Применяемые инструменты монетарной политики




 

Важная роль в поддержании устойчивости обменного курса сума, сохранении денежно-кредитных показателей в пределах целевых параметров и снижении уровня инфляции принадлежит рыночным инструментам монетарной политики, которые широко применял Центральный банк Республики Узбекистан.

Так, в целях регулирования объема денежной массы, обеспечения стабильности процентных ставок и ликвидности финансового рынка широко осуществлялись операции Центрального банка на открытом рынке. В прошедшем году в целях снижения негативного влияния роста положительного сальдо внешнеторгового оборота на денежную массу ЦБ принимал меры по стерилизации избыточной ликвидности на денежном рынке. При этом широко применялась практика привлечения свободных денежных средств коммерческих банков на специальные депозиты и депозитные сертификаты Центрального банка. Кроме того, ЦБ РУз активно проводил операции купли-продажи на первичном и вторичном рынке с государственными среднесрочными казначейскими облигациями и облигациями Центрального банка.

В 2012 году одним из важных инструментов управления денежной массой в экономике и регулирования ликвидности банков продолжала оставаться норма обязательных резервов, депонируемых в Центральном банке. В соответствии с целевыми показателями денежной массы с 1 ноября 2008 года норма обязательных резервов по привлеченным депозитам юридических лиц в национальной и иностранной валюте установлена в размере 15% - для депозитов до 1 года, 12% - от 1 до 3 лет, 10,5% - более 3 лет.

Реализация процентной политики в 2012 году была направлена на поддержание процентных ставок на уровне, способствующем росту сбережений в национальной валюте в банках и одновременно расширению возможностей по удовлетворению спроса субъектов экономики на банковские услуги. При этом процентная политика использовалась также в качестве антиинфляционного инструмента.

В целях ослабления инфляционного и девальвационного давления, вызванного в основном внешнеэкономическими условиями, управления денежной массой в экономике и проведения жесткой денежно-кредитной политики ставка рефинансирования в 2012 году удерживалась на уровне 12%.

В результате взвешенного подхода к изменению ставки рефинансирования наблюдаются положительные изменения в динамике депозитных и кредитных процентных ставок коммерческих банков. В частности, снизились процентные ставки по кредитам коммерческих банков и ставки на денежном рынке.

Произошел существенный рост кредитов на строительство и приобретение жилья, выдаваемых банками гражданам. Вместе с тем решению социальных проблем и росту платежеспособного спроса способствовало также динамичное развитие рынка потребительского кредитования.

Продолжились рост эмиссии электронных платежных инструментов и развитие технической инфраструктуры их применения.

Поскольку достижение низкого уровня инфляции, способствующее улучшению ожиданий экономических агентов, является наилучшим вкладом денежно-кредитной политики в развитие экономики страны, последовательное снижение инфляции является главной целью денежно-кредитной политики ЦБ РУз.

Центральный банк исходит из того, что валютная политика в условиях режима плавающего курсообразования в пределах целевого коридора в наибольшей степени способствует адаптации экономики к меняющимся внешним условиям. Одновременно такая политика формирует условия для сбалансированного решения комплекса других задач макроэкономической политики - поддержание внутренней и внешней конкурентоспособности отечественной продукции на экономически обоснованном уровне, осуществление платежей по внешнему долгу и накопление золотовалютных резервов.

Задачи, которые стоят перед банковским сектором Узбекистана, предстоит решать на фоне нарастания негативных тенденций на зарубежных финансовых рынках и последствий мирового финансового кризиса. Его характерными особенностями являются снижение стоимости недвижимости и фондовых активов, неустойчивость курсов мировых валют и цен на сырьевые товары, ухудшение финансового состояния банковских организаций, сокращение потоков капитала.

Возрастают требования к устойчивости банковского сектора, тщательному планированию ликвидности, соблюдению нормативов безопасного функционирования, поддержанию устойчивости ресурсной базы и высокого уровня качества активов, а также своевременному выполнению обязательств перед клиентами. Серьезным фактором повышения стабильности финансового сектора и экономики страны является дальнейшее совершенствование действующей платежной системы, включая проведение мероприятий по расширению безналичных расчетов, внедрению современных технологий и методов передачи информации, обеспечению эффективного и надежного обслуживания всех участников расчетов.

Таким образом, определяющее влияние на развитие банковского сектора окажет практическая реализация основных стратегических и тактических задач его реформирования, предполагающих дальнейшее укрепление устойчивости кредитных организаций, повышение качества выполнения функций по аккумулированию сбережений населения и предприятий и их трансформации в кредиты и инвестиции, развитие рыночной дисциплины и транспарентности деятельности кредитных организаций.


Глава 3. Пути укрепления национальной валюты Республики Узбекистан

 

Меры по расширению внутренней конвертируемости национальной валюты Республики Узбекистан

 

Сегодня в Узбекистане, доля импорта в объеме общего товарооборота составляет 70-75 процентов или 25 миллиардов долларов США. Узбекистан по-прежнему в большом количестве импортирует строительные материалы, продукцию легкой и химической промышленности, технологическое оборудование, бытовую и электронную технику, фармацевтические препараты, десятки наименований продуктов питания.

Понятно, что конвертировать национальную валюту при таком размахе импорта просто невозможно.

Для улучшения сложившейся ситуации необходим комплекс мер по оздоровлению экономики в целом. Во-первых, необходимо минимум на 5 лет для малого и частного бизнеса в Узбекистане взамен всех налогов ввести фиксированный налог для всех производственных предприятий и предприятий оптовой торговли в размере 0,5 процента с товарооборота. Эта мера непременно должна быть подкреплена ликвидацией ограничений в выдаче наличных денег в банках, поскольку сегодня ограничения выталкивают бизнес в тень, и он автоматически начинает работать не на процветание народа и государства, а на кормление чиновников.

На сегодняшний день банки за свои услуги берут 2,5 процента от оборотных средств, а за выдачу зарплаты - до 6 процентов. Это грабительские проценты, и их необходимо снизить до 0,15-0,2%. Это позволит быстро повысить прожиточный минимум со 100 до 1000-1500 долларов в месяц, что увеличит налоговые поступления в 10-15 раз. С 400 миллиардов сумов до 4-6 триллионов сумов.

Кроме того, предлагается до 10 процентов снизить таможенные пошлины, уйти от НДС и упростить процедуры со сдачей отчетных документов, принципиально сократив их количество и цепочку получателей.

 

Создание территориальной структуры экономики для обеспечения социально- экономического развития регионов

 

Для экономики Узбекистана региональные аспекты его развития в условиях углубления рыночных преобразований имеют большое значение как следствие различий природно-экономических условий отдельных территорий, так и в результате того, что региональные факторы в определенной степени определяют характер и направленность рыночных реформ, темпы и пропорции развития экономики, эффективность и результативность структурных преобразований. Важнейшим обобщающим показателем, характеризующим конечные результаты экономического и социального развития регионов республики, является валовой региональный продукт (ВРП), широко применяемый в мировой практике.

Группировка регионов в зависимости от структуры промышленности в ВРП показала: к относительно промышленно развитым регионам по этому показателю относятся Андижанская, Навоийская, Ташкентская, Ферганская, Кашкадарьинская области и г.Ташкент. В группу среднеразвитых регионов входят: Наманганская, Самаркандская и Бухарская области. В слаборазвитые регионы входят 5 регионов (35,7%). Это Республика Каракалпакстан, Джизакская, Сурхандарьинская, Сырдарьинская и Хорезмская области. В перспективе целевым ориентиром совершенствования структуры экономики регионов выступают рост доли промышленности и сферы услуг и снижение вклада сельского хозяйства.

Создание рациональной территориальной структуры экономики регионов предусматривает совершенствование законодательно-правовой базы, организационных и экономических механизмов регулирования территориального развития экономики и социальной сферы. Цель данного механизма - обеспечение относительно равных возможностей для комплексного социально-экономического развития регионов на основе эффективного использования их природно-экономического потенциала, факторов и резервов экономического роста, рационального разделения труда. Такой механизм, прежде всего, обусловлен целенаправленной региональной структурной политикой и предполагает:

· устранение территориальных диспропорций и сближение социально-экономического развития регионов, особенно на уровне сельских туманов;

· государственную поддержку и стимулирование отстающих в социально-экономическом отношении территорий;

· ускоренное формирование производственной и рыночной инфраструктуры в регионах, в целях стимулирования размещения новых производств, в том числе с иностранными инвестициями;

· формирование рациональной региональной специализации в соответствии с экономическим, социально-демографическим и природным потенциалом регионов;

· совершенствование законодательной базы по реальному разграничению функций и задач республиканских и местных органов власти, расширение полномочий и ответственности в решении социально-экономических проблем регионов на основе укрепления и расширения финансовой базы территорий;

· существенное улучшение инвестиционного климата и повышение привлекательности регионов для реализации инвестиционных проектов с участием прямых иностранных инвестиций;

· эффективное использование природно-экономического потенциала регионов, особенно минерально-сырьевых ресурсов, для развития экспортоориентированных и локализующих производств;

· поддержка развития малого бизнеса и частного предпринимательства в регионах с целью формирования среднего класса, создания новых рабочих мест и обеспечения занятости населения, а также насыщения внутреннего рынка конкурентоспособными товарами и услугами местного производства;

· углубление экономической интеграции между регионами и расширение их экспортных возможностей;

· качественное улучшение жизненного уровня населения регионов, государственная поддержка и стимулирование развития сферы услуг, особенно в сельской местности;

Важнейшим условием выполнения указанных концептуальных направлений является совершенствование экономического механизма территориального хозяйствования на основе перевода экономики регионов на рельсы рыночных отношений с формированием эффективно действующих структур, развитие и укрепление местных органов власти и негосударственных структур, а также повышение эффективности регулирования экономики и социальной сферы регионов в соответствии с их природно-экономическим потенциалом.

 


Заключение

 

Согласно официальным данным, по итогам девяти месяцев 2012 года прирост валового внутреннего продукта в Узбекистане составил 8,2 процента. Объемы производства промышленной продукции выросли на 7,2 процента, продукции сельского хозяйства - на 7,1 процента, строительных работ - на 9,8 процента, розничного товарооборота - на 12,6 процента, услуг - на 13,8 процента. Государственный бюджет исполнен с профицитом 0,3 процента к ВВП. Уровень инфляции, по официальным данным, озвученным на заседании Кабинета Министров Республики Узбекистан, не превысил прогнозных параметров. Для современных экономик, в которых роль денег исполняют финансовые обязательства, не имеющие собственной стоимости (фиатные деньги), незначительная инфляция считается нормой и находится обычно на уровне нескольких процентов в год. Однако высокий уровень инфляции является пагубным фактором для национальной валюты, приводит к ее обесцениванию.

В данной работе, был рассмотрен вопрос укрепления национальной валюты Республики Узбекистан, удержание ее покупательской способности в условиях переходной экономики "на рельсы" рыночных отношений. Выявлены механизмы регулирования валютного рынка в Узбекистане, а также рассмотрены реализуемые Правительством Узбекистана меры по предотвращению инфляции и снижению негативных внешнеэкономических факторов на экономику страны.

В данной работе были предложены некоторые пути по улучшению сложившейся на сегодняшний день ситуации на внутреннем валютном рынке Узбекистана путем:

· создания единого фиксированного налога на малый и частный бизнес;

· ликвидации проблем связанных с выдачей наличных денег в банках;

· снижения процентов за банковские услуги;

· снижения таможенных пошлин;

· отказ от налога на добавленную стоимость;

· упрощение предоставления отчетной документации;

· создание территориальной структуры экономики для обеспечения социально-экономического развития регионов.

Предложенные меры позволят быстро повысить экономическую стабильность, укрепить позиции национальной валюты на мировом валютном рынке, создать условия для привлечения иностранного капитала, создания новых рабочих мест, улучшения благосостояния народа путем повышения уровня жизни населения.

По данным Государственного комитета по статистике Узбекистана, за девять месяцев 2012 года положительное внешнеторговое сальдо республики по сравнению с аналогичным периодом 2011 года снизилось почти в два раза и составляет 1 миллиард 955 миллионов долларов США. Экспорт стал ниже на 10,5 процента, а наиболее ощутимые - 26,2 процента - потери по экспорту узбекской продукции в страны дальнего зарубежья. Снижение наблюдается по таким позициям, как хлопковое волокно, продовольственные товары, цветные металлы, машины и оборудование и др.

Ввиду всего вышесказанного, можно сделать вывод, что меры, предложенные в данной работе, являются важными и необходимыми для оздоровления национальной экономики Республики Узбекистан и укрепления ее национальной валюты.

 


Список использованной литературы

 

. Указ Президента Республики Узбекистан "О мерах по дальнейшему расширению внутренней конвертируемости национальной валюты Республики Узбекистан" № УП-1193, г. Ташкент, 27 июня 1995 г.

. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан "О мерах по обеспечению внутренней конвертируемости национальной валюты Республики Узбекистан" № 379, г. Ташкент, 21 июля 1994 г.

. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан "О мерах по дальнейшему развитию и укреплению внебиржевого валютного рынка"

. "Экономика Узбекистана" информационно-аналитический бюллетень за январь - июнь 2006 года, под ред. Шукурова Ш.З., "Узбекистан", Т., 2006г.

. "1 июля - день введения в обращение национальной валюты Узбекистана", О. Туракулов, УзА, 30.06.2008г.

Интернет ресурсы:

1. www.cbu.uz

2. www.ru.wikipedia.org



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: