Практическая работа № 5
Исследование когнитивного развития
Ребенка раннего возраста
Цель:
- овладеть умениемопределять уровень восприятия у ребенка соотношений предметов по величине;
- овладеть умениемопределять особенности словаря и грамматического строя речи детей раннего возраста.
Задание 1. Определите уровень восприятия соотношений предметов по величине у ребенка.
Подготовка к выполнению задания
1.1. Приобретите детскую пирамидку из 7-9 предметов.
1.2. Подготовьте бланк протокола наблюдения по форме:
Протокол
Наблюдения за действиями ребенка с пирамидкой
Фамилия ребенка _____________________ Имя __________________________________
Возраст ребенка ______________________ Дата обследования ____________________
Характер выполнения действий ребенком | Обозначения (да / нет) |
На основе практического соотнесения элементов пирамидки друг с другом | |
На основе перцептивного (зрительного) соотнесения элементов пирамидки друг с другом | |
Беспорядочное нанизывание элементов пирамидки на стержень | |
Ребенок собрал пирамидку __________________________________________________ Уровень восприятия у ребенка отношений предметов по величине________________ |
Порядок выполнения задания
2. 1. Дождитесь, пока ребенок освоится и привыкнет к вам.
2.2. Покажите ребенку собранную пирамидку и обратите его внимание на то, что она ровная и красивая.
2.3. На глазах ребенка разберите пирамидку на элементы и выложите их в беспорядке перед ним.
2.4.Попросите ребенка собрать пирамидку как было. Наблюдайте за тем, как ребенок собирает пирамидку.
2.5.В протоколе сделайте отметку «да» против высказывания, которое описывает характер выполнения действий ребенка и отметку «нет» против остальных высказываний.
|
2.6.Когда ребенок закончит собирать всю пирамидку, то определите, как она собрана: верно или неверно. Сделайте об этом отметку в протоколе.
3. Оценка результатов
3.1 Определите уровень восприятия отношений предметов по величине у ребенка, которого вы исследовали, пользуясь таблицей 1.
Таблица 1.
Уровень восприятия отношений предметов
Уровень | Критерии |
Высокий | ребенок собирает пирамидку верно на основе перцептивного соотношения ее элементов |
Средний | ребенок собирает пирамидку верно, сопоставляя ее элементы между собой до надевания их на стержень |
Низкий | ребенок беспорядочно нанизывает кольца на стержень |
3.2. Впишите в протокол уровень восприятия соотношений предметов по величине у ребенка, которого вы обследовали.
Отчет по результатам наблюдения
Подготовьте отчет, указав в нем:
- фамилию и имя ребенка,
- его возраст,
- характер выполнения действий ребенком:
-на основе практического соотнесения элементов пирамидки друг с другом,
- на основе перцептивного соотнесения элементов пирамидки друг с другом,
- на основе беспорядочного нанизывания элементов пирамидки на стержень,
- уровень восприятия отношений предметов по величине у ребенка:
- высокий,
- средний,
- низкий.
Отчет о выполнении задания
Предоставьте преподавателю:
протокол наблюдения за действиями ребенка с пирамидкой,
отчет по проведенному наблюдению,
рекомендации родителям по развитию восприятия детей раннего возраста.
Задание 2. Определите особенности словаря и грамматического строя речи ребенка раннего возраста.
|
Подготовка к выполнению задания
Подготовьте сюжетную картинка с простым и понятным для ребенка содержанием (приложение 3).
Подготовьте протокол записи рассказа ребенка.
Протокол
Записи рассказа ребенка
Фамилия ребенка _____________________ Имя _______________________
Возраст ребенка ______________________ Дата обследования __________
Название картинки __________________________________________________________
Рассказ ребенка | |||
2. Порядок выполнения задания 2.1. Покажите ребенку картинку и скажите: «Посмотри внимательно на картинку». 2.2. Дайте ребенку время рассмотреть картинку. 2.3. Попросите ребенка рассказать про все, что нарисовано на картинке. Если ребенок испытывает затруднения и не может самостоятельно описать картинку, помогите ему наводящими вопросами: «Что это? Кто это? Что он делает?» и т.п. 2.4. Рассказ ребенка дословно запишите в протоколе с сохранением особенностей речи ребенка. 3. Обработка результатов 3.1. Подсчитайте общее количество слов, количество существительных, глаголов, прилагательных, числительных и местоимений в рассказе ребенка. 3.2 Занесите результаты подсчета в таблицу 1 (графа «количество»). Таблица 1. Морфологический анализ рассказа. | |||
№ | Показатели | Количество | % |
Общее количество слов в рассказе | |||
Существительные | |||
Глаголы | |||
Прилагательные | |||
Местоимения | |||
Числительные | |||
Предлоги |
3.3. Вычислите процентное содержание частей речи в рассказе ребенка и внесите эти показатели в таблицу 1.
|
3.4. Подсчитайте количество предложений в рассказе ребенка.
3.5. Выделите среди них простые, сложносочиненные, сложноподчиненные предложения.
3.6. Запишите в таблицу 2 (графа «количество») количество простых, сложносочиненных, сложноподчиненных предложений.
Таблица 2.
Синтаксический анализ рассказа.
№ | Показатели | Количество | % |
Общее количество предложений | |||
Количество простых предложений | |||
Количество сложносочиненных предложений | |||
Количество сложноподчиненных предложений |
3.7. Вычислите процентное содержание простых, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений в рассказе и внесите эти показатели в таблицу 2.
3.8. Подсчитайте количество правильных и неправильных согласований существительных с прилагательными в числе и падеже и сделайте об этом запись в таблице 3 (графа «количество»).
3.9. Подсчитайте количество правильных и неправильных употреблений ребенком предлогов и зафиксируйте это в таблице 3 (графа «количество»).
Таблица 3.