Урок географии в 8 классе 29.04
Тема урока: Высотная поясность.
Цели и задачи урока:
- продолжить формирование знаний об особенностях и характерных чертах природы России;
- познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями;
- сформировать представление об основных закономерностях изменения природных условий в горах;
- рассмотреть типичные горные ландшафты России;
- разобрать с учащимися причины, от которых зависит набор высотных поясов в горных системах России.
Изучение материала урока.
На равнинах России несколько природных зон, которые размещаются не хаотично, а подчиняются закону широтной зональности. Смена природных зон происходит медленно, через сотни километров.
- А где можно увидеть быструю смену природных комплексов, на расстоянии 3-5 км? (В горах.)
- Как называется смена природных зон с высотой? (Высотная поясность.)
- Итак, сегодня мы будем говорить о горах России, знакомиться с высотной поясностью и выясним закономерности распределения природных зон на данных территориях.
ВОПРОС
· Как изменяются температура воздуха и атмосферное давление с высотой местности над уровнем моря?
· Как изменяется последовательность зон при поднятии в горы: так же, как при движении по равнине – с севера на юг – или с юга на север?
- Запишем определение высотной поясности в тетрадь
Горы можно сравнить с многоэтажными зданиями, где каждый этаж занят конкретным высотным поясом. Но в отличие от природных зон смена высотных поясов происходит достаточно резко даже на коротких расстояниях. При подъёме в горах на 70м природные условия меняются примерно так, как при движении с юга на север по равнине через 110км. Обычно нижний высотный пояс соответствует той природной зоне, в которой расположены горы.
Открыл закон высотной поясности немецкий учёный А. Гумбольт в XIXвеке. Изучением высотной поясности занимались В.В.Докучаев, П.П. Семёнов - Тян – Шанский.
- Как вы считаете, в каких горах богаче природа?
- Какие горы находятся на территории России? (Уральские, Северный Кавказ, горы юга Сибири, горы Дальнего Востока) - учащиеся показывают горы на физической карте России.
Закономерности расположения природных зон. (Запишите их в тетрадь.)
1. Чем выше горы, тем больше набор природных зон (многоэтажность).
2. Чем ближе к экватору, тем разнообразнее природные комплексы в горах.
3. Смена природных зон в горах схожа со сменой природных зон на равнине, с юга на север.
4. Смена природных зон на северных и южных склонах отличаются. Снега на северных склонах начинаются на меньшей высоте.
5. Первая природная зона у подножья та, в которой находятся горы.
Горы, как магнит, с древнейших времён притягивали человека. Самые древние следы пребывания первобытного человека на территории России найдены в горах – на Алтае и на Кавказе.
Что же так влекло человека во все времена именно в горы?
В горах природные условия не только контрастнее, но и разнообразнее, чем на окружающих равнинах.
Соответственно, разнообразнее и богаче ресурсная база. То есть в горах на относительно небольшой площади можно найти и лес с его неистощимой «кладовой», и пастбищные луга, и участки на склонах, пригодные для земледелия, и мясную, и пушную дичь и многое другое.
В настоящее время горные территории активно используются людьми. На них сосредоточена пятая часть оленьих пастбищ России. Горные луга и степи – прекрасные пастбища для скота, дающие много сена. В южных российских горах, в первую очередь на Кавказе, Южном Урале и Алтае, многие склоны очищены от камня и заняты культурными посевами. Среди природных ресурсов особенно выделяются полезные ископаемые. В многоводных горных реках заключено огромное количество водной энергии. Горные леса дают ценную древесину и дикие плоды, уникальные технические и лекарственные растения. Горный климат и горный воздух являются важнейшим оздоровительным фактором. Широко известны горные курорты Кавказа. Большой популярностью пользуются туристические маршруты по горам Кавказа, Урала, Алтая, Камчатки и Прибайкалья.
Домашнее задание:
Проработать материал
Подготовить сообщение «Что означают названия гор». Ваш прогноз: если Хибины и Кавказ поменять местами, как бы выглядел набор высотных поясов?
Выполнить географический диктант.
1. Растительное сообщество с преобладанием хвойных деревьев.
2. Растительное сообщество, состоящее из разнотравья, сформированное на чернозёмах при недостаточном увлажнении.
3. Наука, изучающая ПТК.
4. Засолённые почвы, в которых легкорастворимые соли в больших количествах содержащиеся в почве, находятся на глубине 20-50 см.
5. Тип почв, в которых соли в большом количестве находятся в поверхностном слое.
6. Ровное глинистое место, лишённое растительности в сухое время разбито трещинами на многоугольники.
7. Песчаная акация, растёт на песках, может пускать из корней ветви, а из ветвей придаточные корни, и расти наоборот.
8. Растения с коротким сроком вегетации.
9. Самая большая нелетающая птица степей.
10. Типичные почвы пустынь.
(Термины: солонцы, ландшафтоведение, джузгун, серозёмы, тайга, такыры, эфемеры, дрофа, солончаки, степь)
https://www.youtube.com/watch?v=FFf61yKOYqU#action=share