Синтаксический анализ рассказа.




Практическая работа № 5

Исследование когнитивного развития

Ребенка раннего возраста

Цель:

- овладеть умениемопределять уровень восприятия у ребенка соотношений предметов по величине;

- овладеть умениемопределять особенности словаря и грамматического строя речи детей раннего возраста.

Задание 1. Определите уровень восприятия соотношений предметов по величине у ребенка.

 

Подготовка к выполнению задания

1.1. Приобретите детскую пирамидку из 7-9 предметов.

1.2. Подготовьте бланк протокола наблюдения по форме:

 

Протокол

Наблюдения за действиями ребенка с пирамидкой

Фамилия ребенка _____________________ Имя __________________________________

Возраст ребенка ______________________ Дата обследования ____________________

 

Характер выполнения действий ребенком Обозначения (да / нет)
На основе практического соотнесения элементов пирамидки друг с другом  
На основе перцептивного (зрительного) соотнесения элементов пирамидки друг с другом  
Беспорядочное нанизывание элементов пирамидки на стержень  
Ребенок собрал пирамидку __________________________________________________ Уровень восприятия у ребенка отношений предметов по величине________________

 

Порядок выполнения задания

2. 1. Дождитесь, пока ребенок освоится и привыкнет к вам.

2.2. Покажите ребенку собранную пирамидку и обратите его внимание на то, что она ровная и красивая.

2.3. На глазах ребенка разберите пирамидку на элементы и выложите их в беспорядке перед ним.

2.4.Попросите ребенка собрать пирамидку как было. Наблюдайте за тем, как ребенок собирает пирамидку.

2.5.В протоколе сделайте отметку «да» против высказывания, которое описывает характер выполнения действий ребенка и отметку «нет» против остальных высказываний.

2.6.Когда ребенок закончит собирать всю пирамидку, то определите, как она собрана: верно или неверно. Сделайте об этом отметку в протоколе.

3. Оценка результатов

3.1 Определите уровень восприятия отношений предметов по величине у ребенка, которого вы исследовали, пользуясь таблицей 1.

Таблица 1.

Уровень восприятия отношений предметов

Уровень Критерии
Высокий ребенок собирает пирамидку верно на основе перцептивного соотношения ее элементов
Средний   ребенок собирает пирамидку верно, сопоставляя ее элементы между собой до надевания их на стержень
Низкий ребенок беспорядочно нанизывает кольца на стержень

 

3.2. Впишите в протокол уровень восприятия соотношений предметов по величине у ребенка, которого вы обследовали.

Отчет по результатам наблюдения

Подготовьте отчет, указав в нем:

- фамилию и имя ребенка,

- его возраст,

- характер выполнения действий ребенком:

-на основе практического соотнесения элементов пирамидки друг с другом,

- на основе перцептивного соотнесения элементов пирамидки друг с другом,

- на основе беспорядочного нанизывания элементов пирамидки на стержень,

- уровень восприятия отношений предметов по величине у ребенка:

- высокий,

- средний,

- низкий.

 

Отчет о выполнении задания

Предоставьте преподавателю:

протокол наблюдения за действиями ребенка с пирамидкой,

отчет по проведенному наблюдению,

рекомендации родителям по развитию восприятия детей раннего возраста.

Задание 2. Определите особенности словаря и грамматического строя речи ребенка раннего возраста.

 

Подготовка к выполнению задания

Подготовьте сюжетную картинка с простым и понятным для ребенка содержанием (приложение 3).

Подготовьте протокол записи рассказа ребенка.

 

Протокол

Записи рассказа ребенка

Фамилия ребенка _____________________ Имя _______________________

Возраст ребенка ______________________ Дата обследования __________

Название картинки __________________________________________________________

Рассказ ребенка
 
  2. Порядок выполнения задания 2.1. Покажите ребенку картинку и скажите: «Посмотри внимательно на картинку». 2.2. Дайте ребенку время рассмотреть картинку. 2.3. Попросите ребенка рассказать про все, что нарисовано на картинке. Если ребенок испытывает затруднения и не может самостоятельно описать картинку, помогите ему наводящими вопросами: «Что это? Кто это? Что он делает?» и т.п. 2.4. Рассказ ребенка дословно запишите в протоколе с сохранением особенностей речи ребенка. 3. Обработка результатов 3.1. Подсчитайте общее количество слов, количество существительных, глаголов, прилагательных, числительных и местоимений в рассказе ребенка. 3.2 Занесите результаты подсчета в таблицу 1 (графа «количество»). Таблица 1. Морфологический анализ рассказа.
Показатели Количество %
  Общее количество слов в рассказе    
  Существительные    
  Глаголы    
  Прилагательные    
  Местоимения    
  Числительные    
  Предлоги    

 

3.3. Вычислите процентное содержание частей речи в рассказе ребенка и внесите эти показатели в таблицу 1.

3.4. Подсчитайте количество предложений в рассказе ребенка.

3.5. Выделите среди них простые, сложносочиненные, сложноподчиненные предложения.

3.6. Запишите в таблицу 2 (графа «количество») количество простых, сложносочиненных, сложноподчиненных предложений.

Таблица 2.

Синтаксический анализ рассказа.

Показатели Количество %
  Общее количество предложений    
  Количество простых предложений    
  Количество сложносочиненных предложений    
  Количество сложноподчиненных предложений    

 

3.7. Вычислите процентное содержание простых, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений в рассказе и внесите эти показатели в таблицу 2.

3.8. Подсчитайте количество правильных и неправильных согласований существительных с прилагательными в числе и падеже и сделайте об этом запись в таблице 3 (графа «количество»).

3.9. Подсчитайте количество правильных и неправильных употреблений ребенком предлогов и зафиксируйте это в таблице 3 (графа «количество»).

Таблица 3.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: