Упражнения на развитие дикции.




Хорошая дикция – одно из важнейших качеств речи. Условием чёткой дикции является правильная артикуляция, обеспечивающая упругое движение органов речи.

Работу над дикцией следует начинать с артикуляционной гимнастики. Упражнения выполняются перед зеркалом:

1) Открыть рот, высунуть язык, поднять его вверх. Затем опустить вниз;

2) Открыть рот. Кончик языка поднять к верхним зубам, потом отпустить вниз, повернуть вправо, влево и кругом;

3) И. п. – зубы сомкнуты, губы в обычном состоянии. На счёт «один» губы вытягиваются вперёд. Как бы принимая форму «пятачка»; на счёт «два» губы растягиваются в стороны, не обнажая зубов. Упражнение повторяется3 -4 раза. Вариантом этого упражнения являются круговые движения «пятачка» вправо, влево, вверх.

Упражнения на произнесение отдельных звуков и звукосочетаний.

Гласные звуки

Вдох, пауза, на выдохе с короткими паузами после каждого звука произнести с энергичной артикуляцией сначала беззвучно, затем, постепенно убыстряя темп, шепотом, тихо, громче и громко звуки:

А- о – у – ы – и – э

Е – я – ё – ю

Прямые слоги.

К каждому гласному звуку присоединяется согласный, например:

Ба – бо – бу –бы – би – бэ

Да – до – ду – ды – ди – дэ

Слоги произносятся на выдохе с активной артикуляцией сначала беззвучно, затем с ускорением тихо, громче, громко.

Слоги с более сложными сочетаниями звуков

а) би – би – бип

бэ – бэ – бэп

ба – ба – бап

бо – бо – боп и т. д.

б) бим – бнем – БАМ – бом – бум – БАМ

лир – леер – лар – лор – лур – лыр и т.д.

Скороговорки

«Скороговорку, - учил Станиславский, - надо вырабатывать через очень медленную, преувеличенно чёткую речь. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов речевой аппарат налаживается настолько, что приучается выполнять ту же работу в самом быстром темпе».Сначала скороговорка внимательно прочитывается про себя, затем произносится беззвучно с подчёркнуто чёткой артикуляцией. Потом медленно шёпотом. Потом громче и, наконец, громко и быстро. При этом необходимо следить за правильностью дыхания и за своевременным добором воздуха.

Скороговорки:

Щетина у чушки, Чешуя у щучки. Купи кипу пик!

Купи кипу пик! Купи кипу пик!

От топота копыт пыль по полю летит.

Водовоз вёз воду из под водопровода.

Говори, говори, да не заговаривайся.

На горе гогочут гуси, под горой огонь горит.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом да всё с творогом.

Сыворотка из под кислого молока, из-под простокваши.

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Шли сорок мышей, несли сорок грошей: две мыши поплоше несли по две гроши.

У нас на дворе- подворье погода размокропогодилась.

Все бобры добры для своих бобрят.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок,

У бычка бела губа была тупа.

Небольшие тексты

Небольшие тексты (отрывки из них), сложные с точки зрения произнесения, сначала нужно читать беззвучно, активно артикулируя. Затем шепотом, после этого громко, отчётливо, ритмично.

Полночной порою в болотной тиши

Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.

(К. Д. Бальмонт)

Повстречались.

Повстречались два котёнка: «Мяу – мяу!»

Два щенка: «Ав – ав!»

Два жеребёнка: «Иго – го!»

Два тигрёнка: «Р –р –р!»,

Два быка: «Му- у!»

Были галчата в гостях у волчат.

Были волчата в гостях у галчат.

Нынче волчата галдят, как галчата.

И, как волчата, галчата молчат.

(М. Бородицкая)

Чтение предложений с прямой речью:

а) прямая речь после слов автора;

б) прямая речь перед словами автора;

в) прямая речь с разрывом.

Чтение в лицах.

Один и тот же ученик читает и за автора, и за героя. Отрабатывается умение перевоплощаться, владеть своим голосом. Развивается артистизм на основе осознания произведения и его эмоционального воздействия.

Упражнения на развитие интонационной выразительности (силы голоса, логического ударения, темпоритма)

Сила голоса – это степень его громкости, его усиления или ослабления.

1.Тише, жабы! (Тихо, тоном предупреждения.

Ни гугу – Можно использовать жест

палец к губам.)

Ходит цапля на лугу. (Тихо – тоном испуга)

Чтобы не было беды, (Совсем тихо, шёпотом)

Наберите в рот воды.

2.Была тишина, тишина, тишина…

(Тихо, медленно.)

Вдруг грохотом грома сменилась она!

(Громче, быстрее.)

И вот уже дождик тихонько – ты слышишь?

(Тихо.)

Закрапал, закрапал, закрапал по крыше…

(Тихо, быстрее.)

Наверно, сейчас барабанить он станет…

(Тихо, прислушиваясь.)

Уже барабанит! Уже барабанит!

(Громко, весело.)

Покажи повышение и понижение голоса:

-Что ж ты, ёж, такой колючий?

- Это я на всякий случай.

- Знаешь, кто мои соседи?

- Лисы, волки да медведи.

- Заяц, заяц, чем ты занят?

- Кочерыжку разгрызаю.

А чему ты, заяц рад?

- Рад, что зубы не болят.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: