Глава 1. Право на свободу и личную неприкосновенность как право первого поколения прав человека




Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫНАРОДОВ

Юридический институт

Кафедра международного права

 

 

УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой международного права

Д.ю.н., проф. А.Х. Абашидзе

_________________

 

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА

« Защита права на свободу и личную неприкосновенность по международному праву »

 

030900 «Юриспруденция»

квалификация «бакалавр юриспруденции»

 

 

Разработчик Бондарев Денис Игоревич

Государство Россия

Студент группы ЮЮ-403

Студенческий билет № 1032120243

__________________

подпись разработчика

«___» ____________ 2015

 

Научный руководитель

к.ю.н. Ильяшевич М.В.

__________________

подпись научного руководителя

 

 

Москва


СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………………......3

Глава 1. Право на свободу и личную неприкосновенность как право первого поколения прав человека …………………………………………………………….9

1.1 Возникновение и развитие первого поколения прав человека

1.2 Понятие и содержание права на свободу и личную неприкосновенность в международно-правовых актах

Глава 2. Международно-правовые механизмы обеспечения права на свободу и личную неприкосновенность

2.1 Международно-правовые механизмы защиты права на свободу и личную неприкосновенность на универсальном уровне

2.2 Международно-правовые механизмы защиты права на свободу и личную неприкосновенность на региональном уровне

2.3 Международно-правовые аспекты ограничения права на свободу и личную неприкосновенность (здесь обычное ограничение и возможность ограничить во время чрезвычайного положения)

Заключение

Список использованных документов и литературы

 

 

 

 


Введение

Актуальность темы исследования. Что представляют собой личные права и свободы человека? Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо отметить, что становление личных прав человека являлось историческим процессом, представляющим единое целое с появлением и развитием идей о правах и свободах человека и гражданина в целом. Возникновение понятия поколений прав, ознаменовалось сложным и многогранным процессом, на который влияло множество факторов, и, безусловно, данные процессы продолжаются в наши дни.

С установлением первых родоплеменных союзов у древних людей, можно проследить процесс зарождения того, что мы сейчас характеризуем как права и обязанности. Даже в тех далеких от нас временах, на людей возлагались определенные задачи, в зависимости от своего положения в обществе, статуса, они пользовались определенными льготами и правами. Стоит отметить, что одной из главных причин появления идеи прав человека была угроза жизни последнего, агрессивность внешней среды по отношению к нему. Люди были вынуждены объединяться в общины, с целью облегчения собственного выживания и продолжения рода. Все это способствовало постепенному рождению идеи равенства, защиты от насилия, уважительного отношения к старшим членам общества. Те люди, которые не хотели подчиняться общепринятым правилам поведения, жить установками, задаваемыми большинством, изгонялись из общин, подвергались наказаниям. Возникновение и развитие данны идей, во многом «определялось генезисом такой общественной системы, функционирование которой обеспечивается наличием у индивидов гарантированной возможности выбора и социального пространства свободы; системы, в которой выгоднее взаимное соблюдение, чем нарушение того, что называется правами человека»[1].

С постепенным стиранием границ общин, объединением людей в единый социум и созданием первых древних государств, идеи прав человека, эволюционировавшие из родоплеменных отношений, начинали закрепляться в первых нормативных актах, присутствовать в жизни людей, в качестве императивного обычая. Можно сказать, что с уровня теории и идей, права человека постепенно овладевали общественным сознанием и становились предметом законодательного регулирования[2]. Это было обусловлено борьбой людей за свои права, т.к. с появлением первых государств и возникновением четкой стратификации общества, права определенных его слоев умалялись или не предоставлялись им вовсе. Борьба угнетенных слоев общества за свои права, дала мощный толчок развитию и обретению своих первых черт школы естественного права, которая в дальнейшем оказала решающее воздействие на появление последующих поколений прав человека и гражданина, позволила совершить качественный скачок в развитии концепции о правах человека в целом. Так уже в древних государствах Ближнего Востока издавались указы об отмене рабства, свободе религиозных взглядов и расовом равноправии. Концепция прав человека проникала оттуда во многие другие древние государства: Китай, Индию, полисы Древней Греции, Римскую империю. Безусловно, как отмечается разными учеными, множество из данных прав носило лишь ориентировочный, декларативный характер, но в то же время, сложно исключить утверждения, что данные идеи закладывали базисную основу, некий фундамент прав человека и давали импульс к развитию в данном направлении в будущем.

Так, «Античный раб свободнее первобытного дикаря. Средневековый крепостной свободнее античного раба. Буржуазное общество создало условия для формальной свободы всех членов общества. И хотя развитие человечества по пути свободы не было поступательным наращиванием только прогрессивных начал, исторический прогресс пробивает себе дорогу через все случайности и хаотические нагромождения социального развития»[3].

Потребность людей в правах, их неприкосновенности и защите, подтверждают и различные религиозные учения, зарождение которых также связывают с формированием первых людских общностей. Во многом, в эпоху возникновения идей о правах человека, религия, придавала тем, или иным правам, нормам морали, общественным порядкам и институтам, статус узаконенных, вводила критерии оценки правомерности или неправомерности тех, или иных образцов общественной жизни[4]. Священные писания содержали различные положения о равенстве людей от природы, ценности человеческой жизни, ее неприкосновенности. Это формировало общественное самосознание людей, понятия о правах, как о том, что дано свыше, от природы и никем не отчуждаемо.

После коллапса древних цивилизаций, начала эпохи феодализма в Европе, представление о правах человека эволюционировало, изменились многие идеалистические представления о них. Люди начинали концентрировать больше внимания на том, что человек как главный компонент любого государства обладает большим спектром прав, к примеру, на более активное участие в делах государства, свободу выбора национальности и места своего проживания. С началом данной эпохи начинают приниматься многие основополагающие документы, послужившие фундаментом в сфере прав человека и права в целом. Безусловно, стоит упомянуть такие памятники права как: Великая хартия вольностей 1215, Петиция о праве 1628, Декларация независимости Соединенных штатов Америки 1776, Конституция США 1787 и Билль о Правах 1791 дополняющий её, Декларация прав человека и гражданина 1789 и Конституция Франции 1791 г..

Именно в данных документах происходила компиляция идей и мыслей о правах человека, которые существовали на момент их принятия. Во многом они явились отправной точкой в развитии прав человека в последующие века. Так уже в Петиции о праве 1628 г. закреплялись положения о личной неприкосновенности лица, запрете заключения под стражу без вынесения обвинения, указывая на законодательное закрепление многих личных прав человека, ранее только обсуждаемых на уровне теории.

После окончания Второй мировой войны и становления нового миропорядка, международное сообщество совместными усилиями дало новый импульс развитию прав человека, закреплению их на уровне универсальных документов. Но всегда ли закрепление прав в документах, ведет к их беспрекословному исполнению и соблюдению? Этот вопрос я считаю чрезвычайно важным, поскольку каждый из нас является носителем прав, в том числе свободы на передвижение и неприкосновенности и не секрет, что зачастую данные права грубо нарушаются со стороны разных государств, не берутся во внимание при различных обстоятельствах. Исходя из этого, встает закономерный вопрос. Какие механизмы защиты прав человека и гражданина предусматриваются универсальными и региональными документами и реально действуют? Существуют ли обстоятельства, позволяющие отступать или ограничивать те или иные права человека, в частности право на свободу передвижения и личную неприкосновенность как основополагающие личные свободы, и если да, то какие основания для этого необходимы, какие процедуры должны быть соблюдены? Чтобы дать ответ на все поставленные вопросы, необходимо более детально посмотреть на личные права человека, в частности право на свободу передвижения и личную неприкосновенность, как первое поколение прав и свобод человека, через призму их развития, а также идей прав человека в целом. Необходимо проанализировать основополагающие документы, существующие в данной области, оценить какие проблемы возникают при их имплементации и узнать позиции государств и разных специализированных межправительственных организаций по данным вопросам. Подводя итог из вышесказанного, необходимо отметить высокую степень актуальности темы исследования.

Объектом настоящего исследования выступает право на свободу и личную неприкосновенность в международном праве в качестве основополагающих личных прав человека и гражданина.

Предметом исследования являются отношения между субъектами международного права, между физическими лицами и субъектами международного права, возникающие в связи с исполнением, соблюдением права на свободу передвижения и личную неприкосновенность человека, реализацией механизмов защиты данных прав, выполнением рекомендаций данных компетентными органами и организациями в сфере права человека, сотрудничестве государств между собой.

Целью настоящего исследования является проведение комплексного анализа исполнения государствами права человека на свободу передвижения и личную неприкосновенность. Рассмотрение различных механизмом защиты данного вида прав, а также обстоятельств, делающих законными ограничения и отступления от них.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд научных задач:

1. исследовать появления и развитие концепции о правах и свободах человека и гражданина, в частности права на свободу передвижения и личную неприкосновенность по международному праву.

2. раскрыть правовую природу права на свободу передвижения и личную неприкосновенность в международном праве, рассмотреть основные международно-правовые документы, гарантирующие данные права.

3. исследовать механизмы защиты прав человека на свободу передвижения и личную неприкосновенность на универсальном и региональном уровне.

4. определить основные существующие проблемы, препятствующие реализации и исполнения государствами права на свободу передвижения и личную неприкосновенность в международном праве.

5. рассмотреть практику и рекомендации государствам Комитета по правам человека и Рабочей группы ООН по произвольным задержаниям, в сфере исполнения права человека на свободу передвижения и личную неприкосновенность.

Степень научной разработанности темы исследования. В ходе подготовки работы бакалавра, анализа, существующего по данной тематике материала, были использованы труды таких отечественных и зарубежных ученых, как: Абашидзе А.Х., Ананидзе Ф.Р. Блищенко И.П., Вылегжанин А.Н., Грушкин Д.В., Колосов Ю.М., Кузнецов В.И., Копылов М.Н., Карташкин В.А., Стародубцев Г.С., и другие. Среди зарубежных ученых следует указать: Маланчук П.,

Структура исследования определяется поставленными целями и задачами и полностью им соответствует. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных документов и литературы.

 

 

Глава 1. Право на свободу и личную неприкосновенность как право первого поколения прав человека



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: