Молодежь как социально-демографическая группа.




Глава 2. Молодежь и безработица.

Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г. В.Т.Лисовским: «Молодежь – это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции». […]

Сегодня понятие молодежи определяется как социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества. […,147] Однако, в разные периоды истории в разных странах под ней понимались различные группы общества, границы молодежного возраста также были различны. Например, Пифагор делил жизнь человека по временам года: весна – от рождения до 20, лето 20-40 – это и есть молодёжь. Жан-Жак Руссо делил молодёжный возраст на 5 периодов:

· с рождения до года,

· с года до 12 лет,

· с 12 до 15 лет,

· с 15 до 20 лет,

· с 20 до 25 лет.

В традиционном обществе человек прямо из детства вступал в зрелый возраст, без каких бы то ни было промежуточных стадий. Существовали специальные обряды посвящения во взрослое состояние (обряды инициации). В Киевской Руси 10-летний человек рассматривался как юридическое лицо и формально мог занимать определённые государственные посты, а 12-летние княжичи, к тому времени заканчивавшие обучение, подвергались обряду посвящения в воины с официальным присвоением статуса – «Воин-ратник Дружины».

Молодёжь как особая социальная группа стала восприниматься только с переходом в индустриальную фазу развития. Причинами этого являются:

1) Дальнейшее углубление разделения труда, вызванное промышленной революцией, отделило семью от процесса производства и управления общественными процессами. Это делало недостаточным семейное воспитание для овладения многими социальными ролями;
2) Усложнение техники, растущая специализация потребовали для овладения необходимыми знаниями и навыками удлинения периода общего образования.
3) Рост мобильности людей, усложнение общественной жизни, ускорение темпов социальных изменений вели к тому, что образ жизни старшего и молодого поколений стал существенно различаться; возникла молодёжная субкультура. […]

Сейчас наблюдается тенденция увеличения молодёжного возраста. Это связано с изменениями, которые принес с собой ХХ век в жизнь общества. С одной стороны, он стал веком массового приобщения широкого круга молодежи к получению образования (полного среднего, средне-специального, высшего). Следствием этого стало более позднее вхождение значительной части молодых людей во взрослую трудовую жизнь и, соответственно, повышение верхней границы возрастного интервала молодежной группы. С другой стороны, существенные коррективы в определение возрастных границ молодежи внес феномен акселерации, особенно ярко заявивший о себе во второй половине прошлого столетия. Обозначилась новая молодежная проблема: несовпадение зрелости физиологической, которая наступает раньше и социальной, которая, напротив, затягивается, главным образом, в связи с ростом продолжительности учебы. Обнаруженный диссонанс в темпах развития молодежи привел к пересмотру взгляда специалистов на вопрос о возрастных границах молодежи и к постепенному размыванию и отмене жестких возрастных границ молодежи. Поэтому в современном мире возрастные границы молодежи определяются достаточно условно: к ней относят людей в возрасте от 14-16 лет и до 25-30 лет. В РФ к молодёжи принято относить категорию людей в возрасте от 14 до 30 лет включительно.[…]
Завершение молодёжного возраста связано с окончанием обучения, вступлением в брак, рождением детей, началом трудовой профессиональной деятельности, экономической и социальной самостоятельностью, приобретением политическим прав, чётким формированием системы ценностей.

В современной научной литературе существует множество подходов к исследованию проблем развития молодежи: психофизиологический анализ, ролевой, субкультурный, конфликтологический, субъективный, интеракционистские подходы. Традиционным считается стратификационный подход, при котором молодежь определяется как особая социально-демографическая группа, ограниченная возрастными рамками, со своими специфическими социальными ролями, статусом и социальными позициями.[…]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: