Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫНАРОДОВ
Юридический институт
Кафедра международного права
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой международного права
Д.ю.н., проф. А.Х. Абашидзе
_________________
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА
« Защита права на свободу и личную неприкосновенность по международному праву »
030900 «Юриспруденция»
квалификация «бакалавр юриспруденции»
Разработчик Бондарев Денис Игоревич
Государство Россия
Студент группы ЮЮ-403
Студенческий билет № 1032120243
__________________
подпись разработчика
«___» ____________ 2015
Научный руководитель
к.ю.н. Ильяшевич М.В.
__________________
подпись научного руководителя
Москва
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………………......3
Глава 1. Право на свободу и личную неприкосновенность как право первого поколения прав человека …………………………………………………………….9
1.1 Возникновение и развитие первого поколения прав человека
1.2 Понятие и содержание права на свободу и личную неприкосновенность в международно-правовых актах
Глава 2. Международно-правовые механизмы обеспечения права на свободу и личную неприкосновенность
2.1 Международно-правовые механизмы защиты права на свободу и личную неприкосновенность на универсальном уровне
2.2 Международно-правовые механизмы защиты права на свободу и личную неприкосновенность на региональном уровне
2.3 Международно-правовые аспекты ограничения права на свободу и личную неприкосновенность (здесь обычное ограничение и возможность ограничить во время чрезвычайного положения)
Заключение
Список использованных документов и литературы
Введение
Актуальность темы исследования. Что представляют собой личные права и свободы человека? Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо отметить, что становление личных прав человека являлось историческим процессом, представляющим единое целое с появлением и развитием идей о правах и свободах человека и гражданина в целом. Возникновение понятия поколений прав, ознаменовалось сложным и многогранным процессом, на который влияло множество факторов, и, безусловно, данные процессы продолжаются в наши дни.
С установлением первых родоплеменных союзов у древних людей, можно проследить процесс зарождения того, что мы сейчас характеризуем как права и обязанности. Даже в тех далеких от нас временах, на людей возлагались определенные задачи, в зависимости от своего положения в обществе, статуса, они пользовались определенными льготами и правами. Стоит отметить, что одной из главных причин появления идеи прав человека была угроза жизни последнего, агрессивность внешней среды по отношению к нему. Люди были вынуждены объединяться в общины, с целью облегчения собственного выживания и продолжения рода. Все это способствовало постепенному рождению идеи равенства, защиты от насилия, уважительного отношения к старшим членам общества. Те люди, которые не хотели подчиняться общепринятым правилам поведения, жить установками, задаваемыми большинством, изгонялись из общин, подвергались наказаниям. Возникновение и развитие данны идей, во многом «определялось генезисом такой общественной системы, функционирование которой обеспечивается наличием у индивидов гарантированной возможности выбора и социального пространства свободы; системы, в которой выгоднее взаимное соблюдение, чем нарушение того, что называется правами человека»[1].
С постепенным стиранием границ общин, объединением людей в единый социум и созданием первых древних государств, идеи прав человека, эволюционировавшие из родоплеменных отношений, начинали закрепляться в первых нормативных актах, присутствовать в жизни людей, в качестве императивного обычая. Можно сказать, что с уровня теории и идей, права человека постепенно овладевали общественным сознанием и становились предметом законодательного регулирования[2]. Это было обусловлено борьбой людей за свои права, т.к. с появлением первых государств и возникновением четкой стратификации общества, права определенных его слоев умалялись или не предоставлялись им вовсе. Борьба угнетенных слоев общества за свои права, дала мощный толчок развитию и обретению своих первых черт школы естественного права, которая в дальнейшем оказала решающее воздействие на появление последующих поколений прав человека и гражданина, позволила совершить качественный скачок в развитии концепции о правах человека в целом. Так уже в древних государствах Ближнего Востока издавались указы об отмене рабства, свободе религиозных взглядов и расовом равноправии. Концепция прав человека проникала оттуда во многие другие древние государства: Китай, Индию, полисы Древней Греции, Римскую империю. Безусловно, как отмечается разными учеными, множество из данных прав носило лишь ориентировочный, декларативный характер, но в то же время, сложно исключить утверждения, что данные идеи закладывали базисную основу, некий фундамент прав человека и давали импульс к развитию в данном направлении в будущем.
Так, «Античный раб свободнее первобытного дикаря. Средневековый крепостной свободнее античного раба. Буржуазное общество создало условия для формальной свободы всех членов общества. И хотя развитие человечества по пути свободы не было поступательным наращиванием только прогрессивных начал, исторический прогресс пробивает себе дорогу через все случайности и хаотические нагромождения социального развития»[3].
Потребность людей в правах, их неприкосновенности и защите, подтверждают и различные религиозные учения, зарождение которых также связывают с формированием первых людских общностей. Во многом, в эпоху возникновения идей о правах человека, религия, придавала тем, или иным правам, нормам морали, общественным порядкам и институтам, статус узаконенных, вводила критерии оценки правомерности или неправомерности тех, или иных образцов общественной жизни[4]. Священные писания содержали различные положения о равенстве людей от природы, ценности человеческой жизни, ее неприкосновенности. Это формировало общественное самосознание людей, понятия о правах, как о том, что дано свыше, от природы и никем не отчуждаемо.
После коллапса древних цивилизаций, начала эпохи феодализма в Европе, представление о правах человека эволюционировало, изменились многие идеалистические представления о них. Люди начинали концентрировать больше внимания на том, что человек как главный компонент любого государства обладает большим спектром прав, к примеру, на более активное участие в делах государства, свободу выбора национальности и места своего проживания. С началом данной эпохи начинают приниматься многие основополагающие документы, послужившие фундаментом в сфере прав человека и права в целом. Безусловно, стоит упомянуть такие памятники права как: Великая хартия вольностей 1215, Петиция о праве 1628, Декларация независимости Соединенных штатов Америки 1776, Конституция США 1787 и Билль о Правах 1791 дополняющий её, Декларация прав человека и гражданина 1789 и Конституция Франции 1791 г..
Именно в данных документах происходила компиляция идей и мыслей о правах человека, которые существовали на момент их принятия. Во многом они явились отправной точкой в развитии прав человека в последующие века. Так уже в Петиции о праве 1628 г. закреплялись положения о личной неприкосновенности лица, запрете заключения под стражу без вынесения обвинения, указывая на законодательное закрепление многих личных прав человека, ранее только обсуждаемых на уровне теории.
После окончания Второй мировой войны и становления нового миропорядка, международное сообщество совместными усилиями дало новый импульс развитию прав человека, закреплению их на уровне универсальных документов. Но всегда ли закрепление прав в документах, ведет к их беспрекословному исполнению и соблюдению? Этот вопрос я считаю чрезвычайно важным, поскольку каждый из нас является носителем прав, в том числе свободы на передвижение и неприкосновенности и не секрет, что зачастую данные права грубо нарушаются со стороны разных государств, не берутся во внимание при различных обстоятельствах. Исходя из этого, встает закономерный вопрос. Какие механизмы защиты прав человека и гражданина предусматриваются универсальными и региональными документами и реально действуют? Существуют ли обстоятельства, позволяющие отступать или ограничивать те или иные права человека, в частности право на свободу передвижения и личную неприкосновенность как основополагающие личные свободы, и если да, то какие основания для этого необходимы, какие процедуры должны быть соблюдены? Чтобы дать ответ на все поставленные вопросы, необходимо более детально посмотреть на личные права человека, в частности право на свободу передвижения и личную неприкосновенность, как первое поколение прав и свобод человека, через призму их развития, а также идей прав человека в целом. Необходимо проанализировать основополагающие документы, существующие в данной области, оценить какие проблемы возникают при их имплементации и узнать позиции государств и разных специализированных межправительственных организаций по данным вопросам. Подводя итог из вышесказанного, необходимо отметить высокую степень актуальности темы исследования.
Объектом настоящего исследования выступает право на свободу и личную неприкосновенность в международном праве в качестве основополагающих личных прав человека и гражданина.
Предметом исследования являются отношения между субъектами международного права, между физическими лицами и субъектами международного права, возникающие в связи с исполнением, соблюдением права на свободу передвижения и личную неприкосновенность человека, реализацией механизмов защиты данных прав, выполнением рекомендаций данных компетентными органами и организациями в сфере права человека, сотрудничестве государств между собой.
Целью настоящего исследования является проведение комплексного анализа исполнения государствами права человека на свободу передвижения и личную неприкосновенность. Рассмотрение различных механизмом защиты данного вида прав, а также обстоятельств, делающих законными ограничения и отступления от них.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд научных задач:
1. исследовать появления и развитие концепции о правах и свободах человека и гражданина, в частности права на свободу передвижения и личную неприкосновенность по международному праву.
2. раскрыть правовую природу права на свободу передвижения и личную неприкосновенность в международном праве, рассмотреть основные международно-правовые документы, гарантирующие данные права.
3. исследовать механизмы защиты прав человека на свободу передвижения и личную неприкосновенность на универсальном и региональном уровне.
4. определить основные существующие проблемы, препятствующие реализации и исполнения государствами права на свободу передвижения и личную неприкосновенность в международном праве.
5. рассмотреть практику и рекомендации государствам Комитета по правам человека и Рабочей группы ООН по произвольным задержаниям, в сфере исполнения права человека на свободу передвижения и личную неприкосновенность.
Степень научной разработанности темы исследования. В ходе подготовки работы бакалавра, анализа, существующего по данной тематике материала, были использованы труды таких отечественных и зарубежных ученых, как: Абашидзе А.Х., Ананидзе Ф.Р. Блищенко И.П., Вылегжанин А.Н., Грушкин Д.В., Колосов Ю.М., Кузнецов В.И., Копылов М.Н., Карташкин В.А., Стародубцев Г.С., и другие. Среди зарубежных ученых следует указать: Маланчук П.,
Структура исследования определяется поставленными целями и задачами и полностью им соответствует. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных документов и литературы.
Глава 1. Право на свободу и личную неприкосновенность как право первого поколения прав человека