Внутриэтнические Этноэмиграции Миграции




Контрольная работа

По дисциплине

 

«Методика профессионального обучения»

 

На тему: «Разработка урока»

 

 

Екатеринбург


СОДЕРЖАНИЕ

Задание № 1. Определить тему разрабатываемого урока……………3

Задание № 2. Составить конспект учебного материала по выбранной теме……………………………………………………………………….3

Задание № 3. Составить спецификацию понятий (учебных элементов)……………………………………………………………….10

Задание № 4. Построить граф учебной информации………………..11

Задание № 5. Сделать проект эскиза по данной теме……………….12

Задание № 6. Разработать опорный конспект учебного материала………………………………………………………………..13

Задание № 7. Разработать листы рабочей тетради по теме…………15

Задание № 8. Разработать вопросы для актуализации опорных занятий (понятий, фактов и способов действий), выделенных в спецификации…………………………………………………………...16

Задание № 9. Сформулировать домашнее задание по данному уроку……………………………………………………………………..17

Задание № 10. Описать методическое обеспечение данной темы урока с помощью имеющихся средств обучения, используя учебную программу………………………………………………………………..17


Так как наша специальность «Менеджмент в сфере туризма и гостиничного хозяйства» для выполнения контрольной работы взяла дисциплину «История туризма» - она относится к блоку дисциплин специализации.

 

Задание № 1. Тема урока «Предпосылки возникновения и развития путешествий».

План изложения учебного материала:

1. Характер перемещения первобытных коллективов или этносоциальных организмов (ЭСО);

2. Первобытный коллектив;

3. Факторы этноэмиграции (климатические, биологические, социальные);

4. Неолитическая революция;

5. Дифференциация миграционных процессов;

6. Виды миграции первобытных коллективов;

7. Внешние мотивы миграции в первобытности;

8. Внутренняя мотивация миграции первобытных коллективов;

9. Первобытная картография;

10. Переход от первобытного стада к родовой общине.

Задание № 2.

Перемещение (гл. «переместить») – поместить, перевести в другое место.

Путешествие – поездка или передвижение пешком по каким-нибудь местам, странам (обычно для ознакомления или отдыха). (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1999.)

Необходимость в перемещениях и путешествиях возникла у людей еще в глубокой древности. Причем термин «путешествие» можно трактовать буквально, так как «ознакомление» с новыми территориями было жизненно необходимо.

Перемещения (миграции) первобытных коллективов, или этносоциальных организмов (ЭСО), могли носить следующий характер:

1. Внутриэтнические миграции, когда перемещения происходили внутри территории, занимаемой ЭСО.

2. Этноэмиграция, участие в которой принимали отдельные группы ЭСО. Они выходили за пределы обитания своего коллектива и затем утрачивали с ним структурную связь.

3. Миграции собственно ЭСО. Это был наиболее часто встречающийся тип миграции в древности. Он, в свою очередь, мог носить характер:

переселения ЭСО – перемещения его на новую территорию;

расселения ЭСО – перемещения одной или нескольких частей первобытного коллектива на другую территорию без потери структурных связей с ЭСО;

сегментации ЭСО – по форме представляющей то же самое, что и расселение, но с одновременным созданием собственного ЭСО мигрантов.

Первобытный коллектив, проживая на четко определенной территории, редко нарушал ее границы – это могло повлечь за собой столкновения с другими племенами, на чью территорию он вторгался. Территория обитания ЭСО не могла быть маленькой по размерам, так как она являлась «кормящим ландшафтом» для людей – уровня «присваивающего хозяйства».

Во внутриэтнической миграции принимали участие в той или иной степени все члены коллектива. Это были и сезонные миграции охотников, а позже, кода появляется рыболовство – передвижения рыбаков за нерестящейся рыбой в реках или ее косяками в морях. Внутриэтническая миграция относится и к собирательству. В поисках съедобных растений, червей, насекомых, разнообразных личинок люди должны были чуть ли не ежедневно проходить многие километры по «своей» территории.

Этноэмиграция могла происходить по нескольким причинам. Например, группа охотников, рыболовов или собирателей, удалившись на достаточно большое расстояние от своей территории обитания, не смогла воссоединиться со своим коллективом по объективным причинам. Это может быть следующие факторы:

· климатические – разливы рек, извержения вулканов, сходы лавин, камнепады и др.;

· биологические – преследования группы людей хищниками или опасными для них крупными животными: мамонтами, шерстистыми носорогами и т.п.;

· социальные – погоня охотников первобытного коллектива за группой, вторгшейся на их территорию.

