1. Лидия Ивановна – учитель обществознания. На уроках она рассказывает учащимся о нормах морали и права. Она учит молодых людей делать выбор между добром и злом. Субъектом этой деятельности является
1)Лидия Ивановна
2)урок обществознания
3)мораль и право
4)добро и зло
2. Земледелец обрабатывает землю с помощью специальной техники. Субъектом этой деятельности выступает
1)земля
2)техника
3)выращиваемая культура
4)земледелец
3. К существенным признакам, отличающим общение от труда, относится
1)активный характер
2)целенаправленность
3)целесообразность
4)наличие партнёра
4. Одним из возможных признаков игры в отличие от труда является
1)действие на основе правил
2)наличие воображаемой обстановки
3)осуществление коллективом людей
4)стремление к поставленной цели
5. Идеальный образ результата деятельности – это
1)цель
2)мотив
3)объект
4)потребность
6. Проведение реформ, связанных с расширением государственного влияния на сферу бизнеса, представляет собой деятельность
1)прогностическую
2)социально-преобразовательную
3)познавательную
4)ценностно-ориентировочную
7. Проведение судебной реформы в РФ является результатом деятельности
1)ценностно-ориентировочной
2)прогностической
3)познавательной
4)социально-преобразовательной
8. Какую функцию науки иллюстрирует описание поверхности Марса, полученное с помощью космического робота-исследователя?
1)познавательно-объяснительную
2)социально-преобразовательную
3)прогностическую
4)катализатора процесса совершенствования производства
9. В отличие от учёбы, труд
1)способствует познанию мира
2)предполагает использование специального оборудования
|
3)позволяет удовлетворять материальные потребности
4)осуществляется как индивидуально, так и сообща
10. Верны ли следующие суждения о деятельности человека?
А. Деятельность человека направлена на преобразование природы.
Б. Деятельность человека обусловлена в первую очередь природными инстинктами.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
11. По заказу городской администрации учёные-вулканологи определили степень активности вулкана и предупредили горожан об опасности извержения. Какая функция науки проиллюстрирована этим примером?
1)познавательная
2)производственная
3)мировоззренческая
4)социальная
12. Верны ли следующие суждения о мировоззрении?
А. Обыденное мировоззрение опирается на непосредственный жизненный опыт человека.
Б. Научное мировоззрение включает в себя научную картину мира, обобщённые итоги достижений человеческого познания.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
13. Деятельность, которая связана с преобразованием объектов природы, называется
1)духовной
2)потребительской
3)ценностно-ориентировочной
4)практической
14. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Материальная | Связана с созданием необходимых для удовлетворения потребностей вещей, материальных ценностей. |
... | Связана с созданием идей, образов, научных, художественных и нравственных ценностей. |
15. Запишите слово, пропущенное в таблице.
|
КОМПОНЕНТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
... | Осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека. |
Результат | То, чего достигает человек в ходе деятельности. |
16. Запишите слово, пропущенное в схеме.
17. Запишите слово, пропущенное в схеме.
18. Запишите слово, пропущенное в таблице.
СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Экономические отношения | Отношения, возникающие и воспроизводимые в процессе материального производства |
... отношения | Отношения, возникающие в обществе и отражающие отношение государства к своим гражданам и их группам, граждан к существующей государственной власти |
19. Запишите слово, пропущенное в таблице:
ЭЛЕМЕНТ СТРУКТУРЫДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Субъект | Кто осуществляет деятельность |
Объект | На что деятельность направлена |
... | Идеальный образ желаемого результата |
20. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ПРОЯВЛЕНИЕ |
Сознательный | Выдвижение целей и предвидение результатов |
... | Изменение окружающего мира и самого себя |
21. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ЦЕЛЬ |
Учение | Приобретение знаний |
... | Достижение практически полезного результата, создание продуктов потребления |
|
22. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
игра, общение, труд, деятельность, учение.
23. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
взгляды; мировоззрение; представления; идеалы; ценностные установки.
24. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
объекты деятельности | результаты деятельности | мотивы деятельности |
субъекты деятельности | структура деятельности |
25. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
труд | игра | учение |
вид деятельности | познание |
26. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «виды деятельности». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) трудовая | 2) инстинктивная | 3) учебная |
4) созидательная | 5) творческая | 6) кадровая |
27. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «способности человека». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) задатки | 2) одарённость | 3) социализация |
4) активность | 5) талант | 6) гениальность |
28. Установите соответствие между характеристиками и элементами структуры деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А)тот, кто осуществляет деятельность
Б)осознаваемый результат деятельности
В)то, на что деятельность направлена
ЭЛЕМЕНТЫСТРУКТУРЫДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1)объект деятельности
2)цель деятельности
3)субъект деятельности
29. Иван поставил перед собой цель поступить в институт на архитектурный факультет. Он занимается в художественной студии, создаёт собственные небольшие работы, участвует в различных выставках. Много внимания Иван уделяет изучению математики, увлекается черчением. Найдите в приведённом списке примеры средств, используемых для достижения поставленной Иваном цели, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)поступление в институт
2)занятия в художественной студии
3)изучение математики
4)получение профессии архитектора
5)опыт создания собственных работ
30. Одиннадцатиклассники завершают изучение нового материала и начинают подготовку к экзаменам. Какие признаки характеризуют осуществляемую ими деятельность? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1)она направлена на преобразование реально существующих предметов природы
2)она способствует освоению накопленных человечеством культурных ценностей
3)объектом деятельности является новое, неизвестное никому ранее знание
4)средством деятельности являются учебники и учебные пособия
5)деятельность имеет как индивидуальный, так и коллективный характер
6)её мотивом является желание удовлетворить материальные потребности
31. Одиннадцатиклассник Юрий готовится к ЕГЭ по русскому языку. Найдите в приведённом ниже списке возможные цели этой деятельности Юрия и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) чтение учебников, справочной литературы
2) поступление в вуз
3) получение высокого балла
4) проведение экзамена
5) консультации педагогов
6) получение аттестата о среднем общем образовании
32. Выберите верные суждения о деятельности человека
1) Деятельность человека имеет созидательный и преобразовательный характер.
2) Деятельность человека всецело определяется условными рефлексами.
3) В отличие от поведения животных, деятельность человека ориентирована на удовлетворение потребностей, действующих в данный момент времени.
4) Деятельность человека вызывается социальными потребностями.
5) Деятельность человека носит волевой и сознательный характер.
33. Выберите верные суждения о коммуникативной деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Одним из барьеров в процессе коммуникации людей выступает их личная взаимная неприязнь.
2) Средством вербального общения является мимика.
3) Информационное общество создало новые формы общения.
4) Речь является самым продуктивным инструментом человеческого общения.
5) Основной целью коммуникации является обмен эмоциями.
34. Выберите верные суждения о видах деятельности человека
1) В отличие от других видов деятельности, учение способствует познанию мира.
2) И учение, и труд, и игра могут осуществляться как индивидуально, так и сообща.
3) В отличие от учения и игры, труд позволяет удовлетворять материальные потребности.
4) Все виды деятельности предполагают использование специального оборудования.
5) Главная особенность учебной деятельности заключается в том, что ее целью является изменение не окружающего мира, а самого субъекта деятельности.
35. Выберите верные суждения о мышлении и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Особенностью мышления является его опосредованный характер.
2) Объективной материальной формой мышления является язык.
3) Дедукция – это логическое умозаключение от частного к общему.
4) Синтез как приём мышления есть разложение предмета на составляющие его части и стороны.
5) Мышление невозможно без анализа, синтеза и сравнения.
36. Установите соответствие между примерами и элементами структуры деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ЭЛЕМЕНТЫСТРУКТУРЫДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |
А) театральные декорации Б) актеры В) театральная труппа Г) музыкальные инструменты Д) осветительные приборы | 1) субъекты деятельности 2) средства деятельности |
37. Установите соответствие между отличительными признаками и видами деятельности, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК | ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |
А) преобразование природы и общества ради удовлетворения личных и социальных потребностей Б) направленность на практически полезный результат – различные блага В) формирование знаний и умений, развитие мышления и сознания личности Г) побудительный мотив заключается не в результате деятельности, а в ее процессе Д) все средства всегда специально направлены на изменение субъекта деятельности | 1) труд 2) игра 3) учёба |
38. Издавна творения народных мастеров делают красивой повседневную жизнь, украшают предметы быта — одежду, орудия труда, кухонные принадлежности, орудия рыбной ловли и охоты, мебель. Изделия из бересты, меха, дерева, керамики и других предметов декоративно-прикладного искусства представляют собой результаты деятельности.
1) духовно-практической
2) социально-преобразовательной
3) творческой
4) познавательной
5) прогностической
6) индивидуальной
39. Ученые-медики провели ряд исследований и нашли средства борьбы с невидимыми врагами здоровья людей — различными вирусами и болезнетворными бактериями, вызывающими инфекционные заболевания. Эти средства вошли в практику лечения инфекционных болезней. Какие функции науки проиллюстрированы этим примером? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) мировоззренческая
2) социальная
3) познавательная
4) производительной силы
5) прогностическая
6) гносеологическая
40. Группа старшеклассников работает над проектом «Экологическая ситуация в нашем крае: проблемы и пути разрешения». Ребята собирают статистический материал, встречаются с представителями местной власти, изучают литературу. Каковы возможные результаты этой деятельности? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Совершенствование системы внутришкольного контроля.
2) Выбор средств обучения, отвечающих новым требованиям.
3) Предложения по улучшению экологической ситуации в регионе.
4) Знакомство с состоянием дел в своём крае.
5) Развитие навыков сбора и обработки информации.
6) Стремление лучше подготовиться к сдаче экзамена.
41. 13-летняя Екатерина В, занимаясь в художественной школе, изучила творчество художника Н.К. Рериха и написала гуашью несколько рисунков по мотивам работ Рериха. Найдите в приведённом ниже списке, характеристики деятельности Екатерины в процессе создания рисунков. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Деятельность Екатерины можно назвать социально-преобразовательной.
2) В основе деятельности Екатерины лежит стремление к удовлетворению естественных потребностей.
3) Деятельность Екатерины носит репродуктивный характер.
4) Деятельность Екатерины направлена на формирование знаний и умений.
5) Деятельность Екатерины носит творческий характер.
6) Деятельность Екатерины направлена на изменение сознания человека.
42. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков
«Деятельность – присущая только человеку форма взаимодействия с (1). Основное ее содержание – изменение и (2) мира в интересах людей. Деятельность характеризуется направленностью на создание того, чего нет в природе, на (3) продукта материальной или духовной культуры.
Деятельность всегда вязана с определенной (4), она и осуществляется ради ее удовлетворения. Деятельность проявляется в различных сферах общества. Ей свойственны такие черты, как (5), продуктивность, общественный характер. Она включает в себя цель, средства, (6), а сам процесс деятельности обычно состоит из ряда действий или поступков».
1)окружающий мир
2)приспособление
3)преобразование
4)результат
5)производство
6)сознательность
7)потребление
8)потребность
9)мотив
Прочитайте текст и выполните задания С1—С4.
На темпы роста и созревания оказывают влияние образ жизнй формирующегося человека, способы деятельности — игровой, спортивной, учебной, — трудовое и общественное поведение, гигиенические условия режима жизни, питания, сна и бодрствования, тесно связанные со статусом личности, наличие или отсутствие стрессоров, главнейшими из которых являются конфликтные ситуации и т. д. Все эти факторы имеют значение не только сами по себе как моменты становления личности субъекта, но и как силы, воздействующие на органическое развитие человека в определенные моменты его онтогенеза. В качестве детерминантов этого развития они играют роль стимуляторов (способствующих процессам роста и созревания) или, наоборот, стрессоров и депрессоров (задерживающих, даже извращающих эти процессы), а в ряде случаев — катализаторов (ускоряющих действие других факторов, в том числе и физико-химических, на эти процессы) <...>
Весьма важным направлением влияния жизненного пути (биографии) человека на его онтогенетическую эволюцию является все возрастающая индивидуализация этой эволюции. Дело в том, что возрастная изменчивость все более опосредуется индивидуальной изменчивостью. Значение индивидуально-типических особенностей человека увеличивается в средние и поздние фазы человеческой жизни. Характерологические особенности, специальные способности и уровень общей одаренности влияют на то или иное направление развития жизнедеятельности человека и на его свойства (жизнеспособность, работоспособность, трудоспособность). Постоянная умственная деятельность, высокая социальная активность, труд и творчество — факторы, противостоящие инволюционным процессам, регулирующие ход органического развития.
43. Назовите любые четыре фактора органического развития человека, выделенные автором.
44. Как выделенные факторы развития, по мнению автора, могут влиять на человека? Укажите три возможные их роли.
45. Автор различает возрастную и индивидуальную изменчивость растущего человека. Найдите в тексте три авторских примера индивидуальной изменчивости.
46. Опираясь на изученный курс и собственный социальный опыт, приведите по два примера каждого из выделенных автором видов изменчивости.
Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.
Как и активность животных, деятельность представляет собой информационно направленный процесс, предполагающий способность ориентироваться в среде — воспринимать значимые сообщения, перерабатывать их в командные коды поведения, которые вызывают, направляют и контролируют физическую реакцию системы...
Информационное поведение человека определяется сознанием, которое представляет собой высшую форму развития психики животных, обладающих нервной системой, способных ощущать, воспринимать и представлять окружающую действительность...
Сознание человека основано на способности к словесно-логическому, «вербальному» мышлению, которая надстраивается над системой условных и безусловных рефлексов поведения и завершает собой простейшие формы «прологического» — наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
...Любой «ставший» человек в отличие от животного обладает некоторым минимумом абстрактного мышления, позволяющего ему отображать среду путем логических моделей, идеальных образов действий, относительно самостоятельных, независимых от сиюминутных поведенческих ситуаций.
Результатом подобной работы сознания оказывается наличие в человеческой деятельности особого рода целей, отличных от объективных целей адаптивной деятельности животных. Речь идет о сознательных целях деятельности, связанных со способностью человека анализировать ситуацию, т. е. раскрывать неявные, не поддающиеся «живому наблюдению» причинно-следственные связи ее значимых компонентов... Эта способность позволяет людям заранее предвидеть результаты своей деятельности, планировать их, т. е. продумывать наиболее целесообразные в данных условиях способы их достижения.
47. Что, по мысли автора, сближает поведение животных и деятельность человека? Какими отличительными характеристиками автор наделяет сознание (мышление) человека, сравнивая с психикой животных?
48. Как, по мысли автора, изменяется целеполагание под влиянием логического мышления? Приведите две характеристики.
49. Какое из двух понятий — целенаправленность и целесообразность — следует отнести к деятельности человека? Аргументируйте свой ответ, опираясь на данный текст, а также знания из курса обществоведения.
50. Приведите слова текста, в которых отражена связь сознания и речи. Опираясь на знания из курса обществоведения, покажите значение языка для совместной деятельности людей.
Прочитайте текст и выполните задания С1—С4.
Социальные роли — термин, активно используемый как социальной психологией, так и социологией. Он концентрирует внимание на универсальных, всеобщих требованиях, предъявляемых к поведению человека, находящегося в определенной социальной позиции.
Социальный статус и социальная роль представляют собой две стороны одного и того же явления. (...) Статус описывает общество в неподвижности, то есть раскрывает статистическую картину мира. Роль описывает общество в движении, то есть раскрывает динамическую картину мира. (...)
Социальная роль — модель поведения, ориентированная на данный статус. Ее можно определить иначе — как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу. Роль описывает то, как обладатели статусов взаимодействуют друг с другом.
В связке понятий «статус-роль» ведущее место принадлежит первому. Именно поэтому в литературе встречается выражение «статусная роль», но никогда не попадается «ролевой статус».
Термин «роль» позаимствован из театральной сферы, где он призван был подчеркнуть различие между актером и исполняемой партией. Множество известных актеров пробовало себя в роли Гамлета подобно тому, как множество выпускников медицинского института становятся врачами.
Люди не могут вести себя так, как им заблагорассудится. Они подчиняются тому, что все считают правильным для данной роли. В значительной мере поведение ученика предсказуемо, ибо ученик — это определенная роль. То же касается учителя, продавца или государственного деятеля. Все мы знаем, что должны делать эти люди, и не важно, как много индивидуального своеобразия вкладывают они в свою роль. В целом все учителя или продавцы ведут себя сходным образом.
(...) «Весь мир — театр, все люди в нем — актеры, и каждый не одну играет роль», — сказал великий Шекспир. И если рассматривать мир как сцену, то нам действительно приходится играть на этой сцене великое множество ролей. Мы все — сыновья и дочери, мужья и жены, подчиненные и руководители, ораторы и слушатели, пассажиры, зрители, специалисты и т.д. Причем весь этот репертуар живет внутри нас одновременно, и каждая следующая роль включается по мере того, как мы переходим из одной ситуации в другую. В каких-то из этих ролей нам приходится находиться более длительное время, в каких-то — относительно незначительное; с какими-то из ролей мы справляемся без труда, другие едва выносимы для нас.
Люди выполняют в обществе множество социальных ролей. Их отличительная черта заключается в том, что роль отца или учителя остается той же самой, если поменяются люди, выполняющие эти роли. Именно таким способом достигаются предсказуемость и порядок в обществе.
(А.И. Кравченко)
51. На основе текста приведите любое авторское определение социальной роли и
52. Укажите отличительную черту социальной роли.
53. Какие четыре социальных статуса указывает автор? Приведите их, проиллюстрировав их социальную роль конкретными примерами.
54. Автор обращает внимание на то, что весь ролевой репертуар живет в каждом из нас одновременно. Опираясь на знания и социальный опыт, покажите, как одни социальные роли могут вступать в противоречие с другими. Приведите три примера возможных ролевых конфликтов.
55. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мировоззрение»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о типах (видах) мировоззрения, и одно предложение, раскрывающее сущность одного из этих типов.
56. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «деятельность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о целях деятельности, и одно предложение, раскрывающее особенности творческой деятельности.
57. Раскройте на двух примерах теоретическое положение о сущности творческой деятельности.
58. Раскройте на примере изучения любого школьного предмета три основные характеристики учения как вида деятельности.
59. Рассматривая игру как вид деятельности, исследователи характеризуют ее как стихийную, вечно обновляющуюся, изменяющуюся, модернизирующуюся. С опорой на курс обществоведения и социальный опыт приведите три подтверждения изменчивости игры как вида деятельности.
60. Умение эффективно действовать в нестандартной ситуации, находить оптимальное решение задачи не заложено у человека, как у животного, в генетической программе, в инстинктах, а обретается в онтогенезе, в процессе деятельности. Назовите любые два вида деятельности, которые способствуют развитию этого умения. Поясните, как им пользоваться в нестандартных ситуациях.
61. Сравните три ситуации:
1) ураганный ветер валит в лесу деревья,
2) животное подрывает корни дерева, чтобы добраться до плодов,
3) лесорубам дано задание с помощью современной техники расчисть делянку.
К какой из этих ситуаций можно применить понятие «деятельность»? Приведите два аргумента в обоснование своего вывода.
62. Известный психолог, читая студентам лекцию о способностях человека, сказал, что способности не могут возникнуть в отрыве от конкретной деятельности. Объясните этот тезис психолога. Предположите, отрицает ли данный тезис роль природных задатков в развитии способностей человека. Как современные учёные решают вопрос о роли природных и социальных факторов в развитии способностей человека?
63. В процессе подготовки к поступлению в технический вуз старшеклассник использует учебники и пособия, решает множество задач по математике и физике, участвует в олимпиадах. Выделите в данном примере субъект и объект, цели и средства деятельности. К какому виду может быть отнесена данная деятельность? Поясните свой ответ.
64. Ученые наблюдали за чайками, которые защищали от опасности птенцов. Когда в их колонию проникали хищники, взрослые птицы издавали крик, взлетали и атаковали хищника — могли даже ударить его одной или обеими лапами, когда он приближался к гнезду. Можно ли назвать данные действия животных целенаправленными? Опираясь на знание курса, приведите обоснование своего ответа и укажите любое принципиальное отличие описанных действий животных от защиты своих детей человеком.
65. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Деятельность человека». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
66. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Мировоззрение, его виды и формы». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
67. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.
Социальная психология: ««Нас формируют те поступки, которые мы совершаем» (Аристотель).
Социальная психология: «Человек делает то, что он есть, и становится тем, что он делает» (Р. Музиль).
Социальная психология: «Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни» (В. Г. Белинский).