ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ
Класс
Разработчики: Савкина Наталья Николаевна
Рожнова Людмила Владимировна
г. Екатеринбург
2017г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ
КЛАСС
Комплект рабочих программ, разработанный для обучения обучающихся с ЗПР 3 класса, составлен на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, от 19 декабря 2014 г. № 1598; адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития ГКОУ СО «Екатеринбургская школа – интернат№9» (вариант 7.2).
Цель реализации рабочих программ по учебным предметам: обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Рабочие программы направлены на решение следующих задач образования обучающихся с ЗПР:
- формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое);
- охрана и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;
- формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
- достижение планируемых результатов освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;
- создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм получения образования обучающимися с ЗПР с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей;
- формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и особых образовательных потребностей разных групп обучающихся.
В основу рабочих программ заложены дифференцированный и деятельностный подходы.Применение дифференцированного подхода предполагает учет особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования и предоставляет обучающимся возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся с ЗПР, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
Все рабочие программы учитывают не только общие, но и специфические образовательные потребности обучающихся с ЗПР и конкретизируют их в соответствующих разделах пояснительных записок, в определении содержания образования, в календарно-тематическом планировании и планируемых результатах.
Придание результатам образования социально и личностно значимого характера определяется вниманием к формированию жизненных компетенций обучающихся с ЗПР. Все программы учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области соотнесены с критериальными показателями развития сферы жизненной компетенции.
Прочность усвоения обучающимися с ЗПР знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения определяется увеличенными часами на изучение сложных для понимания тем, межпредметными связями, предполагающими неоднократное обращение к изучаемому предметному материалу на уроках и во внеурочной деятельности.
Задержка психического развития (ЗПР) – нарушение нормального темпа психического развития, проявляющееся в замедленном темпе созревания познавательной и эмоционально-волевой сферы. Для обучающихся с ЗПР характерны следующие психологические особенности:
- быстрая утомляемость при интеллектуальной нагрузке;
- низкий уровень работоспособности;
- замедленная включаемость в работу;
- замедленное развитие активных форм деятельности.
С учётом этих особенностей педагогам рекомендуется:
- четкое деление на этапы урока, логическая связь этапов;
- подача нового материала небольшими дозами; постоянное повторение в различных вариантах.
При определении методик обучения особое внимание уделяется повышению уровня интеллектуального развития обучающихся с ЗПР. Характерной особенностью учебно-воспитательного процесса в этих классах является не пассивное приспособление к слабым сторонам психики обучающегося с ЗПР, а принцип активного воздействия на их умственное развитие в целях максимального использования потенциальных возможностей каждого.
В целях успешного решения задач обучения в этих классах активно используются организационно-педагогические технологии:
1) сочетание индивидуальной и дифференцированной работы с обучающимися с ЗПР на уроке и коррекционном занятии, с целью устранения причин, вызывающих трудность в обучении, оказание индивидуальной помощи обучающимся с ЗПР;
2) информационно - коммуникационная технология в целях развития коммуникативной культуры, развития речи, памяти и т.д.
3) из предметных технологий используются игровая технология, метод проектов и т.д. для развития познавательных интересов обучающихся с ЗПР в соответствии с возрастными особенностями.
Формы контроля:
- текущее оценивание;
- тематическое оценивание;
- индивидуальные задания;
- учет личных достижений обучающихся с ЗПР.
С целью достижения планируемых результатов освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР используются:
- формы организации учебного процесса: работа в группах и в парах, проектная работа, дидактические игры, дифференциация процесса.
- Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-репродуктивный, проблемно-ситуативный, рассказ, объяснение, беседа и др.
- Формы определения уровня развития УУД обучающихся с ЗПР: рефлексия работы, самооценка, проекты, тесты, и др.
В разработанный комплект включено 12 рабочих программ:
- 9 по учебным предметам:
Русский язык (170 часов)
Литературное чтение (134 часа)
Математика (134 часа)
Окружающий мир (68 часов)
Изобразительное искусство (34 часа)
Технология (68 часов)
Музыка (34 часа)
Физкультура (102часа)
Английский язык (68часов)
- 3 курса коррекционно-развивающей области:
Ритмика (34 часа)
Психокоррекционные занятия (34 часа)
Логопедические занятия (68 часов)
Структура примерной рабочей программы
Учебного предмета
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета с описанием процедур итоговой и промежуточной аттестации (включая примеры контрольно-оценочных материалов и критерии оценки).
2. Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, а также с определением основных видов деятельности обучающихся на уроке.
Пояснительная записка содержит раздел планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные), отражающие формирование жизненных компетенций обучающихся с ЗПР. Предметные результаты соответствуют задачам на каждый год обучения.
Далее в разделе пояснительной записки включены: критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся с ЗПР разработаны в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ЗПР, с учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и ориентированы на выявление и оценку образовательных достижений обучающихся с ЗПР, а так же даныпримеры контрольно-оценочных материалов.
В следующем разделе пояснительной записки приводится основное содержание предмета (курса).
Важнейшим разделом всех рабочих программ является календарно-тематическое планирование (КТП). Оно приведено с выделением часов на четверть и на раздел. Учебный материал в КТП соотнесен с соответствующими учебниками.