Д.Д. Шостакович. Жизненный и творческий путь.




Д.Д. Шостакович – один из крупнейших композиторов современности. Музыка Шостаковича отличается глубиной, богатством образного содержания. Большой внутренний мир человека с его мыслями и стремлениями, сомнениями, человека, борющегося против насилия и зла, - вот основная тема Шостаковича, многообразно воплощаемая как в обобщенных лирико-философских произведениях, так и в сочинениях конкретно-исторического содержания.

Жанровый диапазон творчества – Шостаковича очень велик. Он – автор симфоний и инструментальных ансамблей, крупных вокальных форм (оратория, кантат, хоровой цикл) и песен, музыкально-сценических произведении (оперы, балеты, оперетта), музыки к кинофильмам и театральным постановкам, инструментальных концертов и небольших пьес.

Основой творчества композитора является инструментальная музыка, и прежде всего симфония. Огромные масштабы содержания, склонность к обобщённому мышлению, острота конфликтов (социальных или психологических), динамичность и строгая логика развития музыкальной мысли – всё это определяет его облик как композитора- художественное своеобразие. Оно всегда ощутимо и в общем замысле, и в каждом усвоения симфониста.

Шостаковичу свойственно исключительное традиций мировой музыкальной культуры. Композитор свободно пользуется самыми различными выразительными средствами, сложившимися в разные исторические его музыкальном «слове» - будь то мелодия, гармония, оркестр. Вместе с тем творчество Шостаковича – пример глубокого эпохи. Так, большую роль в его мышлении играют средства полифонического стиля (фактура, характер мелодики, приёмы развития, обращение к классическим формам полифонии). Но столь же важна для композитора выразительность конструктивно-чётких, простых по фактуре построений гомофонно-гармонического склада.

Исторические связи Шостаковича выражаются и в опоре на традиции русской музыкальной классики. Симфонизм Шостаковича, с его глубоким философско-психологическим содержанием и напряжённым драматизмом, продолжает линию симфонизма Чайковского; вокальные жанры, с их сценической яркостью, рельефностью образов развивают принципы Мусоргского. Мелодический стиль Шостаковича всё больше приближается к распевности русской песни.

Идейные масштабы творчества, активность мысли автора, какой бы темы он ни касался – философский или психологической, народно-исторической или современной, - глубокая искренность, правдивость художника

Дмитрий Дмитриевич Шостакович родился 25 сентября 1906 г. в Петербурге, в семье инженера-химика. Мать композитора была пианисткой. В возрасте девяти лет началось обучение мальчика игре на фортепиано; его первой учительницей была мать. Вместе с начальными музыкальными познаниями пришли первые попытки в области сочинения музыки. Знаменательно, что незатейливые пьески юного автора – «Гимн свободе», «Траурный марш памяти жертв революции» - были навеяны большими историческими событиями, современником которых он был.

В 1919 г. Шостакович поступает в Петроградскую консерваторию. По совету Глазунова, высоко оценившего способности Шостаковича, занятия в консерватории начались сразу по двум специальностям: фортепиано и композиции. Учителями Шостаковича были профессора Л.Николаев (фортепиано) и М Штейнберг – один из выдающихся представителей школы Римского-Корсакова (композиция)

Консерваторские годы были временем упорных и напряжённых занятий. Как пианист, Шостакович ещё в консерватории проявил яркую артистическую индивидуальность. Шостакович-композитор уже в годы учения отличался редкой продуктивностью. Среди произведений консерваторских лет можно встретить симфонические партитуры (Тема с вариациями, Скерцо), две басни Крылова для голоса с оркестром, разные виды инструментальных ансамблей, фортепианные и вокальные миниатюры, оперу («Цыганы» по Пушкину). Среди фортепианных произведений Шостаковича-студента – широко известные «Три фантастических танца».

После окончания консерватории в 1923 г. по классу фортепиано Шостакович много концертирует; его сольные вечера (и выступления в симфонических концертах), репертуар которых составляют преимущественно произведения композиторов-классиков, вызывают неизменный интерес у слушателей.

В 1925г. Шостакович окончил консерваторию по классу композиции. Его дипломной работой была Первая симфония – сочинение, вызвавшее живой интерес не только музыкантов, но и широкой аудитории.

Начало самостоятельного творческого пути Шостаковича совпало с противоречивым, сложным периодом в развитии музыкальной культуры. Поиски Шостаковичем тем и музыкальных средств соврали с напряжёнными поисками новых эстетических норм во всех областях искусства.

Поражают масштабы и интенсивность творчества Шостаковича во второй половине 20-х – начале 30-х годов. Огромное количество произведений, написанных тогда, предельно широк их жанровый диапазон, разнообразна тематика. В первые же годы в творчество Шостаковича вошла гражданская героико-революционная тема. «Посвящение Октябрю» - так называлась его Вторая симфония, одночастная, с хором, на стихи А.Безыменского. написанная в 1927г., к 10-летию Октябрьской революции. Через два года возникла Третья, «Первомайская», симфония, созданная по тому же типу одночастной композиции с хоровым финалом (на стихи С.Кирсанова).

Наряду с интересом к большим обобщающим темам Шостакович в те годы обращается и к бытовым сюжетам из современной ему жизни. Порою значительную роль в них играют элементы социальной сатиры: так, в балете «Болт» (1931) выставлена «напоказ» фигура лодыря и вредителя.

В эти годы Шостакович пишет много музыки для театра и кино. Зачастую это приводило к интересным, значительным для молодого автора творческим контактам. Так, создание музыки к пьесе Маяковского, смелое общественное звучание пьесы-сатиры, а также своеобразие режиссёрского стиля Мейерхольда, острогротесковый почерк художников Кукрыниксы. Мир больших философских мыслей открывался в трагедии Шекспира «Гамлет». К её постановке в театре Вахтангова Шостакович написал музыку в 1932 г. Яркий музыкальный портрет своего современника создал композитор в музыке к фильму «Встречный» («Песня о встречном»).

Среди множества произведений Шостаковича тех лет преобладают музыкальные жанры, связанные со словом, пластикой движения, со сценой и экраном. Не удивительно, что композитор обращается и к опере – жанру, наиболее полно синтезирующему разные средства художественной выразительности. Сюжеты Шостакович находит в произведениях русских классиков – Гоголя («Нос») и Лескова («Леди Макбет Мценского уезда»). Как ни различны гротесково-комедийная фантастическая повесть Гоголя и мрачная бытовая драма Лескова, между ними можно найти то общее, что приковывало внимание композитора: разоблачение зла в образах мещанства и пошлости (Гоголь), в косности, мрачной атмосфере старорусского купеческого уклада жизни (Лесков).

Опера «Нос» (1928) была решена в острогротесковом плане. Карикатурные музыкальные характеристики превращают образы в неподвижные маски, увеличивая смешное и безобразное.

Опера «Леди Макбет Мценского уезда» (во второй редакции – «Катерина Измайлова») создавалась в 1930-1932 годах. По начальному замыслу композитора, «Катерина Измайлова» должна была открывать оперную трилогию, посвящённую образу русской женщины. Нравственная гибель одарённой, сильной натуры в мире зла, жестокости, духовной нищеты – такова идея оперы Шостаковича. Композитор определил свою оперу, как «трагедию-сатиру».

Помимо крупных сценических произведений, симфоний, театральной и киномузыки, Шостакович в первый период своего творчества занимается и разными инструментальными жанрами: Первая фортепианная (1926) и Виолончельная (1924) сонаты, Первый фортепианный концерт (1933). Очень интересное сочинение тех лет – 24 прелюдии (1933). В цикле фортепианных миниатюр ясно очерчивается образный строй творчества Шостаковича, на одном полюсе которого – сатира, гротеск, идущие от неприятия, нетерпимости композитора ко всему мелкому, пошлому (прелюдия №6), на другом – глубокая философская мысль с оттенком драматизма (прелюдия №14) или светлая, незатенённая лирика (прелюдия №10).

В 20-х – начале 30-х годов Шостакович делил своё внимание между творческой и исполнительской деятельностью. В числе лучших молодых пианистов он представлял советскую пианистическую культуру на Первом Международном конкурсе имени Шопена в Варшаве в 1927 г.

Четвёртая симфония – крупное произведение 1936 года, провозвестница зрелого симфонического стиля Шостаковича, не была тогда исполнена и долгие годы оставалась в рукописи. Первое исполнение симфонии состоялось только в 1962 г.

В 1937 г. прозвучала Пятая симфония Шостаковича, произведение большой философской мысли, лирической проникновенности, высокого, классического совершенства. Пятая симфония открывала новый этап творчества Шостаковича. Теперь композитор сосредоточил своё внимание в сфере лирико-философской мысли. Это определило жанровый профиль творчества Шостаковича с его преимущественным интересом к крупным инструментальным формам. Вслед за Пятой были написаны Шестая симфония (1939), Первый струнный квартет (1938), Фортепианный квинтет (1940). Каждое из них – звено внутренней жизни, мысли композитора о жизни, звено в решении той философской проблемы, которая впервые была поставлена им в Пятой симфонии. По словам композитора, эта симфония рассказывает о процессе становления личности, в борьбе, утверждающей высокие нравственные идеалы, волю и разум человека.

Параллельно с обобщённо-психологическим планом инструментальной музыки композитора в те годы привлекали и другие задачи: он стремился воссоздать конкретный и живой образ современного человека, реальные картины современной жизни. Широкие возможности в этой области открывало кино. Шостакович пишет музыку к фильмам «Возвращение Максима» (1937), «Выборгская сторона» (1938), «Волочаевские дни» (1937), «Человек с ружьём» (1938), «Великий гражданин» (1938).

В 1937 году сфера музыкальной деятельности Шостаковича расширяется: он начинает преподавать в Ленинградской консерватории, вначале по классу инструментовки, а затем и композиции. Среди учеников тех лет встречает имена крупных композиторов Г.Свиридова и Ю.Левитова.

Война направила творчество композитора по иному руслу. Трагедия войны, героизм людей, воля к победе – вот образы, которые вызвали новый строй его мыслей.

Первые военные месяцы Шостакович жил в осаждённом Ленинграде, участвуя в защите родного города. Здесь в условиях блокады, он в большей части создал Седьмую симфонию, задуманную, по словам автора, как поэма о борьбе, о грядущей победе.

С 1943 г. жизнь и деятельность Шостаковича связаны с Москвой. Возобновляется, теперь уже в Московской консерватории, прерванная войной педагогическая деятельность. В течении нескольких лет работы в консерватории (1943-1948) Шостакович воспитал плеяду талантливых композиторов – в их числе К.Караев, Г.Галынин, К.Хачатурян. Б.Чайковский, А.Чугаев, Д.Гаджиев.

С годами деятельность Шостаковича приобретает всё более широкие масштабы. Значительны выступления Шостаковича в печати. Большой творческий опыт и острое критическое чутьё, активное участие в музыкальной жизни страны и наблюдения над музыкальной жизнью других стран, глубокая и проницательная мысль о музыке – всё это делает особенно интересными его выступления.

Интенсивность творчества Шостаковича в военные годы велика. Всего через полтора года после столь широкомасштабной по мысли Седьмой симфонии прозвучала трагичная Восьмая (1943). Ещё через год появились Фортепианное трио и Второй квартет. Несколько раньше была написана Вторая фортепианная соната (1942) – одно из высших достижений Шостаковича в области фортепианной музыки. Мысль композитора в те годы ищет своего выхода прежде всего в отражении значительных тем времени. Так, после остродраматической и возвышенной, гимнической в своём итоге Седьмой симфонии зазвучали трагические мотивы Восьмой. По словам композитора, это была попытка выразить переживания народа, отразить страшную трагедию войны. Фортепианное трио посвящено памяти выдающегося советского музыковеда И.И.Соллертинского.

Особое место в творчестве Шостаковича тех лет занимает Девятая симфония (1945). Небольшая по объему, лаконичная по образам, составу оркестра, прозрачная по фактуре, она могла бы быть названа камерной симфонией. Яркие, задорные темы, порой ироничные, гротескные, казалось бы, воскрешают мир образов молодого Шостаковича, автора Первого фортепианного концерта, прелюдий.

К концу 40-х годов творчество Шостаковича вступает в новую полосу своего развития. Композитор нарушает длительное ограничение творчества жанрами инструментальной музыки и темами обобщающего лирико-философского плана. Знаменательно обращение Шостаковича к вокальным жанрам, к человеческого голосу, к поэтическим текстам, вызывающим конкретные «зримые» музыкальные образы. Возникают крупные хоровые и камерные вокальные сочинения.

В конце 40-х годов – начале 50-х годов Шостакович много работал над музыкой к кинофильмам. В продолжении нескольких лет им была создана музыка к фильмам «Молодая гвардия» (1948), «Встреча на Эльбе» (1948), «Иван Мичурин» (1948), «Падение Берлина» (1949), «Виссарион Белинский» (1950), «Незабываемый 1919-й» (1951), «Овод» (1955).

Параллельно возникали крупные кантатно-ораториальные полотна, в той или иной мере соприкасавшиеся с кругом образов, который вставал перед композитором в процессе работы над фильмами (оратория «Песнь о лесах», «Десять поэм для хора на слова революционных поэтов конца XIX – начала XX века», юбилейная кантата «Над Родиной нашей солнце сияет»).

Не только сюжеты из жизни народа, но и народное творчество, музыкальное и поэтическое, всё больше привлекает композитора. В 1951 г. возникают обработки десяти русских народных песен (для хора, солистов и фортепиано). Среди камерных вокальных произведений встречаем цикл «Из еврейской народной поэзии» (1948). Композитор воплотил в музыке то, что сам народ рассказал о своей жизни. Разнообразные жизненные сценки, с чётко очерченными характерами действующих лиц, с живым ощущением действия раздвигают рамки песенного жанра, продолжая традиции Даргомыжского и Мусоргского.

Значительно большее разнообразие заметно в инструментальной музыке 50-х годов: Шостакович вновь обращается к фортепианной музыке. В 1950-1951 годах был сочинён цикл «24 прелюдии и фуги». Он возник как «музыкальное приношение» Баху, к 200-летию со дня смерти великого композитора.

В 50-е годы наступает новый расцвет симфонического камерного инструментального творчества; вновь возрождается интерес композитора к жанру концерта. Скрипичный концерт. впервые исполненный в 1955 году, был создан значительно раньше (1948). Далее возникают Второй фортепианный (1957) и Первый виолончельный (1959) концерты.

Обогащая жанровый диапазон своего инструментального творчества, Шостакович сохраняет неизменный интерес к квартету. «Равномерной чредой» следуют Четвёртый (1949), Пятый (1952). Шестой (1956) квартеты. 1960 год отмечен появлением Седьмого и Восьмого квартетов. В квартетах этого периода преобладают светло-лирические образы, при этом сфера образов Восьмого квартета совсем иная. Написанная в те дни, когда Шостакович работал над музыкой к антифашистскому фильму «Пять дней, пять ночей», квартет возник как остро переживаемое воспоминание о страшных днях страны.

Среди произведений Шостаковича 50-х годов возвышаются два симфонических монумента – Десятая (1953) и Одиннадцатая (1957) симфонии.

Десятая симфония продолжает линию лирико-философского симфонизма.

Одиннадцатая симфония «1905год», написанная к великой исторической дате 40-летию Октябрьской революции, развивает принципы программного симфонизма, заложенные ещё в юношеских симфониях.

Двенадцатая симфония (1961), посвящённая памяти В.И, Ленина, воспроизводит события Великой Октябрьской революции («Революционный Петроград», «Разлив», «Аврора», «Заря человечества» - так называются части симфонии). воспринимается как часть народно-героической революционной эпопеи, начало которой положила Одиннадцатая симфония.

С Тринадцатой симфонией, написанной в 1962 г., связано новое понимание жанра симфонии. Стремясь к конкретности, к совершенной досказанности мысли, Шостакович берёт за основу поэтические образы. Симфония написана для солиста (бас), мужского басового хора и оркестра. В основе пяти частей – пять стихотворений Е.Евтушенко. Не связанные между собой сюжетно, части симфонии образуют целое, мысль которого столь характерная для композитора, - страстный протест «против всякого зла, насилия, всяческой неправды», «за человека». Гневное обличение фашистского человеконенавистничества (1 часть – «Бабий яр»), утверждение неизбывности жизненных сил, оптимизма народа (2 часть – «Юмор»), песня о женщине, её многотрудной и благородной жизненной миссии (3 часть – «В магазине»), протест против духовного рабства человека (4 часть – «Страхи»), против ограниченности, пошлости (5 часть – «Карьера) – таково содержание этой своеобразной симфонии. звучащей как живое слово художника-гуманиста своим современникам.

Творчество Шостаковича последних лет протекает в разных руслах. Симфоническая поэма «Казнь Степана Разина» (для баса, хора и оркестра), написанная в 1964 г. на стихи Е.Евтушенко, реализует интерес композитора к монументальным народно-историческим сюжетам.

Созданные в том же году Девятый и Десятый квартеты, а также Одиннадцатый квартет продолжают лирическую линию творчества композитора.

 

 

В последние годы жизни Шостаковича особое значение приобретает его участие в движении передового человечества за мир.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: