Организация, процедура и методы исследования




 

Целью нашего настоящего эмпирического исследования являлось изучение психодиагностических методов необходимых для изучения эмоционально-потребностной сферы личности.

В исследовании принимало участие 15 детей подросткового возраста (13-14 лет), которые являются учащимися 8 «А» класса, ГУ СШ № 23, г. Петропавловска.

Для достижения поставленной цели нами были подобраны и обоснованы психодиагностические методики, направленные на изучение базовых потребностей личности, эмоциональной направленности и мотивации аффилиации подростков.

В процедуре отбора испытуемых мы, прежде всего, руководствовались тем, что подростковый возраст является наиболее сложным периодом в онтогенетическом развитии. Это связано, прежде всего, с развитием рефлексии в этом возрасте и переходом на новый уровень самосознания, с усилением потребностей в самопознании, принятии и признании, общении и обособлении, с кризисом самооценки. Возникновение самосознания - результат осознания подростком заметных изменений в своём внешнем облике и как следствие возникновение острого интереса к самому себе. Подростковый возраст - это возраст сильных перемен, в котором подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности.

Эмпирическое исследование включало в себя несколько этапов:

– анализ научной литературы по изучаемой проблеме;

– проведение психодиагностических методик;

– качественный и количественный анализ полученных результатов;

– интерпретация полученных результатов.

Психодиагностический метод, который предназначен для сбора психологической информации и позволяет выявить интересующие психологические особенности личности в достаточно короткие сроки.

Для диагностики эмоцинально-потребностной сферы личности мы определили основную базу методик.

Методика «Диагностика личностных и групповых базовых потребностей» позволяет выявить базовые потребности - мотиваторы (А.Маслоу) личности и группы. Ее основой является процедура парных сравнений. Знание таких потребностей позволяет классному руководителю эффективно строить систему мотивации в учебном коллективе.

Шкалы: материальные потребности, потребности в безопасности, социальные (межличностные) потребности, потребности в признании, потребности в самовыражении

Инструкция к тесту

Сначала сравните приведенные ниже (поочередно) утверждения, а затем каждый результат впишите в колонку таблицы. Так, если при сравнении первого утверждения со вторым предпочтительным для себя вы сочтете второе, то в начальную пустую клеточку первой колонки впишите цифру 2. Если же предпочтительным окажется первое утверждение, то впишите цифру 1. Затем то же самое проделайте со вторым утверждением: сравните его сначала с третьим, потом с четвертым и вписывайте результат во вторую колонку. Подобным же образом работайте с остальными утверждениями, постепенно заполняя весь бланк.

Тестовый материал

Вслух проговорите фразу «Я хочу…» применительно к каждому утверждению:

1. Добиться признания и уважения.

2. Иметь теплые отношения с людьми.

3. Обеспечить себе будущее.

4. Зарабатывать на жизнь.

5. Иметь хороших собеседников.

6. Упрочить свое положение.

7. Развивать свои силы и способности.

8. Обеспечить себе материальный комфорт.

9. Повышать уровень мастерства и компетентности.

10.Избегать неприятностей.

11. Стремиться к новому и неизведанному.

12. Обеспечить себе влиятельное положение среди окружающих.

13. Покупать хорошие вещи.

14. Заниматься делом, требующим полной отдачи.

15. Быть понятым другими.

Обработка и интерпретация результатов теста

 

При обработке эмпирических данных используется следующий ключ:

материальные потребности: 4, 8, 13;

потребности в безопасности: 3, 6, 10;

социальные (межличностные) потребности: 2, 5, 15;

потребности в признании: 1, 9, 12;

потребности в самовыражении: 7, 11, 14.

Закончив работу, определите количество баллов (то есть предпочтений или выборов), выпавших на каждое утверждение. Выберите пять утверждений, получивших наибольшее количество баллов, и расположите их по иерархии. Это ваши главные потребности.

Для определения степени удовлетворенности пяти типов главных потребностей подсчитайте сумму баллов по пяти соответствующим шкалам ключа.

Личностные и групповые результаты изучения базовых потребностей–мотиваторов можно представить в форме графических профилей.

42 Зона неудовлетворенности

28 Зона частичной удовлетворенности

14 Зона удовлетворенности

1 2 3 4 5

 

Диагностика эмоциональной направленности личности

Шкалы: альтруистическая, коммуникативная, глористическая, практическая, пугностическая, романтическая, гностическая, эстетическая, гедонистическая, акхизитивная

Инструкция к тесту

Из предложенных вариантов ответов выберите один и запишите соответствующее ему число баллов перед номером утверждения. Затем заполните матрицу, поставив на место номеров утверждений (пропущенные номера поставьте сами по указанному образцу) соответствующие им баллы ответов. Ответы оцениваются по шкале:

«Безусловно да» - 2 балла

«Пожалуй, да» - 1 балл

«Пожалуй, нет» - 0 баллов

«Безусловно нет»- минус 2 балла

 

Тестовый материал

1. Я часто беспокоюсь за близких друзей.

2. Испытываю потребность делиться с другими людьми своими мыслями и переживаниями.

3. Мне очень приятно, когда все обращают на меня внимание.

4. Для меня всегда важно добиться успеха в работе.

5. Я люблю острые ощущения.

6. Я охотно побывал(а) бы в каком-нибудь новом, неизвестном месте.

7. Испытываю большую радость, самостоятельно разрешив трудную проблему.

8. Люблю сладкое и красивое чувство, возникающее при восприятии стихов и музыки.

9. Предпочитаю простые радости (вкусно поесть, сладко поспать).

10. Люблю заниматься коллекционированием.

11. Хочу приносить людям радость и счастье.

12. Для меня важно одобрение окружающих.

13. Приятно чувствовать превосходство над соперниками.

14. Я увлекаюсь любой работой, которую выполняю.

15. Охотно иду на риск.

16. Иногда мне кажется, что должно произойти что-то необыкновенное.

17. Люблю разбираться в причинах событий, явлений.

18. Я могу прийти в восторг от красоты природы.

19. Люблю состояние покоя и свободы от обязанностей.

20. Радуюсь, когда пополняю свою коллекцию.

21. Я всегда жалею неудачников.

22. Я не смог(ла) бы обойтись без друзей.

23. Я могу пойти на многое, чтобы завоевать признание окружающих.

24. Приятно чувствовать, что день прошел не даром.

25. Я человек решительный.

26. Люблю все таинственное и необычное.

27. Стремлюсь приводить свои знания в систему.

28. Произведение искусства может тронуть меня до слез.

29. Люблю приятное, бездумное времяпрепровождение.

30. Люблю делать покупки.

31. Радуюсь, когда кто-то добивается успеха.

32. Среди моих родных и знакомых есть люди, которых я обожаю.

33. Я самолюбив(а).

34. Я чувствую радостное возбуждение и духовный подъем, когда работа идет хорошо.

35. Я люблю преодолевать опасности.

36. Иногда меня тянет вдаль.

37. Я люблю читать о научных открытиях, поисках и находках.

38. Я испытываю наслаждение, слушая любимую музыку.

39. Я склонен (склонна) к лени.

40. Я люблю рассматривать свою коллекцию.

41. Я стремлюсь помогать людям.

42. Я чувствую большую благодарность к людям, которые делают мне приятное.

43. Мне хочется как можно скорее взять реванш при неудачах.

44. Мое настроение поднимается от сознания того, что работа выполнена добросовестно.

45. Азарт, спортивная злость улучшают результаты моей деятельности.

46. Я люблю мечтать.

47. Самое приятное переживание - радость открытия истины, чувство близости решения.

48. Я испытываю чувство возвышенности и отрешенности при соприкосновении с прекрасным.

49. Мне хотелось бы жить беззаботно и безмятежно.

50. Я охотно расстаюсь со своими вещами.

Ключ к тесту

I Альтруистическая направленность 1, 11, 21, 31, 41

II Коммуникативная направленность 2, 12, 22, 32, 42

III Глористическая направленность - на самоутверждение 3, 13, 23, 33, 43

IV Практическая направленность - радость от процесса работы 4, 14, 24, 34, 44

V Пугностическая направленность 5, 15, 25, 35, 45

VI Романтическая направленность 6, 16, 26, 36, 46

VII Гностическая направленность 7, 17, 27, 37, 47

VIII Эстетическая направленность 8, 18, 28, 38, 48

IX Гедонистическая направленность - на удовольствия 9, 19, 29, 39, 49

X Акхизитивная направленность - на коллекционирование, накопление 10, 20, 30, 40, 50

Для диагностики мотивации аффилиации мы использовали методику А.Мехрабиана. Диагностика мотивов аффилиации (А.Мехрабиан)

Шкалы: стремление к принятию, страх отвержения

Назначение теста

Аффилиация, по мнению Г. Меррея, – это потребность тесно контактировать и взаимодействовать с близкими людьми. Данный тест предназначен для диагностики двух мотивов личности: стремления к принятию вас окружающими людьми (СП) и страха быть отвергнутым другими людьми (СО). Таким образом, тест состоит из двух шкал: шкалы СП и шкалы СО.

Инструкция к тесту

Тест состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Чтобы оценить степень вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используйте следующую шкалу:

• + 3 – полностью согласен;

• +2 – согласен;

• + 1 – скорее согласен, чем не согласен;

• 0 – нейтрален;

• -1 – скорее не согласен, чем согласен;

• -2 – не согласен;

• -3 – полностью не согласен.

Прочтите утверждения теста и оцените степень согласия или несогласия. При этом на бланке для ответов против номера утверждения поставьте цифру, соответствующую выбранному вами ответу. Не тратьте время на обдумывание ответов. Дайте тот ответ, который первым пришел вам в голову. Каждое последующее утверждение читайте только после того, как вы уже оценили предыдущее. Ни в коем случае ничего не пропускайте. При обработке результатов производится обсчет определенных баллов, а не содержательный анализ ответов на отдельные пункты. В тесте не предполагается хороших или плохих ответов. Свободно и искренне выражайте свое мнение.

Тест

Шкала СП

 

1. Я легко схожусь с людьми.

2. Когда я расстроен, то предпочитаю быть на людях, чем оставаться в одиночестве.

3. Если бы я должен был выбирать, то предпочел бы, чтобы меня считали способным и сообразительным, чем общительным и дружелюбным.

4. Я нуждаюсь в близких друзьях меньше, чем большинство людей.

5. Я говорю людям о своих переживаниях скорее часто, чем редко и по особым случаям.

6. От хорошего фильма я получаю больше удовольствия, чем от большой компании.

7. Мне нравится заводить как можно больше друзей.

8. Я скорее предпочел бы провести свой отдых вдали от людей, чем на оживленном курорте.

9. Я думаю, что большинство людей славу и почет ценят превыше дружбы.

10. Я предпочел бы самостоятельную работу коллективной.

11. Излишняя откровенность с друзьями может повредить.

12. Встречая на улице знакомого, я скорее стараюсь перекинуться с ним хотя бы парой слов, чем просто пройти поздороваться.

13. Независимость и свободу от привязанностей я предпочитаю дружеским узам.

14. Я посещаю компании и вечеринки потому, что это хороший способ завести друзей.

15. Если мне нужно принять важное решение, то я скорее посоветуюсь с друзьями, чем стану обдумывать его один.

16. Я не доверяю слишком открытому проявлению дружеских чувств.

17. У меня очень много близких друзей.

18. Когда я нахожусь с незнакомыми людьми, мне совсем неважно, нравлюсь я им или нет.

19. Индивидуальные игры и развлечения я предпочитаю групповым.

20. Открытые эмоциональные люди привлекают меня больше, чем сердитые и сосредоточенные.

21. Я скорее предпочту почитать интересную книгу или пойти в кино, чем провести время на вечеринке.

22. Путешествуя, я больше люблю общаться с людьми, чем просто наслаждаться видами или одному посещать достопримечательности.

23. Мне легче решать трудную проблему, когда я обдумываю ее один, чем когда обсуждаю ее с друзьями.

24. Я считаю, что в трудных жизненных ситуациях скорее нужно рассчитывать только на свои силы, чем надеяться на помощь друзей.

25. Даже в коллективе мне трудно полностью отвлечься от забот и срочных дел.

26. Оказавшись на новом месте, я быстро приобретаю широкий круг знакомых.

27. Вечер, проведенный за любимым занятием, привлекает меня больше, чем оживленная вечеринка.

28. Я избегаю слишком близких отношений с людьми, чтобы не потерять личную свободу.

29. Когда у меня плохое настроение, я скорее стараюсь не показывать своих чувств, чем попытаюсь с кем-то поделиться.

30. Я люблю бывать в обществе и всегда рад провести время в веселой компании.

 

Шкала СО

 

1. Я стесняюсь идти в незнакомое общество.

2. Если вечеринка мне не нравится, я все равно не ухожу первым.

3. Меня бы очень задело, если бы мой близкий друг стал противоречить мне при посторонних людях.

4. Я стараюсь меньше общаться с людьми критического склада.

5. Обычно я легко общаюсь с незнакомыми людьми.

6. Я не откажусь пойти в гости из-за того, что там будут люди, которые меня не любят.

7. Когда два моих друга спорят, я предпочитаю не вмешиваться в их спор, даже если с кем-то из них не согласен.

8. Если я попрошу кого-нибудь пойти со мной и он мне откажет, то я не решусь попросить его снова.

9. Я осторожен в высказывании своих мнений, пока хорошо не узнаю человека.

10. Если во время разговора я чего-то не понял, то лучше я это пропущу, чем прерву говорящего и попрошу повторить.

11. Я открыто критикую людей и ожидаю от них того же.

12. Мне трудно говорить людям «нет».

13. Я все же могу получить удовольствие от вечеринки, даже если вижу, что одет не по случаю.

14. Я болезненно воспринимаю критику в свой адрес.

15. Если я не нравлюсь кому-то, то стараюсь избегать этого человека.

16. Я редко стесняюсь обращаться к людям за помощью.

17. Я редко противоречу людям из боязни их задеть.

18. Мне часто кажется, что незнакомые люди смотрят на меня критически.

19. Всякий раз, когда я иду в незнакомое общество, я предпочитаю брать с собой друга.

20. Я часто говорю то, что думаю, даже если это неприятно собеседнику.

21. Я легко осваиваюсь в новом коллективе.

22. Временами я уверен, что никому не нужен.

23. Я долго переживаю, если посторонний человек нелестно выразился в мой адрес.

24. Я никогда не чувствую себя одиноким в компании.

25. Меня очень легко задеть, даже если это незаметно со стороны.

26. После встречи с новым человеком меня обычно мало волнует, правильно ли я себя вел.

27. Когда я должен за чем-либо обратиться к официальному лицу, я почти всегда жду, что мне откажут.

28. Когда мне нужно попросить продавца показать понравившуюся мне вещь, я чувствую себя неуверенно.

29. Если я недоволен тем, как ведет себя мой знакомый, я обычно прямо указываю ему на это.

30. Если в транспорте я сижу, мне кажется, что люди смотрят на меня с укором.

31. Оказавшись в незнакомой компании, я скорее активно включаюсь в беседу, чем держусь в стороне.

32. Я стесняюсь просить, чтобы вернули мою книгу или какую-то другую вещь, занятую у меня на время.

Обработка и интерпретация результатов теста

По каждой из шкал подсчитывается суммарный балл. Ответам испытуемого на прямые пункты (отмеченные знаком «+» в ключе) приписываются баллы.

 

Ответы -3 -2 -1 0 1 2 3

Баллы 1 2 3 4 5 6 7

 

Ответам испытуемого на обратные пункты опросника (отмечены в ключе знаком «-») также приписываются баллы.

 

Ответы -3 -2 -1 0 1 2 3

Баллы 7 6 5 4 3 2 1

 

Ключ к тесту

 

Ключ к шкале СП: +1, +2, -3, -4, +5, -6, +7, -8, -9, -10, -11, +12, -13, +14, +15, -16, -17, -18, -19, +20, -21, +22, -23, -24, -25, +26, -27, -28, -29, +30.

 

Ключ к шкале СО: +1, +2, +3, +4, -5, -6, +7, +8, +9, +10, -11, +12, -13, +14, +15, -16, +17, +18, +19, -20, -21, +22, +23, -24, +25, -26, +27, +28, -29, +30, -31, +32.

 

На основе двух индексов СП и СО выделяются четыре типа мотивов. Для этого суммарные баллы всей выборки ранжируются как по шкале СП, так и по шкале СО. Далее выделяются четыре группы испытуемых:

 

• высокий – низкий (СП выше медианы, СО ниже медианы);

• низкий-низкий (СП ниже медианы, СО ниже медианы);

• высокий-высокий (СП выше медианы, СО выше медианы);

• низкий – высокий (СП ниже медианы, СО выше медианы)

 

Для испытуемых группы «высокий-низкий» характерен мотив «стремление к принятию группой», а для испытуемых группы «низкий-высокий» – мотив «страх отвержения». У испытуемых двух других групп интенсивность этих мотивов приблизительно одинакова, что может свидетельствовать о наличии у них внутреннего дискомфорта, напряженности.

 

У группы «высокий-высокий» страх быть отвергнутым группой препятствует удовлетворению их потребности в принятии, в общении с другими людьми.

 

 

Список использованной литературы

1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.-СПб:1999.-720с.

2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология (полный жизненный цикл развития человека).-М.:ТЦ Сфера, 2005.-464с.

3. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности.-М., 1994.-256с.

4. Айхорн А. Трудный подросток.-М., 2001.-185с.

5. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста.-СПб:2000.-720с.

6. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / под ред. Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой. - М., 1967.

7. Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка.–М.:Знание,1978.-311с.

8. Абрамова, Г.С. Возрастная психология. - М., 1998.

9. Крайг Г. Психология развития.-СПб.,2001.-264с.

10. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А.В. Петровского. - М., 1979.

11. Лафренье, П. Эмоциональное развитие детей и подростков. - СПб., 2004. 12. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989.

13. Изард К.Е. Эмоции человека. М.: 2000.

14. Блум Ф., Лайзерсон А., Хорстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М.: Мир, 1988.

15. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий.-М.,1961.-276с.

16. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) - М., 2005.

17. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. - М., Воронеж, 1995.

20. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т 4. Педология подростка. - М., 1983.

18. Мир детства. Подросток / под ред. А.Г. Хрипковой. - М., 1989.

19. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М., 1997.

20. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1997.

21. Фельдштейн, Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М., 1989.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: