизводства 5. Нормализация рынка труда 6. Рост квалификации рабочей силы 7. Сокращение налогов и трансфертных платежей 8. Формируется двойной рынок труда 9. Большая экономия средств 10. Улучшается демографическая ситуация 11. «Социальный эффект» |
Задание 13. Дайте характеристику видам государственного регулирования трудовой миграции (заполните вторую колонку таблицы).
Таблица 15
| Виды (группы) регулирования | Характеристика видов регулирования (приведите примеры) |
| 1. Требования к профессиональному регулированию 2. Количественное квотирование 3. Ограничения личного характера 4. Экономические методы регулирования 5. Временные ограничения 6. Запреты, система санкций 7. Национально-географические приоритеты 8. Задачи МОТ |
Задание 14. Оценка уровня научно-технического потенциала по отдельным странам мира.
Проанализируйте данные таблицы, рассчитайте коэффициент патентной зависимости. Сделайте выводы по табл. 16.
Таблица 16
| Страны | Ассигнования на НИОКР в расчете на душу (долл.) | Персональные компьютеры в 20__ г. на 1 тыс.чел. | Узлы Интернет 20__ г. на 10 тыс. чел. | Патенты (тыс.) 20__г. | Коэффициент патентной зависимости | |
| резиденты | нарези-денты | |||||
| Великобритания | ||||||
| Германия | ||||||
| Россия | ||||||
| США | ||||||
| Япония |
Примечание: Количество российских патентов, полученных нашими соотечественниками (резидентами) сократилось с 39,5 тыс. (1992 г.) до 17,0 тыс. в 1997 г. Количество патентов, выданных в России зарубежным гражданам и организациям (нерезидентам) выросло с 19,7 до 28,1 тыс.Отношение патентов, полученных нерезидентами, к патентам, полученных резидентами изменилось с 0,5 в 1992 г. до 1,65-в 1997 г.
Задание 15. Предпринимательские и научные ресурсы мира. Назовите основные показатели, характеризующие предпринимательские и научные ресурсы (потенциал). Заполните таблицу.
Таблица 17
| Предпринимательские ресурсы (потенциал) | Научные ресурсы (потенциал) |
| Общая характеристика. Показатели: 1. 2. 3. 4. 5. | Общая характеристика. Показатели: 1. 2. 3. 4. 5. |
Задание 16. Перечень используемых технологий в мировом хозяйстве. Определите какие из них относятся: к отраслевым; к фазам воспроизводственного цикла; к этапам жизненного цикла; к уровню использования; к организационным по табл. 18.
Таблица 18
| Перечень используемых технологий | Критерии использования | ||||
| Отрасль | Фазы воспроизводствая. | Этапы цикла | Уровень | Организация | |
| 1. Производственные | |||||
| 2. Торгово-посреднические | |||||
| 3. Уникальные | |||||
| 4. Прогрессивные | |||||
| 5. Высокие | |||||
| 6. Средневысокие | |||||
| 7. Технологии изготовления, сборки, обработки | |||||
| 8. Банковские, инвестиционно-финансовые, финансово-страховые | |||||
| 9. Корпоративного менеджмента | |||||
| 10.Государственного управления | |||||
| 11.Регистрационно-право-вые, регистрации банкротства | |||||
| 12.Средненизкие и низкие | |||||
| 13.Традиционные | |||||
| 14.Морально устаревшие | |||||
| 15.Маркетингово-сбытовые | |||||
| 16.Технологии потребления | |||||
| 17.Телекоммуникационные | |||||
| 18.Информационные |
Задание 17. Численность и структура персонала, занятого исследованиями и разработками в целом по РФ. Сделайте выводы, исходя из данных таблицы.
Таблица 19
| Персонал | 2017к 2012, % | ||||||||||||
| тыс. чел. | % | тыс. чел. | % | тыс. чел. | % | тыс. чел. | % | тыс. чел. | % | тыс. чел. | % | ||
| Всего | |||||||||||||
| В т.ч.: исследователи | |||||||||||||
| техники | |||||||||||||
| вспомог. персонал | |||||||||||||
| прочие |
Задание 18. Финансирование науки из федерального бюджета в целом по РФ (без учета ассигнований по разделу «Научно-исследовательские опытно-конструкторские работы в области космической деятельности»). Сделайте выводы по данным таблицы.
Таблица 20
| Источники финансирования науки | 2017г. к 2012 г. | ||||||
| Ассигнования из бюджета в действующих ценах, млрд. руб. | |||||||
| В постоянных ценах 1991 г. | |||||||
| В процентах: к ВВП | |||||||
| к расходам Федерального бюджета |
Источник: Российский статистический ежегодник
Задание 19. Основные показатели научного потенциала по странам мира. Сравните показатели по странам мира и сделайте выводы.
Таблица 21
| Страны Показатели | США | Япония | Норвегия | Португалия | Мексика | Россия |
| 1. Количество патентов на 1 млн. чел. | ||||||
| 2. Количество Интернет-постов на 1 тыс. чел. | 9,2 | 3,5 | ||||
| 3. Магистральные телефонные линии и сотовые телефоны на 1 тыс. чел. | 66,2 | 81,0 | 19,0 | 41,0 | 66,3 | 16,0 |
| 4. Расходы на НИОКР: -в %от ВВП - в коммерческом секторе от общего объема (% | 2,6 60,0 | 3,0 82,0 | 1,7 50,0 | 0,8 20,0 | 0,4 18,0 | 1,0 15,5 |
| 5. Число ученых и инженеров, занятых в НИОКР на 1 млн. чел. | 3,7 | 4,9 | 3,7 | 1,2 | 0,2 | 3,6 |