Миграция первобытных людей представляла собой распространенное явление. Переселения были необходимы. Климатические изменения носили, как правило, весьма продолжительный характер: наступление ледников или межледниковые периоды исчислялись десятками и сотнями тысяч лет. Они несли постепенное изменение флоры и фауны. Но могли быть и скоротечные катаклизмы, например землетрясения, которые вынуждали людей покинуть данную территорию. Но на миграции влияли не в последнюю очередь и антропогенные факторы (исчезновение животных).

Миграции как расселение характерны для всего периода праистории человечества: ведь уже в эпоху палеолита на Земле проживало около 2 – 3 млн человек. Но этот вид переселения переживал бум в эпоху неолита ((от греч. neos – новый и lithos – камень) – новый каменный век (10 – 3 тыс.лет до н.э.)), когда вследствие неолитической революции население увеличилось как минимум в 10 раз. Неолитическая революция осуществила переход от присваивающего хозяйства к производящему. Появилось земледелие и скотоводство.

В эпоху первого общественного разделения труда на оседлых земледельцев и кочевников-скотоводов начинается дифференциация миграционных процессов в зависимости от вида деятельности. Демографический взрыв придал новую динамику рассматриваемым процессам. С началом неолитической революции произошло изменение обычных маршрутов, стало меняться их значение. Отныне надо было отыскивать более удобные и тучные пастбища для скота, подбирать места для посева злаков, дающих максимальную урожайность. А вид деятельности кочевников-скотоводов прямо предполагал постоянные передвижения.

Расселение протекало чаще всего в форме интрузии. Это было характерно для земледельческих народов. Земледельческие племена вели оседлый образ жизни. Своеобразными «якорями» оседлости являлись засеянные поля, загоны для скота и каменные, очень тяжелые зернотерки. Переселившись на новые пространства, земледельцы буквально «вгрызались» в него. Окультуренные участки прочно удерживались мигрантами, и на новые земли уходила лишь часть потомков.

Для скотоводческих племен переселение часто носило характер инвазии, что действительно нередко было похоже на нашествие или нападение. Скотоводческим племенам, в отличие от их предков-охотников, часто приходилось отгонять свои стада во время кочевок через вражеские или засушливые территории. В период присваивающего хозяйства миграции выступали в значительной мере как средство сохранения ЭСО.

Знакомство с новыми территориями было важно охотникам, которые должны были выслеживать животных. Охотникам приходилось значительно удаляться от своих стоянок. Для того чтобы другие члены племени могли им помогать переносить или разделывать добычу, стали создаваться первые карты. «Картография» существовала повсеместно. На земле при помощи камней, ракушечника, обломков дерева и кости, иногда даже и птичьих перьев делались эти первые карты. На них были обозначены безопасные пути, удобные проходы, броды, водопои, пастбища, норы и лежки зверей.

К древнейшим известным картам можно отнести те, которые выполнены на костях животных около 11 – 14 тыс. лет назад. Подобные находки далеко не единичны: Якутия, юг Европы, Восточная Африка, Меланезия и др. Так, на бивне мамонта, найденном близ деревни Межиричи на Украине, вырезана карта поселения, расположенного на берегу реки (рис.1.1).

 

 

Собирательство непосредственно было связано с передвижением. Женщины и дети должны были менять свои обычные маршруты хотя бы сообразно изменению времен года. Собирательство должно было быть не только результативным, но и максимально безопасным. И здесь также можно говорить о наличии определенных маршрутов.

Когда в жизнь первобытных людей вошло рыболовство, они сумели не только освоить реки, но на довольно утлых суденышках умудрялись выходить в открытое море, охотясь на глубоководных рыб, морского зверя и даже на таких исполинов, как киты. В подтверждение того, что освоение мирового океана началось в эпоху первобытности, говорят и факты заселения людьми островных архипелагов Тихого океана и Австралии еще на рубеже палеолита (древний каменный век) и мезолита (средний каменный век).

В эпоху первобытности начинают закладываться и первые «торговые» маршруты. Обмен осуществлялся не только с соседними племенами, где он носил характер «дарообмена», если взаимоотношения были дружественными, или «немого» - если натянутыми или враждебными. Иногда «товар» мог пройти сотни, а то и тысячи километров, прежде чем доходил до потребителя. На примере австралийских аборигенов и ряда племен Южной Америки были выявлены сходные черты в формировании и развитии обменных отношений, для реализации которых необходимо было преодолевать иногда весьма обширные пространства.

К эпохе неолита появляются специальные встречные пункты – прообразы рынков. Эти встречные пункты для обменных операций располагались, как правило, на стыке границ проживания нескольких дружественных племен. Очень часто праздники, на которые прибывали соседние племена, использовались и для обмена.

Активно развивалась в эпоху первобытности посредническая торговля. Так, некоторые изделия находили более чем в 1000 км от места, где они были сделаны. Со времени неолита активизируются обменные операции. Еще задолго до того как происходит третье общественное разделение труда и выделяются как социальный слой собственно купцы, племена «делегируют» своих членов на известные и малоизвестные им территории для добычи/обмена необходимых товаров.

В доисторические времена древние люди, «путешествуя», в основном руководствовались внешней мотивацией, т.е. объективными причинами, главной из которых было – выживание. Человек был практически полностью зависим от природы. Любые природные изменения могли стоить жизни. Зачастую единственно возможным выходом из кризисной ситуации был исход из родных мест в надежде найти что-то лучшее.

Была и внутренняя мотивация у людей для «путешествий». Австралийские аборигены по уровню своего развития в начале XX в. находились на неолитическом уровне. Европейские этнографы зафиксировали следующие характерные черты их жизни: «…Взаимные визиты и гощения представляют собой очень яркую и характерную черту быта всех австралийских племен. Визиты наносят друг другу разные группы даже тогда, когда они обитают очень далеко одна от другой. Эти визиты совершаются как целыми группами, так часто и отдельными лицами». Принятие гостей и хождение в гости можно характеризовать именно как внутреннюю мотивацию.

Уже в неолите стал складываться ритуал встречи гостей. Причем ритуал был различен для мужчин и женщин. Для того чтобы соседи могли отыскать племя, ушедшее со стоянки, на земле проводили борозду, направление и длина которой указывали, куда и на какое расстояние ушли хозяева. При этом надо отметить, что границы кормовых областей племен строго соблюдались.

К внутренней мотивации относятся и эмоции новизны, выражающиеся в стремлении расширить круг средств, удовлетворяющих потребности, путем ознакомления со всяким новым, неведомым и невиданным предметом, и импульсивное стремление к экономическому общению.

«Брачные» путешествия становятся характерной частью быта при переходе от первобытного стада к родовой общине. Семейно-брачные отношения в первобытном стаде носили характер гарема. С переходом к родовой общине брак внутри нее был запрещен. Брачных партнеров можно было искать только вне рода, в других кровнородственных коллективах. Это явление получило название экзогамии. Соответственно, чтобы выбрать себе жену, необходимо было совершить путешествие на территорию обитания соседней родовой общины.

Появление постоянного все возрастающего прибавочного продукта приводит в действие еще один фактор миграций – военный. Этот фактор, имел в основном внешнюю мотивацию, но носил и некоторые черты внутренней, например самоутверждение. При переходе общества к «военной демократии» начинаются захватнические военные походы.

Передвижения первобытных людей, таким образом, имели множественную мотивировку, они являлись характерно чертой их образа жизни. Все сколько-нибудь важные сферы жизни первобытного коллектива были непосредственно связаны с миграционными процессами. Можно констатировать, что жизнь первобытных людей без «путешествий» была бы просто невозможна.

 

 

Задание № 3. Спецификация учебных элементов по теме «Предпосылки возникновения и развития путешествий»

Опорное понятие Новое понятие № п/п Названия учебных элементов (понятий) Уровень усвоения
+     Путешествие IV
  +   Внутриэтнические миграции IV
  +   Этноэмиграция IV
  +   Миграция IV
+     Переселение II
+     Расселение II
  +   Сегментация II
+     Палеолит IV
+     Мезеолит IV
+     Неолит IV
  +   Неолитическая революция II
  +   Дифференциация миграционных процессов I
  +   Интрузия I
  +   инвазия I
  +   «Торговые» маршруты II
  +   «Брачные» путешествия II
  +   Родовая община II
         

 

 

Задание № 4. Граф учебной информации.


Задание № 5. Проект эскиза доски.

 

ПУТЕШЕСТВИЕ

 


Внутриэтнические Этноэмиграции Миграции

миграции (ЭСО выходили за предел (переселения,

(перемещения внутри обитания своего коллектива расселения,

территории, занимаемой ЭСО) и затем утрачивали с ним сегментации

связь) ЭСО)

 

 

Факторы этноэмиграции

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: