Выполнить географический диктант.




Урок географии в 8 классе 29.04

Тема урока: Высотная поясность.

Цели и задачи урока:

- продолжить формирование знаний об особенностях и характерных чертах природы России;

- познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями;

- сформировать представление об основных закономерностях изменения природных условий в горах;

- рассмотреть типичные горные ландшафты России;

- разобрать с учащимися причины, от которых зависит набор высотных поясов в горных системах России.

 

Изучение материала урока.

На равнинах России несколько природных зон, которые размещаются не хаотично, а подчиняются закону широтной зональности. Смена природных зон происходит медленно, через сотни километров.

- А где можно увидеть быструю смену природных комплексов, на расстоянии 3-5 км? (В горах.)

 

- Как называется смена природных зон с высотой? (Высотная поясность.)

- Итак, сегодня мы будем говорить о горах России, знакомиться с высотной поясностью и выясним закономерности распределения природных зон на данных территориях.

ВОПРОС

· Как изменяются температура воздуха и атмосферное давление с высотой местности над уровнем моря?

· Как изменяется последовательность зон при поднятии в горы: так же, как при движении по равнине – с севера на юг – или с юга на север?

- Запишем определение высотной поясности в тетрадь

 

Горы можно сравнить с многоэтажными зданиями, где каждый этаж занят конкретным высотным поясом. Но в отличие от природных зон смена высотных поясов происходит достаточно резко даже на коротких расстояниях. При подъёме в горах на 70м природные условия меняются примерно так, как при движении с юга на север по равнине через 110км. Обычно нижний высотный пояс соответствует той природной зоне, в которой расположены горы.

Открыл закон высотной поясности немецкий учёный А. Гумбольт в XIXвеке. Изучением высотной поясности занимались В.В.Докучаев, П.П. Семёнов - Тян – Шанский.

- Как вы считаете, в каких горах богаче природа?

- Какие горы находятся на территории России? (Уральские, Северный Кавказ, горы юга Сибири, горы Дальнего Востока) - учащиеся показывают горы на физической карте России.

Закономерности расположения природных зон. (Запишите их в тетрадь.)

1. Чем выше горы, тем больше набор природных зон (многоэтажность).

2. Чем ближе к экватору, тем разнообразнее природные комплексы в горах.

3. Смена природных зон в горах схожа со сменой природных зон на равнине, с юга на север.

4. Смена природных зон на северных и южных склонах отличаются. Снега на северных склонах начинаются на меньшей высоте.

5. Первая природная зона у подножья та, в которой находятся горы.

 

Горы, как магнит, с древнейших времён притягивали человека. Самые древние следы пребывания первобытного человека на территории России найдены в горах – на Алтае и на Кавказе.

Что же так влекло человека во все времена именно в горы?

В горах природные условия не только контрастнее, но и разнообразнее, чем на окружающих равнинах.

Соответственно, разнообразнее и богаче ресурсная база. То есть в горах на относительно небольшой площади можно найти и лес с его неистощимой «кладовой», и пастбищные луга, и участки на склонах, пригодные для земледелия, и мясную, и пушную дичь и многое другое.

 

В настоящее время горные территории активно используются людьми. На них сосредоточена пятая часть оленьих пастбищ России. Горные луга и степи – прекрасные пастбища для скота, дающие много сена. В южных российских горах, в первую очередь на Кавказе, Южном Урале и Алтае, многие склоны очищены от камня и заняты культурными посевами. Среди природных ресурсов особенно выделяются полезные ископаемые. В многоводных горных реках заключено огромное количество водной энергии. Горные леса дают ценную древесину и дикие плоды, уникальные технические и лекарственные растения. Горный климат и горный воздух являются важнейшим оздоровительным фактором. Широко известны горные курорты Кавказа. Большой популярностью пользуются туристические маршруты по горам Кавказа, Урала, Алтая, Камчатки и Прибайкалья.

Домашнее задание:

Проработать материал

Подготовить сообщение «Что означают названия гор». Ваш прогноз: если Хибины и Кавказ поменять местами, как бы выглядел набор высотных поясов?

Выполнить географический диктант.

1. Растительное сообщество с преобладанием хвойных деревьев.

2. Растительное сообщество, состоящее из разнотравья, сформированное на чернозёмах при недостаточном увлажнении.

3. Наука, изучающая ПТК.

4. Засолённые почвы, в которых легкорастворимые соли в больших количествах содержащиеся в почве, находятся на глубине 20-50 см.

5. Тип почв, в которых соли в большом количестве находятся в поверхностном слое.

6. Ровное глинистое место, лишённое растительности в сухое время разбито трещинами на многоугольники.

7. Песчаная акация, растёт на песках, может пускать из корней ветви, а из ветвей придаточные корни, и расти наоборот.

8. Растения с коротким сроком вегетации.

9. Самая большая нелетающая птица степей.

10. Типичные почвы пустынь.

(Термины: солонцы, ландшафтоведение, джузгун, серозёмы, тайга, такыры, эфемеры, дрофа, солончаки, степь)

https://www.youtube.com/watch?v=FFf61yKOYqU#action=share

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: