№ урока в году | Дата (план) | Дата (факт) | Тема урока | Контроль | Планируемые результаты обучения | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||
Введение (7 часов) | ||||||||
Биология – наука о живой природе. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний / лекция с элементами беседы | Входной. Фронтальная беседа. Тестирование. Сиквейн. | Иметь представление о биологии как науке, о значении биологических знаний в современной жизни, роли биологической науки в жизни общества; усвоить понятия «биология», «биосфера», «экология». | У меть определять цель урока, ставить задачи и осуществлять рефлексию своей деятельности. | Сформировать любовь и бережное отношение к родной природе. | ||||
Методы изучения биологии. Инструктаж по технике безопасности и охране труда Урок смешанного типа / комбинированный | Промежуточный. Фронтальная беседа. Заслушивание сообщений: «Ученый - биолог». Задания в рабочей тетради. | Знать основные методы биологии, правила техники безопасности в биологическом кабинете. | Ознакомиться с методами проведения научных исследований и оформлением их результатов. | Сформировать ответственное отношение к соблюдению правил техники безопасности. | ||||
Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого. Урок смешанного типа / комбинированный | Промежуточный. Фронтальная беседа. Задания в рабочей тетради. Проверка «Паспорта домашнего животного». | Знать царства живой природы и отличия живых организмов от объектов неживой природы. | Развить навыки работы с текстом и иллюстрациями учебника, составлять план параграфа. | Сформировать научное мировоззрение на основе знаний об отличительных признаках живого от неживого. | ||||
Среда обитания организмов. Урок смешанного типа / комбинированный | Промежуточный. Фронтальная беседа. Проверка схемы пищевой цепи. Задания в рабочей тетради. Заслушивание сообщений: «Флора и фауна материка». | Уметь различать среды обитания организмов, знать их особенности. | Уметь проводить анализ связей организмов со средой обитания. | Сформировать познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов. | ||||
Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Урок смешанного типа / комбинированный | Промежуточный. Фронтальная беседа. Проверка составленных планов параграфа. Задания в рабочей тетради. Заслушивание сообщений: «Природная зона». | Уметь определять понятия «экологические факторы» и объяснять их влияние на живые организмы. | Уметь воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, слушать учителя и учеников, грамотно формулировать вопросы и высказывать свою точку зрения. | Сформировать элементы экологической культуры. | ||||
Экскурсия «Фенологические наблюдения. Осенние явления в жизни растений». Инструктаж по технике безопасности Урок изучения и первичного закрепления новых знаний / экскурсия | Промежуточный. Фронтальная беседа. Коллективная, индивидуальная работа. Творческий отчет об экскурсии. | Сформировать представление о многообразии растений и животных, об осенних явлениях в их жизни; о том, что живые организмы связаны со средой обитания и приспособлены для жизни в определенной среде; приобрести навыки правильного поведения в природе. | Развить умение проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты. | Сформировать элементы экологической культуры. | ||||
Контрольно-обобщающий урок. Урок контроля, оценивания и коррекции знаний / контрольная работа | Итоговый. Индивидуальная работа. Выполнение контрольной работы №1 по теме: «Введение в науку Биология». Заслушивание сообщений: «Перелетные птицы России». | Уметь давать определения понятиям темы; объяснять значение биологии; классифицировать живые организмы; сравнивать объекты и процессы; описывать организмы, обитающие в разных средах; работать с тестовыми заданиями. | Самостоятельно планировать пути достижения целей; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; устанавливать причинно-следственные связи. | Выражать положительное отношение к процессу познания. | ||||
Глава 1. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов (6 часов) | ||||||||
Устройство увеличительных приборов. Лабораторная работа №1 «Рассматрива- ние клеточного строения организмов с помощью лупы». Лабораторная работа №2 «Устройство микроскопа и приемы работы с ним». Инструктаж по технике безопасности и охране труда. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний / лабораторная работа | Промежуточный. Словарный диктант. Фронтальная беседа. Задания в рабочей тетради. | Знать устройство увеличительных приборов, уметь работать с ними; иметь представление об истории создания светового микроскопа и открытии клеточного строения организмов. | Уметь проводить простейшие исследования и оформлять их результаты. | Сформировать познавательный мотив на основе интереса к работе с новым оборудованием. | ||||
Строение клетки. Лабораторная работа №3 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом». Лабораторная работа №4 «Пластиды в клетках (листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника)». Инструктаж по технике безопасности и охране труда. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний / лабораторная работа | Промежуточный. Фронтальная беседа. Проверить знания порядка работы с микроскопом. Задания в рабочей тетради. Выполнение лабораторной работы №3 и оформление выводов по ней. Выполнение лабораторной работы №4 и оформление выводов по ней. | Знать строение клетки; приобрести навык готовить микропрепарат, уметь рассматривать его в микроскоп и схематически изображать строение клетки в тетради. | Уметь выполнять лабораторные работы по инструктивной карточке и оформлять их результаты. | Сформировать познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов. | ||||
Химический состав клетки. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний / учебный практикум | Промежуточный. Фронтальная беседа. Задания в рабочей тетради. Проверка рисунка: «Строение растительной клетки». | Знать о химическом составе клетки, неорганических и органических веществах, их роли в клетке. | Развить умение обнаруживать общность живой и неживой природы на основании сравнения и установления сходства их состава. | Сформировать научное мировоззрение на основании установления сходства химического состава клеток как одного из доказательств единства живой природы. | ||||
Процессы жизнедеятельности клеток. Лабораторная работа №5 «Наблюдение движения цитоплазмы» Инструктаж по технике безопасности и охране труда. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний / лабораторная работа | Промежуточный. Фронтальная беседа. Задания в рабочей тетради. Проверка таблицы: «Вещества клетки». Выполнение лабораторной работы №5 и оформление выводов по ней. | Иметь представление о жизнедеятельности клетки. | Развить навыки проведения простейших биологических экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности в клетке, уметь анализировать и объяснять их результаты. | Сформировать познавательный мотив на основе интереса к проведению простейших биологических экспериментов. | ||||
Ткани. Урок смешанного типа / комбинированный | Промежуточный. Фронтальная беседа. Задания в рабочей тетради. Проверка рисунка: «Схема митоза». | Знать ткани и выполняемые ими функции в организме. | Уметь воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, слушать учителя и учеников, грамотно формулировать вопросы и высказывать свою точку зрения. | Сформировать научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о ткани как следующем уровне организации организмов из клеток. | ||||
Контрольно-обобщающий урок. Урок контроля, оценивания и коррекции знаний / контрольная работа | Итоговый. Индивидуальная работа. Выполнение контрольной работы №2 по теме: «Клетка». Проверка таблицы: «Ткани». | Иметь представление о единстве живых организмов. Сформировать естественно-научную картину мира. | Уметь анализировать и обобщать имеющиеся знания. | Сформировать научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о единстве живого. | ||||
Глава 2. Царство Бактерии (3 часа) | ||||||||
Строение и жизнедеятельность бактерий. Урок смешанного типа / комбинированный | Промежуточный. Словарный диктант. Фронтальная беседа. Задания в рабочей тетради. | Иметь представление об особенностях строения бактерий и их многообразии. | Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. | Сформировать научное мировоззрение на основе изучения строения бактерий. | ||||
Роль бактерий в природе и жизни человека. Урок усвоения навыков и умений / учебный практикум | Промежуточный. Фронтальная беседа. Задания в рабочей тетради. Проверка отчета о практической работе: «Выращивание сенной палочки». | Знать роль бактерий в природе и жизни человека. | Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения целей. | Сформировать интерес к предмету и положительную познавательную мотивацию | ||||
Контрольно-обобщающий урок. Урок контроля, оценивания и коррекции знаний / контрольная работа | Итоговый. Индивидуальная работа. Выполнение контрольной работы №3 по теме: «Бактерии». Заслушивание сообщений: «Бактериальное заболевание». | Обобщить знания о многообразии живых организмов, о строении бактерий, их роли в природе и жизни человека. | Уметь воспроизводить информацию по памяти, сравнивать объекты, устанавливать причинно-следственные связи. | Сформировать ценностно-смысловые установки по отношению к живой природе. | ||||
Глава 3. Царство Грибы (5 часов) | ||||||||
Общая характеристика грибов. Роль грибов в природе и жизни человека. Урок смешанного типа / комбинированный | Промежуточный. Словарный диктант. Фронтальная беседа. Задания в рабочей тетради. | Знать о строении грибов, их роли в природе и жизни человека. | Работая по плану, сверять свои действия с целью и самостоятельно корректировать их. | Сформировать научное мировоззрение на основе изучения строения и роли грибов. | ||||
Шляпочные грибы. Лабораторная работа №6 «Строение плодовых тел шляпочных грибов». Инструктаж по технике безопасности и охране труда Урок изучения и первичного закрепления новых знаний / лабораторная работа | Промежуточный. Фронтальная беседа. Задания в рабочей тетради. Заслушивание сообщений: «Необычный гриб». Выполнение лабораторной работы №6 и оформление выводов по ней. | Знать особенности строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, уметь отличать грибы съедобные от ядовитых, ознакомиться с приемами оказания первой медицинской помощи при отравлении ядовитыми грибами. | В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. | Сформировать понимание ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоить правила безопасного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью при отравлении ядовитыми грибами | ||||
Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа №7 «Плесневый гриб мукор». Лабораторная работа №8 «Строение дрожжей». Инструктаж по технике безопасности и охране труда Урок изучения и первичного закрепления новых знаний / лабораторная работа | Промежуточный. Фронтальная беседа. Задания в рабочей тетради. Заслушивание сообщений: «Грибы -двойники». Выполнение лабораторной работы №7 и оформление выводов по ней. Выполнение лабораторной работы №8 и оформление выводов по ней. | Знать строение плесневых грибов и дрожжей, их роль в природе и жизни человека. | Развить умение самостоятельно проводить исследования в ходе лабораторной работы и на основе анализа полученных результатов делать выводы. | Сформировать познавательную самостоятельность и мотивацию на изучение объектов природы. | ||||
Грибы – паразиты. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний / учебный практикум | Промежуточный. Фронтальная беседа. Задания в рабочей тетради. Заслушивание сообщений: «Плесневой гриб». | Знать о грибах-паразитах и их роли в природе. | Организовывать учебное взаимодействие в группе. | Проявлять активность и инициативность во время работы в группах. | ||||
Контрольно-обобщающий урок. Урок контроля, оценивания и коррекции знаний / контрольная работа | Итоговый. Индивидуальная работа. Выполнение контрольной работы №4 по теме «Царство Грибы». Заслушивание сообщений: «Гриб-трутовик». | Обобщить исистематизировать знания о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека. | Овладеть основами самоконтроля и самооценки. | Сформировать научное мировоззрение на основе выделения существенных признаков у представителей разных царств природы. | ||||
Глава 4. Царство Растения (9 часов) | ||||||||
Разнообразие, распространение, значение растений. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний / лекция с элементами беседы | Промежуточный. Словарный диктант. Фронтальная беседа. Задания в рабочей тетради. | Иметь представления о многообразии растений, их характерных признаках, о высших и низших растениях. | Уметь выделять существенные признаки растений, различать на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, делать выводы на основе сравнения. | Сформировать экологическую культуру на основе понимания важности охраны растений. | ||||
Водоросли. Лабораторная работа №9 «Строение зеленых одноклеточных водорослей». Инструктаж по технике безопасности и охране труда Урок изучения и первичного закрепления новых знаний / лабораторная работа | Промежуточный. Фронтальная беседа. Задания в рабочей тетради. Заслушивание сообщений: «Мое комнатное растение». Выполнение лабораторной работы №9 и оформление выводов по ней. | Знать о водорослях как представителях низших растений, их характерных признаках. | Уметь выделять существенные признаки низших растений и на этом основании относить водоросли к низшим растениям. | Сформировать личностные представления о ценности природы. | ||||
Лишайники. Урок смешанного типа / комбинированный | Промежуточный. Фронтальная беседа. Задания в рабочей тетради. Заслушивание сообщений: «Водоросли». | Знать о лишайниках как симбиотических организмах. | Уметь проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы. | Сформировать экологическую культуру на основании изучения лишайников и вывода о состоянии окружающей среды. | ||||
Мхи. Лабораторная работа №10 «Строение мха». Инструктаж по технике безопасности и охране труда Урок изучения и первичного закрепления новых знаний / лабораторная работа | Промежуточный. Фронтальная беседа. Задания в рабочей тетради. Заслушивание сообщений: «Лишайник». Выполнение лабораторной работы №10 и оформление выводов по ней | Знать о мхах как представителях высших споровых растений, их характерных признаках. | Уметь выделять существенные признаки высших споровых растений и на этом основании относить мхи к высшим споровым растениям. | Сформировать научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении. | ||||
Плауны. Хвощи. Папоротники. Лабораторная работа №11 «Строение спороносящего хвоща». Лабораторная работа №12 «Строение спороносящего папоротника». Инструктаж по технике безопасности и охране труда Урок изучения и первичного закрепления новых знаний / лабораторная работа | Промежуточный. Фронтальная беседа. Задания в рабочей тетради. Заслушивание сообщений: «Мхи». Выполнение лабораторной работы №11 и оформление выводов по ней. Выполнение лабораторной работы №12 и оформление выводов по ней. | Знать о папоротниках, плаунах и хвощах как представителей высших споровых растений, их характерных признаках и более высокой организации по сравнению со мхами. | Уметь выделять существенные признаки высших споровых растений и на этом основании относить мхи, папоротники, плауны и хвощи к высшим споровым растениям. | Сформировать научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении в процессе эволюции. | ||||
Голосеменные растения. Лабораторная работа №13 «Строение хвои и шишек хвойных» Инструктаж по технике безопасности и охране труда Урок изучения и первичного закрепления новых знаний / лабораторная работа | Промежуточный. Фронтальная беседа. Задания в рабочей тетради. Заслушивание сообщений: «Папоротникообразные». Выполнение лабораторной работы №13 и оформление выводов по ней. | Знать о характерных признаках и многообразии голосеменных растений; освоить понятие «семенные растения». | Развить умения выделять существенные признаки семенных растений и устанавливать их преимущества перед высшими споровыми растениями. | Сформировать научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и высших растений и установления усложнений в их строении. | ||||
Покрытосеменные, или Цветковые растения Урок изучения и первичного закрепления новых знаний / Лекция с элементами беседы | Промежуточный. Фронтальная беседа. Задания в рабочей тетради. Заслушивание сообщений: «Голосеменное растение». | Иметь представления о характерных признаках и многообразии покрытосеменных растений; оперировать понятиями: «плод», «цветок», «жизненные формы». | Уметь выделять существенные признаки покрытосеменных растений. | Сформировать научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установления усложнений в их строении. | ||||
Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Урок изучения и систематизации знаний / проект | Промежуточный. Фронтальная беседа. Задания в рабочей тетради. Заслушивание сообщений: «Цветковое растение». | Иметь представление о методах изучения древних растений, знать основные этапы развития растительного мира. | Уметь приводить доказательства того, что многообразие растительного мира – результат длительного исторического развития. | Сформировать научное мировоззрение на основе изучения основных этапов развития растительного мира и установления усложнений в строении растений в процессе эволюции. | ||||
Контрольно-обобщающий урок. Урок контроля, оценивания и коррекции знаний / контрольная работа | Итоговый. Индивидуальная работа. Выполнение контрольной работы №5 по теме «Царство Растения». Заслушивание сообщений «Древнее растение». | Знать закономерности развития живой природы и базовые понятия биологической науки. Уметь давать определения биологическим понятиям, классифицировать живые организмы, выделять существенные признаки; различать представителей различных групп живых организмов на рисунках, в таблицах и среди живых объектов; характеризовать значение живых организмов в природе. | Уметь воспроизводить информацию по памяти, овладеть основами самоконтроля. | Сформировать интеллектуальные умения и познавательный интерес при изучении живой природы. |