Классификация судов по общим основным признакам
Большое разнообразие типов судов, вызванное различным их назначением и условиями эксплуатации, затрудняет специализацию их проектирования, организацию постройки и ремонта, внедрение стандартизации, планирование перевозок и сравнительные экономические подсчеты. Чтобы устранить эти затруднения, принято все суда и корабли классифицировать по основным признакам.
При этом различают суда:
1) по средству движения — самоходные и несамоходные;
2) по способу движения — плавающие над водой (на подводных крыльях, на воздушной подушке); на поверхности воды (водоизмещающие); под водой (подводные корабли и суда);
3) по состоянию корпуса —с жестким корпусом, с эластичным корпусом (транспортные емкости, перевозящие жидкие грузы на буксире, в трюмах и т. п.) и с надувным корпусом;
4) по основному материалу корпуса — стальные, из легких металлических сплавов, пластмассовые, деревянные, железобетонные, из эластичных материалов (нейлон) и композитные;
5) по району плавания — морские (неограниченного и ограниченного района плавания: с удалением от порта-убежища на расстояние до 200 миль, рейдовые(1) и прибрежного плавания), внутреннего плавания (речные и озерные суда(2)) и смешанного плавания (суда, совершающие перевозки между морскими и речными портами без перевалки грузов);
6) по роду главной силовой установки, приводящей судно в движение,— пароходы (с поршневыми или турбинными паровыми установками); теплоходы (с двигателями внутреннего сгорания); электро-турбо-дизелеходы (с электромоторами, вращающими гребной вал); газоходы (с газовыми турбинами) и т. д.(3);
7) по типу движителя — винтовые (водяной или воздушный винт); с крыльчатым движителем, водометный; с гребными колесами; парусные; весельные и т. п.;
|
8) по специальному назначению — гражданские суда и корабли ВМС.
Каждая из этих групп в соответствии с задачами, выполняемыми судами или кораблями, классифицируется самостоятельно.
(1) Рейдом называется водное пространство у берегов, представляющее собой удобную якорную стоянку, защищенную от волн и ветра.
(2) По Правилам Речного Регистра РСФСР суда внутреннего плавания подразделяются на четыре разряда: М — близкие к морским судам прибрежного плавания; О — суда, плавающие в низовьях крупных рек и на водохранилищах; Т — речные суда и Л — речные суда облегченного типа.
(3) Часто говорят неправильно атомоход. Такое название было бы правильным, если бы суда классифицировались по роду топлива, вырабатывающего энергию для движения судна.
Классификация гражданских судов
Гражданские суда в основном представлены транспортными и промысловыми судами, для обеспечения нормальной эксплуадами, для обеспечения нормальной эксплуатации которых предназначаются суда остальных типов. Эти суда обеспечивают мирные связи между государствами (внешнюю торговлю, деловые и культурные отношения), добычу продукции моря, ее переработку и т. п. В зависимости от основного назначения гражданские суда разделяют на следующие типы:
1) Транспортные суда (в морском флоте их часто называют торговыми), которые в свою очередь подразделяются на пассажирские, предназначаемые для перевозки не менее 12 пассажиров(1) и небольшого количества срочных грузов (багаж, почта и т. п.);
|
грузовые, предназначаемые для перевозки различных грузов; в зависимости от особенности грузов эти суда разделяются на сухогрузные (генерального груза(2), сыпучего груза, лесовозы, хлопковозы, треллерные и контейнерные), рефрижераторные (для перевозки скоропортящихся грузов) и наливные, или танкеры, перевозящие жидкие грузы наливом;
грузо-пассажирские — для перевозки пассажиров и одновременно груза.
Транспортные суда линейного плавания, совершающие регулярные рейсы между двумя определенными портами (например, Ленинград — Лондон), называются лайнерами. Грузовые суда, перевозящие грузы не на определенных линиях, а в любом направлении (в зависимости от потребности перевозок — бродячие суда), называют трампами;
паромы, самоходные суда, перевозящие различные средства сухопутного транспорта и людей через водные пространства — моря, проливы, озера, реки и т. п.
2) Промысловые суда, добывающие продукцию моря (рыбу, морских животных, водоросли и т. п.), перерабатывающие (в полуфабрикаты или готовую продукцию) и транспортирующие ее на береговые или плавучие базы.
Эти суда подразделяют на:
рыболовные, к которым относятся: траулеры — суда, приспособленные для лова рыбы тралами. В зависимости от размеров, района плавания и объема трюмов их разделяют на большие морозильные рыболовные траулеры (БМРТ), суда морского и океанического рыболовства, оборудованные для полной переработки рыбы и хранения готовой продукции; большие рыболовные траулеры (БРТ), разделяющиеся на посольно-свежьевые и морозильные траулеры-рыбозаводы; средние рыболовные траулеры (СРТ), частично обрабатывающие рыбу и сдающие ее в бочках на базы; малые рыболовные траулеры (МРТ) и тралботы (ТБ) — суда, предназначенные для тралового лова донных рыб, раков, креветок и т. п. в прибрежных районах, частичной обработки улова и доставки его в порт или на плавучие базы; сейнеры — суда, приспособленные для лова рыбы кошельковым методом. Эти суда не обладают средствами первичной обработки (охлаждения) улова и механизацией работ. В зависимости от водоизмещения и связанной с этим оснащенности сейнеры также разделяют на большие, средние и малые; рыболовные боты — небольшие моторные суда разнообразного типа, производящие лов рыбы различными орудиями и обеспечивающие прибрежный ставной неводный лов; тунцеловные суда — однопалубные суда, предназначенные для лова рыбы — тунца ярусом и тролами;
китобойные, предназначенные специально для охоты за китами (в носу у них устанавливается гарпунная пушка) и для отбуксирования китовых туш к плавучим заводам;
зверобойные — моторно-парусные суда небольшого водоизмещения, приспособленные для плавания в ледовых условиях к лежбищам морских зверей (моржей, котиков и т. п.), отбоя их и доставки туш на базу;
плавучие базы — суда, которые обслуживают промыслы в удаленных районах: принимают от рыболовных китобойных или зверобойных судов их добычу, окончательно обрабатывают ее в готовую продукцию, хранят ее в рефрижераторных трюмах, а также обеспечивают снабжение и ремонт промысловых судов, медицинское и культурно-бытовое обслуживание их личного состава;
|
рыбоконсервные заводы — суда, являющиеся одновременно плавучими базами и заводами, вырабатывающими консервы из продукции, добываемой промысловыми судами;
производственные рефрижераторы — суда, принимающие на промысле рыбу-сырец от добывающих судов, замораживающих ее и доставляющие в порт или на другие суда;
транспортные рефрижераторные суда, предназначенные для приема на промысле готовой рыбной продукции и транспортировки ее к береговым базам.
3) Научно-исследовательские суда предназначаются для выполнения разнообразных научно-исследовательских работ в открытых морях и океанах. К ним относятся специально приспособленные и оборудованные надводные и подводные суда, батискафы (глубоководные снаряды, способные передвигаться под водой) и батистаты (снаряды, опускаемые с судна под воду на тросе).
4) Учебные суда служат для плавательной практики и предназначены для лиц, обучающихся в учебных заведениях, готовящих плавсостав. Эти суда оборудованы специальными лабораториями, учебными кабинетами и аудиториями для практического освоения вопросов, связанных с эксплуатацией судов.
5) Специальные суда предназначены для обеспечения нормальной и безаварийной эксплуатации всех судов на водных пространствах. Эти суда могут быть движущимися или стояночными и в зависимости от назначения их подразделяются на:
гидрографические, предназначенные для изучения океанов и морей, сбора материалов для составления карт, лоций и извещений мореплавателям об изменениях обстановки на местности и т. п.;
лоцмейстерские, поддерживающие в состоянии эксплуатации навигационные обозначения морских и рейдовых фарватеров;
лоцманские, доставляющие и снимающие лоцманов с судов после проводки их по фарватеру в порт или обратно;
плавучие маяки — суда, имеющие маячные средства (огни, радиосигналы и обозначения), стоящие на якоре и обозначающие вход на фарватер или мелкое место в открытом море;
водолазные боты-суда, оборудованные для обеспечения работ водолазов и подводных гидротехнических работ;
пожарные суда, оборудованные мощными противопожарными и отливными средствами для тушения пожаров на судах и откачки из них воды.
6) Судоремонтные суда (судоремонтные плавучие средства) служат для выполнения всех видов судоремонта. К ним относятся:
плавучие мастерские — самоходные и несамоходные суда, оборудованные средствами для выполнения всех видов судоремонта;
плавучие доки — несамоходные суда, приспособленные для подъема из воды плавающих судов, для их освидетельствования и выполнения работ в подводной части корпуса
плавучие подъемные краны — самоходные и несамоходные суда, имеющие грузоподъемные устройства.
7) Служебные суда предназначены для выполнения разнообразных работ, связанных с обеспечением эксплуатации основных судов флота. Их можно подразделить на:
ледоколы — суда, приспособленные для вскрытия ледяного покрова и плавания во льдах. Назначением их является обеспечение плавания судов в ледяной обстановке;
буксиры — суда, обеспечивающие буксировку несамоходных или больших самоходных судов в узкостях, где эти суда неуправляются;
толкачи — суда, работающие на внутренних путях сообщения для передвижения несамоходных и неуправляемых судов методом их толкания;
посыльные суда — мелкие самоходные суда, предназначенные для доставки на стоящие вдали от берега суда всевозможных предметов снабжения;
разъездные суда — мелкие быстроходные суда, служащие для связи между берегом и судном.
8) Спасательные суда служат для оказания помощи или спасения судов, терпящих бедствия в открытом море.
К этим судам относятся:
морские спасатели — суда с высокими мореходными качествами, позволяющими им в любую погоду выйти в открытое море, подойти к аварийному судну и оказать ему помощь;
спасательные базы — суда, которые обслуживают более мелкие суда специального назначения при длительных спасательных работах в открытом море;
спасательные боты — мелкие мореходные суда, специально оборудованные для спасательных работ на месте аварии судна;
судоподъемные понтоны — емкости, предназначенные для подъема затонувших судов.
9) Спортивные суда предназначены для занятий спортом.
10) Суда технического флота служат для выполнения специальных гидротехнических работ (выем или намыв грунта); для обеспечения надлежащего состояния акваторий (территорий) портов и гаваней, каналов и фарватеров; для налива грунта на берег; для создания плотин или поднятия берегов, а также для добычи из-под воды гравия, строительного песка и других материалов. Эти суда подразделяются на:
дноуглубительные суда, оборудованные специальными приспособлениями и механизмами для подъема грунта со дна. В зависимости от способа подъема грунта эти суда, в свою очередь подразделяются на землечерпательные или черпаковые, поднимающие грунт при помощи черпаков-ковшей, собранных на замкнутой шарнирной цепи, двигающейся по наклонным направляющим. При опрокидывании черпака над водою грунт попадает в лоток и отводится в стоящее у борта грунтовозное судно;
землесосы или рефулеры, разрыхляющие грунт специальными вращающимися ножами и мощными насосами, засасывают смесь грунта с водою (пульпу) в трубу —сосун. Поднятая пульпа по отводным трубам удаляется за борт на значительные расстояния, намывая берега;
грунтовозы (шаланды) — самоходные суда с открытыми бункерами для грунта и с саморазгружателями (откидными шлюзами в днище);
грунтовозные баржи — несамоходные суда с открытыми бункерами и саморазгружающимися шлюзами;
самоопрокидывающиеся баржи — несамоходные суда, способные самостоятельно создавать крен для разгрузки грунта за борт;
грязевые и фекальные баржи — несамоходные суда, предназначенные для приема, обезвреживания и отвода в район свалки нечистот и отходов от судов, стоящих в портах и гаванях.
(1) Пассажиром называется любое лицо на судне, не состоящее в списках экипажа.
(2) Генеральным грузом называется груз в упаковке — таре (ящики, бочки, мешки и т. п.).