(разливы рек, извержения (преследования группы (погоня охот-
вулканов, сходы лавин и др.) людей хищниками или ников первобыт
опасными для них ного коллектива
крупными животными) за группой,
вторгшейся на
их территорию
Задание № 6. Опорный конспект.
Путешествие – поездка или передвижение пешком по каким-нибудь местам, странам (обычно для ознакомления или отдыха).
Перемещения (миграции) первобытных коллективов, или этносоциальных организмов (ЭСО), могли носить следующий характер:
1. Внутриэтнические (собирательство, рыболовство, охота);
2. Этноэмиграция (факторы: климатические, биологические, социальные);
3. Миграция: - переселение (перемещение на новую территорию)
- расселение (перемещения одной или нескольких частей первобытного коллектива на другую территорию без потери структурных связей с ЭСО)
- сегментации (то же самое, что и расселение, но с одновременным созданием собственного ЭСО мигрантов).
В 10 -3 тыс. лет до н.э. вследствие неолитической революции население увеличилось в 10 раз. Революция осуществила переход от присваивающего хозяйства к производящему.
Формы расселения
интрузияинвазия
(характерно для земледельческих (характерно для скотоводческих
народов. Своеобразными «якорями» племен. Скотоводческим
оседлости являлись засеянные поля, племенам часто приходилось
загоны для скота и каменные, и очень отгонять свои стада во время
тяжелые зернотерки. Окультуренные кочевок через вражеские или
участки прочно удерживались засушливые территории. В
мигрантами, и на новые земли уходила период присваивающего
лишь часть потомков.) хозяйства миграции выступали
в значительной мере как
|
средство сохранения ЭСО)
Знакомство с новыми территориями было важно охотникам, которые должны были выслеживать животных. Для того чтобы другие члены племени могли им помогать переносить или разделывать добычу, стали создаваться первые карты.
Были внешние и внутренние мотивы. Внешние мотивы:
- собирательство. Женщины и дети должны были менять свои обычные маршруты хотя бы сообразно изменению времен года.
- рыболовство. Первобытные люди сумели не только освоить реки, но на довольно утлых суденышках умудрялись выходить в открытое море, охотясь на глубоководных рыб, морского зверя.
- торговля. Иногда «товар» мог пройти сотни, а то и тысячи километров, прежде чем доходил до потребителя.
Внутренние мотивы:
- принятие гостей и хождение в гости. Визиты наносят друг другу разные группы даже тогда, когда они обитают очень далеко одна от другой. Эти визиты совершаются как целыми группами, так и отдельными лицами.
- эмоции новизны, выражающиеся в стремлении расширить круг средств, удовлетворяющих потребности, путем ознакомления со всяким новым, неведомым и невиданным предметом, и импульсивное стремление к экономическому общению.
- «брачные» путешествия становятся характерной частью быта при переходе от первобытного стада к родовой общине. Брачных партнеров можно было искать только вне рода, в других кровнородственных коллективах.
Задание № 7. Лист рабочей тетради.
Необходимость в перемещениях и путешествиях возникла у людей еще в глубокой древности.
Путешествие - ____________________________________________
___________________________________________________________
|
___________________________________________________________
Перемещения (миграции) первобытных коллективов, или этносоциальных организмов (ЭСО) могут быть следующего характера:
1. _________________________________________________________
_____________________________________________________________
2. _________________________________________________________
_____________________________________________________________
3. _________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Формы расселения:
1. ________________ - характерно для земледельческих народов. Своеобразными «якорями» оседлости являлись засеянные поля, загоны для скота и каменные, и очень тяжелые зернотерки. Окультуренные участки прочно удерживались мигрантами, и на новые земли уходила лишь часть потомков.
2. ________________ - характерно для скотоводческих племен. Скотоводческим племенам часто приходилось отгонять свои стада во время кочевок через вражеские или засушливые территории. В период присваивающего хозяйства миграции выступали в значительной мере как средство сохранения ЭСО.
Внешние мотивы миграций в первобытности:
1. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Внутренняя мотивация, побуждавшая древних людей к путешествиям:
1. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
3.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 8. Вопросы для актуализации опорных знаний (понятий, фактов и способов действий), выделенных в спецификации.
Вопрос № 1. Дайте определение понятию «путешествие».
Вопрос № 2. Назовите виды миграций первобытных коллективов, или этносоциальных организмов (ЭСО).
Вопрос № 3. Охарактеризуйте типы миграции собственно ЭСО.
Вопрос № 4. Каковы были внешние мотивы миграций в первобытности?
Вопрос № 5. Существовала ли внутренняя мотивация, побуждавшая древних людей к путешествиям?
Задание № 9. Домашнее задание.
Ученикам самостоятельно создать тест из 10 вопросов, и на следующем уроке, поменяться с одноклассниками и решить эти тесты.
Задание № 10.
1. Алексеев В.П., Перщиц А.И. История первобытного общества. – М., 1990.
2. Крючков Л.Л. История международного и отечественного туризма: учеб. для вузов. М.,. 2005.
3. Соколова М.В. История туризма: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., перераб. М., 2004.
4. Шаповал Г.Ф. История туризма: учеб. для вузов., 3-е изд., перераб. М., 2005.