Самооправдание и самоосуждение




 

Некоторые, желая оправдать таящееся в них зло, ссылаются на свой характер. Но характер формируется и складывается от свободных человеческих реакций на окружающий мир. Делающий добро другим людям приобретает прекрасный характер – и это есть лучшая его награда уже в этом мире. А в будущем мире он будет одного духа с Самим Богом и с мириадами существ спасенного в Боге творения. Делающий же зло и потакающий злу других приобретает ужасный характер и становится бичом и несчастьем для своей семьи, для окружающих, для своего народа. «Лиха беда начало», – говорит русская пословица. Стоит лишь начать оправдывать в себе вспышки зла, как развращение души пойдет само собою, и ее гибель последует.

Архиепископ Сан‑Францисский Иоанн (Шаховской)

 

Грех, живущий в нас, затемняет нас и заставляет нас оправдываться перед нами самими же. Самооправдание подставляет нам лукавый. Пока в нас не пробудится совесть, чуткая не только к отдельным грехам, – редко сознание нашей греховности. Нашим грехом мы всюду вносим разделение, и каждое биение сердца к добру есть мера, идущая на весы. Наши оправдания наших греховных действий – враг нашего спасения. Только сознание опасности греха вызывает волю к борьбе против греха. Мы равнодушны ко греху, пока не осознаем, что он нас лишает счастья. Мы считаем грех своей природой. Я, мол, такой и такой, и не могу быть иным. Такой у меня характер. Но ведь характер совсем не есть нечто такое, с чем нельзя бороться. При решении начать сопротивляться греху надо помнить, что грех не сроден нам, а пристал к нам.

Архиепископ Пражский Сергий (Королев)

 

Кто жалеет плоть, в том не может пребывать Дух Божий. И частое, урывками, от невнимания и разленения происходящее угодие плоти охлаждает. Что же сказать о тех, у коих плотское услаждение стало законом?

Кто даже в малом чем угождает плоти, тому нельзя быть внутрь; он – в том, чем угождается плоть, потому не собран и, следовательно, хладен.

Святитель Феофан Затворник

 

Пусть же каждый из нас знает, что любящий Христос отверз рай покаявшемуся разбойнику не по случайной молитве, но за его простоту совести, открытой правосудию Бо‑жию. Бедный преступник умирал мучительной смертью. Не ропот, не угрозы, не проклятия были в его устах, но твердое сознание в том, что страдает за дела свои по правде. Вот его заслуга. Самоосуждение есть очищение души. Итак, каждый из нас должен стараться развить в себе свойство: глубоко сознать свой грех, самоосудить свои деяния и таким образом сокрушить свой грех.

Протоиерей Валентин Амфитеатров

 

Звонят к заутрени. Саможаление говорит: полежу минутку… Не слушай – и се удар саможалению в голову. Стоя в церкви, чувствуешь позыв к стенке приложиться. Откажи и стой в струнку… се еще удар… В конце дня увидите, как совесть вам скажет, что вы добре стоите на страже. И утешение. А главное, навыкши этому в мелочах, – и на большом тем охотнее будете так же делать.

Святитель Феофан Затворник

 

Трезвенность

 

Слышишь ли слово, опечаливающее настоящим или угрожающим бедствием? Остерегись, чтобы твоя печаль не сделалась сильнее твоего рассудка и твоей воли. «Многи бо печаль уби и несть пользы в ней» (Сир. 30; 25). Раствори печаль твою молитвою и умиротвори себя преданностию в волю Божию и упованием на милосердие Божие.

Святитель Филарет Московский

 

Доктор Гааз был прежде очень богатым. Он имел суконную фабрику и большое имение. Но по мере того как сердце его разгоралось великой любовью к бедным, больным, заключенным, ко всем несчастным, он постепенно употребил все свое богатство на них и дошел до того, что хоронить его пришлось на средства полиции.

Вот пример совершенного милосердия. Но не каждый может вместить такое, поэтому и не каждому это полезно. Дойти до нищеты могут многие при понуждении себя на это, но не многие могут безропотно нести этот крест, поэтому в добродетели милосердия крайне необходима рассудительность.

Схиигумен Савва

 

Есть маленький секрет, чтобы вставать легко к утрени и не просыпать: не осуждать тех, кто просыпает и опаздывает. Если не будете осуждать других, то и вам будет легко.

Преподобный Варсонофий Оптинский

 

Если твоему внешнему или внутреннему слуху является необычайное слово, представляющее себя посланным свыше, не спеши принимать оное, размысли в безмолвии, испытай, согласно ли оно с достоверно известным словом Божиим и учением Христовым; огради себя смирением, молитвою, и притом, как учат богомудрые, троекратною молитвою, и поскольку возможно, советом имеющих духовную опытность. Истина не оскорбится твоею осторожностью, а ложь и мечта не успеют обаять тебя.

Святитель Филарет Московский

 

Воздержание есть матерь здоровья не только телесного, но и душевного. Сейчас медицина тоже говорит, что человек часто нездоров, потому что он переедает. Вообще всякое излишество вредно – в вине, в еде, в теплой одежде даже. Если мы хотим научиться воздержанию, то должны постоянно памятовать о смерти. Например, осуждает кого‑то человек и вдруг вспомнит о смерти и подумает: «Ведь умирать же буду, и за каждое слово придется ответ держать перед Богом» – и остановится в осуждении. Объедается человек, а вспомнит о смерти: «Что же я обжираюсь как свинья, ведь мне за это придется расплачиваться атеросклерозом, отложением солей или еще какой‑нибудь болезнью, которая меня раньше времени в могилу сведет» – и остановится. То есть воздержание и память смертная полезны не только для души нашей, но и для нашего тела.

Протоиерей Димитрий Смирнов

 

Расточая слова без всякого к ним внимания, мы и не думаем, что эти слова могут нести разделение и разложение в семье, в обществе, в мире. Собравшись, в беседе мы обыкновенно начинаем с суждения о чем‑либо и быстро переходим в осуждение, не считая это за грех. Осуждение – язва, разлагающая нашу жизнь. Оно разделяет нас, отталкивает друг от друга, и происходит разложение того хорошего, что в нас есть. Слово должно творить нашу жизнь, собирать добро, сближать нас, вносить единение, а не разделение, разложение и смерть. И как важно, чтобы слово, отображение Логоса на земле, несло бы нам свет и радость бытия среди атмосферы вражды и разделения, в которых мы живем. Мы часто словом приписываем людям то, чего в них нет, подозреваем в том, что даже не существует на самом деле. Такое пользование словом сеет между нами только разделение. Благое же слово, попадая в среду, где находит себе отзвук, производит величайший переворот в этой среде, двигает горами. Мы видим это постоянно в истории человечества.

Архиепископ Пражский Сергий (Королев)

 

Меня поражает другое. Я отнюдь не выступаю против западного мира – я хорошо знаю Запад и жил на Западе, – но почему в диалоге с западным миром мы с легкостью принимаем роль ведомого? Какие же ценности предлагают нам? Что такое уникальное говорит нам сегодня эта богатая цивилизация? Почему мы с легкостью отдаем свое первородство? Мы готовы вступать в объединенную Европу, в любую другую Европу; мы туда вступаем, чтобы получить идеи? Чтобы получить прививку некоего правильного образа жизни? Мы вступаем туда для того, чтобы сытно есть, мы вступаем туда ради желудка и кармана. Наверное, это тоже неплохо, но тогда давайте принесем туда свои ценности, только я не уверен, что там будут готовы наши ценности принять. Но вступать в качестве ведомых, теряя свое духовное первородство, отказываясь от своего трагического, но уникального, ни с чем не сравнимого опыта – у меня это вызывает большие сомнения.

Я думаю, что наше единство – единство духовного пространства Святой Руси, исторической Руси, – это огромной силы цивилизационный проект, и он не предназначен для того, чтобы быть ведомым.

Святейший Патриарх Кирилл

 

Милость

 

Из‑за руки нуждающегося всегда узревайте протянутую к вам руку самого Господа… Сам Он сказал: «Что делаете им, бедным, – Мне сделаете»…

Святитель Феофан Затворник

 

И подавайте, подавайте воды всякому, кто будет нуждаться, – подавайте стакан, наполненный самым простым участием ко всякому человеку, нуждающемуся в нем. Этой воды во всяком месте целые реки – не бойтесь, не оскудеет, почерпните каждому по стакану.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

 

Не смущайтесь пустыми условиями и суетными правилами светской жизни. Пусть требование блага ближнего одно направляет ваши шаги.

Если нет собственных средств для помощи, просите кротко, но настойчиво у тех, у кого они есть. Не бойтесь возможности уничижения, не пугайтесь отказа… Торопитесь делать добро. Умейте прощать, желайте примирения, побеждайте зло добром.

Не стесняйтесь малым размером помощи, которую вы можете оказать в том или другом случае. Пусть она выразится подачею стакана свежей воды, дружеским приветом, словом утешения, сочувствия, сострадания – и то хорошо. Старайтесь поднять упавшего, смягчить озлобленного, исправить нравственно разрушенного.

Доктор Гааз

 

…Даже самая совершенная правовая и социальная система не может в полной мере ограничить жажду обогащения одних в ущерб другим.

Милосердие не возникает там, где люди не чувствуют своей ответственности за сограждан. Оно – результат воспитания, в том числе и в духе традиционной христианской нравственности.

Святейший Патриарх Алексий II

 

Чтобы постичь значение самого понятия «милость», обратимся к истории. Погречески оно звучит как «е1еоs» и имеет общий корень со словом «elaion», то есть масло. В странах с жарким климатом добрый хозяин всегда снабжал своих работников, трудящихся на открытом солнце, небольшими сосудами с оливковым маслом. Смазывая им кожу, работники предохраняли ее от ожогов и растрескиваний, которые чреваты тяжелыми ранами. А при смешении масла с вином получалось простое и весьма эффективное лекарство. Вспомним скорую помощь милосердного Самарянина (см.: Лк. 10; 33, 34) или установление Таинства соборования, то есть Елеосвящения: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего» (Иак. 5; 14,15).

Поэтому молитва «Kurie elehson» – «Господи, помилуй» – имеет под собой вполне конкретный и понятный прообраз: «Господи, уврачуй мои раны, возлей на них масло Твоей благодати; умилостиви – умасли! – язвы моих прегрешений»… Все мы, по слову одного доброго человека, – раненые в этом мире, а к раненым принято относиться милостиво: их не добивают, а выносят с поля боя и возливают на раны елей и вино. Во всяком случае, именно так и поступает с нами милостивый и милосердный Господь.

Митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев)

 

Те, кто просит сейчас помощи нашей, виновато и испуганно глядя на нас, зарабатывают нам своим нелегким нищенским трудом Царство Небесное. Так не пройдем же мимо протянутых к нам рук; мимо страждущих, болью и горем исполненных глаз; мимо ближнего нашего; не пройдем, дорогие мои, мимо своего спасения; не пройдем мимо Самого Христа, Который в образе каждого нуждающегося в нашей помощи призывает нас на вечерю Любви.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

 

Думаешь ли, что тот, кто кормит Христа (т. е. нищих), не будет сам накормлен Христом?

Блаженный Августин

 

Когда ты во грехах жил и грехами Бога прогневлял, Бог не хотел тебя, ради благости Своей, погубить, но терпел тебя, ибо таким образом благость Его на покаяние тебя вела. Ныне ли захочет погубить тебя, когда ты престал от грехов? Когда ты воле Божией противился, миловал тебя Бог, – ныне ли не помилует тебя, когда хочешь и стараешься волю Его творить?

Святитель Тихон Задонский

 

Милостыня очищает от многих грехов. Речь идет не только о вещественной милостыне; гораздо дороже милостыня духовная. Она состоит в том, что человек, вместо осуждения ближних, жалеет их, прощает им их грехи и недостатки и просит Бога простить их.

Игумен Никон (Воробьев)

 

Добро является добром лишь в том случае, если делающий его жертвует чем‑то своим – сном, покоем и тому подобным.

Святитель Феофан Затворник

 

Мудрость

 

Принадлежность лишь к этому миру есть признак мертвенности как человека, так и знания. И только мертвенное знание «надмевает» (1 Кор. 8; 1). Не имея в себе жизни, человек надмевается призрачным познанием высот и глубин. Дух чистый не надмевается никакими знаниями, ибо данные свыше огни могут быть потушены. Чистый дух всегда трепещет и благоговеинствует пред высшими знаниями и бесконечно умаляет свои. Философией незнания охраняет свое знание.

Архиепископ Сан‑Францисский Иоанн (Шаховской)

 

Как велик, о, как велик Бог, а наше знание ничтожно!

Андре Мари Ампер

 

В Боге вся мудрость, и нет ни мудрости, ни малейшего знания вне Бога. Все, что создано, создано Богом, и во всякое творение Бог вложил нечто от Своей мудрости. Поэтому, брат, чтобы не погрешить перед Богом, не думай, что Бог дал мудрости лишь человеку. Мудрость имеет и конь, и пчела, и муха, и ласточка, и аист, и дерево, и камень, и вода, и воздух, и огонь, и ветер. Во всем пребывает Премудрость Божия, и ничто не могло бы существовать без нее. Поэтому, когда ищешь мудрости, ищи ее только у Бога, потому что Бог есть источник Живой и Великой Премудрости, и кроме Него нет другого источника.

Святитель Николай Сербский

 

Христианская религия – религия радости. Но почему‑то многие люди думают, что религиозная жизнь не может быть радостной. Они понимают, что отвергнуться себя необходимо, но не могут себе представить, что это может принести радость. На самом же деле нет более глубокой и радостной жизни, чем жизнь, наполненная самопожертвованием в служении Христу.

Протоиерей Сергий (Мечев)

 

Кораблю подобна человеческая душа. Корабль имеет подводную часть, и душа должна иметь свое невидимое для мира сознание. Не «подсознание», но укрываемое – ради блага истины – сознание. Злое утаивать надо, чтобы никого не замарать. Доброе утаивать надо, чтобы не расплескать. Утаивать надо ради пользы всех. Скрывание душой своего зла иногда бывает необходимостью духовной; скрывание своего добра почти всегда бывает мудростью и праведностью.

Архиепископ Сан‑Францисский Иоанн (Шаховской)

 

Ученый! Когда ты измучился над разрешением трудной загадки природы и, использовав все возможности своего маленького разума, не можешь найти верный ответ, помяни имя Божие, имя Высшего разума, и свет осветит твою душу, и загадка разрешится.

Святитель Николай Сербский

 

Все мы даем себе отчет о конечности человеческого бытия в этом мире. В свое время, отрешившись от всего земного, мы окажемся наедине с Творцом. И нам придется дать ответ, для чего во время своей земной жизни мы всеми силами стремились побольше узнать, открыть и постигнуть. Что было для нас главным побудительным мотивом этого стремления: гордость всезнания, желание всеобщего почитания, жажда материального богатства? Жаль, если так, ибо все это – суета перед лицом смерти и последующего воскрешения в день Страшного суда. Главное, что необходимо разумному человеку – профессору или студенту, ученому или простецу, – это стяжание даров Премудрости Божией, обретение способности к высшей любви: жертвенной и бескорыстной, разумной и постоянной, которая единственная умножает меру добра в мире людей и поддерживает нашу цивилизацию в ее весьма хрупком равновесии.

Митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев)

 

Не знаю, чем кажусь я миру. Но себе я представляюсь ребенком, который играет на берегу моря и собирает гладкие камни и красивые раковины, меж тем как великий океан глубоко скрывает истину от глаз его.

Исаак Ньютон

 

Добрым смехом можно бесшумно развеять скопившиеся тучи злобной спорливости, ненависти, даже – убийства… Хорошим смехом восстанавливается дружба, семейный очаг.

«Едкий» смех – не от Бога. Язвительная улыбка, сарказм остроты, это – пародия на евангельскую соль мудрости. Пародия, искривляющаяся в улыбке.

Архиепископ Сан‑Францисский Иоанн (Шаховской)

 

Надежда

 

В Боге сосредоточивается надежда всех спасающихся, надежда побеждающих грех силой Божией и надежда побежденных грехом на время по Божию попущению, по собственной немощи.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

 

Суетна надежда на все, кроме Бога; гнила опора на всякого человека и ложный щит из всего созданного. Поэтому, оставив все, да прибегаем к этому надежному и непреоборимому щиту. «Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека. Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей» (Пс. 117; 8, 9). Пусть иные защищают себя хитростью и хитросплетенным словом, иные золотом, серебром и прочими своими сокровищами, иные саном… обманет их надежда. Мы именем Господним защитим себя и не посрамимся. Смотри, христианин, будь только Божий, и имя Господне защитит тебя от всех вражьих наветов.

Святитель Тихон Задонский

 

Плыл Господь с учениками на другую сторону моря, а они забыли взять хлебов и имели с собой только один хлеб, и стали думать, как им быть. Зная помышления их, Господь напомнил им о насыщении четырех и пяти тысяч народа, возведя их тем к твердому упованию, что при Нем не умрут с голоду, хоть бы и ни одного хлеба не имели (см.: Мк. 8; 13–21). Сколько тревог наводит иногда на каждого помышление о безвестном будущем! Успокоение от этих тревог одно – упование на Господа, а оживление и укрепление черпается из разумного рассмотрения того, что уже было с нами и с другими. Не найдется ни одного человека, который бы в своей жизни не испытал нечаянных избавлений от беды или нечаянных поворотов жизни к лучшему.

Воспоминаниями о таких случаях и оживляй свою душу, когда ее начнут томить мрачные мысли о том, как быть. Бог все устроит к лучшему и теперь, как бывало прежде. Положись на Него еще прежде избавления от беды: Он пошлет тебе благодушие, при котором и не заметишь своей беды. «…Уповающего на Господа окружает милость» (Пс. 31; 10). Рассматривай такие случаи в Священном Писании, в Житиях святых, в своей жизни и жизни твоих знакомых – и увидишь как в зеркале, как «близок Господь ко всем призывающим Его» (Пс. 144; 18). И страх за свою участь не возмутит твоей души.

Святитель Феофан Затворник

 

Если верна римская поговорка «Пока дышу, надеюсь», то смысл этой надежды в том, что обидное и мучительное торжество зла когда‑нибудь кончится, что правда и добро еще вернутся на землю.

Протоиерей Василий Зеньковский

 

Утвердиться в надежде и ради нее получить всякую помощь нам помогут следующие размышления:

1. Мы ищем помощи у Всемогущего Бога, Который может сделать все, что захочет…

2. Ищем ее у Всеведущего и Премудрого Бога, Который знает все совершеннейшим образом, следовательно, вполне знает и то, что нужнее для спасения каждого из нас.

3. Ищем помощи у бесконечно Благого Бога, Который предстоит нам с неизреченной любовью, всегда готовый… подать всякую помощь… как только мы притечем в Его объятия с твердым упованием.

4. Четвертый, наконец, способ к оживлению твердого упования на Бога и привлечению Его скорой помощи есть воспоминание обо всех случаях скорой помощи от Бога, изображенных в Божественном Писании.

Опыты эти, столь многочисленные, безусловно убеждают нас, что никогда не был постыжен… никто из уповавших на Бога.

Преподобный Никодим Святогорец

 

Надежды без терпения быть не может. И где истинная надежда, там и терпение, и где терпение, там и надежда. Поскольку надежда подвержена многому искушению, как и вера. Искушаемся лишением временных благ, когда лишаемся здоровья, чести, богатства, человеческого расположения, мира, тишины, покоя и попадаем во всякое неблагополучие. В этом бедственном состоянии нужно терпение, чтобы непозволенным образом не искать избавления от бед, но сдаться на волю Божию и ожидать от Него милости или помогающей в терпении, или избавляющей от бед, как знает Он Сам.

Святитель Тихон Задонский

 

Если бы этот мерцающий свет надежды погас, жить стало бы невозможно. В общем, должно признать, что надежда никогда человека не покидает: если временами свет и уходит, то тогда наступает чувство богооставленности, состояние отчаяния. Поэтому в личной жизни идея Промысла неистребима, она держится в самых бессознательных глубинах души.

Протоиерей Василий Зеньковский

 

Скорби

 

Господь любит людей, но посылает скорби, чтобы люди познали немощь свою и смирились, и за смирение свое приняли Святого Духа, а с Духом Святым – все хорошо, все радостно, все прекрасно.

Преподобный Силуан Афонский

 

Надо всеми мерами стараться, чтобы сохранить душевный мир и не возмущаться оскорблениями, но переносить их равнодушно, так, как если бы они не касались нас. Такое упражнение может доставить нашему сердцу тишину и сделать его обителью Святого Духа.

Преподобный Серафим Саровский

 

Христианин, желающий быть последователем Господа нашего Иисуса Христа и соделаться по благодати сыном Божиим, рожденным от Духа, прежде всего должен положить себе за правило, вменить себе в непременную обязанность благодушное терпение всех скорбей: и телесных страданий, и обид от человеков, и наветов от демонов, и самого восстания собственных страстей своих.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

 

Скорби, встречающиеся в обществе, не могут быть извинением малодушия. Быт и место бесскорбные на земле – несбыточная мечта, которой ищут умы и сердца, чуждые Божественного просвещения, обольщенные бесами. Нам заповедано искать мира душевного во взаимном ношении немощей. Не переменами места, рождающимися единственно от осуждения ближних, исполняется закон Христов. Нет! «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал. 6; 2).

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

 

Безмерная скорбь о грехах, доходящая до отчаяния, отвергается по учению Святых Отцов. Скорбь эту должно растворять надеждою на милосердие Божие: должно вместе печалиться и надеяться. Печалиться, потому что мы грехами своими прогневляем Бога, удаляемся от Бога.

Надеяться, потому что мы имеем Всесильного врача для грехов наших, Господа Иисуса Христа, пролившего за нас кровь Свою.

Преподобный Амвросий Оптинский

 

Вам известно, что в последние времена будут спасаться скорбями. Разве мы исключены из этого закона? Недаром Святые Отцы советовали чаще (ежедневно по многу раз) вспоминать о смерти, о суде, о необходимости дать отчет Господу за каждое слово, дело, помышление, за лукавство, за привязанность к миру, за тщеславие, за все тайное, ведомое только Господу да нашей совести.

Игумен Никон (Воробьев)

 

Смирение и терпение

 

По немощи нашей телесной и душевной полезнее нам смиряться и покоряться тому, как дело идет по обстоятельствам, нас окружающим.

Преподобный Амвросий Оптинский

 

Ты говоришь: «У меня много горя». Но я тебе скажу, или лучше Сам Господь говорит: смирись, и увидишь, что твои беды превратятся в покой, так что ты и сам удивишься, и скажешь: «Почему же я раньше так мучился и скорбел?» Но теперь ты радуешься, потому что смирился, и пришла благодать Божия; теперь ты хотя бы один сидел в бедности, радость не оставит тебя, потому что на душе у тебя мир, о котором Господь сказал: «Мир Мой даю вам» (Ин. 14; 27). Так всякой смиренной душе Господь дает мир.

Преподобный Силуан Афонский

 

Хочешь научиться смирению? Научись хранить мир души, когда тобою пренебрегают.

Монах Симеон Афонский

 

Христианское совершенство есть дар Божий, а не плод человеческого труда и подвига; подвигом доказывается только действительность и искренность желания получить дар: подвигом, который обуздывает и укрощает страсти, естество человеческое соделывается способным и предуготовляется к принятию дара. От человека зависит очистить и украсить, и то с помощью Божией, обитель в себе для Бога, пришествие Бога в эту обитель зависит единственно от Божия благоволения.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

 

Нечистому и ропотному сердцу Бог помогает прийти к покаянию и смирению тяжелыми условиями жизни, а смиренному и терпеливому сердцу – условиями, способствующими духовному росту.

Монах Симеон Афонский

 

Если вы задумаетесь над тем, что значит смирение, я вам дам два коротких определения этого. Смирение по‑русски – это состояние примиренности, когда человек примирился с волей Божией, то есть отдался ей неограниченно, полностью, радостно и говорит: «Делай со мной, Господи, что Ты хочешь». В результате он примирился со всеми обстоятельствами собственной жизни. Всё – дар Божий: и доброе, и страшное. Бог нас призвал быть Его посланниками на земле, и Он нас призывает туда, где мрак – быть светом, где безнадежье – быть надеждой, где радость умерла – быть радостью.

Митрополит Сурожский Антоний (Блум)

 

Слышишь ли слово, тебя оскорбляющее или унижающее? Остерегись, чтобы не воспламениться гневом, который правды Божией не соделывает (см.: Иак. 1; 20). Скажи лучше себе: вот случай поучить себя терпению и смирению – и отвечай оскорбляющему и унижающему или молчанием, или, если необходимо, кротким словом правды.

Слышишь ли слово порицающее и осуждающее ближнего? Остерегись, чтобы чрез слух не принять участия в грехе чужого языка. Не прилагай сердца твоего к словам, которые вреднее для осуждающего, нежели для осуждаемого.

Святитель Филарет Московский

 

Благословенно все, что делает человека кротким, какой бы ценой это ни достигалось. Некоторые люди не могут переносить славу. Даже небольшое отличие уже кружит им голову. А духовная гордость иссушает. Мы не знаем, скольким страданиям и горестям достойных мужей и жен мы обязаны. Лучшие мысли, богатые уроки, самые чудесные песни, которые пришли к нам из прошлого, – это плоды боли, немощи и страдания.

Протоиерей Сергий (Мечев)

 

Как в моей любимой притче: когда одного спрашивают: «Как у тебя так все складывается, вроде бы, так, нормально?» А он говорит: «Да это просто очень. Нужно терпение». Ему говорят: «Да, что ж, терпение? Какое терпение? Терпение‑то разное бывает: иногда терпишь‑терпишь – какой толк от этого?! Это все равно, что воду решетом носить!» – «Да, как сказать, – говорит, – а ты дождись зимы». Потерпи: дождись зимы!

Протоиерей Валериан Кречетов

 

Пост

 

Первое условие нашего говения и христианского поста – незлобие души. Человеку гордому, человеку немиролюбивому, строптивому не доступны утешения истинного поста. Когда душу нашу обуревают злые воспоминания и неблагожелательность, когда наше сердце беспокойно волнуется чувством гнева, мести и ненависти, то мы не постимся и не говеем. В этом состоянии человек, хотя бы уста его и повторяли слова молитв, а слух внимал церковным песнопениям, не замаливает свой грех, но усугубляет его. В этом состоянии человек – раб страсти.

Истинный же пост возбуждает в душе чистейшие, благороднейшие чувства любви. Трезво и разумно проходит пред сознанием человека великость той цели, к какой он направил свою душу. Достижение этой цели обставлено величайшими качествами любви. На пути к этой цели желающему должным образом провести Великий пост нужно ни на минуту не забывать обязанности быть кротким. Кротость и уступчивость – это первые одеяния христианского поста. Умение сдержать гневный порыв, умение отдалить от себя зависть и соперничество, навык поступиться великодушно своими правами – это есть первое богоугодное начало поста христианского.

Протоиерей Валентин Амфитеатров

 

Ежели совесть ваша не соглашается, чтобы употреблять вам в пост скоромное, хотя и по болезни, не должно презирать или насиловать совесть свою.

Преподобный Амвросий Оптинский

 

Не надо осуждать других; в чужом доме, если подадут скоромное в постный день, не надо пренебрегать и отказываться. А дома можно восполнить этот пробел усилением телесного поста, а главное – духовного, то есть не раздражаться, не осуждать и прочее.

Протоиерей Алексий (Мечев)

 

Для преодоления всех, без исключения, страстей необходимо учиться воздержанию. Без телесного же поста этого достичь невозможно. Как в школе учеников постепенно ведут от низших знаний к высшим, от азбуки до высшей математики, так и воздержание надо начинать с азбуки, с обуздания своего чрева.

Святитель Лука (Войно‑Ясенецкий)

 

Пост не есть голод. Голодает и диабетик, и факир, и йог, и заключенный в тюрьме, и просто нищий. Нигде в службах Великого поста не говорится о посте только в нашем обычном смысле, то есть как о неядении мяса и прочего. Всюду один призыв: «постимся, братие, телесно, постимся и духовно». Следовательно, пост только тогда имеет религиозный смысл, когда он соединен с духовными упражнениями. Пост равен утончению. Нормальный, биологически благополучный человек недоступен влияниям высших сил. Пост расшатывает это физическое благополучие человека, и тогда он делается доступнее воздействиям иного мира, идет духовное его наполнение.

Николай Евграфович Пестов

 

По Писанию, фарисеи и первосвященники обвиняли учеников Христа в том, что те не постились (в отличие от учеников Иоанна Предтечи, которые «постились много»). На это Христос ответил: «Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (см.: Мк. 2; 19, 20, Лк. 5; 34, 35, Мф. 9; 15). Эти слова указывают на взаимосвязь поста и миссии Христа, что пост становится невозможным во время радости Его Присутствия. По общему определению, пост – это выражение надежды, состояние ожидания и подготовки.

Протопресвитер Александр Шмеман

 

Скоромная пища не может исцелить вас от болезни; и потому после вы будете смущаться, что поступили вопреки благих внушений совести вашей. Лучше из постной пищи выбирайте для себя питательную и удобоваримую вашим желудком.

Преподобный Амвросий Оптинский

 

То правда, что воздержание вообще, и в частности от употребления мясной пищи, обуздывает наши страсти и похоти плотские, дает большую легкость нашему духу и помогает ему высвободиться из‑под владычества плоти и покорить ее своему господству и управлению. Однако было бы ошибочно полагать это телесное воздержание в основу нравственности, выводить из него все высокие нравственные качества и думать вместе с вегетарианцами, что «растительная пища сама по себе создает много добродетелей». Вопреки мечтам вегетарианцев, один из подвижников благочестия (преподобный Иоанн Кассиан Римлянин), которого, конечно, никак уже нельзя заподозрить в небрежении к посту, при виде трапезы которого, напротив, даже Ангелы Небесные радовались, по выражению святителя Иоанна Златоуста, – говорил, что «мы не полагаем надежды на один пост (телесный). Он не есть сам по себе благо или сам по себе необходим. Он с пользою соблюдается для приобретения чистоты сердца и тела, чтобы, притупив жало плоти, человек приобрел умиротворение духа.

Но пост иногда обращается даже в погибель души, если неблаговременно соблюдается. Надобно стараться, чтобы те добродетели, которые составляют истинное добро, были приобретаемы постом, а не для поста должны быть совершаемы действия тех добродетелей. Итак, для того полезно сокрушение плоти, для того к нему должно быть присоединяемо врачевство воздержания от пищи, чтобы чрез него мы могли достигнуть любви, в которой заключается неизменное и постоянное добро».

Святитель Тихон, Патриарх Московский

 

Истинный пост должен быть предпринимаем для Бога, то есть для того, чтобы возможными – душевными и телесными – подвигами очистить душу от грехов, расположить ее к добру. Очевидно, такая душевная деятельность труднее, нежели лицемерное телесное пощение. Здесь человек находится в ежеминутном соприкосновении со своей совестью. Совесть постоянно напоминает человеку о смирении, о сокрушении сердца. Она постоянно показывает нашему сознанию душу в ее неприглядных положениях. Когда больной человек видит осязательно язвы на своем теле, очевидно, в нем является глубокое горе. Он скроет эту язву и не будет ее выставлять напоказ, как услаждение своего самолюбия. Так и сознание духовного несовершенства есть первый шаг в стремлении его исправить.

Протоиерей Валентин Амфитеатров

 

Нужно поститься больше, т. е., по крайней мере, не наедаться досыта, хотя бы и постной пищей… А ныне я весьма погрешил в этом… И тяжело не только телу, но и душе. И святому Александру Невскому Митрополит Кирилл говорил: не ешь и не пей, а от веры не отступай никак, – когда он ехал в ханскую ставку.

Митрополит Вениамин (Федченков)

 

Бывает, что некоторые больные употребляют в пост скоромную пищу как лекарство и после приносят в этом покаяние, что по болезни нарушили правила Святой Церкви о посте. Но всякому нужно смотреть и действовать по своей совести и сознанию и сообразно с настроением своего духа, чтобы смущением и двоедушием себя еще больше не расстроить.

Преподобный Амвросий Оптинский

 

Но что такое пост по существу? И не бывает ли самообмана среди тех, кто считает нужным исполнять это лишь по букве, но не любит его и тяготится им в сердце своем? И можно ли назвать постом только соблюдение одних правил о невкушении скоромного в постные дни?

Будет ли пост постом, если, кроме некоторого изменения в составе пищи, мы не будем думать ни о покаянии, ни о воздержании, ни об очищении сердца через усиленную молитву?

Нужно полагать, что это не будет постом, хотя все правила и обычаи поста будут соблюдены. Преподобный Варсонофий Великий говорит: «Пост телесный ничего не значит без духовного поста внутреннего человека, который состоит из предохранения себя от страстей».

Николай Евграфович Пестов

 

По Библии, через пищу сатана вошел в человека и стал его властелином. Человек вкусил запретный плод и стал зависим от пищи настолько, что теперь на этом держится его существование. Поэтому пост в библейской перспективе – это не просто ограничение в еде и не вид элементарной гигиены. Истинный пост, действительное воздержание, то, что прославляет Церковь в Святых Отцах, – это, по сути, вызов так называ емым законам природы и через них самому сатане. Потому что ничто не вредит ему настолько, ничто так не ослабляет его силы, как преступание человеком законов, от которых он стал зависим, которые стали «естественными» и «абсолютными». Без пищи человек умирает, поэтому его жизнь полностью зависит от еды.

И теперь во время поста, добровольно отказываясь от еды, человек обнаруживает, что он жив не хлебом единым.

Протопресвитер Александр Шмеман

 

Покаяние и исповедь

 

В чем заключается покаяние? Человек, который отвернулся от Бога или жил собой, вдруг или постепенно понимает, что его жизнь не может быть полной в том виде, в каком он ее переживает. Покаяние заключается в том, чтобы обернуться лицом к Богу. Этот момент изначальный и решительный. Когда мы вдруг меняем курс, и, вместо того чтобы стоять спиной или боком по отношению к Богу, по отношению к правде, по отношению к своему призванию, мы уже сделали первое движение, мы обратились к Богу. Мы еще не покаялись в том смысле, что мы не изменились; но, чтобы это случилось, мы должны что‑то пережить, потому что мы не отвращаемся от себя и не обращаемся к Богу просто так, как нам в<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: