Организация инновационной деятельности в России




Российскую модель организации инновационной деятельности отличает та особенность, что инновационный импульс изначально исходит от государственных структур. Это связано, в первую очередь, с историческими особенностями. До начала реформ 1980-1990-х годов роль нормативно-финансового регулятора инноваций выполняла государственная планово-распределительная система. Крупномасштабные инновации осуществлялись государством, внедрение новшеств обеспечивалось централизацией и концентрацией различного рода ресурсов на приоритетных и важнейших направлениях развития науки и техники. Реформы 1990-х годов негативно отразились на состоянии научно-инновационной сферы: число организаций, выполнявших исследования и разработки, за 10 лет снизилось почти на 15 %. Особенно сильные потери понесли организации по практической реализации научных разработок. Резко сократилось финансирование науки из государственного бюджета. Попытки государства возложить финансирование инновационной деятельности на предпринимателей, а также повысить инновационную активность промышленных предприятий не увенчались успехом. По-прежнему очень слабой остается ориентация инновационного потенциала на реализацию научных достижений в производстве и других сферах деятельности.

Единственно возможным выходом из сложившейся ситуации видится всестороннее вмешательство государства в процессы организации, правового обеспечения, создания социокультурных оснований для инновационной деятельности.

В современных условиях государство во многом берет на себя функцию обеспечения бизнеса одним из важнейших ресурсов – научными знаниями и идеями. Организации и компании весьма сдержанно идут на прямое финансирование исследований, хотя испытывают большую потребность в их результатах. Поэтому основная поддержка научной деятельности – это в большей степени забота государства. Именно поэтому в официальных документах ведущих стран научно-технический прогресс рассматривается как единая цепь: научные идеи и разработки – инновационный бизнес - использование.

Почему инновационную деятельность необходимо регулировать и стимулировать? Потому, что, с одной стороны, возросло значение инноваций для стабилизации социально-экономического развития общества и укрепления национальной безопасности, с другой стороны, в связи с ограниченностью рыночных механизмов в области получения и внедрения научно-технических результатов. Кроме того,

- в России сейчас наблюдаются кризисные тенденции в науке, производстве, России необходимо выходить из экономической депрессии, значит необходимо стимулировать нововведения,

- частный сектор не в состоянии взять на себя функцию финансирования науки в полном объеме (возрастают издержки производства - уменьшается прибыль).

Значит, именно государство регулирует большинство расходов на науку, притом не только на фундаментальные исследования, но и те НИОКР, результаты которых по различным причинам не могут найти в ближайшее время широкого применения в коммерческом секторе.

Кроме того, пока идея не продается покупателю, невозможно определить прибыль от нее. Но покупатель по различным причинам может отказаться от ее приобретения. Тогда продавец и прибыли не получит, и все ознакомятся с идеей, которую можно будет скопировать. Это может снизить активность генераторов идей.

Существуют также чисто российские особенности, которые вызывают необходимость стимулирования нововведений со стороны государства:

- слаборазвитый рынок капитала,

- пассивность частного сектора в отношении инвестирования инноваций,

- низкий спрос на наукоемкую технологическую продукцию,

- дефицит реальных инвестиций в финансировании нововведений,

- капиталоемкий характер большинства необходимых для производственной модернизации высоких технологий при недостаточной мощности накопления частных капиталов,

- связь технологического старения и деградации с депрессией производства и инфляцией издержек в процессе развития стагфляции,

- требования технологической конкурентоспособности производств со стороны международных рынков.

В этих условиях государственное стимулирование выступает на первый план. Чтобы решить существующие проблемы, необходимо вмешательство государства в инновационную деятельность частного сектора. Основные инструменты такого вмешательства:

- установление прав на интеллектуальную собственность (патентное и лицензионное право),

- прямое и косвенное стимулирование инновационной активности фирм.

В инновационном процессе выделяют 3 вида научной деятельности:

- фундаментальные исследования,

- прикладные исследования,

- опытно-конструкторские разработки.

Затраты на финансирование по фундаментальным исследованиям должны полностью лежать на плечах государства, т.к. проведение таких исследований не представляет практического интереса для коммерсанта. В отношении прикладных исследований роль государства может несколько сокращаться, т.к. такие исследования проводятся уже для достижения конкретно поставленных научных целей или решения определенных практических проблем, а результаты уже имеют коммерческое значение. В рамках третьего вида инновационной деятельности – опытно-конструкторских разработок – государственное стимулирование и финансирование должно занимать самую малую долю, т.к. эти разработки уже направлены только на практическое использование результатов прикладных исследований и знаний для создания новых машин, приборов, материалов, устройств, изделий, систем, процессов или для их принципиального усовершенствования, на получение максимальной эффективности от использования результатов исследований на практике.

Можно выделить три главные задачи, стоящие перед государством:

1. Создание благоприятной инновационной среды, что включает в себя сохранение наследия прошлого, развитие фундаментального образования и фундаментальной науки, стимулирование работы наукоемких производств, формирование инновационной рыночной инфраструктуры.

2. Демонстрация возможностей инновационных технологий, что включает в себя определение перспективных направлений инновационной деятельности, а также поддержку наиболее значимых технологических проектов, особенно на этапе их старта.

3. Выбор приоритетов, поскольку реализация инноваций сразу по всем направлениям современной России не под силу. Помимо выбора приоритетных направлений, перед государством стоит задача создавать механизм их реализации. Здесь госструктуры могут разделить и обязанности и ответственность с бизнесом и наукой. В частности, на бизнес возлагается поиск максимально эффективных путей реализации проектов, государство осуществляет комплексную задачу перераспределения ресурсов в соответствии с выбранными приоритетами, а наука обосновывает выбор приоритетов в соответствии со стратегией социально-экономического развития.

Проблема выделения приоритетных направлений науки и технологий в России приобрела особую актуальность в связи с сокращением бюджетного финансирования этой сферы.

Государственная инновационная политика в России реализуется на двух уровнях деятельности: общегосударственном (федеральном) и региональном (местном).

Основной задачей федеральной инновационной политики является создание благоприятного инновационного климата для материализации государственных приоритетов научно-технического развития в экономической сфере. «Общегосударственная политика направлена на решение проблем межотраслевого и отраслевого характера, приводящим к кардинальному изменению технологической базы страны и требующих концентрации ресурсов в масштабе национальной экономики.

Исключительной прерогативой государства является правовое регулирование инновационной деятельности.

Одна из функций государства по поддержке инновационной деятельности – руководство формированием федеральных целевых программ. Разработка ведется в рамках государственных научно-технических программ.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: