Рекомендации к развитию речи у детей




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 53 «РУСАЛОЧКА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

_______________________________________________________________________

РК, г. Симферополь, ул. Сельвинского, 71, т. 57-50-98

 

 

Консультация для родителей

Игротека «Острова развития речи»

 

 

Подготовила:

Учитель – логопед Семенова Н.В.

 

 

Симферополь, 2022г

Уважаемые родители!

Правильная речь у ребенка — важная составляющая гармоничного развития его личности. Она является основой для овладения коммуникационными навыками и грамотой.

Предлагаю Вашему вниманию игры, которые помогут Вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, активизировать речь. Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи, они не требуют много времени, в них можно играть в выходные дни, в будние дни по вечерам, по дороге домой из школы, на прогулках.

Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре.

Хочу поделиться своим опытом работы с детьми и предложить некоторые игры, в которые мы играем в детском саду и в которые советую играть дома.

 

 

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫДОМА!

Новое слово

Один игрок называет слово, другой изменяет в нем одну букву так, чтобы получилось новое слово. Например: соль — моль. Можно продолжить цепочку: толь — топь и т. д. Подбирайте легко изменяемые слова, в случае затруднения помогайте ребенку.
Игра развивает речь, фонетический слух, логическое мышление, внимание.

 

Могу увидеть

Предложите ребенку отправиться в путешествие, воображаемое, конечно. Например, в морской круиз. А чтобы путешествие было интересным, поочередно загадывайте предметы, которые можно увидеть, плавая на корабле: лодка, морские волны, спасательный круг и т. д. Отгадывающий задает наводящие вопросы, на которые можно отвечать словами «да» или «нет». Для каждого вида путешествия свой набор объектов. Так, из окна автомобиля можно увидеть шоссе, дорожные знаки, светофоры и т. д. На поезде — рельсы, перрон, семафор и т. п.
Игра способствует развитию воображения, памяти, логического мышления.

 

Репортер

Предложите ребенку стать телерепортером и сделать телерепортаж или интервью. Обсудите, кого и о чем он хотел бы расспросить, что рассказать. Обдумайте все детали и приступайте к работе. Чтобы все было «по-настоящему», дайте малышу включенный микрофон, пусть он освоится с ним, скажет несколько слов, переборет свое стеснение. Станьте первым интервьюированным, в дальнейшем подключайте к игре родственников и знакомых. Обсуждайте самые разные вопросы и события.
Таким образом у ребенка совершенствуется речь, дикция, развивается логическое мышление и снимается эмоциональное напряжение.

 

Самое главное

Один из игроков перечисляет признаки и свойства какого-либо предмета, другой участник должен выбрать несколько самых главных, отмечающих то, без чего объект не может существовать. Например, река: вода, берег, рыба, водоросли, песок и т. п. Учите ребенка рассуждать: «Может ли быть река без воды? Нет. Значит, “вода” — одно из самых главных слов».
Рассмотрите подобным образом различные категории:
Город: многоэтажные дома, шоссе, автомобили, магазины, асфальт.
Школа: учителя, парты, доска и т. п.
Играя, ребенок учится рассуждать, отделять главное от второстепенного, овладевает навыками развитой речи.

 

Один — много

Бросая ребенку мяч, называйте любой предмет в единственном числе. Малыш возвращает мяч, называя форму множественного числа, например: дерево — деревья, сапог — сапоги и т. п.

 

Составь предложение

Пусть ребенок составит предложение из данных вами слов. На первых занятиях количество слов не должно быть больше трех, например: берег, дом, белый — «на берегу реки стоит дом с белой крышей» или «зимой крыши домов и реки становятся белыми от снега» и т. п. Поясните ребенку, что форму слов можно изменять, т. е. употреблять их во множественном числе, менять окончания.

 

Отгадай по описанию

Предложите ребенку отгадать предмет, который вы загадали по описанию его признаков, например: круглый, гладкий, резиновый, отскакивающий от земли (мяч). Или: круглый, гладкий, сладкий, внутри красный, снаружи зеленый (арбуз) и т. п. Попросите ребенка загадать и описать свой предмет.

 

Отгадай по действию

Как и в предыдущей игре, вы загадываете что-либо, но описываете не признаки, а действия, которые производит объект, например: «Ездит по дороге, перевозит пассажиров, останавливается на остановках, заправляется бензином (автобус). Работает в больнице или в поликлинике, лечит больных, носит белый халат (врач) и т. п. Поменяйтесь ролями — ребенок загадывает и описывает, вы отгадываете.

 

 

Противоположности

Предложите ребенку поочередно придумывать пары слов-противоположностей. За каждую придуманную пару выдается фишка. Выигрывает тот, у кого наберется больше фишек в конце игры. В первой части игры составляются пары: имена существительные, затем — прилагательные, глаголы и наречия (огонь — вода, умный — глупый, закрыть — открыть, высоко — низко).

 

Хорошо и плохо

Предложите ребенку выявлять плохие и хорошие черты у героев сказок. Например: сказка «Кот, петух и лиса». Петух будил кота на работу, делал уборку дома, готовил обед — это хорошо. Но он не слушался кота и выглядывал в окно, когда лиса его звала — это плохо. Или «Кот в сапогах»: кот хотел помочь своему хозяину — это хорошо, но для этого он всех обманывал — это плохо.

 

Противоречия

Предложите ребенку найти признаки одного предмета, противоречащие друг другу. Например: книга — темная и белая одновременно (обложка и листы), утюг — горячий и холодный и т. п. Прочитайте стихотворение.

 

Учимся рифмовать

Перечислите несколько слов, в их число должны входить рифмующиеся слова, например: дом, лес, сачок, жучок, диван, конь, огонь и т. п. Поинтересуйтесь у ребенка, не услышал ли он слов, похожих друг на друга? Объясните, что такие слова называются рифмами. Предложите поиграть в игру: малыш говорит слово, а вы придумывайте рифму, затем поменяйтесь ролями. Примеры приведены ниже.
Ночь — дочь, солнце — оконце, улица — курица и т. п.
Попробуйте вместе придумывать рифмованные строчки: вы придумываете начало, делая паузу перед последним словом.
Маленький мальчик скачет, как... (зайчик).
Как у нашей елки зеленые... (иголки).
Маленькая мышка не читает... (книжки) и т. п.

 

Спрятанный звук

Разложите перед ребенком несколько картинок с изображениями одиночных предметов. Расскажите, что на одном из этих рисунков спрятался звук, который нужно найти. Предложите малышу показать картинку, где спрятался, например, звук «А» (на одном из рисунков может быть изображен арбуз). Проговорив слово, выясните, в какой его части спрятался звук — начало, середина, конец. Попросите ребенка придумать такое слово, где звук «А» прячется в середине и т. п.

 

 

Волшебные слова

Расскажите историю: «Пришел как-то большой дом к волшебнику и попросил, чтобы тот превратил его в маленький. Волшебник предложил сломать дом и построить из остатков дом поменьше. Но дом не захотел, чтобы его ломали. Думал-думал волшебник и придумал. Он подарил дому две буквы, которые сделали его маленьким. Как ты думаешь, какие это были буквы?»
Вместе с ребенком «додумайтесь»: чтобы дом уменьшился, надо прибавить к его названию суффикс - ик: дом — домик.
Попробуйте «уменьшать» другие предметы. Предложите малышу с помощью букв увеличить что-либо: дом — домище, хвост — хвостище и т. п.

 

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. И, конечно, своими открытиями очень хочется поделиться, особенно с теми, кого любишь больше всех. Но, к сожалению, папа очень занят на работе, а у мамы столько хлопот по дому, что совсем не остается времени на свое чадо. И все необходимо находить время и возможность для того, чтобы пообщаться с ребенком, поиграть с ним и чему – то научить.

Рекомендации к развитию речи у детей

 

1. Старайтесь больше читать малышу. Необязательно выбирать для этого длинные сказки. Можно ограничиться маленькими стишками и загадками.

2. Ограничьте просмотр телевизора ребенком до минимума.

3. Всегда при ребёнке называйте предмет или действие. Например, телевизор – разговаривает, птички – поют, собака ест и т.д. так же перед тем как пойдёте гулять, обязательно говорите, что будете делать во время прогулки.

4. Смотрите картинки в книжках и вместе изучайте их, комментируя: кошка сидит, солнышко светит, цветы растут.

5. При играх с малышом всегда говорите что делаете. Например: вот я беру один кружок от пирамидки и одеваю на основу, теперь я возьму другой и одену поверх первого и т.д. можно при этом называть какого цвета кружки.

6. Изучайте игрушки. Например, вы спрятали что-то,а потом предложите крохе поискать вместе с вами.

7. Займитесь с ребёнком играми, которые помогут развить моторику. Например, лепите фигурки из пластилина, делайте аппликации и т. д.

8. Во время обучения ребёнка разговаривать уделяйте ему больше своего свободного времени и используйте для обучения игры. Чем больше вы будете разговаривать с ребенком, тем быстрее он заговорит.

 

 

Уважаемые родители!

Заполните, пожалуйста, анкету, которая поможет логопеду лучше узнать Вашего ребенка и спланировать работу с учетом его индивидуальных особенностей.

1.Фамилия, имя ребенка_____________________________________________
2. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад.) _____________________________________________

3. Есть ли у вашего ребёнка дефекты звукопроизношения?________________

4. Обращались ли вы за помощью к логопеду?___________________________

5. Кто из членов семьи больше уделяет внимания ребенку и как занимается с ним?_____________________________________________

6. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) Какую?______________________________________________________

7. Что беспокоит вас в речевом развитии ребенка? __________________________________________________________________

8.Как оцениваете речь вашего ребенка в целом? (неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошая). __________________________________________

9. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.)


10.Правильно использует в разговоре местоимения «я», «ты», «он», «она»?

__________________________________________________________________

11.В речи допускает грамматические ошибки (Например: длинные уХи, много стулОВ, моЯ яблоко).­­­__________________________________________

12. Задает ли ребенок вопросы, начинающиеся словами «кто», «как», «сколько»?

13. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) __________________________________________________________________

14. Играете ли вы вместе со своим ребенком? Какие игры для развития речи есть у вас дома?____________________________________________________

15. Какие вопросы по речевому развитию детей вы хотели обсудить с логопедом? __________________________________________________________________

16. Готовы ли вы сотрудничать с педагогами детского сада по вопросам развития речи ребёнка?___________________________________________

17. Консультацию, какого специалиста вы хотели бы получить: логопеда, воспитателя, психолога___________________________________________

18.Какие ещё вопросы по проблеме речевого развития ребёнка вас интересуют.________________________________________________________

19.Ваши замечания, предложения, пожелания _________________________

Спасибо!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: