Приемистость автомобиля принято характеризовать ускорением, временем, в течение которого автомобиль развивает заданную скорость, и длиною пути, проходимого при этом. Чем выше ускорение автомобиля ja при прочих равных условиях, тем выше его средняя скорость и лучше тяговые качества:
, (33)
где g - ускорение свободного падения;
d - коэффициент учета вращающихся масс;
Ja 1 | Ja 2 | Ja 3 | Ja 4 | Ja 5 |
1,996353 | 1,747225 | 1,253209 | 0,713643 | 0,542782 |
2,028412 | 1,773979 | 1,266466 | 0,701064 | 0,516296 |
1,993786 | 1,739181 | 1,230495 | 0,65057 | 0,454062 |
2,057358 | 1,793809 | 1,262563 | 0,64273 | 0,425791 |
2,050331 | 1,783302 | 1,242621 | 0,595064 | 0,360116 |
2,0286 | 1,75884 | 1,210419 | 0,534883 | 0,280669 |
1,993282 | 1,721444 | 1,166753 | 0,462734 | 0,187923 |
1,943258 | 1,670093 | 1,110828 | 0,37807 | 0,081404 |
1,879088 | 1,605298 | 1,043041 | 0,281165 | -0,03865 |
1,800772 | 1,527059 | 0,963392 | 0,172017 | -0,17224 |
; (34)
Jm - момент инерции маховика;
Jк - момент инерции колеса;
iтр - передаточное число трансмиссии.
Моменты инерции вращающихся частей выбираются по прототипу или с помощью таблицы, большие значения моментов инерции соответствуют большей грузоподъемности или пассажировместимости.
Момент инерции | Автомобили | |
Легковые | Грузовые и автобусы | |
Маховик со сцеплением и коленчатым валом | 0,018 - 0,05 | 0,05 - 0,31 |
Колесо с шиной и тормозным барабаном | 0,120 - 0,33 | 0,78 - 2,70 |
Величину d можно также определить по приближенной формуле академика Е.А.Чудакова
.
δ 1=2,15
δ 2=1,4675
δ 3=1,2092
δ 4=1,1
δ 5=1,080575
(35)
Указанная формула не учитывает зависимости от загруженности автомобиля. График ускорений представлен на рис. 1. Время и путь разгона принято определять графически. Для этого на основании графика ускорений строятся кривые обратных ускорений для всех передач (рис. 1). Весь интервал скоростей, в пределах которого происходит разгон, разбивается на ряд участков величиной DV. Через точки деления проводятся вертикали до пересечения с кривыми обратных ускорений. Наиболее быстрым разгон будет в том случае, когда переключение с низшей передачи на высшую произойдёт при скорости, соответствующей точке пересечения кривых.
Время разгона на отдельных участках определяется по формулам
; (36)
; (37)
, (38)
где DI - площадь 1-го участка, мм2;
m1/j - масштаб обратных ускорений, мм·м/с2;
mт - масштаб времени разгона, с/мм2.
По результатам расчета строится кривая времени разгона (рис. 2). Потеря времени на переключение передач при этом не учитывается. Так как по мере приближения к установившейся Vmax ускорение стремится к нулю, а величина обратного ускорения к бесконечности, то построение заканчивают при Va = (0,9-0,95)Vmax. Коэффициент дорожных сопротивлений ψ принять равным 0,03-0,035.
Полученный график времени разгона автомобиля можно использовать для построения кривой пути разгона. С этой целью весь интервал, соответствующий времени разгона, разбивают на ряд участков. Началу разгона соответствуют время t0 и скорость V0. Пути разгона на отдельных участках
; (39)
; (40)
, (41)
где Δi - площадь i-го участка, мм2;
mi = h - масштаб времени., мм/с;
- масштаб пути, м/мм2.
По результатам расчетов строят кривую пути разгона. Теоретически путь разгона, как и время, стремится к бесконечности.
Рис. 1. График ускорений и величин, обратных ускорениям
Рис. 2. График времени разгона