Расскажем о самых простых способах изображения «живого» огня и «текущей» воды в теневом спектакле. Огонь изображается с помощью нескольких остроконечных ленточек ярко-красного цвета. Их прикрепляют к нужной части декоративной детали (печка, камин, костер) и направляют на них сильную струю воздуха от вентилятора. Кроме того, эти ленточки можно осветить специальной красной подсветкой. Но в теневом театре красные ленточки не всегда могут быть хорошо видны через плотный экран.
Есть другой способ. Там, где должен гореть огонь, в тёмной части декорации вырезают силуэт пламени, разделённый на отдельные участки. Каждый из этих участков заклеивают кусочком цветного целлофана - красного, жёлтого, оранжевого. Позади этого силуэта помещают картонный круг с такими же прорезями и так же заклеенный кусочками целлофана. Вращая круг, достигают эффекта пламени, струящегося вверх. Для огня также добавляют подсветку, но так, чтобы не засвечивать остальную декорацию. Чтобы преодолеть неподвижность изображения пламени, между вращающимся диском и декорацией помещают кусочек картона, на котором вырезан такой же силуэт, что и на декорации. Двигая этот картон влево и вправо, изменяют форму огня. Почти так же получают эффект текущей воды. Только на этот раз декорация изображает поток воды, а целлофан для заклейки используют зеленовато-голубых тонов. На деревянные рамки (без верхней рейки) наклеивают полосы папиросной бумаги, верхний край которых вырезан в виде волн. Рамки на нитках раскачиваются, не задевая друг друга, возле самого экрана. Часть экрана, где изображены волны, подсвечивают голубым цветом.
Неподвижную луну можно показать при помощи проектора, нарисовав ее на диапозитиве, изображающем небесный фон. Чтобы луна двигалась по небу, её можно нарисовать на другом диапозитиве, закрасив всё небо черным лаком, или же на листе бумаги чёрного цвета сделать прорезь луны. Если двигать этот второй диапозитив во втором проекторе, луна будет «плыть по небу».
|
Классический световой прибор для имитации эффектов состоит из шара или цилиндра, насаженного на ось с рукояткой. В качестве шара обычно используют старый глобус, мяч или склеивают шар из папье-маше. На шар или цилиндр наклеивают мелкие кусочки зеркала. Его устанавливают справа или слева от рабочей рамки и направляют на него сбоку свет от фильмоскопа, проекционного фонаря или подсветки. При вращении шара сверху вниз экран покроется множеством световых «зайчиков», создающих впечатление снегопада. Основной источник света при этом должен быть голубым или синим. Иллюзия снегопада будет более полной, если не просто осветить шар, а спроецировать на него «снежный» диапозитив. Изготовляется он таким образом: на кусочке стекла (по размеру диапозитива), покрытом черным лаком или тушью, с помощью иглы выцарапываются точки и звездочки. Диски помещают перед вторым проектором на своей подставке. В нужный момент проектор включают и приводят диски в движение, вращая медленнее для изображения снегопада, для дождя - побыстрее. Диапозитив с косыми тонкими белыми линиями на чёрном фоне поможет создать иллюзию проливного дождя. Движение шара - сверху вниз. Основной цвет подсветки - синий.
|
Для изображения фейерверка и салюта используют тот же «снежный» диапозитив, но его прозрачные места окрашивают цветной тушью или декоративным лаком для ногтей. Шар или цилиндр в этом случае следует вращать снизу вверх. Для показа салюта, фейерверка, всевозможных сказочных превращений можно использовать полароидные пленки. В проекционный аппарат вместо диапозитива закладывают три-четыре листа смятого бесцветного целлофана и кусочек полароидной пленки. Другой кусочек плёнки вращают перед объективом аппарата. На экране появляются фантастические переливы всех цветов радуги как в чудесном калейдоскопе.
Трюки и трансформации
Игра теневой фигуры с предметом является в теневом театре своего рода трюком. Это, впрочем, относится только к фигурам, управляемым снизу при помощи ниток. Фигуры, управляемые по китайскому способу, играют с предметом очень просто: рука теневой фигуры прикасается к предмету, а второй актер, прикрепив трость к предмету, управляет его движением, строго согласовывая это с движениями руки фигуры. При таком способе фигура может даже жонглировать. Теневой фигуре, управляемой нитками, играть с предметом гораздо сложнее. Поэтому не следует брать для постановки такие пьесы, в которых много физических действий с предметами. И всё-таки ни в одном спектакле не обойтись без того, чтобы персонаж не брал в руки ту или иную вещь. Взять предмет на глазах у зрителей теневая фигура, конечно, не может. Поэтому обычно используют две фигуры, изображающие одного и того же героя: одну с предметом в руках, другую без него. Иногда можно сделать для одной и той же фигуры две правые руки или две левые (с предметом или без него).
|
Трюковых фигур в теневом спектакле может быть любое количество. Вот лишь несколько примеров.
Неожиданная деталь. К теневой фигуре можно приставить любую деталь, и будет казаться, что она изменилась самым невероятным образом. Например, надо, чтоб у лысого человека внезапно выросли волосы на голове. Деталь, изображающая волосы, прикрепляется на тонкой проволочке и подается из-за фигуры, перпендикулярно к её плоскости. Когда волосы доносят до головы, их быстро поворачивают параллельно плоскости экрана и прижимают к фигуре. Если это проделать быстро и чисто, эффект будет поразительным.
Повороты головы. Теневая фигура не может поворачиваться вокруг своей вертикальной оси, т.е. переходить из положения, когда она смотрит вправо, в положение, когда она смотрит влево. Таким поворотом она показала бы, что не имеет объема. Но иногда вполне достаточно сделать фигуре голову, которая может поворачиваться вправо и влево. Сама фигура при этом своего положения не меняет (корпус изображён анфас). Трюк с поворачивающейся в профиль головой подготавливают так. Вместо головы к корпусу прикрепляют кусок картона, изображающий два затылка, повернутых в разные стороны. К этому куску картона посредине приклеивают другой, изображающий профиль данного персонажа. Приклеивают при помощи мягкой тряпочки, чтобы его можно было отгибать в разные стороны. С помощью тонкой рейки этот профиль поворачивают то вправо, то влево, поочередно закрывая то один, то другой затылок, сливая в общий рисунок с другим, открытым в данный момент.
Больше-меньше и другие фокусы. Теневые фигурки умеют очень легко увеличиваться или уменьшаться, превращаться, совершать многие действия, а не только перемещаться в пространстве. В теневом театре ничего не стоит, например, дрессировщику диких зверей самому превратиться во льва. Вырезаются две фигуры; в данном случае это человек и лев. Они по вертикали соединены между собой. Когда одна из фигур располагается параллельно экрану, вторая становится перпендикулярно к нему и, следовательно, не видна зрителям. Быстрый поворот стержня - и фигуры меняются местами. Человек таинственным образом исчезает, а на его месте оказывается лев. Таким же образом тонкий может стать толстым и т.д.
Всё наоборот. А вот как в теневом театре огромного людоеда можно превратить в маленькую мышь. Фигура людоеда (небольших размеров) в начале картины держится на некотором расстоянии от экрана. Тень её получается огромной (при освещении лампой она может стать чуть нерезкой, но при освещении проектором останется четкой). Когда наступает момент превращения, фигура людоеда подводится вплотную к экрану, отчего резко сокращается в размерах. Сзади нее, перпендикулярно к экрану, спрятана фигура мыши. Поворот - и фигура мыши перекрывает фигуру людоеда. Затем фигура людоеда быстро опускается вниз, и мышь начинает действовать.
Трансформации. В теневом театре очень легко трансформировать человеческую фигуру или отдельные ее части: изменять форму головы, лица, пальцев - и всё это лишь с помощью кусочков бумаги, картона, различных толщинок и подушечек. Надорванная бумага на голове может оказаться великолепной шляпой странного фасона; крючковатый нос или огромные уши, сделанные из бумаги (папье-маше) и прилаженные к лицу, органически «срастутся» с лицом и сделают его неузнаваемым; деревянный медведь-дергунчик, показанный на большом расстоянии от экрана, вырастет до размеров настоящего медведя и т.д. Различие в материале на теневом изображении незаметно. Главное, чтобы силуэт человека органически сливался со всеми дополнениями к нему.
Есть ещё один совершенно волшебный способ преобразовывать теневые фигурки. Он был «подсмотрен» нами в знаменитом театре «Тень» (Илья Эпельбаум, Майя Краснопольская), в спектакле, посвященном произведениям
Гофмана, где был эпизод танцев в королевском дворце. Парящие под музыку фигурки принца и принцессы вдруг превращались в цветы, а цветы, окружавшие их, становились бабочками, потом вновь становились тем, кем были прежде. Фокус в том, что разные изображения крестообразно приклеены друг к другу (их центры при этом совпадают), и все они «сидят» на одной палочке. Когда одно изображение повёрнуто к свету ребром, его совершенно не видно на экране, но если фигурку повернуть на 90 градусов, первое изображение исчезает и появляется другое.
Вместо заключения.
Театр любят дети и взрослые. Художественный мир пьес построен по законам красоты. Он довольно сложен, хотя эта сложность не всегда открыта поверхностному взгляду. И всё-таки мир, создаваемый драматургом, поэтом, режиссёром, художником - это целая вселенная, где по-особому течёт время и воспринимается пространство. Даже если это самый первый театр для самых-самых маленьких.
Суть любой театральной пьесы - действие. Драматург и режиссёр не описывают героев, не высказывают к ним своего отношения. Они побуждают своих героев -действовать. Действия персонажей, течение событий, движения сюжета, разрешение сюжетных конфликтов - всё это создаёт единственную в своём роде «живую» стихию пьесы. Стихия театрального действа сродни движению самой жизни, где сокровенное обычно скрыто в глубине, а на поверхности
- увлекательная цепочка событий, поступков, действий.
Хорошая пьеса напоминает архитектурное сооружение, где всё подчинено общему замыслу, исполнено большого смысла и поражает воображение. Воздух пьесы
- особая «атмосфера», временами тяжёлая, густая и напряжённая (в ожидании развязки), временами лёгкая, звонкая и светлая.
В чём же тот смысл и та правда, которую следует показать в театре даже самым маленьким детям? В серьёзности, истинности и необходимости поиска ответов на вопросы, которые задаёт спектакль! Поэтому, что бы вы ни затевали вместе с детьми - пальчиковую игру, теневой театр или кукольное представление - это должно быть весело и в то же время - всерьёз. Всерьёз для детей и, разумеется, для самих взрослых. Необходима гармония взрослого и детского, необходимо единение. Поэтому вовлекайте детей в сотворчество и содействие. Выражайте свою искреннюю заинтересованность играми и делами малышей. Помогите им смастерить фигурки и декорации для теневого театра. Продумайте, какую пьесу вы будете разыгрывать с детьми, и какие персонажи понадобятся для вашего театра.
Важно учитывать то, что дети воспринимают и познают мир по-разному. Есть «зрители», которые быстро схватывают и запоминают, как выглядят предметы (цвет, форма, размеры, характерные детали). Есть «слушатели», которые охотно и много разговаривают, быстро запоминают всё, что слышат. И, наконец, есть «деятели», которые предпочитают активные действия, хорошо ориентируются в пространстве, однако не могут длительное время оставаться в покое и концентрировать внимание. Разумеется. Все эти характеристики довольно условны. К тому же в «чистом» виде «зрителей», «слушателей», «деятелей» также мало, как и обладателей «чистых» типов темперамента. Богатство и красота мира постепенно открываются детям, если они прислушиваются к звукам природы, всматриваются в её постоянно меняющиеся образы и картины. И теневой театр со своим лаконичным художественным «языком» помогает детям учиться видеть и постигать смысл увиденного.
Помните, как в детстве вы сплетали из пальцев затейливые фигуры, и на стене появлялись живые существа: собака, лошадка, сказочный дракон, змея, птица?.. А вот вы в лесу, вечером, смотрите на тени деревьев на снегу - это словно какой-то другой мир, живой и настоящий, только туда никак нельзя попасть. В этом мире множество обитателей, они нам хорошо знакомы. Тень легко узнаваема и в то же время живет своей жизнью, будто кто-то похожий на вас находится рядом. Попробуйте последить за собственной тенью при ходьбе, понаблюдайте за тем, как она сжимается и растягивается, как перемещается то вправо, то влево. Мир теней, загадочный, полный тайных смыслов, живет рядом с нами, неотделимый от нас. И зовёт к себе...
Может быть театр теней родился как желание разгадать эту загадку? Ведь на время представления мы получаем пропуск в этот чудесный мир. Движение тени откликается в душе, рождает в ней совершенно особые мысли, чувства. Мы словно встречаемся с самими собой, с безмолвным голосом своего сердца. Тень не может передать эмоции, её выразительные средства скупы и сдержанны, но наше воображение мгновенно дорисовывает все недостающие полутона. И помогает лучше узнать
«...Чёткий, сияющий, древний, как первая тень на Земле; всем понятный, потому что даже младенец привык к тени вокруг: реальнейший, потому что дает реальную картину на плоскости; основанный на элементах и эффектах, недоступных другим театрам; захватывающий и воспитывающий - потому что прекрасный; таков Театр теней», - так писала основательница первого в нашей стране теневого театра Н. Я. Симонович-Ефимова.
Когда-то давно театр теней был отдельным видом искусства, а тень в нем была самодостаточным персонажем. Целые представления разыгрывались на полотняных экранах, освещенных изнутри сильным светом. Театр теней существовал как отдельный вид театра, причем вплоть до XX века, когда его беспощадно вытеснил кинематограф. С другой стороны, принципами театра теней до сих пор пользуете театр драматический, вобравший в себя и его методы изображения, и его идею обнажения сущности и обобщения до схемы. Схеме в театре теней отведена огромная, решающая роль. Действие здесь происходит только в одной плоскости, утрирующей и передние, и задние планы. Так же, как утрируют обычные человеческие эмоции. В театре теней актёру бесполезно плакать - его слёзы не увидят. Плач выражается красноречивым жестом или движением, и это будет лишь схематичное его выражение, обобщённое, как человек плачет вообще.
Театр сочетает в себе несколько искусств: риторику, музыку, пластику. Он обладает удивительной способностью влиять на детскую психику «играючи». Ребенок вливается в действие на сцене, сопереживает героям, активно помогает вершить добрые дела. Он подражает мимике, голосовым интонациям, движениям актёров. Вследствие положительного эмоционального настроя, появляющегося во время спектакля, ребёнок легко усваивает новые поведенческие модели, достойные подражания, а действия отрицательных героев воспринимает адекватно ситуации. Просмотр спектакля развивает речь, насыщая её эмоционально-выразительными оттенками. Юный театрал легко запоминает новые слова и выражения, при этом в его сознании формируется грамматическая структура языка. Для ребёнка просмотр театрального представления обязательно сочетается с огромной внутренней работой. Он учится чувствовать, улавливать чужие эмоции, переживать. Выражение «школа чувств», которое употребляют применительно к театру, - вовсе не абстракция.
Среди элементов театральности педагоги отмечают обычно следующие.
Зрительство - сумма навыков театрального смотрения, питавшего самосознание человека как зрителя, дающего возможность выразить своё отношение к происходящему на сцене (перед другими или собой, во время сценического действия или после него).
Лицедейство - искусство выражения внутреннего мира человека, движений и состояний его души в сценическом действии, где элементы обстановки и поведение партнеров доступны зрителю благодаря их наглядности.
Сценичность - обращённость лицедейства и взаимодейственности к зрителю, т.е. представленность их как бы на «сцене сознания (а не только театра-здания), отчего зритель в зале погружен - силою сценического действия - в мир вне сознания (под- или сверх-со-знания), включён в тот обмен символами и энергиями, который составляет основу зрительского переживания.
Сюжетность действия - наличие в нем сверхцелей и сверхсмыслов, определяющих сюжетную мотивированность каждого сценического хода и выявляющих в них единый поток сценического самодействия (сквозного и непрерывного дыхания времени).
Когда ребенок сам играет в спектакле (при грамотно продуманном курсе актёрского и режиссёрского мастерства), он естественным образом использует все свои ресурсы. Работая над этюдом или ролью, он неизбежно задействует физический, эмоциональный, нравственный, психический, интеллектуальный уровни своего существа, реализуя себя наиболее полно и получая от этого наслаждение. Именно этот навык «включения» в нужный момент всех струн своего инструмента, то есть самого себя, и является залогом дальнейшего успешного развития ребёнка, поскольку прививает ему вкус к активной, яркой, творческой, полноценной жизни. При режиссёрской работе, ребёнок осваивает азы режиссёрской композиции, учится подчинить мелочи - сверхзадаче, а случайно - режиссёрскому замыслу. В результате он начинает ощущать себя творцом и убеждается в том, что сам может быть режиссёром своей судьбы. Курс актерского мастерства - это эффективный педагогический ход для воспитания у ребёнка строгой внутренней психоэмоциональной самодисциплины. Театр учит владеть собой: своим телом, мыслями, чувствами, настроением. Не подавлять их и не вытеснять, но, напротив, - выводить на свет прожекторов, чтобы подарить их миру, обсудить, сделать предметом искусства. И главное: приобщаясь к великому чуду театра, маленький человек начинает понимать, что он не одинок: отныне он принят в дружественную компанию единомышленников, которые живут не только бытовыми ценностями, но чем-то гораздо более важным и удивительным!
Литература
Годер Д. «Маска» ушла в «Тень» // Еженедельный журнал. 2002. № 47. Записки петрушечника. И.: ГИЗ, 1925. Изард К. Психология эмоций. СПб: Питер, 2001.
Крупенин А. Мы играем с двухмерным миром // Культура. 1998. 30 июля. Лыкова И.А. Теневой театр в детском саду // Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. М.: ИД «Цветной мир», 2012.
Лыкова И.А., Васюкова Н.Е. Интеграция искусств в детском саду. Изодеятельность и детская литература. Мир сказки. М.: ИД «Карапуз» -ТЦ «Сфера», 2009.
Лыкова И.А. Театр теней и света в семейно педагогике. // Научно-практический журнал «Управление ДОУ». № 2. 2012. Магия царства тени // Ваш досуг. 2001. № 8.
Примерная основная общеобразовательная программа «Мир открытий» // Науч. рук. Л.Г. Петерсон / Под общ. ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. М.: ИД «Цветной мир», 2012.
Протасова Е.Ю. Тень и её использование в театре// Научно-методический журнал «Цветной мир». № 4.2010.
Симонович-Ефимова Н.Я. Записки художника. М.: 1982.
Шипунова В.А. Властелин теневого пространства. А.Г. Крупенин. // Научно-методический журнал «Цветной мир: изобразительное творчество и дизайн в детском саду, начальной школе и семье». № 4.2012.
Шипунова В.А. Семья по имени «Тень». И. Эпельбаум и М. Краснопольская. // Научно-методический журнал «Цветной мир: изобразительное творчество и дизайн в детском саду, начальной школе и семье». № 2.2012.