климатические биологические социальные




(разливы рек, извержения (преследования группы (погоня охот-

вулканов, сходы лавин и др.) людей хищниками или ников первобыт

опасными для них ного коллектива

крупными животными) за группой,

вторгшейся на

их территорию


Задание № 6. Опорный конспект.

 

Путешествие – поездка или передвижение пешком по каким-нибудь местам, странам (обычно для ознакомления или отдыха).

Перемещения (миграции) первобытных коллективов, или этносоциальных организмов (ЭСО), могли носить следующий характер:

1. Внутриэтнические (собирательство, рыболовство, охота);

2. Этноэмиграция (факторы: климатические, биологические, социальные);

3. Миграция: - переселение (перемещение на новую территорию)

- расселение (перемещения одной или нескольких частей первобытного коллектива на другую территорию без потери структурных связей с ЭСО)

- сегментации (то же самое, что и расселение, но с одновременным созданием собственного ЭСО мигрантов).

В 10 -3 тыс. лет до н.э. вследствие неолитической революции население увеличилось в 10 раз. Революция осуществила переход от присваивающего хозяйства к производящему.

 

Формы расселения

 

интрузияинвазия

(характерно для земледельческих (характерно для скотоводческих

народов. Своеобразными «якорями» племен. Скотоводческим

оседлости являлись засеянные поля, племенам часто приходилось

загоны для скота и каменные, и очень отгонять свои стада во время

тяжелые зернотерки. Окультуренные кочевок через вражеские или

участки прочно удерживались засушливые территории. В

мигрантами, и на новые земли уходила период присваивающего

лишь часть потомков.) хозяйства миграции выступали

в значительной мере как

средство сохранения ЭСО)


Знакомство с новыми территориями было важно охотникам, которые должны были выслеживать животных. Для того чтобы другие члены племени могли им помогать переносить или разделывать добычу, стали создаваться первые карты.

Были внешние и внутренние мотивы. Внешние мотивы:

- собирательство. Женщины и дети должны были менять свои обычные маршруты хотя бы сообразно изменению времен года.

- рыболовство. Первобытные люди сумели не только освоить реки, но на довольно утлых суденышках умудрялись выходить в открытое море, охотясь на глубоководных рыб, морского зверя.

- торговля. Иногда «товар» мог пройти сотни, а то и тысячи километров, прежде чем доходил до потребителя.

Внутренние мотивы:

- принятие гостей и хождение в гости. Визиты наносят друг другу разные группы даже тогда, когда они обитают очень далеко одна от другой. Эти визиты совершаются как целыми группами, так и отдельными лицами.

- эмоции новизны, выражающиеся в стремлении расширить круг средств, удовлетворяющих потребности, путем ознакомления со всяким новым, неведомым и невиданным предметом, и импульсивное стремление к экономическому общению.

- «брачные» путешествия становятся характерной частью быта при переходе от первобытного стада к родовой общине. Брачных партнеров можно было искать только вне рода, в других кровнородственных коллективах.

 

Задание № 7. Лист рабочей тетради.

 

Необходимость в перемещениях и путешествиях возникла у людей еще в глубокой древности.

Путешествие - ____________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

 

Перемещения (миграции) первобытных коллективов, или этносоциальных организмов (ЭСО) могут быть следующего характера:

1. _________________________________________________________

_____________________________________________________________

2. _________________________________________________________

_____________________________________________________________

3. _________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

 

Формы расселения:

1. ________________ - характерно для земледельческих народов. Своеобразными «якорями» оседлости являлись засеянные поля, загоны для скота и каменные, и очень тяжелые зернотерки. Окультуренные участки прочно удерживались мигрантами, и на новые земли уходила лишь часть потомков.

2. ________________ - характерно для скотоводческих племен. Скотоводческим племенам часто приходилось отгонять свои стада во время кочевок через вражеские или засушливые территории. В период присваивающего хозяйства миграции выступали в значительной мере как средство сохранения ЭСО.

 

Внешние мотивы миграций в первобытности:

1. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Внутренняя мотивация, побуждавшая древних людей к путешествиям:

1. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Задание № 8. Вопросы для актуализации опорных знаний (понятий, фактов и способов действий), выделенных в спецификации.

 

Вопрос № 1. Дайте определение понятию «путешествие».

Вопрос № 2. Назовите виды миграций первобытных коллективов, или этносоциальных организмов (ЭСО).

Вопрос № 3. Охарактеризуйте типы миграции собственно ЭСО.

Вопрос № 4. Каковы были внешние мотивы миграций в первобытности?

Вопрос № 5. Существовала ли внутренняя мотивация, побуждавшая древних людей к путешествиям?

Задание № 9. Домашнее задание.

Ученикам самостоятельно создать тест из 10 вопросов, и на следующем уроке, поменяться с одноклассниками и решить эти тесты.

 

 

Задание № 10.

1. Алексеев В.П., Перщиц А.И. История первобытного общества. – М., 1990.

2. Крючков Л.Л. История международного и отечественного туризма: учеб. для вузов. М.,. 2005.

3. Соколова М.В. История туризма: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., перераб. М., 2004.

4. Шаповал Г.Ф. История туризма: учеб. для вузов., 3-е изд., перераб. М., 2005.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: